27 июля – 22 августа 2012 г.
I. МАРШРУТ
Съездив в Норвегию летом 2009 года, нам с женой Ириной, конечно, захотелось побывать там еще раз, тем более что мы были только в северной ее части – на Нордкапе, в Тромсе и на Лофотенских островах. После изучения многочисленных отчетов в интернете, был составлен собственный план маршрута по центральной Норвегии и региону фьордов. Решено было ехать с севера на юг страны от Нарвика, в котором мы закончили предыдущее путешествие по Норвегии.
Добираться из Москвы до Нарвика на своей машине предстояло, естественно, по России через Финляндию и Швецию. Маршрут до финской границы мы наметили не совсем стандартный, так как порядком надоело кататься в сторону Питера по трассе М10. Запланировали проехать несколько севернее и заодно посмотреть города, в которых еще не бывали. Маршрут длиннее и медленнее, но зато интереснее, по крайней мере, для нас. К тому же интенсивность и напряженность движения здесь в разы меньше.
В Финляндии и северной Швеции наметили для себя посещение нескольких интересных мест, которые пропустили в прошлый раз.
После Норвегии мы должны были приехать в южную Швецию, а отсюда совсем недалеко и до интересной нам Дании. Ну а если оказались в Дании, то потом можно прокатиться по городам Германии и через Польшу и Беларусь вернуться домой.
Маршрут путешествия получился вот таким, и с учетом небольших поправок по ходу движения, был полностью выполнен. По сути дела это маршрут вокруг Балтийского моря против часовой стрелки.
РОССИЯ – ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ –
НОРВЕГИЯ – ШВЕЦИЯ – ДАНИЯ – ГЕРМАНИЯ –
ПОЛЬША – БЕЛАРУСЬ – РОССИЯ
РОССИЯ
Москва – Сергиев Посад – Калязин – Кашин – Бежецк –
Красный Холм – Сандово – Устюжна – Пикалево – Тихвин –
Шлиссельбург – Коккорево – Осиновец – Приозерск –
Каменногорск - Светогорск
ФИНЛЯНДИЯ
Иматра – Керимяки – Савонлинна –
Ювяскюля – Оулу – Торнио
СЕВЕРНАЯ ШВЕЦИЯ
Хапаранда – Скрован - Елливаре -
Юккасъярви - Кируна - Абиско
СЕВЕРНАЯ НОРВЕГИЯ
Нарвик – Буде – Сальстраумен – Му-и-Рана
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НОРВЕГИЯ
Тронхейм
ЗАПАДНАЯ НОРВЕГИЯ
Кристиансунн – Мольде – Олесунн – Ондалснес –
Гейрангер – Далснибба – Гротли – Стрин – Бриксдаль –
Скей – Лаердаль – Аурланд – Восс – Берген – Ставангер –
Прейкестолен – Одда
ВОСТОЧНАЯ НОРВЕГИЯ
Гейло – Дагали – Конгсберг – Осло
ЮЖНАЯ ШВЕЦИЯ
Карлстад – Стокгольм – Гётеборг – Хельсингборг
ДАНИЯ
Хельсингёр – Кронборг – Копенгаген – Оденсе
ГЕРМАНИЯ
Любек – Гамбург – Бремен – Ганновер –
Берлин – Франкфурт-на-Одере
ПОЛЬША
Слубице – Познань – Варшава – Тересполь
БЕЛАРУСЬ
Брест – Минск – Орша
РОССИЯ
Ермаки – Вязьма – Москва
II. ВИЗЫ И СТРАХОВКА
Мы до самого последнего момента тянули с подачей документов на получение виз, так как надеялись, что в путешествие поедем как всегда вместе. Но в этом году Ирине, как она не старалась, не дали отпуск на работе в августе. А к путешествию все практически готово. Решаем, что раз сложилась такая ситуация, путешествовать на этот раз поеду я один.
