ИДЕЯ
Как рождаются идеи? А по-разному.… Еще год назад мысль о поездке в Индию была для нас, если не чудовищной, то уж во всяком случае, как минимум нелепой. Тем более что у меня был опыт путешествия, или будет вернее турпоездки в Шри-Ланку. И, надо сказать, не самый лучший опыт по многим причинам, главной из которых было непонимание ЗАЧЕМ туда ехать. Итак, Индия… За год стараниями нашего общего знакомого – фаната отдыха в Гоа и одноименного транса* идея поехать в Индию перестала быть такой уж нелепой и ближе к октябрю начала уже переливаться радужными соблазнительными красками. Однако у кого как, а у нас никогда и ничего не бывает гладко и планируемая в течение года поездка на Новый Год в Гоа, не состоялась. Поездка-то не состоялась, а что делать с желанием??? А желание, превратившееся уже практически в навязчивую идею нужно реализовать. Вот только как? Если изначально планировалось, что мы едем в Индию "на все готовое" где наш всезнающий знакомый нам все расскажет-покажет, то теперь настало время делать самостоятельные шаги… Ехать, причем никаких агентств, только самостоятельно!!!
ПОДГОТОВКА
Вот тут можно и похвастаться – со сбором информации и самостоятельным проведением различных "маркетинговых исследований" у нас всегда все было в порядке. Слава Интернету и огромное спасибо неленивым людям, разбросавшим свои индийские отчеты в киберпространстве, начиная с www.awd.ru/bb (сайта Винского, участникам форума которого отдельное спасибо за формирование стойкой уверенности в собственных возможностях, типа эти ездят, а чем мы хуже, авантюризма то хоть отбавляй:-) до www.india.ru. Также в тему были прочитаны книжки "Пляж" и "А ты попробуй", прикуплен новенький LP. Пообщались также с довольно вялыми потенциальными попутчиками, так и оставшимися лишь потенциальными. На тысячу рэ закуплены лекарства (прививки решили не делать, так как ехали на 3 недели, и опирались на мнение бывалых о том, что если едешь больше чем на неделю, то прививки на фиг не нужны). Составили несколько экзотичный список вещей, которые непременно должны пригодиться, а именно: цепочка с замком для приковывания сумок в поездах (не пригодилось ни разу), фонарик на случай отключения электричества (был пользован не раз), фумигатор и лосьон от насекомых (купить не успели и очень по этому поводу переживали, однако, этого барахла там полно, да и насекомые нам встретились лишь в Вагаторе, хотя Ярослава до сих пор считает, что это были лишь мои галлюцинации, но об этом позже). Изначально была идея купить по рюкзаку, тем более что когда об идее поездки в Индию, а уж тем более с рюкзаками узнали наши друзья, удивление и неверие их было столь велико, что нам в Ш2 были обещаны VIP проводы с мадам Клико в необходимом и соответствующем событию количествеJ Однако, несмотря на соблазн нахлебаться вдовушкиной шипучкой, идея была отвергнута из-за… скажем так нашей неготовности, да и нежелания оставить дома косметички и влиться в строй бэкпереров (при всем нашем к ним уважении и местами даже восхищении).
МАРШРУТ
Особых сложностей с разработкой маршрута не было. За основу был взят так называемый "Золотой треугольник", приправленный Удайпуром, о котором мне стало известно, что там находится charming озеро и самый известный в мире лепрозорий, перспективами посещения которого мы пугали всех кумушек и ханжей в округе))) Ну и, разумеется, Гоа в качестве конечной точки нашего путешествия. Сроки поездки рассчитывались с учетом максимального использования красных дней календаря. Билеты на беспосадочный рейс Air India, совмещенный с Аэрофлотом (489 $) и визы (1600 р.) делали через небезызвестное агентство "Према". Ребята там работают хорошие, до денег путешественников не жадные (в офисе слышала, как одна из сотрудниц отговаривала парочку туристов брать готовый турпакет, предлагая купить только билеты и путешествовать самостоятельно при элементарном знании английского), но несколько расслабленные, что, кстати, весьма полезно в качестве подготовки к индийскому сервисуJ.
