Новый год прогремел, салаты были подъедены, по телевизору шла череда отвратительных новогодних программ...
Сидеть дома 10 дней не хотелось, за границу по ряду причин поехать не получилось, и тут мы вспомнили недавно просмотренную передачу про Архангельск и его окрестности.
И вот совершенно спонтанно мы совершили «небольшой» автопробег — Москва - Архангельск – Москва с заездами по пути в разные примечательные места.
В общем получилось так:
3-8 января Москва-Архангельск-Москва
автопробег почти 3000 км
бюджет: эх, ну как же недёшево ездить по России..(( топливо, гостиницы... в общем, на всё, включая обеды\ужины\сувениры примерно 30 т.р. Но что делать, свою Родину нужно знать, видеть как живут твои соотечественники в далёких от тебя местах ...
Итак, муж сказал - "Поехали!", и нажал на газ..!
День первый: Москва-Вельск, примерно 750 км
3-го января из Москвы пришлось выехать очень рано, чтобы успеть на первую ночёвку в городе Вельск. Сведения про весь путь собирали по крупицам по всему интернету, и честно говоря всё равно не хватило данных по остановки и особенно качество дороги.
Выехали из столицы по Ярославке. До Софрино трасса была просто шикарной - широкая, естественно в это время свободная, чистая и освещённая множеством фонарей. Дальше стало темно и грязно... И как говориться, чем дальше в лес, тем толще партизаны. В нашем случае — чем дальше от Москвы, тем дорога становилась всё хуже. Объездная дорога Переславль-Залесского была просто отвратительной - нечищеная, с ямами, абсолютно тёмная. Обгон попутных легковушек, ползущих за единственным тихоходным грузовиком, стал для нас достижением. Дорога стала однополосной для всех участников дороги. Разъезжались как могли. Сделали вывод, по этой объездной больше не поедем! На обратном пути мы проехали через Переславль, здесь было всё хорошо — и светло и чисто!)
Как же тяжко и утомительно, когда едешь-едешь в темноте и всё ожидаешь рассвета, а он никак не настаёт. Чувствуешь себя как в компьютерной игре — едешь по темному тоннелю, лес становится серой мрачной стеной, встречные тебя слепят, попутки мешают, потихоньку начинаешь терять связь с реальностью..... В таких случаях помогает либо крепкий чай, либо энергетики. И вот только около десяти стало наконец-то понятно, что есть белый свет. И светлое будущее настало!
Как раз в это время мы проезжали Ярославль.
Вместе с рассветом мы прибыли в Вологду.
Этот город мы уже посещали, поэтому не стали долго здесь задерживаться. Но всё равно воспользовались возможностью прогуляться по площади, подышать чистым воздухом и прийти в себя после трудной дороги. Мы позавтракали солянкой и салатиками в Ёлках-палках.
Зашли в сувенирный магазин, кстати довольно-таки приличный, и купили несколько съестных и жидких сувениров (разные напитки и шоколадные конфеты). Здесь много сувениров как местных, так и из Великого Устюга. Воспользовавшись случаем, мы приобрели несколько сувениров от дедушки Мороза именно здесь)
Мы стремились попасть в Вельск как можно скорее. По дороге всё больше попадалось знаков, указывающих на проживание в местных лесах лосей. Но то ли этих зверей слишком много, то ли денег выделили на эти знаки чрезмерно много, в некоторых местах количество этих указателей просто зашкаливало!
Периодически дорога становилась практически белоснежной, но увы это нас не радовало, это обстоятельство только ухудшало положение, т.к. приходилось значительно снижать скорость, ведь под снегом предательски таился лёд...
Уфф … вот и добрались до Вельска — южной столицы Архангельской области.
И опять стало темно... На севере и светает поздно, и закат раньше.. В общем, световой день был недолгим.
Городок небольшой, но движение здесь организовали затейливо) Здесь есть две основные улицы, идущие параллельно, и обе они с односторонним движением. Для общего представления мы решили осмотреть все гостиницы, а их здесь немного — всего четыре. Но чтобы это сделать, нам пришлось проехать по кругу несколько раз. Как обычно бывает в подобны городах — есть одна главная улица, на которой и сосредоточена вся жизнь. А остальное остаётся без внимания проезжающих, за кадром так сказать. Но имея такую организацию движения, ты волей-неволей побываешь в разных частях этого городка, зайдя в разные магазины, тем самым обеспечив вниманием и соответственно деньгами разные заведения.
Мы остановились в гостинице «Сияние Севера». Вполне приличный и уютный отельчик, везде стоят камеры, так что в плане безопасности здесь всё хорошо. Стоимость проживания 2100 рублей. Ужин в кафе этой гостиницы был более чем скромным, нам предстояло выбрать: тефтели, треска, ежики.... при этом мы должны были ужинать в полном одиночестве. Мы убежали от такой тоски и недолго подумав, мы отправились на ужин в ресторан гостиницы «Жемчужина севера» (кстати, здесь номер нам бы обошёлся бы аж в 4 000 рублей. Для ночёвки это было слишком дорого... )
После отличного ужина мы с удовольствием прогулялись по ночному Вельску. Ах, какой же здесь запах, безумно вкусно пахло дымком практически от каждого дома, в котором топили печку. Жутко захотелось попасть в баню... но увы, не в этот раз.
04.01
День второй: Вельск-Архангельск, примерно 600 км
Вставать пришлось опять рано, и уже в седьмом часу мы отправились в путь. Буквально сразу после Вельска дорога превратилась в стиральную доску. Мы ужаснулись, т. к. нам ещё предстояло ехать больше четырёхсот километров. Но к счастью, через несколько километров вновь оказались на хорошей асфальтовой дороге, что значительно ускорило наш путь.
Периодически казалось, что земля с небом сливалась.. все вокруг становилось бело-серым...
Архангельск был всё ближе. По пути мы решили свернуть в Холмогоры — родину Ломоносова.
можно изучить схему села, довольно занятно
К сожалению, дорога в село Ломоносово в это время года была непроезжей. Но всё же хоть немного, но мы побывали на земле, где родился великий русский учёный и оценили, какой огромный путь он проделал из своего дома до Москвы.
Доехали до следующей деревни, где был очень оригинальный деревянный мост через речушку. Честно говоря, по нему даже ходить неприятно, всё хрустело и скрипело, между деревяшками зияли разного размера дыры....
Насладившись чистейшим воздухом и тишиной холмогорских просторов, мы с легкой душой отправились дальше, постепенно приближаясь к нашей цели путешествия!
Ура, вот мы и прибыли в Архангельск!
Мост через Северную Двину было оочень длинным.
В первую очередь отправились осматривать одну и из достопримечательностей - это музей деревянного зодчества «Малые Корелы» (расположен в 25-ти километрах восточнее Архангельска по правому берегу Северной Двины).
Здесь проводят время много туристов и местных жителей, всё организовано для отдыха и развлечений (праздничные хороводы, песни, пляски, горки и т.д.). Территория этого парка огромная, здесь можно провести несколько часов. В экспозиции музея находятся около 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI (колокольня из села Кулига-Дракованово) и XVII веками (Вознесенская церковь из села Кушерека, Георгиевская церковь из села Вершины). Среди экспонатов — крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы и т. п. Постройки для перемещения на территорию музея раскатывались по брёвнам, а затем заново собирались уже на территории Малых Корел.
Честно говоря, гуляли мы здесь недолго. Во-первых, было холодно, во-вторых мы изучили деревянное русское зодчество во время путешествия по Карелии несколько лет назад – Кижи производят ну гораздо большее впечатление.
Остановились в гостинице «Арттелеком», где был бесплатный WiFi, что было очень удобно для составления дальнейших планов путешествия (Кстати, очень удобно иметь в путешествии планшет вроде iPad, очень помогает с навигацией и поиском нужной информации. Правда, нужно учитывать, что интернет в роуминге недёшев, мы истратили около 500 руб., хотя пользовались очень мало, - оператор Мегафон).
Единственный возможный недостаток проживания в "Арттелекоме" – рядом с гостиницей находился стадион, кому-то это понравится, кому-то нет... Наши окна выходили на другую сторону – в детский сад... в это время детки не гуляли, поэтому нам ничто не мешало отдыхать!
Дома в Архангельске не блещут красотой и изыском. На наш взгляд город можно поделить на 2 половины: деревянные бараки (дряхлые и относительно в хорошем состоянии... ) и панельные девятиэтажки (серые и невзрачные. Новых высоток не видели...). Возможно не зря Медведев отстранил местного губернатора за то, что ни в одном другом городе нет столько бараков, как в Архангельске...
ну разве здесь можно нормально жить?? Что произошло с окнами этого дома, да и с ним самим? Куда он поехал?
Остановимся на нескольких достопримечательностях:
Центральная площадь – самое красивое место в городе, а как может быть иначе)
Обелиск Севера - Обелиск со скульптурным изображением помора и северного оленя, установленный в 1930-е гг, считается одним из символов города.
Здание проектных организаций, в котором располагаются студии и оборудование большинства радиостанций, является самым высоким зданием в городе
А здесь сразу два символа города - Здание проектных организаций и "нулевой километр"
Набережная Северной Двины "Лицо города": пешеходный бульвар, памятники и монументы, историческая и современная застройка. здесь можно долго гулять.. но только летом. Зимой нас сдувало...)
