(Oslo-Eidfjord-Bergen-Stavanger-Prekestolen-Lysebotn-Kongsberg-Sandefjord)
29.05 – 13.06. 2011
Сначала я назвала свой отчет "Норвегия - страна овечек и крутых поворотов". Но потом поняла, что это не совсем верно, потому что в целом по времени и по впечатлениям вышло поровну Швеции и Норвегии.
Кому неохота долго читать, могут бегло посмотреть самое интересное здесь: Норвегия. 2011. Только самое интересное
Скажу сразу – если бы я знала об этом форуме раньше, возможно вся поездка сложилась бы по-другому. Но как вышло, так вышло. Небольшой, мимолетный поиск в Интернете, очень приблизительный маршрут – и вперед! Ориентировка была только на то, чтобы в день выходило не больше 400-500 км езды на втомобиле. Что Норвегия – сказочная страна, слышала часто, и давняя мечта была там побывать. И прежнее решение провести две недели в Финляндии на озерах было решительно заменено на поездку в неизведанную Норвегию, последнюю скандинавскую страну, где нас еще не было. Этому же способствовали злобные комары и противные дожди, приветствовавшие нас в Финляндии. Но – все по порядку.
В конечном итоге маршрут наш сложился таким образом.
29 мая, воскресенье. Дорога до границы Финляндии.
Выехать решено было в 4.30 часов утра в воскресенье 29 мая, чтобы без пробок выбраться из Москвы и за один день успеть добраться до границы. Ужасные воспоминания из прошлогодней поездки, когда пришлось ночевать прямо на обочине по дороге в Питер, не оставляли иных шансов. В прошлое путешествие во время ночевки наш автомобиль трясло от проезжающих мимо фур, и каждый раз включалась сигнализация. Придорожный фонарь упорно светил прямо в глаза… Словом, лучше уж выехать с утречка пораньше.
Придорожных туалетов, как вы знаете, в России не существует, а при попытке войти в лес в это время года Вас встретит такое полчище комаров, что лучше в считанные секунды завершить начатое и выскочить, побивая все спринтерские рекорды.
Российская экология все улучшается – по пути встретили молодого лосика, доверчиво стоявшего прямо на обочине.
Вон он там вдалеке, слева.
Правда, он не пожелал ждать, пока я его поближе сфотографирую.
Поблизости от границы опять посетили линию Маннергейма – уж очень впечатляюще выглядят выстроенные в ряд валуны.
А вот машинка съехала с перевозчика.
По другую сторону дороги спрятался бункер – только меткий глаз усмотрит.
Времени оказалось достаточно. Едой мы запаслись еще в Москве, что выручало нас всю поездку, но мы успели на всякий случай еще немного пополнить запасы продовольствия в Питере, и прибыли к границе в Торфяновке в 10 часам вечера, зная, что границу перейдем не раньше 12 часов – виза была открыта со следующего дня. Неприятным сюрпризом оказалось то, что финны не переводят время на летний период, как мы, и если у нас уже 12 ночи, то у них еще 11. Так что нам пришлось еще час провести в Duty Free. Оказалось – не зря. Там была замечательная акция – две упаковки пива (24 шт. 0,35 л в коробке) за 19.99 евро. Не зря народ тащил коробками. Мы тоже не отказались от такой возможности, тем более что пиво – любимый напиток, а тем более импортное. Кроме того, прикупили ром Groh – он оказался со вкусом бальзама.
Границу прошли легко и быстро – подождали последнюю минуту вместе с таможенниками, пока стукнет 12, чтобы можно было поставить печать. На мою прозрачную обложку паспорта финский пограничник выдал такую фразу – «паспорту condom не нужен».
Переночевали мы в уже облюбованном в прежнюю поездку месте – на площадке перед бункер-музеем в Финляндии. Место очень тихое, буквально 100 м от дороги, но с дороги узнаешь о нем только по указателям.
30.05, понедельник. Дорога до Хельсинки, паром.
Утром мы еще раз отметились, осмотрели экспозицию – все-таки не зря в музей заезжали.
Цивилизованные окопы при входе в бункер.
Продолжение линии Маннергейма.
Это – бойница у самого входа из окопа в бункер. Если за ней скроется автоматчик, бункер станет воистину неприступен.
В 10 утра приехала служительница, уж не знаю, запомнила она нас с прошлого года или нет, но мы постарались оставить после себя место едва ли не чище, чем когда туда приехали.
Завтрак на природе. Заранее был куплен раскладной столик, откидная задняя стенка нашей «Хонды элемент» превращается в удобное сидение.