Итак, Москва-Дели-Агра-Джайпур-Удайпур-Мумбай-Гоа-Мумбай-Москва с 23/02/05 по 12/03/05, билеты и визы на руках, готовность № 1.
ПЕРЕЛЕТ
По приезду в Ш2 выяснилось, что наш самолет задерживается на 2 часа. Не сочтя это дурным знаком, а скорее возможностью "подготовиться" к полету более тщательно, направились в TJ Friday's, где был заказан табун белых лошадей (виски "White horse"), разосланы поздравительные (23 февраля) sms мужской части друзей-приятелей с обещаниями таки вернуться…
В Duty Free закуплены 4,5 литра виски, ну и, разумеется, парфюмерно-косметический отдел не был обойден стороной.
Пассажирами нашего рейса на 95% были индусы, уставившиеся на нас с удивлением, однако, довольно быстро потерявшие к нам свой интерес, а также 3 бэкпекера с явно недавно замучеными-заркученными дредами и человек 10 ничем не примечательных белокожих граждан. Далее ничего особенного – гордые, но слегка, как нам показалось, испуганные собственной смелостью дредоносцы из Подольска отправлялись на месяц в Варанаси, рядом со мной у окошка уселся молодой индус с типично индийским именем Пол, самолет летел, виски пилось, стюардессы шныряли по проходу… Надо сказать, что перенести 6-часовой перелет мне помог антиникотиновый пластырь "Никоретте" (спасибо компании "Пфайзер" и лично Ане Башевой), курить почти не хотелось.
ДЕЛИ
В Дели приземлились глубокой ночью, что не удивительно, учитывая трехчасовую задержку вылета. Аэропорт ничем не удивил и не взволновал, обычный, довольно просторный и, надо сказать, чистый аэропорт, а к повсеместному присутствию индусов мы уже и в самолете успели привыкнуть. Деньги поменяли тут же по хорошему курсу, захватили бесплатную карту Дели.
Первым сюрпризом стало отсутствие встречающего из гостиницы, заказанной по интернету еще из Москвы. Впрочем, мы особо на него и не рассчитывали, зная об опоздании самолета. Ну какой уважающий себя представитель грошового отельчика станет лишних 3 часа в ночи ждать невесь кого, даже имея в перспективе возможность заработать 450 Rp вместо стандартных 200 Rp за pick up из аэропорта. Я бы точно не стала, ну вот и он не стал, так что, дяденька, мы не в обидеJ
Такси взяли без проблем, достаточно было так строго посмотреть на местного разводящего и четко выразить пожелание ехать на Мейн Базар (МБ) за 200 Rp и не полрупии больше. Удивительно, что он даже не сопротивлялся… Записав свою первую победу на счет врожденной силы убеждения, погрузились в микроавтобус такси. Вид из окна – ничего особенного – темнота и пальмы, стандартное нытье водителя насчет "посмотреть другой отель"… Как вдруг машина останавливается, практически, посередине дороги и водитель начинает судорожно звонить по мобильному и что-то кричать в трубку, на наши вопросы отвечает, что, мол, проблемы с колесом. Так, господа присяжные заседатели, лед тронулся…Вот вам и 200 Rp без торга… В возможность того, что на самом деле проблемы с колесом ну не верилось ни разу!!! Напряжение росло с каждой минутой, единственно возможным выходом из создавшейся ситуации мы сочли выгрузиться из нашего такси и ловить другое – лучше прежнего, о чем и было заявлено водителю, который уже начал потеть от беспрестанного кричания по мобильному. Ловить такси? Эка невидаль, подумаешь, что нам стоит поймать такси ночью на полупустой автостраде Дели? Руку поднял и… На эту самую поднятую руку в течение 1 минуты остановились: - машина полицейская, - джип с белыми людьми, - повозка, запряженная коровой… На самом деле все происходило очень быстро и едва мы успели объяснить суть проблемы полицейским и любопытствующим европейцам, как на горизонте показался тот самый разводящий из аэропорта. Быстренько покидал наши вещи в машину, на которой приехал, усадил водителя за руль, нас, соответственно, на заднее сидение, объяснил любопытным, что инцидент исчерпан, представление окончено.
