Строгие, суровые, но удивительно красивые пейзажи Крайнего Севера:
Вскоре после полуночи взору открывается панорама Дудинки – крупного морского порта, расположенного близ устья Енисея, морских ворот крупнейшего в мире Норильского горноперерабатывающего комбината.
Близится к концу наш путь по Енисею - очень не хочется расставаться с великой рекой и нашим гостеприимным теплоходом...
Приближается конечный пункт речной части путешествия...
О Дудинке, её истории и уникальном круглогодично действующем морском порту я расскажу в следующий раз, после чего наступит последняя часть нашего путешествия - 100 километровый марш-бросок по тундре и знакомство с Норильским промышленным районом...
Вскоре после полуночи взору открывается панорама Дудинки – крупного морского порта, расположенного близ устья Енисея, морских ворот крупнейшего в мире Норильского горноперерабатывающего комбината.
У причалов и на рейде очень много судов, среди которых привлекают внимание морские суда ледового класса в характерной раскраске.
«Юрий Аршеневский» - многоцелевое универсальное судно Мурманского морского пароходства типа СА-15, предназначенное для перевозки генеральных, зерновых, навалочных и лесных грузов, контейнеров международного стандарта и др. грузов в сложных ледовых условиях.
Ещё одно сухогрузное судно ледового класса, принадлежащее Мурманскому морскому пароходству, - «Иван Папанин»
Для сравнения размеров - справа у борта "Папанина" виден классический речной толкач ОТА проекта 758 АМ "Александр Кизим". Происходит перевалка груза с речного судна на морское...
«Норильский Никель» - новейшее судно ледового класса, спущенное на воду в 2005 году в Финляндии. Норильский ГМК сейчас строит собственный флот, и «Норильский Никель» - первое из судов комбината. Всего запланировано строительство пяти подобных сухогрузов.
В час ночи наш теплоход швартуется у пассажирского причала Дудинки, расположенного в паре километров от центра города ниже по реке (кстати, очень интересно деревянное здание речного вокзала Дудинки, находящееся поблизости от причала). Теплоход встречает множество машин, многим пассажирам, как и нам, предстоит проделать путь до Норильска.
У трапа теплохода стоят сотрудники транспортной милиции: выход на берег здесь строго по паспортам - требуется наличие российского гражданства. Так что если вы планируете совершить путешествие по Енисею в компании друзей или родственников, скажем, с Украины, Белоруссии или «настоящей» заграницы, то имейте в виду, что без соответствующих пропусков эта поездка закончится для них, скорее всего, в Игарке – севернее, в Дудинку и Норильск иностранным гражданам нужны пропуска. Впрочем, в том же Норильске мы видели множество иностранных туристов, так что при желании, я думаю, эти пропуска оформить возможно.
Прощаемся с «Чкаловым», с нашими новыми знакомыми и вызываем такси – план такой: знакомство с Дудинкой, а потом – в Норильск, до которого 96 километров по шоссе через тундру.
Водитель оказался очень приятным человеком и без проблем согласился покатать энтузиастов по Дудинке, прежде, чем по заполярному шоссе везти нас в Норильск - люди на Севере вообще необычайно отзывчивы. А я ещё раз напомню, что экскурсия по Дудинке и дальнейший марш-бросок в Норильск происходили глубокой ночью – с 2-00 до 4-30. Впрочем, сейчас самый разгар полярного дня, так что разницы нет.
Дудинка – столица Таймырского автономного округа, крупный по местным меркам город населением около 30 тысяч человек. Дудинка – один из самых северных и холодных городов планеты (зимой здесь температура опускается до -57 градусов), крупный морской и речной порт на Енисее. Самая северная в мире железная дорога и автомобильное шоссе связывают Дудинку с Норильским промышленным районом и аэропортом Алыкель.
Дудинка расположена на правом берегу Енисея. Главное предприятие и достопримечательность города – незамерзающий морской порт, являющийся морскими воротами крупнейшего в мире Норильского промышленного района. Зимой образоваться льду в пределах акватории не дают ледоколы.
Главные улицы города – ул. Горького и ул. Матросова, идут параллельно Енисею, а самая главная – ул. Островского, пересекает их и выходит к берегу реки. Здесь находится центральная площадь, на которой располагаются администрация Таймырского округа и Свято-Введенская церковь.
Набережная – самое красивое место в Дудинке. Здесь проходят праздники, ярмарки и народные гуляния. Одно из важнейших событий, когда на набережной собирается весь город, – это ледоход не Енисее (конец мая, начало июня). Полюбоваться, как могучий Енисей освобождается от ледяных оков, приезжают и многие норильчане.
Чуть выше центральной площади находится знаменитый морской порт. Впечатляют форма и массивность причалов, устроенных так, чтобы противостоять сильному напору льда. Специфика работы порта заключается в том, что весной уровень воды в Енисее поднимается на 20 метров. На период ледохода всё оборудование и краны с нижних причалов снимаются и переносятся наверх – на Журавлиную горку, а когда вода спадает, заново устанавливаются подъездные пути (старые безжалостно уничтожает ледоход), и территория порта доходит до центральной площади. Вот так раз в год Дудинский морской порт переезжает наверх.
Общий вид центра города, набережной и порта со стороны:
Увлекшись рассказом, я несколько упустил из виду историю Дудинки, тем более, она неразрывно связана с Норильским промышленным районом, куда мы скоро направимся.
