Этот рейс позиционировался как специализированный Hiking Cruise, что типа выражалось в стремлении проводить как можно больше времени на земле острова - впрочем, я не заметил каких-то особых отличий в организации повседневного распорядка от своих предыдущих экспедиционных круизов. Таким образом, все предыдущие мои размышления о характере подобных экспедиционных круизов, выраженные в вышеупомянутых отчётах, остаются в силе - разве что пассажиры в этой поездке были отчётливо помоложе (некоторые даже 30-летние!). Кормёжка была предсказуемо хреновой (я терпеть не могу западно-европейскую кухню!), а высадки - предсказуемо хорошо организованными... Я просто возликовал, когда узнал, что нашим Expedition Leader'ом в этой поездке будет датчанин Troels Jaсobsen, с которым я уже был в Антарктике - ИМХО, он самый лучший руководитель полярных экспедиций всех времён и народов! К сожалению, Тролс навсегда уходит из этого бизнеса после арктического сезона - 2011, так что этот круиз был его лебединой песней...
Впечатления остались самые офигенные - и даже несколько неожиданно яркие! Я не ждал ничего особо нового от Шпицбергена, так как я не новичок на Крайнем Севере (напомню, у меня 10 заполярных зим за плечами) - но Шпицберген смог пробрать и меня, а уж супруга осталась в таком восторге, что даже выразила желание пожить годик за Полярным Кругом...
Составить подробное впечатление о визуальном облике Шпицбергена проще по приложенным к отчёту фотографиям с комментариями, а здесь, в текстовой части, я лучше попытаюсь разъяснить своё мнение по поводу отличия Шпицбергена от его альтернатив - Гренландии и Антарктиды. Антарктида, надо признать, у нас продолжает лидировать по всем параметрам - и по зрелищности пейзажей, и по наблюдаемым животным, а вот Гренландия, пожалуй, всё-таки пропускает Шпицберген вперёд себя... Животных в Гренландии гораздо меньше, чем на Шпицбергене (особенно крупных), а пейзажи, в принципе, сопоставимы - хотя Гренландия всё же смотрится более грандиозной, что ли... Но вот в чём Шпицберген безнадёжно проигрывает Гренландии - так это в доступных для наблюдения айсбергах, при этом не уступая в стекающих в море ледниках. Многочисленные ледники Шпицбергена дают более мелкие обломки льда, в отличие от гигантских ледяных глыб Восточной Гренландии - так что за айсбергом размером с десятиэтажный дом лучше всё-таки отправиться в гренландский Skoresby Sund.
Должен ещё отметить немаловажный момент - как известно, многих людей очень страшат возможные приступы морской болезни и именно поэтому они боятся ходить на небольших судах в бурных приполярных водах. Эти страхи весьма оправданы в случае Гренландии и Антарктики - там я поимел болтанки сполна - но вот в случае со Шпицбергеном можно расслабиться! У нас лично всего полдня было лёгкое шестибалльное волнение (это чисто детский сад по сравнению с Проходом Дрейка или Датским Проливом, где крен порою достигает 45 градусов!), а остальное время вода была практически "как в пруду". Более того, из опыта общения с завсегдатаями этих краёв, можно сделать вывод, что это нормальное состояние для летнего Шпицбергена! Так что тем, кто боится качки - добро пожаловать на Свальбард (это общее название всего архипелага)!
Нам крупно повезло с погодой - и, учитывая продолжающийся до конца августа полярный день, первые четверо суток солнце практически не пропадало с небосклона! Температура варьировалась в диапазоне от +2 до +10 по Цельсию, ветров особых не было. Уместно сказать пару слов о сезонах - август, например, хорош тем, что снега на уровне моря уже нигде нет и, что немаловажно, почва уже практически просохла от талой воды - по тундре можно спокойно ходить, не увязая при каждом шаге. С другой стороны, часть живности (особенно птицы) уже начинает откочёвывать на юг - и берега Шпицбергена пустеют. В более ранние месяцы короткого арктического лета активно тающий снег вкупе с раскисающей в болото вечной мерзлотой делают треккинг занятием для сильных духом людей, но зато тундра вся кипит жизнью и усыпана (в северном понимании этого слова, конечно) цветами... Немаловажно, что гарантированно обойти на теплоходе среднего ледового класса (не на ледоколе) вокруг острова Шпицберген можно тоже только ближе к концу лета - раньше узкие проливы к востоку от Шпицбергена может наглухо забить плавающим паковым льдом, который порою неожиданно приносит ветром откуда-то с вечных ледяных полей северо-востока.
Бессмысленно подробно останавливается на всех перипетиях нашего маршрута (его карта тут), так как каждый круиз всё равно сугубо индивидуален и его маршрут определяется на месте в зависимости от погоды, ледовой обстановки, положения других круизных судов и ещё тысячи разных факторов - но могу в общем и целом сказать, что своими пейзажами нам весьма и весьма понравилось всё западное побережье Шпицбергена и что очень глубокое впечатление произвёл на нас дальний север архипелага, особенно заход в паковые льды Северного Ледовитого океана. Если у вас будет возможность туда попасть, то не упускайте её! - это реально Другой Мир... Возможно, свою роль в таком восприятии сыграла и погода, так как на востоке Свальбарда нас накрыло туманами и впечатления от этих краёв остались несколько смазанными.
Напоследок, перед тем как перейти к фотографиям, пару слов о визовом вопросе. Свальбард является частью Норвегии, но его специальный статус до сих пор определяется международным договором столетней давности - так что это как бы не совсем Норвегия. На Свальбарде свои автомобильные номера, своя государственная символика, своя визовая и таможенная политика - в частности, Свальбард не входит в Шенген, в отличие от Норвегии, и является безвизовым для россиян! При вылете из Норвегии паспорт штампуют стандартной печатью выезда из Шенгена (обычно это происходит на промежуточной посадке в Тромсё), по прилёту назад в Норвегию - прогоняют через строгую таможню и штампуют паспорт обычным въездом в Шенген. На самом Шпицбергене погранконтроля нет вообще (в обе стороны), таможня рудиментарна. Учитывая, что большая часть перелётов проходит по маршруту Осло-Тромсё-Лонгйирбьен, причём первое плечо Осло-Тромсё самолёт летит как domestic flight - полноценная транзитная виза будет, скорее всего, нужна. Есть ещё небольшое количество прямых рейсов Осло-Лонгйирбьен, которые изначально должны вылетать из Осло в статусе international - теоретически, с ними, вероятно, можно состыковать рейс из Москвы/Питера, пройдя через транзитную зону аэропорта Осло и вообще избавившись от необходимости оформлять транзитку - но я бы тщательно уточнил этот вопрос перед таким перелётом! Кстати, Свальбард является зоной duty-free, так что цены на многие товары там ниже, чем в Норвегии. Алкоголь в супермаркете Лонгйирбьена даже дешевле, чем в наших аэропортовых дьютиках!
Однако, лучше один раз увидеть, чем пять раз прочитать - и я предлагаю перейти к фотографиям. Небольшие комментарии дополнят картину, я надеюсь...