Почему я так подробно об этом пишу? Да просто потому, что это был наш первый опыт, первые впечатления, которые, как известно, самые яркие и незабываемые, дальше было не меньше самых разнообразных неразберих, которые уже и как неразберихи то не воспринимались, а просто как "рабочие моменты". А тут на нас, начитавшихся всевозможных страшилок о разводах, на@бках и пр., сразу на голову свалились и мгновенная победа без торга (практически победа над менталитетом:) и опереточная поломка и толпа сочувствующих и, практически, мгновенный сервис в виде замены неисправного автомобиля! Чудеса…
Далее до МБ доехали без остановок. Водитель сделал еще несколько вялых попыток отговорить нас от мысли остановиться на МБ, аргументируя тем, что это "very dangerous for white lady's", но кто остановит 2-х white lady's, четко уверенных, что им непременно нужно на МБ, уж не водила, это точно:-) К 4 часам утра нам было уже откровенно наплевать на то, что представлял собой МБ, что мы трущеб по телеку не видели что ли? Отель наш, то ли "Стар", то ли "Палас" найти не удалось даже с 3-х попыток, зато взгляд наткнулся на невнятно знакомое название VIVEK, - отель, всплывший в памяти как один из рекомендованных LP. Отельчик миленький, конструкции, правда, странной – с дыркой внутри и с прикольным рестораном на крыше.
Номер нам достался за 300 Rp (просили 400 Rp). Без окон, правда… В двухместном номере было 3 кровати, что, очевидно, должно было компенсировать отсутствие оконJ Также к особенностям нашей комнаты относились: неработающий, но чудной красоты чугунный сливной бачок под потолком с гордой надписью "Made in India", огромный, размером с чайное блюдце навесной замок на двери (впрочем, как и во всех остальных, выпавших на нашу долю индийских гостиницах), а также на англицкий манер отсутствие смесителя. Унитаза, кстати, тоже не было, его заменяла дырка в полуJ Если трудности, связанные со сломанным бачком мы играючи преодалевали с помощью стоявшего тут же пластмассового синего ведра, то вот отсутствие смесителя нас несколько подкосило. Плюс к этому, с нашим приездом, лампочка в санузле начала медленно перегорать. Так что принятие душа и прочие гигиенические процедуры походили на кадры из второсортного фильма ужасов – в свете моргающей и потрескивающей лампочки, подставляя попеременно отдельные части тела то под жгуче горячую, то под ледяную водуJ Но до этого была чистка зубов… Как вы понимаете, добравшись до отеля только часам к 5 утра, воды в бутылке мы так и не купили. Чистить зубы водой из-под крана было категорически запрещено (ха-ха, сколько еще запретов было нам суждено нарушить за эти дни…, за исключением употребления внутрь воды из-под крана). Выручил, разумеется, виски. Делалось это примерно так: глоток внутрь, далее непосредственно чистка зубов, споласкивание водой из-под крана, споласкивание виски, глоток внутрь. И так несколько разJ Самое смешное, что как только с этими, несколько экзотическими процедурами было покончено, в номер постучал индус, готовый выполнить все наши пожелания. Желания ограничились бутылкой воды и кофе, весьма пришедшимся мне по вкусу (ну да, люблю молочную бурду:) Тут же и позавтракали, принесенным кофе и разделив, припасенный Сникерс. Утро задалось…
Итак, одетые в белый лен, мы выходим на улицу… "ОЙ, БЛЯ…", - пронеслось не только в голове, но и не смотря на врожденную интеллигентностьJ тут же и вербализовалось… Какая, однако, разница между МБ ночью из-за окон такси и дневным, так сказать, живым МБ!!! Люди, животные, звуки-запахи… "ОЙ, БЛЯ…" произносилось нами за тот день столько раз, сколько, пожалуй, за все предшествующие годы жизни, но каждый раз с разной интонацией и каждый раз с разным набором эмоций.
Путь наш лежал на железнодорожный вокзал, что в 10 минутах ходьбы от отеля. Собственно, единственной причиной, на мой взгляд, делающей МБ столь популярным среди путешественников это близость к ж/д вокзалу и куча лавок, где можно купить все необходимое для этих путешествий.
