Встречи, прощания, слёзы, улыбки – стоя на палубе, понимаешь значимость этого события для городка, а ведь это еще совсем не удаленное место! Кстати, Енисейск – последняя точка на пути, где ловит МТС – далее на протяжении 1100 километров пути до Туруханска связи не будет.
Гуляем с Серёгой по палубе, любуясь удивительным сибирским городком и широким простором ночной реки, думаем о чем-то далеком…
Около двух ночи теплоход отходит от пристани и направляется дальше на Север…
Часть 4. 24 июня. Вдоль Енисейского Кряжа. Ярцево. Ворогово. Осиновская система – многоостровье, Осиновский порог, «Барочка» и «Кораблик», «щёки». Подкаменная Тунгуска. Вечер в Бору.
Круиз – это маленькая жизнь, которую стараешься прожить без остатка, а такой круиз – тем более. Несмотря на вчерашний поздний отбой, «внутренний будильник» срабатывает ровно в восемь утра. Каюта залита ярким солнечным светом. Беру энтузиастское снаряжение и литровую кружку душистого зеленого чая и направляюсь на палубу. Сориентировавшись по карте, удобно устраиваюсь на носу с чашкой чая и наслаждаюсь чудесным утром.
Ночью теплоход прошёл Подтёсово, где находится одна из крупнейших РЭБ флота на Енисее, а под утро миновал устье реки Большой Пит – довольно крупного правого притока Енисея, стекающего с Енисейского кряжа. Большой Пит – непредсказуемая горная река, которую за высокие подъёмы воды во время половодья речники прозвали «бешеной». По долине этой реки лежит путь в Золотую тайгу – к богатым месторождениям золота, открытым в середине 19 века. Тогда сюда устремились тысячи старателей, среди которых было немало авантюристов. Толпы бурлаков, надрываясь, тянули тяжело груженые баржи вверх по бурному потоку.
Около девяти утра слева проходим крупное село Назимово, основанное аж в 1631 году самим Ерофеем Хабаровым, а вскоре минуем Новоназимово, расположенное в десяти километрах ниже по реке.
Да, каких всё же интересных людей можно встретить на теплоходе енисейской транспортной линии! Так, этим утром на палубе познакомились с местным плотовщиком – колоритнейший русский мужик, настоящий сибиряк, знающий великую реку на протяжении тысяч километров как свои пять пальцев. Попросив у меня бинокль, долго всматривается он в какую-то приметную лишь ему точку на берегу. Да, он смотрит на реку совсем другими глазами… Плотовщик прошёл Енисей вдоль и поперёк, много ходил по Ангаре от Богучан до устья – это настоящий кладезь знаний и очень интересный рассказчик.
Кстати, от него я узнал интересный факт про километраж Енисея, который подметил ещё вчера, наблюдая за километровыми столбами, расставленными по берегам. Оказывается на Енисее нет единого отсчёта километров, как, скажем, в Волжском бассейне: река разбита на четыре отдельных километража: первый - от Красноярска до устья Ангары вниз по реке, в устье Ангары начинается второй километраж: устье Ангары – посёлок Бор (устье Подкаменной), в Бору километры снова обнуляются и начинается третий километраж: Бор – Игарка вниз по реке, а последний километраж отсчитывается уже вверх по реке, со стороны моря: Енисейский залив – Игарка. Вот такой интересный факт.
Вот на этой фотке, например, в правом верхнем углу виден знак - "Путейский" находится в 310 километрах ниже устья Ангары.
В 11-30 слева проходим устье реки Кас, впадающей в енисейскую протоку напротив острова Касовского. По этой реке некогда проходила трасса Обь – Енисейского водного пути, соединившего правый приток Оби реку Кеть с левым притоком Енисея Касом через их более мелкие притоки, Водораздельное озеро и соединительный канал. На канале было построено 14 шлюзов – по 7 на обской и енисейской стороне.
Первые шаги по созданию этого водного пути были начаты в 1872 году, а в 80-х годах 19 века был составлен проект канала, который был задуман как дешевый способ доставки грузов – из Енисея на баржах можно было добраться до Оби, а там хоть в Томск, хоть в Барнаул, да и до Европейской части России рукой подать. Вскоре строительство канала началось. К тому моменту Транссиба ещё не существовало.
