Кратко отчитаюсь о поездке в Исландию с 10 по 25 июня этого года. Эта поездка изначально была задумана как ознакомительная: нет смысла планировать какую-то экзотику в стране, где ещё ни разу не побывал. Сначала нужно увидеть всё своими глазами. К тому же, мы ездили вчетвером (мы с Галей и моя сестра Наташа с мужем Серёгой), и необходимо было учесть интересы всех участников. Поэтому программа у нас была достаточно традиционная.
Несколько слов об организационной части поездки.
Маршрут
Как известно, возможных маршрутов по Исландии ровно два: по часовой стрелке и против часовой. :) Я решил ехать по часовой стрелке, опасаясь, что в начале июня горные дороги в таких местах как Landmannalaugar могут быть ещё закрыты. В этом году весна в Исландии сильно запоздала, так что это оказалось очень правильным решением.
В нашем распоряжении было не так много времени, и, учитывая переменчивую исландскую погоду, было понятно, что всё, что хочется, мы посмотреть всё равно не успеем. Поэтому было решено не гнать и сосредоточиться на нескольких наиболее интересных местах. Бегло изучив материалы по Исландии, я наметил для нас три точки базирования:
- На озере Myvatn (с идеей осмотреть окрестности озера, каньон реки Jökulsá á Fjöllum, Goðafoss, может быть Аскью)
- Недалеко от ледника Vatnajökull (чтобы изучить языки этого великого ледника, Skaftafell, Jökulsárlón)
- В районе Hella (откуда можно было бы делать вылазки в Landmannalaugar, Þórsmörk, а также по южному побережью)
На закуску предполагалось посмотреть "золотое кольцо" по дороге их Hella в Reykjavik. За кадром оставались западные фьорды (да и восточные по большому счету тоже), полуостров Снэфелснес и т. д.
Перелёт и визы
Летели из Хельсинки в Рейкьявик компанией IcelandAir, цена вопроса 250 евро на человека. До Хельсинки добирались на своей машине. У всех был финский мультишенген.
Жильё
Идеальным жильём для нашей группы был бы небольшой отдельный домик с удобствами и кухней, поэтому именно такие я и искал. Есть много сайтов, на которых можно искать исландские отели, хостелы, кемпинги, гесты, фермы и т. д. Но в результате я пришёл к выводу, что все они собраны воедино на сайте http://www.visiticeland.com/Accommodation/. Чего нет на этом сайте, так это частных коттеджей - их нужно искать на специализированных сайтах.
Зачастую частные коттеджи оказываются оптимальными по соотношению цена/качество, поэтому я уделил этому вопросу особое внимание. В основном все коттеджи сдаются по неделям, но я нашёл один сайт, где частный коттедж можно снять на 3 или 4 дня (с четверга по воскресенье или с воскресенья по четверг): http://www.viator.is/. Через этот сайт я забронировал замечательный домик в Hella (более 100 квадратных метров, три спальни, ванна и кухня со всеми удобствами вплоть до посудомойки). Это был наш лучший дом в Исладнии, и по вполне демократичной цене - 460 евро за 4 ночи. Интересна процедура заезда в дом. В подтверждении заказа было сказано, что ключ я должен получить сразу по прибытию в Исландию в одном из отделений Viator - в аэропорту Keflavík или в Egilsstadir. Если бы я забронировал у них несколько домиков, все ключи можно было бы забрать одновременно. Там же выдаётся постельное бельё, если его заказать (у нас было своё). На практике оказалось, что они выдают не ключ, а код от мини-сейфа, расположенного на стене рядом с входной дверью в дом, где и лежит ключ. Съезжая из домика, ключ нужно вернуть на прежнее место в сейф. Опция уборки дома хозяевами не предусмотрена - перед отъездом необходимо навести там порядок. Иначе Viator угрожает крупным штрафом, который пойдёт на вызов в дом профессиональной клининговой фирмы. Таким образом, можно констатировать, что ребята очень удобно выстроили бизнес - ни им самим, ни хозяевам вообще не надо бывать в домиках. :)
Чем дальше от Рейкьявика, тем меньше вариантов приличного жилья. Особенно в этом плане "отличилось" озеро Миватн - ценник за домик там зашкаливал. Пришлось снять коттедж в Dimmuborgir Guesthouse (http://www.dimmuborgir.is/) по цене аж 24500 крон за ночь (порядка 150 евро). И это ещё был самый дешевый вариант. С меня заблаговременно сняли часть суммы в качестве предоплаты за домик. А по приезде пришлось ещё выбивать из хозяев одеяла и подушки - обычно заплаченная нами цена подразумевает сон в спальниках. Домик крохотный, горячая вода воняет серой. Короче говоря, соотношение цена-качество ниже плинтуса.