Обелиск на мысе Пур-Наволок — место основания Архангельска
День третий: Архангельск – Каргополь, примерно 500 км
От Архангельска остались противоречивые впечатления. Как я уже писала, нам жутко не понравились дома, что в общем-то портит картину города. Но всё же были и положительные моменты, в том числе добрые и отзывчивые люди. Возможно летом здесь намного приятнее.
Осмотрев основные достопримечательности и покатавшись по многим дорогам города, мы решили ехать дальше. Наш следующий отрезок пути - Архангельск-Москва лежал через два древнерусских города - Каргополь и Болозёрск.
Примерно через 150 км от Архангельска нужно свернуть с трассы М8 направо на дорогу Р-1 по указателю- на Самодед, Обозерский, Плесецк (это направление на Каргополь)
Дорога сразу же превратилась в белое снежное полотно! Снег, лес, очень редкие машины и тишина...
Правда, было очень скользко - под снегом часто скрывался лёд. Мы остановились и вышли из машины, чтобы насладиться чистейшим архангельским воздухом. Как же хорошо наконец отдохнуть от вечных пробок, дорожной грязи и смога!
Плесецк мы практически проехали насквозь, он ничем нас не порадовал. В памяти осталась только стела
Дорога прошла краем этого «космического» городка, а в Мирный не было ни одного указателя (типа - кому надо, те знают, как туда проехать, а кто не знает, тому и не надо).
В Каргогополь мы приехали уже вечером, а на утро отправились осматривать этот гостеприимный городок.
Каргополь живописно раскинулся на левом берегу судоходной реки Онеги, в 3 километрах от истока её из озера Лаче. Основная картина города представлена деревянными домами и белокаменными церквами.
В центре города сохранились остатки земляных валов древней крепости. Возле пристани, на старой торговой площади - Христорождественский собор, пятиглавая церковь Иоанна Предтечи, одноглавая Введенская церковь и квадратная в плане трехярусная колокольня со шпилем. На площади, к западу от собора - второй ансамбль церквей: пятиглавая Рождества Богородицыи колокольней 19 в., пятиглавая Благовещенская и Никольская.
За 50р.с человека мы поднялись на Колокольню, с которой открывался душевный вид на город... Проход наверх был трудным – нелегко было идти по узкой винтовой абсолютно неосвещённой лестнице....
Заночевали в гостинице «Каргополочка»
Это что-то среднее между общежитием и гостиницей... Есть номера с удобствами в номере\на блок\на этаже. В общем все чистенько, тепло, и можно сказать уютно.
Ужинали в ресторане этой же гостиницы, вполне нормально кормят, практически по-домашнему: соляночка, рис с котлетками, салатики, настоечки, водочка...есть всё)
Надо сказать, что для жителей крупных городов, а особенно для москвичей в таких городах как Вельск, Каргополь и т.п. очень сильно чувствуется налёт провинциальности, даже нет, не так, здесь чувствуешь себя совсем по другому, нет того ощущения вечной спешки и суеты, жизнь размеренна и спокойна.
Можно с полным правом сказать, что посещение таких городов – лучший способ отдохнуть душой от постоянного стресса.
После прогулки по городу мы отправились далее.
День четвёртый: Каргополь – Белозёрск, примерно 250 км
Этот отрезок нашего путешествия нам запомнился многим...
Во-первых, именно здесь можно оценить глухие места России, настоящий Архангельский лес, суровые дороги и русские деревни!
Дело в том, что на обратном пути мы решили заехать в город Белозёрск.
А сделать это можно было двумя способами – или через Пудож и Вытегру, или же через легендарный для многих участок Солза- Прячево, экономя тем самым больше двухсот километров.
Правда, судя по прочитанным в Интернете отзывам, этот участок далеко не всегда легко проходим, но мы всё же решили рискнуть.
По пути мы решили заехать в деревню со странным названием Песок. Ощущая жуткий голод, мы зашли в местные магазинчики. Оказалось, что именно сегодня завезли свежие продукты. Нас удивило то, с какой в общем-то легкостью местные жители набирали продукты на большие суммы, расплачиваясь пятитысячными купюрами...
(Позже мы подумали, что наверно это вызвано тем, что как раз закончился пост).
В одном магазине нас очень порадовал разговор:
- Маш, привет, как дела, что сегодня делаешь?
- о, привет! Да баньку собираюсь парить.
- зачем это, ты ж три дня назад мылась.. когда ж ты успела замараться то?
....