В конце 19 века Обь-Енисейский канал был открыт. Он превосходил по длине Суэцкий канал и при другой организации дела, а, главное, при ином экономическом развитии Сибири мог бы стать крупнейшим гидротехническим сооружением России. Но не стал – в целях экономии средств правительство урезало смету и определило параметры канала лишь для хода маломерных судов. В результате требовалась длительная и трудоемкая перегрузка, поэтому заказчики, избегая мороки, предпочитали отправлять свои грузы по только что построенной Транссибирской магистрали. А Обь-Енисейский канал со временем стал заброшенным памятником инженерной мысли – монументально стоят в глухой тайге стены шлюзов из плотно подогнанных друг к другу лиственниц, мимо которых с бешеным напором мчится вода. Некоторые гидросооружения канала достаточно хорошо сохранились, на трассу этого водного пути время от времени снаряжаются экспедиции… Вот бы и нам когда-нибудь съездить!
А «Чкалов» между тем приближается к Ярцево – большому селу, вытянувшемуся на два с лишним километра вдоль реки. Главная достопримечательность села – тополиный парк, издалека заметный с реки. Парк посадили выпускники местной школы перед войной, и в самом Ярцево эту тополиную рощу зовут садом…
Прибытие теплохода здесь, как и везде на реке, – большое событие: деревенские жители устраивают на пристани рынок – торгуют овощами, ягодами, рыбой, сметаной, творогом, кедровыми орехами.
Перед самым нашим отправлением в Ярцево прибыл «Восход» - на Енисее достаточно много линий скоростного флота, ведь в большинство поселений на реке можно добраться или водным путём или по воздуху. Вверх по реке из Красноярска ходит «Восход» до Енисейска, а ниже по реке действуют линии Красноярск – Бор, Енисейск – Бор и Енисейск – Ярцево. Красноярск – Бор – самая дальняя линия, протяженностью 889 километров. «Восход» ходит по данной линии в среднем раз в три дня и преодолевает это расстояние за 15-16 часов. Ниже Бора по Енисею скоростной флот уже не ходит, и сообщение осуществляется только большими теплоходами транспортных линий Красноярск – Дудинка и Красноярск – Караул.
Движемся далее. Сегодня по плану ещё две стоянки, первая из которых – село Ворогово, что в 110 километрах ниже Ярцево по реке. Участок Ярцево – Ворогово достаточно интересный: по берегам тайга, а вокруг – необъятные водные просторы. Кстати, именно здесь на прямых участках впервые появляются места, где, смотря вперёд вдаль, не видишь берега реки. Чем ниже по реке, тем таких мест будет всё больше и больше…
Именно здесь, перед Ворогово, мы впервые увидели снег на берегу. Напомню, что отсюда до Дудинки – конечной и самой северной точки путешествия, ещё 1220 километров на Север. А пока снег в тёплый летний день нам кажется чем-то совершенно удивительным…
А мы с 18 до 18-20 стоим в Ворогово – одном из самых больших населенных пунктов Туруханского района, возникшим здесь в 1614 году как зимовье мангазейских казаков.
Стоя на палубе в ожидании отправления в рейс, ловишь себя на мысли, что немного завидуешь людям, живущим в этих далёких сибирских деревнях. Конечно, я далёк от мысли идеализировать жизнь в этих краях и уж тем более не жалею, что живу в столице (более того, я очень люблю Москву и мне нравится ритм её жизни), но с другой стороны, как же порой после суетного рабочего дня, полного проблем, хочется отстраниться от всего и перенестись куда-то далеко-далеко… Здесь по-другому идёт время, здесь более простые и открытые люди, здесь никуда не спешат, не суетятся, тут другие жизненные приоритеты… А одним из главных событий в жизни села является прибытие теплохода с Большой Земли…
Сразу по отправлении расходимся с крупным плавсоставом, состоящим из толкача типа ОТ-2100 и нескольких несамоходных барж с контейнерами и автомобилями.
Через сорок минут теплоход сделал получасовую санитарную стоянку - посреди реки стоит система, состоящая из сцепленных старого лихтёра, небольшого самоходного судна и плавучего жилого корпуса. Здесь расположена станция по сжиганию мусора.