Хороший шопинг на наш взгляд найти в Финляндии по дороге от границы в Хельсинки проблематично – видимо, мы просто не знаем мест, а навигатор на задание «торговый центр» или «бутик» пару раз заводил в какие-то настолько уединенные жилые домишки, что мы уже оставили всяческие попытки. Случайно увидели с дороги торговый центр Prizma, завернули туда. Очень недорого прикупили несколько вещичек.
Не знаю, что это значит, но созвучие нас позабавило.
Тут зарядил такой сильнейший дождь, что всяческие попытки осмотра окрестностей или другого отдыха вне машины казались бессмысленными. И мы решили двинуть прямо на Хельсинки, к парому.
Клумба в парке Хельсинки. Понравилось сочетание цветов.
Чайка сидела долго, не хотела улетать. Видимо, она здесь живет.
В ожидании парома.
Знали, что открылось прямое сообщение из Питера в Стокгольм. А этот паром в Хельсинки – тоже наш, порадовались мы.
Обратил на себя внимание проезд между зданиями.
И вот, наконец, паром «Викинг-Лайн».
Известно, что шведский стол на пароме включает в себя неограниченное количество пива и красного и белого вина.
Нет-нет, это еще до ужина.
Моя вторая половина изрекла – если есть рай на земле, то он – на пароме. Только при возможности лучше бронировать самое позднее время ужина, чтобы Вас не торопили, и вместо положенного часа можно посидеть и два, и даже больше. А когда встал животрепещущий вопрос – продолжать пиршество или уже в срочном порядке бежать избавляться от уже выпитого, после пары секунд терзаний была произведена на свет фраза – ну не фашисты же они, неужели не пустят обратно? Пустили. Не фашисты.
Понравилась кисточка на бородке у дядечки. Байкер, не иначе.
Окружающие виды при подъезде к Стокгольму нам больше нравятся, но и на финской территории попадаются спокойные милые островки.
31.05, вторник. Stockholm, Taxinge Slott, Gripsholm Slott, Karlstad Svecamp Bomstadbaden
А это уже при подплытии к Стокгольму.
Шведский жираф-трудяга.
В Стокгольме решили не задерживаться, и сразу рванули по направлению к Карлстаду, остановившись только для завтрака.
Импровизированный подогрев пищи.
По пути мы были не прочь посетить возможные достопримечательности. По прошлой поездке мы уже знали знак достопримечательности. Поскольку нас в основном интересовали замки, искали надпись slott и ехали в указанном направлении.
Первым на пути встретился знак Taxinge Slott. Поскольку мы не знали, что нас ожидает – эта интрига нас привлекла еще в прошлой поездке, - мы не были уверены, что есть замок.
Ну, что это кирха, то есть церковь, мы догадались. Taxinge kirka.
Была заложена в 1650 году по инициативе епископа Странгноса. Затем несколько раз церковь достраивалась и модернизировалась, пока не приобрела в 1800-х годах нынешний облик в неоготическом стиле.
Куда ни кинь взгляд, везде мусорные баки рядком.
И собачка тоже ничего не говорит. Партизанка. Вежливая, не лает попусту.
Может,, это и есть слотт? Мы уже сталкивались в Швеции с тем, что обычный дом может именоваться замком.
Главное, чтобы он был вдали от больших дорог, и чтобы рядом было озеро. А тут озеро проглядывалось. Или по крайней мере речка.
Мы решили прогуляться, благо погода после дождливого Хельсинки откровенно радовала.
И набрели на необычную… часовню, что ли…
С деревянной черепицей…
Поскольку путешествовали мы экспромтом, что это такое я не знаю до сих пор. 1869 года постройки –это было на флюгере.
Рядышком было расположено кладбище, а сама часовня располагалась на душистом лугу.
Продолжив путь вперед, наконец увидели заветную надпись.
А вот и сам замок.
Честно сказать, не впечатлил.
Порадовало народное творчество резчиком по пням.
И то, что старым фонарям дают вторую жизнь. Даже не особенно их обновляя.
Так что мы не стали задерживаться.
И увидев по пути знак, что есть еще один замок – Gripsholm – уже не ожидали увидеть ничего особенного. Это, я доложу вам, всегда лучше.
Потому что…
Это – совсем другое дело.
Мы сглупили: хоть и видели на парковке целых два автобуса со шведскими туристами, как-то не сообразили и пошли обозревать окрестности, вооружившись только фотоаппаратами, оставив деньги в машине.
