Мне, наоборот, этот город больше по душе. Амстердам же, например, совершенно не тронул, произвел впечатление большой мусорки с запахом кофешопов , завышенными ценами на отели и вернусь я туда, только решив, что надо посмотреть то, что осталось недосмотренным (даже при активном использовании карты I Amsterdam невозможно посмотреть всё интересное).
Роттердам – это смесь Москва-сити, лондонских районов Limehouse и Docklands. При том, что это второй по величине город страны, я не наблюдала перегруженности транспорта, больших потоков людей. Здесь велосипеды не так агрессивны по отношению к пешеходам, как в Амстердаме и меньших голландских городках. Здесь просторно, широкие улицы, и пешеходы, велосипедисты, автомобили существуют каждый на своей территории, всем хватает места, тротуары велосипедами и машинами обычно не забиты.
Возможно, как говорят, высотные здания города не идут ни в какое сравнение с азиатскими. Но что мне нравится – что большинство зданий с какой-то изюминкой; либо формой, либо цветовой гаммой стараются сделать их уникальными.
Чтобы возвести этот комплекс, необходимо было снести часть зданий, в том числе некую альтернативную церковь Pauluskerk, которая была вроде как спасением для драг-зависимых. Строительная компания (или город?) обязались заново её отстроить, и вместо обычной коробки здания, в которой она располагалась (фото из Интернета)
построят Нечто
Жители района, судя по отзывам, неоднозначно реагируют, и боятся, что это точно будет приют для наркоманов.
Роттердам интересен тем, кто ценит инженерное искусство. На первом фото – все три центральных моста
Музейные карты и транспорт.
Город удобно расположен, в любую часть страны можно сравнительно недорого и быстро добраться, поэтому его можно выбрать в качестве второй базы после Амстердама и несколько сэкономить на отеле, получив больший комфорт. Приведу некоторые цифры по ж/д:
2 class, return the same day, Euro; Time, min
Rotterdam Centraal/Blaak - Den Haag Central – Rotterdam Centraal/Blaak 8,8; 24-31
To Delft and back 6; 11-13
To Dordrecht and back 7,8; 13-22
To Leiden Centraal and back 13,4; 34
To Gouda and back 9; 18-24
To Amsterdam Centraal and back 27,2; 63-79 (не Fyra)
Гаага есть и на схеме метро, одна из конечных станций.
При выборе достопримечательностей можно ориентироваться на сайт http://en.rotterdam.info/visitors/. Выгодна ли предлагаемая карта Rotterdam Welcome card – надо считать, смотря что собираетесь посетить, и в каком отеле остановились. Если живете в центре – всё доступно пешком. Если останавливаетесь не в центре и планируете пользоваться транспортом, то учитывая, что просто транспортная карта на 1 день стоит 7 евро, 3 дня стоит 14 евро http://www.ret.nl/service-en-verkoop/tr ... g-day.aspx, Welcome card (которая не предлагает бесплатного посещения, а только скидки) становится интересной: 1 день – 10, 2 дня – 13,50, 3 дня – 17,50 евро.
На транспортной карте написано RET, что означает, что она действительна на метро, трамваи и автобусы компании RET. На автобусах компании Arriva недействительна.
На сайтах различных музеев упоминается и бесплатный вход по музейным картам.
Если купили Holland Pass, то в Роттердаме есть ряд музеев-достопримечательностей, на которых можно сэкономить http://www.hollandpass.com/things-to-do/rotterdam , но всё надо просчитывать ) Он даёт бесплатную транспортную карту на 1 день, что тоже может быть полезно.
Ещё есть альтернативная карта http://www.rotterdampas.nl/rotterdampas ... r-wie.html . Неудобно, что нет английской версии, возможно она скорее для местных, чем для туристов.
Что касается транспорта, есть ещё не бумажная OV-chipkaart – пополняемая транспортная карта (для туристов доступна anonymous), но при кратковременном использовании выгода от тарифа (примерно 1 евро по городу) нивелируется за счет стоимости самой карты 7,50, которая не возвращается, а оставшиеся деньги с неё можно снять у сотрудника транспортной компании только за дополнительные 2,50 евро.
Сеть метро не очень разветвленная, но вполне полезная. Удобные эскалаторы, ведущие с улицы в подземные переходы: они реверсивные, как говорится кто первый встал …
Но самый любимый транспорт у местных жителей - трамваи, по моим наблюдениям. И неудивительно, ведь их маршруты больше покрывают город.
Если в метро есть турникеты, то на трамвайных остановках и в самих трамваях их нет. Но в каждом из них есть контролер. Если не ошибаюсь, если заранее не успели купить билет, то можно приобрести у него. Сотрудники транспортной компании «любят» облавы. Как в московском метро полиция, так и они не ходят по одному. «Нападают» по несколько человек на трамваи, проверяют билеты, уже проверенные контролером ) .
