За кормой из-за поворота неожиданно показался "Матросов", постепенно догоняющий нас. Как выяснилось позже, он идёт туристическим рейсом Красноярск - Бор - Красноярск. Солнце припекает... Над лесом после дождя поднимаются клубы пара...
Следующий ключевой момент сегодняшнего дня – устье Ангары, крупнейшего притока Енисея. По плану оно ожидается около 20-30. Энтузиастское сердце от волнения учащенно бьётся. Перед устьем Ангары Енисей делает крутой поворот, проходя вдоль изумительных по красоте обрывов:
Рассказывает легенда, будто в давние-давние времена в тех краях, где плещутся байкальские волны, жил седой богатырь Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете. Крепко берёг он ее от постороннего глаза, спрятав в хрустальном дворце на дне подводного царства. Услышала однажды Ангара о жившем за горами прекрасном юноше Енисее и полюбила его. Суровый отец, узнав об этом, ещё строже стал сторожить её. Он решил выдать дочь замуж за богатого Иркута. Близился день свадьбы. Тосковала Ангара по прекрасному Енисею. Плакала в подводной темнице, просила богов сжалиться и помочь. Сжалились боги над печальной пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца и выпустить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать прочь по узкому проходу в скалах. Проснулся Байкал от шума и бросился в погоню. Но не угнаться ему за дочкой. Всё дальше убегала она от разъяренного отца. Тогда схватил отец каменную глыбу и метнул ее в беглянку, но не попал. Так и остался с тех пор лежать этот камень в месте выхода реки из озера, и зовут его люди Шаманским камнем. Разбушевавшийся отец все кидал и кадил обломки скал вслед убегавшей Ангаре. Но каждый раз чайки кричали – «обернись, Ангара, обернись!» И девушка уклонялась от камней. Так, говорит легенда, образовались многочисленные пороги в русле Ангары на пути к Енисею. Устал старик, сел на камень и заплакал. Больше он дочери своей никогда не видел. А Ангара на пятый день прибежала к Енисею, обняла его, и устремились они вместе к Студеному морю.
Ангара – самый крупный приток Енисея. Слияние двух рек – потрясающе красивое и интересное место! Могуч и силён Енисей, но насколько же шире мощнее при встрече Ангара! При слиянии двух рек Ангара несёт значительно больше воды – на стрелке среднегодовой расход воды в Енисее составляет 3300 куб.м/сек, а Ангары – 4500 куб.м./сек. Однако именно Енисей считается главной рекой. Причина тому – более древнее геологическое строения его речной долины. Так что геоморфологически и, конечно, исторически (вспомните легенду!) Енисей - это главная река, а Ангара все-таки один из его крупнейших притоков.
Вот так выглядит место слияния Ангары и Енисея. Из Гугля видно то же самое. :rolleyes: (Ангара подходит справа, Енисей - "снизу").
Ангарская вода чище и теплее енисейской – как говорил один из енисейских речников, ныне работающий капитаном на Волге, после устья Ангары сразу изменяются показания датчиков в машинном отделении. Ангара хоть и мощнее Енисея, но мельче – в русле реки на всём протяжении много порогов. Ангара – одна из самых выгодных рек с точки зрения своих энергетических ресурсов. В советское время на Ангаре был сооружен один из крупнейших каскадов ГЭС – Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Богучанская (в настоящий момент строительство её ещё продолжается). Сквозного судоходства по Ангаре нет – река судоходна на отдельных плёсах и водохранилищах. По реке сплавляется очень много леса.
Две наглядные картинки: взгляд с кормы - стрелка Енисея и Ангары. Две великие реки: Ангара здесь слева, Енисей - справа.
А вот так ещё нагляднее. :rolleyes: Справа из-за мыска с Енисея появляется теплоход "А.Матросов" (стрелка):
От устья Ангары начинается Нижний Енисей. Ангара приносит так много воды, что ниже её устья ширина потока даже в самых узких местах не менее километра, а где русло пошире – два-четыре километра. Но очень долго ангарская вода не смешивается с енисейской, выделяясь своей голубизной и прозрачностью. Рельеф долины Енисея начинает меняться – правый берег становится гористым, а левый – низменным и во время разлива заливается водой.
Ниже устья Ангары на левом берегу Енисея расположен крупный промышленный город Лесосибирск, протянувшийся аж на 20 километров вдоль реки. Лесосибирск – один из крупнейших портов на Енисее, крупный промышленный центр края, перевалочная база грузов с железной дороги на речные суда и обратно. Лесосибирский порт - самый молодой и современный на Енисее. Главная его задача – обеспечение Норильского комбината оборудованием и сырьем. Вторая немаловажная обязанность - отгрузка древесины, пришедшей с Ангары и верховьев Енисея.
Закат. Небо пылает яркими красками. До чего красиво!!!
Напротив Лесосибирска теплоход становится на рейд для бункеровки. По соседству на рейд встаёт «А.Матросов», догнавший нас. Он идёт туристическим рейсом Красноярск – Бор (Осиновская система) – Красноярск. Нестандартный рейс, которого нет в списках. Возможно, какой-то корпоратив. «Матросов» быстрее уходит с рейда, обгоняет нас и устремляется вперед. Мы уходим с рейда чуть позже – около полуночи.
Остаток вечера, плавно переходящего в ночь, провожу на палубе. Каким же длинным и насыщенным получился сегодняшний день! Сколько мы всего увидели! Кстати, за день мы продвинулись вперед на 400 с лишним километров. Уже здесь очень светлые ночи, а нам предстоит пройти ещё 1500 километров на Север - что же ждёт нас дальше!
Но этот прекрасный день не заканчивается: в 1-30 теплоход подходит к пристани Енисейска – одного из самых древних городов на реке.
Основанный в 1619 году, город имеет интереснейшую и богатейшую историю. Небольшой острог превратился в город-крепость, вскоре Енисейск стал областным центром, в котором было два монастыря и каменный Богоявленский собор; в 18 веке наступил расцвет Енисейска, но потом наступил спад – Сибирский тракт прошел мимо города, центром губернии стал Красноярск, через который в конце 19 века прошла железная дорога. А Енисейск стал провинциальной глубинкой. Очень жаль, что мы стоим здесь лишь полчаса глубокой ночью – это один из самых интересных городов края, центр культуры и истории, с которым связано множество интересных исторических фактов и событий. Очень жаль, что мы здесь почти не стоим!
Впрочем, зато мы идём на рейсовом теплоходе. Поздняя ночь в сибирской глубинке, несмотря на будний день, на берегу в одиноком шатре громко играет музыка, гулким эхом в ночи разносящаяся в енисейские дали, а на пристани оживление – пришёл теплоход!