Замок оказался впечатляющим.
Свое название замок получил от имени Бо Йонссона Грипа (Bo Jonsson Grip) - шведского канцлера, основавшего в 1380 году первый замок в Мариефреде, строительство которого продолжалось до 1383 года. Бо Йонссон Грип, представитель древнейшей в Швеции аристократической семьи, состоял на службе короля Магнуса Эрикссона и был очень влиятельным человеком в Швеции, поскольку король постоянно брал у него деньги в долг. Когда же приходило время возвращать долги, король расплачивался землёй. Так Бо Йонссон Грип обрёл более половины земель Швеции.
В 1523 году Густав I Васа был избран королем Швеции, и Картезианский монастырь в Мариефреде оказался в его руках. На руинах Грипсхольма началось строительство нового замка.
Его строили десять лет (с 1537 г.) под руководством архитектора Хенрика вон Колена. Крепость должна была стать частью оборонительных сооружений Швеции против Дании, и в четырёх круглых башнях установили орудия для защиты её самой и гавани.. Однако замок так и не использовался как оборонительный, основную часть времени его использовали как тюрьму.
Ну, а Густав III оформил замок в стиле Ренессанс.
Представитель древнейшей шведской аристократической семьи, Стен Стуре Старший выкупил Грипсхольм у казны в 1472 году. Позже он передал замок в дар картезианским монахам, которые спустя три года обосновали в Грипсхольме обитель Святой Марии.
Заметите что-то необычное?
Нет? Это – замаскированная дверь!
А во дворе замка нас ожидало нечто потрясающее – наши великовозрастные соотечественницы!
Это пушки времен Ивана Грозного.
Надпись – Божию милостию повелением царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси.
И где бы мы в России смогли увидеть такие пушки? Только царь-пушка и царь-колокол… (вспомнилось из КВН – в царь-пушке поселился царь-бомж)…
Оказывается, пушки шведы почему-то назвали «свинья» и «боров». Странно, ведь на них написано – волк. Они, видимо, на внешний вид ориентировались.
Меньшая была куплена в 1577 году, большая – в 1579, обе названы волками, и в 1581 году одна из них была вывезена из Нарвы, другая – в 1612 году из Ивангорода, и в 1623 году обе были перевезены в замок Грипсхольм.
К сожалению, поскольку мы не взяли с собой денег, вовнутрь мы не попали. Внутри – одна из крупнейших портретных галерей включает более 4 000 портретов. Супруг порадовался – я бы столько, говорит, не выдержал осматривать.
Вот так поприкалывались зодчие (замурованные «окошки»).
Видимо, ядра к русским пушкам. Хотя калибр маловат...
Ну что ж, пошли прогуляться вокруг замка.
Вид на соседний городок Мариефред (Mariefred).
Выходящий к озеру Маларен (Malaren) фасад.
Эта чайка зависла над кустами настолько неподвижно, что не составило труда ее снять не слишком сильной техникой. Не иначе добычу высматривала.
Идиллия.
Нежатся на солнышке рыжебокие.
Что, нельзя понежиться?
На пути дальше совершенно неожиданно попали в затор. Стояли, не совру, минут 40, продвигаясь периодически метров на 100. Удивило то, что даже мотоциклист спокойно предавался своей участи вместе со всеми, не пытаясь как-то по обочине объехать. Сзади нас также без мигалок и прочих атрибутов стояли пожарная и полицейская машины.
Дороги настолько узкие, что обогнать или разъехаться не было никакой возможности. Не знаю как, но потом вдруг все неожиданно поехали, и никаких следов аварии или чего-то, объясняющего причину затора, мы не увидели. Откуда пришла помощь? Как сумели эвакуировать? Кто теперь знает?
На этой площадке для отдыха я в последний раз запечатлелась в своей шляпе и шлепках. Потеряла я их, видимо, днем позже. А начались наши потери именно с этой стоянки. Тут же на капоте были забыты очки.
Просто шведские пейзажи. Радуют глаз безлюдием и умиротворением.
Вообще мы всю дорогу не переставали удивляться – где все? Все ухожено, чисто, подстрижено, покрашено, починено. И – никого.
Еще попалось местечко Alsters Herrgard в 8 км к западу от Карлстада – усадьба известного шведского поэта Густава Фрединга, который родился здесь 22 августа 1860 года.
Однако само место имеет очень древнюю историю. Еще в средние века здесь уже была мельница на реке Олстен, которая упоминается в летописях 1397 года.