Несмотря (а может быть и благодаря) на наши, по здешним меркам необычные даже для иностранцев, белые одежды и глупые полуулыбки – полуоскалы на лицах к нам никто особенно не приставал, даже, напротив, помогли перейти через дорогу, переход через которую стал для нас реальной проблемой даже при наличии светофора. О дорожном движении в Индии написано много до нас, не стану повторять рассказы, живописующие это безобразие, впечатление о нем также вмещается в простую формулу "ОЙ, БЛЯ…". Итак, перейдя, таки, дорогу и обогнув стену с писсуарами, мы уткнулись прямо в ж/д вокзал, на втором этаже которого находился, требуемый государственный туристический офис, где предполагалось купить билеты до Агры на послезавтра. Билеты купили опять же без проблем, правда, на поезд, уходящий с вокзала Низамуддин, что в 17 км от МБ. И это было очередной маленькой победой.
Отступление № 1 - Лирическое Как мне сейчас думается, да и может показаться из рассказа, что мы ехали в Индию как на войну. Так оно от части и было… На войну с собственными страхами и комплексами, а также типично европейски-цивилизованной убежденностью в правоте и единственности своего представления о "жизни правильной"…
Из достопримечательностей в этот день был только Ред Форт, по возвращению из которого на лихом тук-туке, отужинали в ресторанчике на крыше нашей гостиницы. Стремновато, конечно было по началу, но, в целом, вполне сносно.
На следующий день заказали на reception машину за 10 $ для осмотра оставшихся мест, обязательных к посещению - Ворот Индии, музея Индиры Ганди, храма Лотоса, мавзолея Махатмы Ганди, Кутар Минаба и еще какого-то храма с золотыми нарядными куклами и слонами, - к своему стыду мы так и не поняли куда нас привезли, т.к. ничего об этом храме ранее не слышали, а водила упорно отказывался приподнять завесу тайны несмотря на наши настоятельные требования, потом, правда, согласно кивнул на наше предположение, что это, мол, храм ЛотосаJ. Кстати о храме Лотоса… Достаточно бестолковое и совсем не душевное архитектурное сооружение, которое по нашему предположению является не иначе как подарком Зураба Церетелли дружественному индийскому народу:) Из всего перечисленного наибольшее и самое приятное впечатление произвел музей Индиры Ганди, среди экспонатов которого были выставлены клубки с вязанием этой достойной женщины, ее бинокль, из которого она рассматривала птичек и прочие забавные штуки:-)
Сказать по правде, на осмотр делийских объектов вполне достаточно одного дня, ибо IMHO, Дели, хоть и столица государства с богатейшим историческим наследием, но самой столице этого наследия досталось по минимуму.
Отступление № 2 - Тоже лирическое А вспоминается прежде всего запах – сконцентрированный до невозможности… Приятным его назвать нельзя, и привыкаешь к нему далеко не сразу. Тут и запах гари, и дерьма, производимого представителями всех известных форм жизни, и специй, добавляемых еду, шкварчащую в огромных чанах прямо на улице, и букета курящихся благовоний, очевидно призванных отбить вышеперечисленные запахи и что-то еще просто невычленяемое… Но именно запах, подобие которого нет-нет, да и донесется до носа уже здесь, в Москве, способен вызвать жуткую ностальгию…
АГРА
Ранним утром третьего дня нашего путешествия отправились поездом с вокзала Низамуддин в Агру. Кстати, от МБ до этого вокзала (тук-тук 70 Rp) достаточно далеко ехать даже по ночным, еще свободным от пробок улицам. Вышеназванный вокзал куда приятней центрального, находящегося рядом с МБ в плане чистоты, организованности и информационной доступности, по индийским меркам, разумеется.
Вагон 2С, немногочисленные бэкпекеры, семейные пары разного возраста, старушенции в белых брючках – все едут в Агру, осматривать, так сказать, жемчужину Индии…
Мы изначально не предполагали оставаться а Агре на ночь, так что по прибытию на вокзал, окруженные толпой разводящих, отправились в камеру хранения и далее в кассы, собираясь взять билет на вечерний поезд до Джайпура, где у нас уже был забронирован номер "повышенной комфортности" в отеле Madhuban.