В третий раз подряд делаю финскую визу. Только на этот раз не в самом Посольстве в Кропоткинском переулке, куда теперь можно попасть только по предварительной записи, а в Визовом центре на Каланчевской улице, куда подаются документы и в порядке общей очереди. Но в центре приходиться дополнительно оплачивать сервисный сбор в размере 21 евро. Получение визы прошло совершенно без проблем. Через неделю после подачи документов получаю месячный финский шенген.
Здесь же, у визового центра покупаю медицинскую страховку на месяц, а «зеленую карту» приобретаю через службу клубного страхования mazda6.ru.
III. КАРТЫ И НАВИГАЦИЯ
В таком большом и длительном путешествии на автомобиле по незнакомым странам без карт и навигации обойтись очень сложно. Поэтому с собой в путешествие я взял атлас автомобильных дорог Европы и подробную карту Норвегии, по которым можно было проследить общую стратегию движения.
Навигационных систем у меня оказалось несколько, которыми я пользовался по очереди, а иногда и одновременно. Всем навигаторам для простоты обращения я дал имена собственные:
1. Автоспутник (Степан или Степаша) – самая первая навигационная система, которая появилась у нас. Установлена на отдельном большом навигаторе, на который больше поставить ничего нельзя. Можно использовать как Автоспутник-3, так и Автоспутник-5. Простая и надежная система, но имеется только карта России, которой не хватает подробности. Включал пару раз вместе с другими навигаторами, когда ехал по России.
2. IGO8 (Гоша или Айгоша) – установлена на стареньком смартфоне Qtek. В представлении, я думаю, не нуждается, так как считается одной из лучших навигационных систем по Европе. Перед поездкой я еще и обновил карту в Навицентре. В путешествии в основном больше всего я использовал именно эту систему.
3. Навител (Витек или Витюша) – установил на новый смартфон Samsung Note. Навителу нет равных по подробности карты России, но он порой может проложить маршрут такими закоулками, из которых потом трудно выехать. Прежде чем ехать по маршруту, предложенному Навителом, надо его внимательно посмотреть. Использовался только по России.
4. Прогород (Прохор или Проша) – также установил на Samsung Note. Отличная навигационная система, которой я остался очень доволен. Грамотно и по делу прокладывает маршрут. Удивило то, что знает много лежачих полицейских, причем в самых отдаленных местах. Использовался в России по очереди с Навителом.
5. Sygic (Сережик или Сережа) – эта навигация была установлена на Samsung Note перед самым отъездом и зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Практически Sygic ни в чем не уступал IGO8, а по графике, может быть, выглядел даже лучше. Использовался в Европе по очереди или совместно с IGO8.
В общем, проблем с навигацией в Европе я не испытывал. В большинстве случаев конечной точкой маршрута в крупном городе я выбирал информационный туристический центр, который, как правило, находится в центре города. По приезду оставлял машину примерно за пару километров до центра на тихой улице, где можно было бесплатно припарковаться, а дальше отправлялся пешком осматривать город.
IV. ПУТЕВОДИТЕЛИ
Путеводителей в моем распоряжении было несколько. Во-первых, это путеводители серии «Вокруг света» - Финляндия и Скандинавия, которые были приобретены еще к первой поездке.
Во-вторых, путеводители серии «Полиглот» - Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания, которые подверглись тщательному изучению уже к этой поездке.
В третьих, перед путешествием я посетил туристические центры Швеции и Норвегии в Москве, где взял буклеты и путеводители на 2012 год.
Этого оказалось вполне достаточно, чтобы спокойно проехать по разработанному маршруту и посмотреть основные достопримечательности.
V. СНАРЯЖЕНИЕ
В автопутешествии на своем автомобиле главным снаряжением является, конечно, сам автомобиль. Наша Mazda6, хетчбек, это прежде всего городской автомобиль, но и путешествовать на нем можно вполне комфортно. В путешествии хетчбек удобен тем, что можно сложить задние сиденья и уложить позади полноразмерный матрас с постелью для ночлега в машине. Получаются два отличных спальных места, которые практически ничем не отличаются от спальных мест на кровати в гостинице.