Два трона. Я предпочла высокий.
Ну вот наконец мы добрались до кемпинга Swecamp Bomstadbaden рядом с Карлстадом.
Кемпинг находится на берегу озера в сосновом лесу.
Когда мы подъехали к домикам со всеми удобствами, оказалось, что из 6-ти незанятый только один, наш. Возле всех остальных стояли машины.
Слева тихонечко разгрузились парень с темнокожей девушкой. Совершенно бесшумно вдалеке прошел мальчик и выкинул мусор в бак.
Оказалось, что в кемпинге полно народу. Точнее – полно машин. Только тишина стояла полнейшая, пели птички, слегка качались ветки деревьев.
О том, что есть люди, говорило только наличие автомобилей рядом с домиками или трейлерами.
Проходя мимо очередной террасы, можно увидеть уютный свет настольной лампы и услышать, точнее, догадаться, что за окном идет тихая беседа. У датчан есть такое слово – hugge, что значит – наслаждаться уютом. Я думаю, все скандинавы обладают этим даром – мирно наслаждаться природой, друг другом… Поступило предложение подружиться со всеми, радостно с бутылочкой пивка вместе дружно погудеть, поорать песни… Эх, не знаете вы русских, мирные тихие шведы…
Ладно уж, пришлось и нам раскурить трубочку…
…и пойти гулять к озеру.
Шляпка еще при мне… Эх…
Фотография плохая, но нас повеселили гигантские игральные кубики за лобовым стеклом. У нас вывешивают ароматизаторы, а это-то что?
А на этот трейлер мы обратили внимание, разбирая фотографии. Он попадался нам в пути еще несколько раз, уже в Норвегии.
И вот даже такие экземпляры попадаются.
Домик внутри оказался очень уютным.
Удивительно, как аккуратно в деревянном домике проведены коммуникации к приборам.
1.06, среда. Дорога в Осло и немного после.
Наутро, выйдя из домика, мы обнаружили, что буквально рядом работает экскаватор. Электрический. Практически бесшумный. Рыл какую-то яму. Однако экскаваторщик был в шумозащитных наушниках. Техника безопасности, однако.
При регистрации в этом кемпинге были предложены опции – просто домик (740 SEK), плюс постель (2x75=150 SEK), плюс уборка. Постель я взяла, а уборка – думаю, зачем, если мы всего на один день? Оказалось, что при выезде необходимо привести домик в тот вид, в котором он был, когда мы заселились. А если вид таким не будет, то с карточки дополнительно снимут деньги за уборку. И приложение висит – что и как надобно сделать. Выбить все коврики, протрясти постели, вымыть сантехнику и посуду, подмести и вымыть полы. Сначала я несколько скисла – вроде как не собиралась на отдыхе уборкой заниматься, - но потом даже вошла в азарт. Благо уборочный инвентарь очень удобный и домик небольшой.
Матрасы вытряхивать я, конечно, не стала, но все остальное честно выполнила. Моя вторая половина все время вещала, мол, зря стараешься, денежки все равно снимут. Мне даже показалось, что экскаваторщик специально был приставлен присматривать за русскими, будут убирать или нет. Потому что как только я демонстративно стала трясти коврики, он почти сразу же убрался восвояси.
В навигаторе точкой назначения установили Осло, и двинулись в путь в 12.00. До Осло было что-то около 200 км. С целью экономии установили кратчайший маршрут с исключением платных дорог. И доблестный навигатор, рад стараться, в один прекрасный момент вместо шикарной дороги, слегка уходившей влево, повел нас прямо, на грунтовую.
Вроде притормозили, но писалось, что до поворота 1 км, и решили – была не была, пускай.
Так по этому тряскому полотну мы проколесили 20 км.
Думали, оставим амортизаторы на трассе Москва-Питер, ан-нет, на дороге Карлстад-Осло.
Но, правда, где-то в середине очутились у очень приятного озера, нам оно понравилось.
Знали бы мы, сколько прекрасных озер нам встретится по пути! Но тогда мы были рады и этому.
Когда мы выехали, наконец, на вожделенную гладкую поверхность, оказалось, что сократили мы от силы километра 2.
Я со вздохом перевела настройки на «побыстрее», включив платные дороги тоже. Хотя в Швеции платных дорог мы не встречали. Зато в Норвегии… ух-х…
Снимали из окна автомобиля, простите за плохое качество.
До Осло дорога была равнинной, приятной.