Очень неудобно, что в Нидерландах городской транспорт отчасти и ж/д билеты в принципе нельзя оплатить российскими банковскими карточками, а покупка ж/д билетов за наличные обходится в дополнительные 0,5 евро услуги кассира. В Роттердаме машины для пополнения/покупки городских транспортных карт не всегда благосклонны к банковским картам. Часть оснащена устройством для приема монет, но ни в одном не видела приема купюр евро.
Кстати, и в продуктовых/хозяйственных супермаркетах отказываются принимать наши карточки. Спросили в одном из банков – оказывается, для голландцев зарубежные карточки расцениваются как кредитные (и не важно, что это дебетовая карта российского банка с «живыми» деньгами на счете), а дальше работает политика компаний, которая и запрещает эти «неголландские кредитки».
В крупных универмагах, магазинах одежды-обуви проблем не было.
Было ещё мнение, что нужны карточки с чипом. Но MasterCard с чипом не приняли ни в Albert Heijn, ни в Jumbo. В некоторых магазинах на кассах написано – MasterCard, Visa – creditcards ~ дополнительные 0,50 евро. Предварительный вывод – могут принять Maestro с чипом, но мне кажется, что такие карты чаще зарплатные, как самые дешевые, и не имеют большой популярности, так как в Интернете с ними не сделаешь платеж по-моему. Когда делаешь себе полноценную карту - считаешь, что это MasterCard / Visa.
Проживание. При поиске апартаментов понимаешь, что очень много предложений, но из-за того, что этот город, как и Москва, населен экспатами со всего мира (кстати, в отличие от других городов Нидерландов здесь очень много машин представительского класса, джипов, купе-кабриолетов и пр.), арендодатели скорее заинтересованы в долгосрочной сдаче квартир, нежели чем на несколько дней и держат высокие цены. По-моему, проще выбрать отель. Мы останавливались в Novotel Brainmark, но это не в центре. Номера просторные, комфортные, внизу ресторан, где есть спецпредложения и можно вкусно поужинать, единственное, что напрягло - нигде не анонсированное замораживание средств в размере второй стоимости проживания. Т.к. на карте оставалась сумма только за отель, то попытка заморозить дополнительные деньги не удалась. Надо отметить, что попытки эти (с подключенным у меня SMS-уведомлением) производились с 4 до 5 утра несколько раз.
Но хватит негатива.
Заметила любопытную вещь – вроде погода не располагает в Нидерландах к открытым крышам, но в Роттердаме очень много любителей пустить пыль в глаза, и как только солнышко выглянет – крышу долой на таких авто
Достопримечательности. Роттердам – один из крупнейших портов Европы, поэтому должна быть интересна прогулка по реке в район порта. После прогулки по гавани Мальты прогулка по реке Маас показалась немного скучноватой, но если подобной экскурсии раньше в путешествиях не было – советую её взять: http://spido.nl/#!home?id=920.
Всегда пользуемся случаем осмотреть город с высоты. Здесь это очень удобно, не надо подниматься по ступенькам, на лифте поднимаетесь на обзорную площадку башни Euromast http://www.euromast.nl/en/
Очень понравилось. Хорошие виды, сетки/стекла нет на основной площадке, интересная панорамная кабинка на самом верху, которая крутится вокруг оси. Т.к. работает допоздна, то можно оставить на конец дня прогулки.
Кубические дома http://www.kubuswoning.nl/introkubuseng.html выглядят интереснее снаружи, чем изнутри. Не увидели сколько-нибудь интересной мебели, которая анонсировалась, а узкая лестница и духота внутри убедили, что можно было пропустить посещение.
Ну и ещё тройка достопримечательностей:
Зоопарк с аквариумом http://www.diergaardeblijdorp.nl/?lang=EN - очень рекомендую
Автобус-амфибия http://www.splashtours.nl/index.php?taal=en
SS Rotterdam – лайнер, ходивший в Америку http://www.ssrotterdam.nl/nl/ - любопытно для тех, кто не был на лайнерах-музеях, но далековато добираться, так что достопримечательность не первого приоритета, интерьер устарел
Звезда роттердамских музеев Boijmans Van Beuningen www.boijmans.nl/en/ с коллекцией Иеронимуса Босха, Питера Брейгеля старшего (в т.ч. одна из Вавилонских башень), Веронезе, Фрагонара, Рембрандта, Дали, Магритта, импрессионистов, а также временными выставками современного искусства. Посещение заняло часа три, можно провести там и больше времени.
Фотомузей http://www.nederlandsfotomuseum.nl – испытаешь ли удовлетворение – зависит от выставки, так что лучше проверить афишу, интересные ли работы выставляются.
Когда мы были – проводилась выставка с любопытным ходом: в ванночках для проявки можно было посмотреть короткие документальные фильмы по различным темам из истории Роттердама/Нидерландов
Чтобы заставить проектор работать – нужно было положить в ванночку планшет
Музей NAI при архитектурном институте http://en.nai.nl/museum – 10 евро однозначно не стоит: несколько футуристических комнат, не очень много макетов зданий, больше планы городов, рисунки
Посетив Морские музеи Венеции, Парижа, Лондона и Валетты нужно было бы для сравнения зайти и в роттердамский Maritiem Museum http://www.maritiemmuseum.nl, К сожалению – разочарование, 7,50 евро - это слишком, что хоть немного утешило – в стоимость входило посещение корабля-музея ‘Buffel’ рядом
Лучше сходить в Морской музей в Амстердаме, вот он – да, полноценный, или походить по гавани с судами около роттердамского – это бесплатный музей под открытым небом (Het Havenmuseum) - рекомендую
Небольшой, но на удивление хороший Mariniers Museum www.mariniersmuseumrotterdam.nl/ с недавней историей, колониями Нидерландов, Второй мировой войной и т.д.
Музей естественной истории http://www.nmr.nl/nmr/locale/select.do? ... leid=en_GB – можно отдать 6 евро, если уж совсем скучно, но московские Дарвиновский, Зоологический, Палеонтологический лучше, так что можно с улицы через окно на то, что осталось от кита, поглядеть и пойти мимо )
Не понравился Het Schielandshuis Museum www.museumrotterdam.nl/ , просто пустой, из атласа Van Stolk, которым гордятся - пара страниц, мы ещё попали на закрытые этажи в связи со сменой временных выставок. Единственное, что нашли любопытным – книги по Нидерландам, королевской семье, карикатуры, которые можно посмотреть. По билету в этот музей единый вход в музей Dedubbelde Palmboom (тоже по ссылке выше) в дельфтской гавани. Он более интересен – воссоздано несколько комнат голландского дома, мастерская, есть предметы раскопок и старинная посуда. Но как-то всё это невнятно.
Демонстрируется фильм про работу с мусором в городе. В отличие от наших мусорок, в которых могут копаться люди, птицы, животные в Роттердаме брошенный пакет с мусором попадает в высокий контейнер, скрытый под землей. Потом приезжает один человек, который является и водителем, и человеком, управляющим с пульта краном, и забирает этот контейнер. Никакого мусора вокруг (на фото – вынимается краном вместе с металлическим основанием, это и есть реальный объем контейнера).
Есть музеи современного искусства Kunsthal www.kunsthal.nl/en-2-Kunsthal-Rotterdam.html и Witte de With www.wdw.nl/ но после того, как столкнулись со скучными музеями выше, не решились заходить, рисковать деньгами )
В пригороде Schiedam Роттердама также есть музеи:
http://www.stedelijkmuseumschiedam.nl/en_GB/ голландское послевоенное искусство
http://www.jenevermuseum.nl/ - музей с показом производства голландского джина (честно сказать, jenever больше не насыщенный английский джин напоминает, а русскую водку).
Самое удивительное – нашелся и бесплатный музей (основная коллекция, временные выставки платные). Этнографический музей народов Азии и Океании www.wereldmuseum.nl/en/home.html. Хорошо сделан, по сути музей Бранли в Париже, только меньших размеров. Фотографировать внутри нельзя.
Говорю удивительно – потому что стало ясно, что за всё берутся дополнительные деньги в Нидерландах. Услуги кассира на ж/д станции – 0,50 евро, туалеты в ресторанных двориках супермаркетов – 0,40-0,50 евро, звонок в ж/д компанию – 0,10 евро за минуту и т.д., аналогично для различных информационных линий. Когда в России такие сборы анонсировались за входящий звонок? Часто наоборот, бесплатные горячие линии делаются, даже не оглядываешься на цену исходящего звонка.
События в Роттердаме.
Кинофестиваль http://www.filmfestivalrotterdam.com/en/ - январь-февраль
Благотворительный марафон http://www.marathonrotterdam.nl/ - апрель
Музыкальный, культурный фестиваль Dunya http://www.dunya.nl/nl/English – май, множество бесплатных концертных площадок в парке под башней Euromast
Джазовый фестиваль (в 2012 году приглашенный гость Ленни Кравитц) http://www.northseajazz.com/en - июль
Карнавал - июль, что-то подобное карибскому карнавалу в Ноттинг-Хилле Лондона http://www.zomercarnaval.nl/nl/English
Городские гонки (болиды Формулы1) http://www.cityracing.nl/ - август, билеты 77,5 евро на трибуны (2012 г.), можно найти место бесплатно посмотреть по маршруту, но вот только болиды низкие, а ограждения высокие (
День порта http://www.wereldhavendagen.nl/?page=ex ... at=english – сентябрь, множество мероприятий - платные экскурсии в порт, демонстрация различных морских судов, музыкальное шоу, фейерверк и самое любопытное - выступление коллективов с традиционными песнями моряков http://www.shantyfestivalrotterdam.nl/
Military Tatoo (шоу военных оркестров) http://www.nationaletaptoe.nl/2012/index.php/en/ сентябрь, билеты 30-47 евро (2012 г.), судя по новостям предыдущих лет фестиваль открывается проходом по городу отдельных коллективов