Последний домик я забронировал в Lambhús (http://www.lambhus.is/) за 15000 крон за ночь. Обычно они берут ещё 1000 крон на человека в сутки за одеяла и подушки, но так как мы остановились на целых три ночи, нам сделали скидку. Сам кемпинг расположен в живописнейшем месте, в долине, окружённой ледниками. По этому показателю кемпинг получает жирный плюс. Домик немного подкачал из-за отсутствия душа и горячей воды (а холодная была настолько ледяной, что посуду приходилось мыть чуть ли не в варежках :), зато одна из кроватей на антресолях была очень уютная.
В каждой стране есть какие-то свои фишки, связанные с бронированием жилья. В Исландии оба кемпинга потребовали послать им номер кредитной карты, причём оба хозяина, не сговариваясь, посоветовали "для безопасности" послать им две половинки номера в отдельных письмах. Уж не знаю, связано ли это с бронированием или нет, но прямо перед поездкой неизвестные попытались оплатить покупку моей картой, и её пришлось заблокировать. Так что будьте бдительны, граждане. :)
Перемещение
Для полноты картины я изучил местные исландские прокатные фирмы, но их предложения не поразили меня ни выгодной ценой, ни какими-то особыми условиями. Поэтому машину я бронировал как обычно - нашёл на momondo.ru, забронировал через ..com, а получал в итоге в Avis. Цена вопроса - 1537 евро за 15 дней. На этапе бронирования я выбирал Suzuki Grand Vitara, но к нашему приезду все Витары уже закончились. Более везучим в таких случаях раздают Лэнд Крузеры и Патролы, а нам попытались "всучить" Кашкай, от которого мы отказались, и тогда нам выдали новенький Hyundai ix35 (пробег на момент получения составлял всего 60 км). На нём мы и ездили, добавив к счётчику ещё четыре с лишним тысячи километров. На бензин потратили чуть больше 20000 руб, при расходе порядка 15 литров на 100 километров.
Еда
Еду мы покупали в супермаркетах и готовили сами, хотя иногда заезжали и в забегаловки на заправках. Всё вместе обошлось в 25000 руб на четверых.
Рыбалка
В этой поездке мы спланировали две морские рыбалки (обе из Рейкьявика, бронировали на http://www.elding.is/, цена вопроса 60 евро на человека), плюс взяли с собой удочку в надежде половить с берега. Тут есть один нюанс: рыболовные снасти перед поездкой в Исландию необходимо продизенфицировать (и предъявить на въезде сертификат), либо выполнить дизинфекцию прямо в аэропорту за 50 что ли баксов. Однако читая статьи о рыбалке в Исландии, мы наткнулись на информацию, что это касается только речных снастей, а для морских дизинфекция не нужна. Прилетев в Кефлавик, я завернул в красный коридор и спросил у таможенника, нужно ли дизинфицировать нашу б/у удочку, предназначенную для морской рыбалки. Он подтвердил, что дизинфекция не нужна и отпустил нас с миром. Впрочем, за всю поездку с берега мы так и не поймали ни одной рыбы. Другое дело с лодки в открытом море - выловленную там рыбу мы ели пол поездки.
* * *
Вот в целом и всё, что касается подготовки. Переходим к фотоотчёту о местах, где мы побывали. Большинство из них давно известны и описаны на форуме, поэтому в технические подробности я углубляться не буду, расскажу только о моих личных впечатлениях.
Осмотр исландской столицы был мною, в целом, пропущен. Основной нашей целью была морская рыбалка. Подробности о рыбалке здесь.
После этого мы сразу же переместились на озеро Myvatn, где у нас была спланирована первая "база". По дороге заехали на водопад Goðafoss. Как и многие другие известные водопады Исландии, он не очень высокий, но зато широкий и мощный. Симпатичный водопад. Специально я бы к нему наверно не поехал, но он так удобно расположен рядом с первой дорогой, что не заехать к нему просто невозможно.
Геотермальная зона Hverir - первое виденное нами место подобного типа (и в Исландии, и вообще), поэтому конечно впечатлила. "Аццкое" место. Всё вокруг курится, дымится и воняет серой. От этого долбаного запаха у меня под конец даже разболелась голова.