Из разводящий самым активным оказался субъект в розовой рубашке, знакомство с которым сильно повлияло на характер нашего дальнейшего путешествия. Разводящий разводил на daily-trip по Агре на авто с кондиционером, англоговорящим гидом и посещением всех имеющихся достопримечательностей – Тадж Махала (ТМ), Агра-форта и Беби Тадж Махала (БТМ). Решение в пользу розовой рубашки несмотря на достаточно высокую стоимость ниже которой он не опускался (700 Rp) было принято из-за некоторой нашей растерянности, причиной которой стала новость о том, что поезда в Джайпур отправляются не с того вокзала на который мы прибыли из Дели, а с какого-то другого, а стало быть придется для начала брать рикшу и т.д. Заручившись Океем, наш новоиспеченный друг усадил нас в авто и мы отправились на другой вокзал. Невзирая на то, что Джайпур входит в истоптанный как организованными, так и самостоятельными путешественниками "Золотой треугольник", билетной кассы для фарангов на этом вокзале почему-то не было. Упомянутый поворот в характере дальнейшего путешествия случился в тот момент, когда розовая рубашка выхватила ручку из рук чуть замешкавшейся Ярославы, заполняющей booking form и вписала "sleeper" в графу "type of coach". Никакого подвоха мы в этом не увидели, ну слипер так слипер, едем ночью, значит спать будем. Но об этом позже…
Обилеченные вновь садимся в авто, где на смену разводящему уселся наш "экскурсовод". Первым пунктом экскурсионной программы стал дорогущий национальный ресторан с белыми накрахмаленными скатертями и вышколенными официантами (да-да, и такое быватJ). Инициатива отвезти нас в самый дорогой ресторан исходила, разумеется, от принимающей стороны.
Ярослава уже который день питалась исключительно тостами и яйцами, я же решилась на дегустацию, ела что-то вроде домашнего сыра, плавающего в густой масала-каше. Довольно вкусно, хоть и очень остро, конечно.
Удивила картина на улице возле принадлежащего ресторану туалета в котором было три двери – для белых леди, белых джентельменов и местного населения. Вспомнился Советский Союз и стало как-то неприятно… Еще большее удивление вызвало отсутствие замка или элементарной щеколды на двери женского туалета, без которых дверь под собственной тяжестью постоянно открывалась. Эту проблему был призван решать специально обученный сотрудник, который своим телом прижимался к двери туалета оберегая тем самым стыдливость белых леди:)
Итак, подкрепившись отправились к Тадж Махалу (вход 750 Rp). Впечатление достаточно ровное, без особых ахов и восторгов, впрочем, разочарованием это тоже нельзя назвать, скорее была некоторая досада из-за чахлых цветиков, изображаемых столь пышно на многочисленных открытках, неработающих, с облупленной голубой краской бассейнов и фонтанов. Создалось ощущение некоторой запущенности также из-за разбитых и недостающих стекол в самом Тадж Махале, суета и очередь из местного населения за место, чтобы сфотографироваться на "скамейке Леди Дианы" и жутко занудного экскурсовода, не отходившего от нас ни на шаг и бубнящего на жутком инглише заученный текст.
Отступление № 3 - Прагматическое Что делать, очевидно, мы из той категории людей, что считают стакан всегда наполовину пустым…Повторяю, это не значит, что Тадж Махал мне не понравилс, просто не вижу смысла восторгаться вслух, да и на бумаге тоже тем, что на самом деле восторга не вызвало…Вроде как оправдалась:)
Агра-форт был закрыт для посещения, поэтому объехав его и осмотрев так сказать outside, отправились напрямик к последней из имевшихся достопримечательностей Агры – Беби Тадж Махалу. Отказавшись от услуг нашего надоедливого экскурсовода пошли туда в гордом одиночестве. БТМ это место захоронения детей небезызвестного махараджи, гробницы которых сделаны в общем архитектурном ключе с основным ТМ. Там на лавочке, в окружении буйной, в отличии от ТМ растительности провели часа два в неге и лени, общаясь со сменявшими друг друга индийскими ребятишками и греясь на в приятной степени припекающем солнышке.