Обожаю сельские виды Швеции! Я успела за год по ним соскучиться…
Как-то совершенно незаметно подобрались к границе. Да и граница какая-то пустынная – просто таможенные атрибуты, знаки, флаги шведские-норвежские, и никого народу. Слева от дороги перед границей домишко, написано LOPPIS. Я кричу – ты же хотел в лопис (блошиный рынок), давай тут остановимся! А останавливаться нельзя, надо ехать. Пришлось проехать «границу», развернуться и вернуться опять, потому что на норвежской стороне палатка с таким же названием была закрыта.
Приехали, выходим из машины. Чистенькая пожилая женщина нас встречает, мило приглашает войти. В домике все чистенько, выставлено на полочках и в стеклянных шкафчиках. Но мы как-то ничего себе не приглядели, но заприметили большой сарай за домом, где вповалку было множество всякого хлама. Там я отобрала себе пару серебряных подсвечников, интересные по дизайну мельхиоровые вилки, рождественский домик, в который вставляют свечку. Приносим. Тетечка по английски – ни гу-гу. Показываю, напишите нам сумму. Она что-то подсчитала, пишет – 65 SEK. У нас 20 евро одной бумажкой. Она разводит руками – евро не нужны. А у нас ни норвежских крон, ни шведских. Что ж, придется уходить ни с чем. Тут тетечка говорит – я вам дарю все это, пусть останется хорошая память о Швеции. И выразительно так руками показывает, ошибиться невозможно. Приятно безумно. Ну а мы ей пару банок нашего российского пива. Она показывает – я не пью. Ну не забирать же пиво обратно! Говорим – ладно, угостите кого-нибудь. На том и расстались.
Теперь подсвечники стоят дома, радуют глаз и будят приятные воспоминания.
Ближе к Осло, около 15.35, на горизонте стали появляться холмики, усеянные домишками.
В Осло мы остановились перекусить. Я искренне хотела отведать национальной кухни. Я вообще считаю, что кухня – это часть путешествия, причем весьма приятная, и без нее вроде как не все узнал о стране. Есть хотелось очень. На пути был МакДональдс, и мой драгоценный спутник предложил не колесить в поисках кафе или ресторана, а перекусить здесь. Я сначала скривилась – прощай все мои надежды! – но согласилась, в голоде я страшна. Оказалось – не зря. Показатель, знаете ли. Когда обычный счет в Москве на двоих составляет до 600 рублей, куда входят 20 наггетсов, 2 цезарь-ролла, кола и кофе, тут за 2 порции острых крылышек ( по 4 шт. в порции), 1 овощной салат-цезарь и биг-тейсти было уплачено в пересчете около 1200 рублей. Почувствуйте разницу. Без каких-либо напитков. Правда, к чести их сказать, было вкусно. Так что я мысленно поблагодарила своего супруга, который догадался взять запас еды. По части тамошней еды пришлось на время затянуть пояса.
В Осло мы решили надолго не останавливаться, прогуляться по центру и поехать дальше.
Новая опера. Напоминает… кому что.
Кому корабль. Мне – полурастаявший айсберг.
Это сооружение находится рядом с Оперой, прямо в воде. Осколок льда. Может, вечером это красиво светится, не знаю. Но пока что напоминает, будто от строительства Оперы остались стройматериалы, и чтоб добру не пропадать…
Выглядит симпатично, отделка вроде дерева со стеклом, вот только сомневаюсь, что натуральное дерево…
Конечно же, сердце столицы – Dom Kirka.
В юморе норвежцам не откажешь.
Площадь центрального вокзала.
А здесь я в последний раз запечатлелась в этой курточке. Где я умудрилась ее оставить – одни бог знает… И ведь вроде никогда раньше вещей не теряла, ну разве что в детстве…
Гуляя по улочкам Осло.
Армия Спасения проводит акцию по защите бездомных людей. На площади собрано великое множество скульптур, изображающих бомжей.
Потом, во время ночевок в прогретой машине, я не раз вспоминала эту печальную экспозицию.
Я, конечно, мерзлячка, спору нет. Но когда ночью мне приходилось надевать на себя все, что имелось теплого – по 3 свитера и одной куртке, плюс 2 пледа сверху – мне было искренне жаль тех, кто вынужден ночевать под открытым небом.
И это лето, а оно у них короткое…
Ладно, теперь – о прекрасном.
Фонтаны и цветочки возле Национального Театра.
Здание Национального Театра.
Венче Фосс – видимо, прима этого театра…
Увидали слет байкеров.
Подивились – чего бы вдруг, среди недели, неужто они каждый божий день вот так собираются?
Ну а флаги нас тоже особо не насторожили – может, они всегда тут висят.
Только было немного странно, что в одном придорожном кафе молодежь стояла (именно стояла, а не сидела! –сидеть-то было негде) вплотную друг к другу настолько, что я бы сказала – давка! И самым непосредственным образом беседовали, попивая пивко.
Ну, мы решили тут долго не задерживаться, и выдвинулись в сторону первого фьорда на своем пути – Хардангера. Благоразумно обзавелись в Осло картой, без нее мы бы никак не обошлись. Вбили в навигатор Eidfjord, и решили ехать, пока не захотим спать.
Бензин тем временем заканчивался, надо было срочно искать заправку. Я помнила цены на бензин в Швеции – 13.5 – 13.8 SEK (курс к евро – 10 крон=1,12 евро). Подъезжаем к заправке. 14,51!!!! И тут тебе не шведских, а что ни на есть норвежских крон (курс 10 крон=1,37 евро!!!) Я предложила, наивная, поскать заправку подешевле. Хорошо, муж вправил мозги и сказал, что заправляться надо было уже энное количество километров назад. И как всегда оказался прав – цены на бензин там везде был именно такие и даже доходили до 14,7. Причем бензин 95 blue fry, типа очень хорошо очищенный. Да нам бы и обычный сгодился, собственно… Муж даже не поверил, когда я сказала, что перепутала цену на бензин за 17 крон, думала, это за 95, а оказалось, что за 99. Он мне стал доказывать, глупой женщине, что такого не существует. Пока сам не увидел собственными глазами.
По 82 доехали до Драммена (Drammen), потом по Е 134 выехали на 40.
Где-то в районе Veggli поняли, что пора становиться отдыхать, времени уже около 12 ночи. От Осло к тому времени мы отдалились примерно на 150 км. Видим – милая такая стояночка, там уже стоят пара трейлеров. Мы встали рядышком. Травка, берег озера.
Поужинали, разложили сиденья, легли спать.
2. 06, четверг. Едем в Берген.
А наутро выяснили, что стоянка платная, стоит 50 норвежских крон. Ну, платить мы никогда не отказывались.
Озеро оказалось симпатичным, хотя плавать было холодновато.
Историческая фотография. Здесь можно кинуть последний взгляд на ботинки, поставленные под машину. Потому как стояли они там, так там и остались. Когда хватились, уехали уже настолько далеко, что возвращаться не было смысла.
Вот из этого домика во время нашего завтрака вышла милая женщина забрать свои кровные 50 крон.
Мы ей даем все те же злополучные 20 евро. Опять та же история – сдачи нет, евро не нужны, по - английски не понимает. Мы ей на своем ( то бишь стараемся все-таки по-английски, хотя с тем же успехом могли бы и по-русски, чего уж там), она нам по-норвежски. Хорошо, рядом сидели отдыхающие из соседнего трейлера, и одна женщина говорила по-английски. Она нам и сказала, что без норвежских крон нельзя путешествовать, что евро нужны только в Финляндии, а тут – никому. Мы говорим – а где можно поменять? Она отвечает – в отделении банка в любом городе, но сегодня, говорит, выходной, все банки закрыты. Мы еще подивились – вроде четверг, с чего бы вдруг закрыты, но спрашивать не стали. Хозяйка стоянки спросила через переводчицу – а вы тут надолго? Мы говорим, нет, вот позавтракаем и отчалим. Она говорит – ну что ж, тогда приятного отдыха, добро пожаловать в Норвегию.
Ну, мы и двинулись дальше в путь. До Eidfjord оставалось около 200 км. Выехали в 11.05.
А когда мы поняли, что забыли под машиной ботинки, долго смеялись, представив, что подумает хозяйка стоянки, их обнаружив. Может, решит, что мы таким образом расплатились? Странные эти русские…
Дорога тем временем потихоньку забиралась в горы.
Здесь нигде не было отметок высоты, в навигатор посмотреть мы как-то в этот раз не догадались, но думаю, что было где-то метров 600-700 над уровнем моря.
Мох тут интересный – совершенно сухой, если пройдешь по нему, не выпрямляется, остаются твои следы, и мы даже старались обходить его стороной, чтобы не нарушать первозданность природы.
В Дагали (хотя самого города мы не видели) оценили качество туалета и душевой. Все невероятно, неправдоподобно чисто.
Черт знает где, где только сумасшедшие туристы ездят сплавляться на байдарках по горным речкам – горячая вода, туалетная бумага, душевая кабинка, все сухо, бесплатно… Фантастика!
А у нас, по дороге между двумя столицами… Да что там говорить…
А качество дорог такое, что ты едешь, как по столу. По зеркалу. По абсолютно, ну вот АБСОЛЮТНО ровной поверхности, разве что слава богу не скользкой. Ни выбоинки, ни ссадинки. Глядя на эти дороги, я понимала, ПОЧЕМУ в Норвегии все невероятно дорого.
Им же все приходится делать в горах, дробить-ломать гранит, прокладывать тоннели, строить мосты. И прокладывать идеальные дороги там, где в лучшем случае раз в день проедет десяток автомобилей.
Домики с крышами, поросшими травой, будят ощущение какой-то заброшенности, отстраненности, хотя явно кто-то постоянно за ними ухаживает.
Ветра в Норвегии очень сильные, и чтобы знак не сломало, он прикреплен на пружине.
Если отстраненно взглянуть на этот снимок, гора на заднем плане превращается в волну цунами…
Вроде едем на запад, а озеро явно северное…
И вот постепенно мы въехали на высоту 1264 м. К тому времени мы были в двух тысячах километров от дома.
Солнечно, в машине тепло.
А за окном – снега. Лед.
Фигурки из камешков – национальная традиция.
Так, говорит мой супруг, хочется в снежки поиграть, представь, жарко, а тут снег! Давай я спущусь вниз, слеплю снежок, а ты меня сфотографируешь! Давай, говорю, не вопрос. Выходим. Ветер тут же сбивает с ног. Воет так, что друг друга не слышно. Холод собачий. Я тут же превратилась в льдышку, но это я. Ну, я честно жду, вроде пошел вниз спускаться, сейчас, думаю, снежок слепит. Сам в шортах, шлепках. Гляжу, не пошел чего-то, возвращается. Я стою жду. Смотрю – кричит что-то. А не слышу ничего из-за ветра. Что? – СНИМАЙ ДАВАЙ!!!
Вернулись в машину, стуча зубами. Н-да, солнышко, ага…
Рядом остановились норвежцы, но те люди благоразумные, вылезать даже не попытались.
Это мы въехали в район Хардангер.
Постепенно спустились, снегов стало меньше.
Но тут стал накрапывать дождь.
В дожде вы подъехали к водопадам Tyssviko и Voringfossen.
В жизни водопады были потрясающе красивыми, на фото – потерялись совершенно.
И с этой обзорной площадки видно только первый, а от второго – только водяная пыль внизу.
Это видно из схемы.
Я так подозреваю, что чуть позже, в июле, эти водопады набирают силу и становятся более полноводными, более весомыми. Но и тогда все выглядело замечательно.
А этот вид открывается, если проехать еще чуть дальше.
Миновав, судя по карте ( в города мы не заезжали) Uvdal и Geilo, к 16.00 мы подъехали к Эйдфьорду (Eidfjord).
Несмотря на моросящий дождь, Эйдфьорд не потерял своего очарования.
Уже по приезде из замечательного отчета форумчанки под именем irina 2240 узнала, что в этом городке есть музей художника Nils Bergslien. Если б я об этом знала, непременно посетила бы.
А так мы просто полюбовались на виды бурлящей реки и живописных домиков на фоне гор.
Мне перила оказались высоковаты.
А тут пришлось на полной скорости заснять прикольные деревья вдоль дороги. Длинная аллея – и все по-разному декорированы.
До Бергена оставалось 144 км.
7 дорога нас вывела к первой на нашем пути паромной переправе Brimnes –Bruravik. Как нельзя кстати, очень быстро подошел паром. Надо признать, паромное сообщение у них налажено очень хорошо. За исключением некоторых случаев ( о них речь впереди) ждать приходится совсем недолго. Этот паром обошелся в 113 NOK.
Почти сразу после парома мы въехали в длиннющий тоннель. Едем по нему и едем, и постепенно ощущаем, что ну уж очень длинен. По выезде не поленилась обернуться, чтобы посмотреть длину – 7510 м! Вот это да! По карте посмотрела – он соединяет два города, Vangsbygd и Kollanes.
Еще нас развлекло, что любому туннелю, пусть даже самому маленькому, в который как въехал, так и выехал, они не ленятся давать названия. Это в какой-то там Швеции тоннели под номерами – у норвегов все должно выглядеть весомо, значительно. Если тропа – то троллей, если камень – то достопримечательность, и табличку не поленятся повесить, что вот, мол, обратите внимание!