Термальная река, кислотные берега. Это где-то по дороге к Krafla и кратеру Viti.
Геотермальные электростанции.
Кратер Viti. Было ещё очень много снега, поэтому круговая тропа вокруг озера была недоступна. В любом случае, погода не располагала к гулянию.
Dimmuborgir. Лававые поля с причудливыми образованиями. Наверное, в правильную погоду место должно быть "что надо". Но в нашем случае все пять дней, проведённые на озере Миватн, стояла унылая пасмурная погода. При таком освещении каменные тролли Диммуборгира меня ничем не поразили.
От Dimmuborgir есть тропа прямо к гигантскому кратеру Hverfjall.
Hverfjall, высотой 420 метров и порядка километра в диаметре, возвышается над озером Миватн. По периметру кратера можно прогуляться, наверх ведут две дороги - "лёгкая" с севера и "трудная" с юга. Мы подошли сначала к "трудной" дороге, поэтому по ней и поднимались.
Сверху озеро Миватн как на ладони.
Кратер впечатляет своими размерами, а также видами во все стороны.
Окрестности тоже порадовали, такое впечатление, что гуляешь по Луне.
Пещера Grjótagjá. На осмотр этого места достаточно пяти минут - в пещеру можно только залезть и тут же вылезти обрратно. Идти некуда - пещера совсем небольшая и вся затоплена горячей термальной водой. Купаться нельзя, зато можно сварить себе яйцо. ;) Очень атмосферное и фотогеничное место. Ещё порадовала надпись перед входом в пещеру: "Внимание! Недавно произошёл очередной обвал камней со свода пещеры. Конечно же, не в последний раз." :)
Dettifoss. Король исландских водопадов. Правда, когда мы подъехали к нему с западной стороны, он не произвёл на меня особого впечатления. Водяная пыль стояла такая, что я моментально промок насквозь, плюс остатки снега мешали подойти к краю, чтобы хоть что нибудь разглядеть.
Зато с восточного берега удалось рассмотреть водопад во всей красе. Обратите внимание, на фото видно, что вся пыль достаётся западному берегу, на восточный почти не летит.
Колоссальная мощь, заключённая в потоке воды, завораживает.
Каньон тоже лучше видно с этой стороны.
Выше по течению располагается Selfoss. Он не такой мощный, как Dettifoss (хотя казалось бы, река та же) и имеет подковообразную форму (эдакая мини-Ниагара). К водопаду можно пройти как по восточному, так и по западному берегу. Мы опробовали оба пути и не пожалели об этом - ракурсы совершенно разные. Водопад безусловно заслуживает внимания.
Ещё один водопад, расположенный ниже по течению от Dettifoss - Hafragilsfoss. Мы ограничились осмотром его сверху, с одной из обзорных точек. Мне он не показался особо выдающимся, впрочем панорама каньона ничего.
В целом, у меня сложилось впечатление, что на севере много интересных мест, но при этом пейзаж в целом как-то не радует. Зачастую ехать приходится по унылым лавовым полям, глазу не за что зацепиться. Юг в этом плане понравился гораздо больше. Дорога на Аскью и к ледяным пещерам была ещё закрыта, поэтому туда мы не попали.
Переезд к следующей точке базирования проходил через регион восточных фьордов и далее по побережью мимо города Hofn.
Я не возлагал на эти места особых надежд, поэтому даже вытащил ноутбук и начал работать, не отвлекаясь на виды за окном. Однако вскоре работа была отложена в сторону, позабытая, а я начал лихорадочно щёлкать фотоаппаратом во все стороны. Почему-то прочитанные перед поездкой материалы никак не подготовили меня к тому, что в Исландии есть такие красивые и драматичные горы. Могучие утёсы, иссечённые горизонтальными террасами, острые и враждебные, возвышались вокруг нас. Низкие облака были им невероятно "к лицу", а полчища птиц, кружащие перед этими неприступными утёсами, завершали картину.
По мере продвижения на юг погода стала меняться. Проглянуло солнце. Дорога продолжала дарить нам всё новые красоты.
Под конец я уже почти жалел, что мы не задержались в этих местах подольше. Выскажу мнение, что восточные фьорды ещё ждут своего исследователя на форуме, который сумеет раскрыть их красоту и вызовет интерес к этим местам у наших туристов... Мы же, проехав эти места транзитом, заселились в домик и отправились обследовать местные ледники.
