Путешествовали мы 2,5 недели, с 25 августа по 10 сентября 2011, на своей машине, проехали 9 тыс. км по маршруту Москва – Финляндия – север Норвегии – юг Норвегии – Швеция – Рига – Москва. Подробная схема перемещений:
Просмотреть увеличенную карту
Участников было всего двое (я и мой друг Антон), еще двое отказались от поездки, можно сказать, в последний момент. В итоге от прошлогоднего исландского состава осталась ровно половина, что, в общем, сделало поездку только более упорядоченной и организованной
В Скандинавии, особенно в северной части, вовсю бушевала осень. Осень имеет свои бесспорные плюсы: во-первых, яркие природные краски, во-вторых – практически полное отсутствие туристов, пустые кемпинги и паромы. Минусы тоже не менее бесспорны: половину времени шел дождь и было холодно, часть кемпингов была уже закрыта, некоторые паромы ходили по зимнему, более редкому расписанию. Учитывая, что у нас были серьезные запасы топлива в виде семи литров водки и трех ящиков пива, плюсы победили минусы с существенным перевесом
Поездка обошлась нам очень дешево, учитывая вообще дороговизну Норвегии. На все-все путешествие у меня ушло 65 тыс. руб. (у Антона – чуть больше, т.к. он прилетел из Новосибирска). На бензин ушло 56 тыс., местные паромы и платные дороги – 15, кемпинги – 10. Фактический расход бензина за всю поездку составил 8,7 л/100 км, что в общем-то халява для 3,2 литра и полного привода. Бензин в Финляндии стоил около 60 руб./л, в Норвегии – 75-80.
Несколько слов о подготовке и бытовухе. Всю еду, бухло и инвентарь мы везли с собой. Закупили в Ашане сырокопченой колбасы, всякие перловки, гречки-с-типа-мясом, дошираки и прочую никогданепортящуюся блевотную жратву. Антон привез с собой 20 банок тушенки из оленины, это было единственное блюдо, которое надоело не в первый день, а где-то через два. Мы решили пожертвовать на 2,5 недели здоровьем пищеварительного тракта и регулярным стулом, но взамен существенно сэкономить время и деньги. В итоге это оказалось крайне правильным решением, т.к. жрать по пути все равно было почти негде – хотдоги на заправках по мерзости не уступают нашему дошираку с плавающей в нем колбасой.
Машинка у нас была седан, который оказался забит так, что третий человек уже бы не влез. Ночевали мы конечно же в палатке, поэтому везли с собой стол, стулья, газовые горелки, кастрюли, холодильник и кучу других всяких нужных дивайсов – спиннинги, фотоаппараты, объективы, видеокамеру и мангал.
Палатку я приобрел в Декатлоне (спасибо за наводку Col.Nemo), не пожалел 12 тыс. и взял четырехместную кемпинговую быстроустанавливающуюся – внутренние ребра жесткости в ней уже были в собранном виде, и при раскладывании палатки они просто раскручивались как пружина, свернутая в восьмерку:
Это нам серьезно упростило развертывание лагеря, т.к. за поездку мы ставили палатку не менее 15 раз. Палатка ставилась так: херррак! (произносится голосом Александра Родионовича Бородача) и готово. Домик получался в итоге большой, уютный и непромокаемый.
Дорогу нам подсказывали два навигатора – один Навител, который был полезен только в России, другой – скачанный с торрентов и залитый в мой старый сматрфон Гармин с картой «вся Европа», который оказался крайне полезен за пределами России. Задаешь в него пункт назначения – пристань парома, и он показывает время прибытия исходя из скорости движения «по правилам». Сразу понимаешь, стоит пытаться успеть или нет, и сколько у тебя времени, чтобы поторговать е*лом в пути; это удобно, учитывая, что некоторые паромы ходят раз в три часа. Основная навигация все же осуществлялась по бумажной карте с нарисованным маршрутом.
Отдельно про топливо. Как известно, в Финляндию можно ввозить 1 л. водки и 16 л. пива на рыло. Первый норматив нас не устраивал в принципе, т.к. погода ожидалась холодная (да даже если бы и теплая…!), а спирт, по совету Trolll-я, достать не удалось. Я купил две одинаковых 5л бутылки с водой, одну из них с радостью вылил, и заполнил водкой. Крышку прикрутил на место и приклеил к ободку на горле в местах соприкосновения. В итоге в багажнике на самом видно месте стояли два одинаковых легальных новых бутыля с чистой водой.