Также в снаряжение вошли палатка, туристические коврики, складные столик и стульчики, автохолодильник, канистра с бензином, газовая плитка с пятилитровым баллоном, набор посуды, термос, фотоаппарат, ноутбук, видеорегистратор, телефоны, зарядные устройства, зонт и личные вещи.
В машину вместо докатки я положил полноразмерное запасное колесо, насос, аптечку и все необходимые инструменты.
VI. КАРТОЧКИ И ДЕНЬГИ
Основная часть денег была положена на две карточки, одна в евро, другая в рублях. Расплачиваться карточкой очень удобно в Швеции, Норвегии и Дании, поскольку нет необходимости менять евро на их кроны. Да и в других странах в большинстве случаев использовались карточки.
Другая и меньшая часть средств была в наличности, и также в рублях и евро. В общей сложности у меня было с собой три тысячи евро, что с большим запасом хватило на такое путешествие на одного человека.
VII. ПИТАНИЕ
Большая часть продуктов питания была закуплена дома. Это разного вида крупы, картофель, хлеб и овощи на первое время, консервы, тушенка, сгущенка, чай и кофе, соки, мед и варенье, конфеты и печенье. В автохолодильнике хранились в основном колбаса, сыр и салаты.
На выезде из Финляндии закупил продуктов в супермаркете, в основном хлеб, овощи, колбасу и сыр. В Норвегии, где практически все несколько дороже, покупал только рыбу. На протяжении всего путешествия еду готовил сам на газовой плитке, только несколько раз я обедал в кафе. Очень полезным в поездке оказался термос, который держал горячим чай или кофе около суток.
VIII. ПРОЖИВАНИЕ
Поскольку «гостиница на колесах» и палатка были всегда при мне, ночевать я останавливался либо самостоятельно в палатке на природе, если позволяли условия, либо в машине в кемпинге. Причем в сам кемпинг я не заезжал, а останавливался на стоянке перед ним, которая всегда бесплатная. В большинстве кемпингов бытовые помещения всегда открыты, куда можно спокойно зайти и принять душ, покушать, посмотреть телевизор. Пару раз я останавливался на ночлег в машине на заправке и на площадке для отдыха.
IX. ПОГОДА
В целом, я считаю, что погода в течение всего путешествия была довольно благоприятной. В начале путешествия было солнечно, сухо и тепло, порой даже жарко. Дожди были только кратковременными. Я несколько раз купался и даже загорал. Только в середине путешествия, когда я находился в Норвегии в районе Атлантической дороги и Гейрангера, было дождливо, пасмурно и довольно прохладно. Зато потом погода наладилась и больше не портилась.
X. НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
Самостоятельно одному путешествовать на машине по Европе вполне возможно и совершенно безопасно. Но здесь можно отметить свои плюсы и минусы.
Самый большой плюс в таком путешествии заключается в том, что ты абсолютно свободен в плане выбора маршрута, остановок, ночевок, осмотра достопримечательностей.
А самый большой минус есть в том, что путешествовать одному все же несколько скучно, не с кем поговорить и поделиться впечатлениями. Чтобы как-то скрасить этот минус, для себя я решил, что еду в путешествие не один. Компанию мне оставили собственно машина mazda6, которую я ласково называю Ласточка, и Джек, плюшевый щенок, который сидел у лобового стекла и выполнял функции вперед смотрящего наблюдателя и охранника. Вдобавок, полноправными членами экипажа стали штурманы-навигаторы, которые исправно выполняли поставленную перед ними задачу.
Еще один большой минус заключается в том, что когда едешь один, то нет возможности поменяться за рулем, и приходится либо пить крепкий кофе, либо вообще останавливаться для отдыха.
Если сделать краткий вывод, то можно сказать, что путешествовать одному можно, но все же предпочтительнее поехать в такое путешествие вдвоем с женой.