Первым делом наше внимание привлёк Flaajokull, на который открывался прекрасный вид прямо из нашего окна. Очень большая и впечатляющая штука.
Обойдя несколько ледниковых лагун, мы смогли подойти к гиганту вплотную и прикоснуться ко многовековому льду.
Как и ожидалось, сверху ледник был очень грязным. Однако заглянув под ледник, можно было видеть и его настоящий цвет, совершенно потрясающий насыщенный зеленовато-голубой.
Осмотрев Flaajokull, мы отправились по направлению к двум другим ледникам чуть западнее. Дорогу к первому из них, Skalafellsjokull, преградила широкая река, через которую мы не решились ехать вброд. Зато до Heinabergsjokull мы добрались без приключений. Этот интересный ледник образуется из слияния трёх ледников поменьше.
А вечером мы наблюдали потрясающий закат над ледниками, наверно самый красивый в этой поездке.
На следующий день мы ездили смотреть знаменитую лагуну Jökulsárlón. Очередные драматичные горы по дороге.
Jökulsárlón нам понравился. Красивое место, хотя эту красоту непросто передать на фотографии. Для отчётности привожу то, что получилось.
После лагуны отправились на берег моря, где прибой выбрасывает льдины на чёрный песок. Тоже очень интересное место.
Наутро, съехав из Ламбхюса, мы поехали смотреть Skaftafell. По дороге тоже было что посмотреть - горы, ледники, люпиновые "плантации".
По мере приближения к Skaftafell погода начала портиться. Набежали облака, начал накрапывать дождь. Вот интересно, есть два места в Исландии, про которые я читал, что в плане погоды они выделяются в лучшую сторону. Это окрестности озера Myvatn и Skaftafell. В нашей поездке именно эти два места "отличились" хреновой погодой. Так что в плане погоды верить "информации вообще" - пустое дело. Дай бог прогноз на завтра не соврёт...
Программа минимум в Skaftafell - это конечно водопад Svartifoss. Поражает не столько сам водопад, сколько окружающие его базальтовые колонны, напоминающие гигантский орган. Очень впечатляет.
Осмотрев водопад, я решил пойти дальше по тропинке в надежде, что увижу там ещё что-нибудь интересное. Тропинка вывела меня к огромной унылой ледниковой пустоши. Мда, не совсем то, на что я рассчитывал, но всё равно неплохо.
Интересное место - слияние двух разноцветных потоков.
Пока я гулял по пустоши, погода испортилась окончательно, начался дождь. Мы поехали дальше.
Дорога на Lakagigar была ещё закрыта, поэтому мы проехали транзитом до самой Hella. В окрестностях Kirkjubæjarklaustur мы ожидали увидеть страшные последствия недавнего извержения Гримсвотна, поскольку перед поездкой насмотрелись всяких роликов из этого места - зги не видно, тучи пепла, все люди носят дыхательные маски. Однако к нашему немалому удивлению практически никаких следов недавнего извержения мы так и не увидели. А мы то перед поездкой с перепугу чуть не сдали билеты. :)
На следующий день Галя с Серёгой ездили на очередную рыбалку, а мы с Наташей, оставшись без машины, пошли гулять по Hella. Чуть ниже по течению реки от города есть водопад, название которого стёрлось у меня из памяти. Тем не менее, он даже превзошёл мои ожидания - наверное потому, что я от него ничего особенного не ожидал. Вот этот водопад.
Следующим пунктом нашей программы был Landmannalaugar. В турист инфо мы выяснили, что дорога туда всё ещё закрыта (!), но должна открыться со дня на день. Поэтому мы решили попытаться всё-таки доехать до него. 26-я дорога, которая на карте вроде была обозначена как асфальтовая, вскоре превратилась в грунтовку.
Доехав до поворота на 225-ю дорогу, мы свернули под запрещающий знак и углубились в лавовые поля. Колесили мы долго и перепробовали 3 разных дороги - сначала основную, и потому ещё две локальные, почти неприметные, но все они в итоге упирались броды, которые показались нам непреодолимыми. Всю дорогу нас сопровождала красавица Гекла.
В турист инфо нам сказали, что вот-вот должно начаться новое извержение Геклы. Учёные отмечают, что даже форма горы изменилась из-за накапливающегося внутри давления. Правда, добавила бабушка в турист инфо, в прошлом году учёные говорили то же самое...
Потерпев неудачу на 225-й, мы вернулись на 26-ю трассу и поехали попытать счастья на 208-й. Здесь нам повезло больше. Оказалось, что именно в этот день её наконец-то официально открыли. Поэтому ближе к вечеру, вдоволь накатавшись по исландским грунтовкам, мы наконец прибыли в Landmannalaugar. И надо сказать, что я влюбился в это место буквально с первого взгляда. Это и правда настоящая жемчужина Исландии, с горами удивительной красоты.
Когда-нибудь я обязательно вернусь в Landmannalaugar и вдоволь поброжу по тамошним горным тропинкам. В этот же раз времени на эту у нас не было, мы успели только забраться на ближайшую гору и полюбоваться видами оттуда.
Домой мы возвращались, любуясь на очередной фантастический закат.
Следующую вылазку мы сделали на побережье, чтобы осмотреть три традиционные туристические точки - Dyrhólaey, Skógafoss и Seljalandsfoss. По забавному стечению обстоятельств прямо перед нами по тем же местам разъезжал туристический автобус, поэтому, подъехав к очередной точке, мы неизменно видели одну и ту же картину: знакомый автобус на парковке, куча туристов вокруг. Через некоторое время автобус уезжал, и воцарялись покой и тишина.
По самим достопримечательностям рассказывать особенно нечего, скажу только, что все три места нам понравились и безусловно заслуживают внимания, несмотря на некоторую "избитость". Skógafoss и Seljalandsfoss заняли своё достойное место в моём личном рейтинге "top icelandic waterfalls".
Осмотрев Seljalandsfoss, мы поехали смотреть Þórsmörk.
Про это место я знал только, что это долина необычайной красоты. О чём я даже не догадывался, так это о том, что дорога в Þórsmörk - аттракцион не хуже самой долины. Справа от дороги располагается небезызвестный Eyjafjallajokull (один из его языков видно на фото ниже).
С ледника стекает бесчисленное множество потоков, которые необходимо пересекать. До этого нам как-то не очень везло с бродами, но тут уж мы наверстали упущенное - всего мы пересекли в тот день 25 бродов по дороге "туда", и столько же - "обратно". Я уже не говорю о том, что в некоторых местах дорога сама превращалась в речку.
Времени на треки в долине у нас, естественно, не осталось, но это ничего - поездка же ознакомительная. Место и правда очень красивое. Долина окружена со всех сторон ледниками и драматичными острыми горами. Что интересно, это место совсем не похоже на Landmannalaugar, даром что находится недалеко от него (знаменитый трек Landmannalaugar-Þórsmörk проходится за пару-тройку дней). Вот и ещё одно место, куда надо обязательно вернуться.
На следующий день мы съехали из Hella. Поездка приближалась к логическому концу. Нам оставалось только проехаться по "золотому кольцу", с которого большинство туристов начинает знакомство со страной. Мы же его таким образом заканчивали.
Начали мы с Geisyr. Знаменитый гейзер, название которого стало нарицательным, давно не функционирует, но все указатели ведут именно к нему. По сути дела сейчас в геотермальной зоне Haukadalur есть только одна вещь, заслуживающая внимания - знаменитый действующий гейзер Strokkur. Но это без всякого сомнения чудо природы и must see.
Недалеко от гейзера расположился другой знаменитый исландский аттракцион - Gullfoss, "золотой водопад". И снова я должен констатировать, что, несмотря на "заезженность" и толпы туристов, он безусловно заслуживает внимания. Помимо своих размеров, этот водопад интересн также многообразием ракурсов, которые открываются с многочисленных обзорных площадок.
Вдоволь нагулявшись вокруг Gullfoss, мы отправились в заключительную точку нашей поездки - национальный парк Þingvellir. На горизонте мелькали всё новые и новые заманчивые горы.
Þingvellir не произвёл на меня большого впечатления. Впрочем, прогуляться там и полюбоваться на гигантские разломы, отмечающие мето расхождения Североамериканской и Евразийской тектонических плит, вполне приятно. К тому же нам повезло с погодой - по дороге мы несколько раз попадали под проливной дождь, но в парке было сухо и солнечно.
На этом подошла к концу наша поездка, и этот отчёт.
* * *
Приехав в Исландию, я не сразу проникся этой страной. Однако к концу поездки мне стало ясно, что этот небольшой остров с удивительно красивой и разнообразной природой занял в моём личном рейтинге место на самом верху, наравне с любимой Норвегией. Нет никаких сомнений в том, что эта поездка, первая и ознакомительная, была для меня далеко не последней. До новых встреч, Исландия! Я к тебе обязательно вернусь.