Далее следовало обсуждение соседок, сгоревшей бани, незамерзающей реки и т.д.....
На двери магазина красовалось объявление о предстоящем фестивале фольклора Каргопольского района, но к сожалению, на него не попали..
Мы купили вкуснейший свежий Каргопольский хлеб и ароматной грудинки, с огромным удовольствием ели обалденные бутерброды! А какие чудесные Каргопольсике пряники, очень советуем попробовать!!! А главное прочитали состав – он натуральный, без всяких там Е и заменителей вкуса и запаха!
Здесь же есть деревянная церковь, рабочая и в прекрасном состоянии.
В общем, это – одна из сохранившихся до наших дней настоящих северных Русских деревень, таких не встретишь например в Подмосковье, где практически в любой деревне будет десяток-другой коттеджей.
Вскоре нам предстояло покинуть Архангельскую область и въехать в Вологодскую.
Вот здесь мы были в полной растерянности.
Первое впечатление – что дорога резко поворачивает налево или направо, так как впереди видна только сплошная стена леса. Но вблизи видно, что нормальная дорога просто закончилась, и впереди только лесной просёлок!
Снега было очень много. Новый слой выпал недавно. Была только одна колея, по которой нам предстояло ехать около 40 километров. В интернете мы так и не нашли отзывов о том, насколько этот путь проходим зимой (в другие времена года были далеко не лучшие описания, вплоть до непроходимых топей..)
Отступать мы не стали и поехали вперёд, полагаясь на удачу!
Дорога не для слабонервных. Из-за перепада температур колея стала очень скользкой, по краям глубокие сугробы, далее обрывы.... Часто дорога превращалась в волнообразную ленту с ямами, ухабами, раскиданными деревянными палками и переездами через полузамёрзшие ручьи.
В общем выбор был богат: съехать в сугроб, провалиться в ямы, застрять в ручье, проколоть колесо и в итоге застрять. Постепенно смеркалось, а нам оставалось ехать ещё много километров. Мы уже были готовы к любой неожиданности, в том числе даже заночевать в лесу, благо у нас было все, чтобы прожить по крайней мере сутки: припасы из каргопольского магазина, горячительные напитки, пилы (ручная и бензопила), топор, теплая одежда...
И тут... мы увидели не только попутку, но и встречную машину. При этом: попутная машина-Нива была на летней резине!!!, у них не было даже лопаты, а по таким дорогам всё-таки так ездить не стоит. Встречной машиной оказался микроавтобус. Нам предстоял разъезд. После обсуждения всех возможных вариантов разъезда, мы выбрали наиболее оптимальный. Дружно взялись за лопаты и стали расчищать обочину. К счастью снег бы рыхлым и не пришлось долго мучаться.
После разъезда мы надеялись, что больше не столкнемся с таким препятствием. Нива еле-еле плелась, периодически виляла и сваливалась из колеи. Мы скрипели зубами, ведь объехать-то её мы никак не могли. Переживали из-за того, что на этом участке путешествия мы теряли драгоценное время.
О ужас, мы опять увидели встречную машину, и не одну, а даже две - снова Нива и Мицубиси Паджеро. К счастью, в этих машинах люди были более подготовленными, и мы достаточно оперативно снова сделали разъезд...
И все разбежались по домам: Нива с регионом 29- в Архангельскую область, Нива с номером 35 – в Вологодскую. Очень символично! Мы очень надеялись, что нам больше никто не попадется, к счастью так и было. Нам удалось обогнать эту дурацкую Ниву и сразу же поехали значительно быстрее. В общем тяжелый путь составил примерно 25 км. Потом мы переехали мост (это очевидно была граница областей) и дорога сильно улучшилась. Возможно трактор, который смог бы почистить всю эту дорогу либо не может попасть из ближайщей деревни через мост (он достаточно хрупкий..), либо местные власти не хотят отправлять сюда технику, считая эту дорогу особо никому не нужной.
В общем, наш вам совет – лучше не пытайтесь преодолеть этот участок на моноприводной машине, и будьте готовы к ночёвке в лесу, так как вероятность застрять всегда существует, а встречных/попутных машин вы можете и не встретить, особенно если поедете ближе к вечеру.
Дальше дорога стала типичной для этих краёв – асфальт, покрытый льдом, а сверху укатанный снег.
В г.Липин Бор главное не заблудиться .. но это легко сделать, т.к. указатели (на Череповец) не везде правильно установлены. У нас был ещё один вопрос - есть ли переправа к Белозерску, ведь летом там курсировал только паром, а моста не было.
К счастью, сейчас там установили понтонный мост, по которому мы благополучно переправились.
Ура, вот и Белозёрск!
Продолжение следует..