В городишке Valle водопады выглядят, как молнии.
А сгущающийся туман – он же низкое облако – добавляет драматичности.
Вообще в Норвегии мы стали все чаще наблюдать облака не где-то там высоко над головой, а ниже линии гор.
Очертания облаков, таким образом, на фоне темных гор, становятся более видными, более ощутимыми, более очерченными.
Въехали на серпантинную дорогу (мне поворотов вполне хватило, даже не надо на дорогу троллей ехать), и проехали прямо под водопадом.
Сфоткать на ходу, да еще когда швыряет из стороны в сторону, практически не удалось.
Вот здесь видно, как извивалась дорога, будто упругая своенравная змея.
Но мы преодолели все изгибы, и со смотровой площадки нам открылся совершенно невообразимый, захватывающий дух вид.
Я не могу его не дать крупным планом. Я готова смотреть на эту панораму часами.
В свое время, будучи еще студенткой, я написала эскиз, вдохновленная крошечной репродукцией неизвестного художника, не исключено, что норвежского, из журнала «Художник».
Мое скромное творчество.
И вот, стоя там и глядя на ЭТИ горы, я живо вспомнила эту картину. Возможно, здесь нет полного сходства, но я верю, что он, тот живописец, писал свою картину именно здесь!
Здесь хорошо виден мост, по которому мы только что проехали. Он сооружен над аркой, которая пропускает мимо летящие потоки двух водопадов.
Мы еще долго не могли себя заставить покинуть это место, все слушали грохот бурлящей воды и наслаждались яркостью окружающих красок.
Лишь чета японцев во главе с гидом, желающая запечатлеть себя на фоне величественных гор, напомнила нам, что пора выдвигаться в дальнейший путь.
По 13 дороге мы прибыли в Voss.
Окружающий ландшафт был освежен моросящим дождем.
Проносящиеся мимо домишки утопают в насыщенной зелени лесов.
Однако голод – не тетка, а моросящий дождь заставляет забыть о пикнике. В поисках хоть какой-нибудь забегаловки мы прибыли в городок Dale.
Однако пообщаться можно было только со скульптурой на городской площадке.
Тут мы окончательно утвердились в мысли, что сегодня – какой-то праздник, и поэтому все закрыто.
Стало понятно, почему вчера в Осло яблоку негде было упать в кафе и ресторанах, и почему байкеры собрались среди недели, и почему, наконец, мы были не одни на той стоянке, где ночевали. А здесь – все как вымерло.
Им-то в домике уютно, сытно и комфортно. Лампа горит. А мы – голодные… У-у…
Несолоно хлебавши, поехали дальше. К счастью, до Бергена уже было недалеко.
Дорогу до Бергена мы не запомнили, потому что абсолютно ничего не видели – из моросящего дождя мы въехали в сплошной туман. Мы знали, что справа от нас простирался залив фьорда, потому что дорога справа оканчивалась парапетом. Однако дальше видно было только довольно плотное нескончаемое одеяло из ваты. Слева – гора. И важно следить за изгибами дороги, потому что сверзнуться в залив или уткнуться в скалу как-то не хотелось. Тем более на голодный желудок.
Худо-бедно въехали в Берген.
И мы отправились на поиски гостиницы.
Однако из-за праздника все гостиницы были полны.
Мы взбирались на автомобиле все выше и выше, с трудом протискиваясь в узеньких улочках, где мы сами-то с трудом помещались. Хорошо, встречных не было. Насколько там тесно, можно посмотреть здесь:
Узкими улочками Бергена
После очередной неудачной попытки было решено спуститься вниз. Авось там повезет.
И действительно, нас приютила Best Western Hordaheimen, ночь обошлась в 1295 NOK вместе с завтраком. Гостиница очень приличная, завтрак вкусный. У портье я узнала, что за праздник празднует вся Норвегия. Оказалось – праздник вознесения Христа на небеса. Я слегка удивилась, это ж вроде как на Пасху должно происходить, но слишком долго удивляться не стала – уж очень кушать хотелось.
Это был тот самый день, когда мы-таки отведали норвежской еды. Еда оказалась очень вкусной, но безумно дорогой. Мы не стали кочевряжиться, взяли себе пива кто сколько хотел (мне и 0,5 хватило, супругу достался литр). Насытившись, мы пошли гулять.
Народ тоже высыпал на улицы, все ходили пьяные и веселые.
А мы любовались сказочным вечерним Бергеном.
Картинка, будто на Рождество.