Дудинку основал в 1667 году как ясачное зимовье стрелецкий пятидесятник Иван Сорокин; здесь в 18 веке останавливались участники Великой Северной экспедиции Харитон Лаптев, Семён Челюскин, Фёдор Минин - первооткрыватели и исследователи полуострова Таймыр; позднее тут останавливались участники ещё целого ряда полярных экспедиций. В начале 20 века один из исследователей написал о Дудинке:
"Дудинка – это маленькое село. В нём 10 домов, и живут в нём больше торговцы, которые осенью по снегу уходят на оленях с товаром за 800 верст в тундру на Хатангу. Там они кочуют… Весной же вывозят из тундры пушнину и ждут в Дудинке пароходов, чтобы вывезти свои товары в верховья Енисея."
После основания в 1930 году Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Дудинка стала административным и культурным центром огромной территории, на которой тогда проживало чуть более 7 тысяч человек.
2 июня 1935 года в Дудинке был подписан приказ о начале строительных работ в Норильске и создании соответствующего исправительно-трудового лагеря – началось строительство Норильского комбината, а одновременно с ним – Дудинского порта и железной дороги. С 1935 года по Енисею в Дудинку потянулись караваны судов со строителями. Узкоколейка к Норильску была проложена зимой 1936/1937 гг. В 1936 году был построен первый морской причал, 18 мая 1937 года из Норильска в Дудинку пришёл первый поезд, к концу 30-х годов сформировался центр города. В 1948-53 годах железная дорога была переведена на широкую колею, в 1960-х годах в Дудинке появились первые четырёхэтажные дома по улице Горького, а в 70-80-е вырос целый комплекс девятиэтажек. Все здания в Дудинке (как и в Норильске, и других городах на вечной мерзлоте) построены на сваях. Это стандартное строительное решение в районах с вечной мерзлотой. Подобные дома мне приходилось до этого видеть в городах и посёлках Магаданской области.
Сегодня Дудинка – довольно оживлённый и благоустроенный город. Но в нём вообще нет деревьев, кроме этого, все инженерные сети проходят по поверхности. Чтобы оживить картину в Дудинке и многих других северных заполярных городах фасады домов красят в яркие цвета. Дудинцы очень гордятся своим столичным статусом, но в ресторан или в театр ездят в соседний Норильск, хотя в самой Дудинке также очень хорошо развита инфраструктура.
Торгово-развлекательный центр "Арктика". У входа видна группа молодых людей с российскими флагами. Через несколько минут в пяти тысячах километрах и шести часовых поясах отсюда начнётся полуфинал чемпионата Европы по футболу Россия - Испания. Местное время 2-30 ночи, но футбол, несмотря на время и расстояние, смотрят миллионы россиян на всей территории нашей Родины - от Калининграда до Владивостока...
Вот так за какие-то полчаса нам удалось познакомиться с одним из интереснейших северных городов, морскими воротами Восточной Сибири. Напоследок останавливаемся на набережной, чтобы попрощаться с Енисеем…
…который несёт свои студёные воды далее на Север, и неподалёку отсюда отдаёт их суровому Северному Ледовитому Океану…
А мы направляемся в Норильск – конечную точку нашей экспедиции...
Часть 7 (заключительная). 27-28 июня. 100 километров по тундре. Норильск – город, промышленный район и окрестности. Прощание с Севером. Домой!
В половине третьего ночи 27 июня мы попрощались с Дудинкой и направились на восток – в Норильский промышленный район.
Как я уже говорил, вся продукция Норильского горно-металлургического комбината вывозится через Дудинский морской порт, через порт же идут и грузы в обратном направлении – продукты, автомобили, оборудование и пр. Дудинка связана с Норильском железной дорогой и автомобильным шоссе протяженностью около 100 километров. И шоссе, и железная дорога являются «островными», т.е. соединяют исключительно Дудинку и Норильский промышленный район и никак не связаны с остальной сетью авто- и железных дорог страны.
Автодорога Дудинка – Норильск является одной из самых необычных трасс в мире.
Проложенная по вечной мерзлоте тундры, она практически на всём протяжении «дышит» - дорожное полотно то вспучивается, то проваливается, поэтому, несмотря на хорошее состояние асфальта, 100 километров до Норильска машина преодолевает часа за два. А всю зиму здесь ведётся беспрерывная борьба со снегом, который за зиму достигает толщины 5 метров. Бывает, в зимнюю непогоду эта северная трасса закрывается на несколько дней. Практически на всём протяжении от Норильска до Дудинки шоссе идёт параллельно железной дороге.
«Островная» железная дорога Дудинка – Норильск – Талнах является самой северной в мире и связывает Норильский промышленный район с незамерзающим морским портом на Енисее. Ещё одна интересная её особенность заключается в том, что она не входит в структуру РЖД, а принадлежит Норильскому комбинату.
Железнодорожная трасса была построена в 1936/37 годах, в 1948-1953 годах её перевели на широкую колею, тогда же она была электрифицирована. Проходящая по вечной мерзлоте, по суровой заполярной тундре, где высота снежного покрова достигает 5-6 метров, эта дорога является одной из самых уникальных в мире. Более того, с начала 50-х и вплоть до 1998 года «железка» была электрифицирована, и по ней круглый год курсировала электричка, которая, в отличие от автодороги, перевозила пассажиров даже в самую ненастную погоду.
Колоссально смотрелась эта электричка в снежном коридоре!
В 1999 году контактная сеть была снята, электрички и грузовые электровозы ходить перестали – Норильскому ГМК стало невыгодно содержать дорогу электрифицированной, поэтому в последние 10 лет по трассе существует исключительно грузовое движение, обслуживаемое современными дизельными тепловозами, а остатки контактной сети до сих пор можно видеть на ж/д станции Норильска, да вдоль всей трассы до сих пор стоят столбы.
Норильская железная дорога в районе Дудинки (на заднем фоне - Дудинский морской порт):
Состав с топливом направился на боковое ответвление - в аэропорт Алыкель: