Едем дальше вдоль Енисея. Минуем Овсянку, где родился и жил выдающийся русский писатель В.П. Астафьев, проезжаем устье реки Маны– крупного и необычайно живописного правого притока Енисея, сбегающего с Восточного Саяна. Сплав по Мане – культовое мероприятие, поклонниками которого являются тысячи жителей края и России в целом.
А вот и город Дивногорск, расположенный в 40 км от Красноярска на правом берегу Енисея. Делаем короткую стоянку, но в Дивногорск мы ещё вернемся, а пока движемся дальше, на Красноярскую ГЭС, расположенную в нескольких километрах выше по реке.
Красноярская ГЭС – вторая после Саяно-Шушенской по мощности в России (6100 Мвт). Высота плотины ГЭС – 124 м, длина напорного фронта гидроузла – 1175 м, максимальный напор воды – 101 м.
Изначально рассматривалось несколько створов для плотины, но окончательно был выбран именно этот. 8 августа 1959 года на дно реки был сброшен камень с символической надписью «Покорись, Енисей», первый бетон в основание плотины заложил Ю.Гагарин, а в 1971 году завершающий, 12-й агрегат был включен в сеть.
В 1975 году на Красноярской ГЭС был построен уникальный наклонный судоподъемник, поднимающий и опускающий суда по рельсам в специальной судовозной камере на высоту более 100 метров.
Камера судоподъёмника:
Общие виды сооружения:
Впрочем, сказать, что Енисей полностью покорился людям, нельзя – так, после строительства Красноярской ГЭС ниже плотины температура воды в Енисее даже жарким летом не прогревается выше 13 градусов, а зимой даже в самые лютые сибирские морозы полынья за плотиной не замерзает и парит порой на протяжении 200 километров.
Плотина образует огромное Красноярское водохранилище длиной 380 км и площадью 2 тыс. кв.км. Вблизи плотины скалы Восточного Саяна не дали разлиться реке, а выше по течению водохранилище затопило обширные степи Хакассии, разлившись местами на 20 километров. Подпор от Красноярской ГЭС распространяется до Абакана. В окрестностях Красноярска водохранилище стало излюбленным местом отдыха горожан.
Дивногорск возник как посёлок строителей Красноярской ГЭС в 1957 году недалеко от устья Филаретова ручья. Своё имя город получил от Дивных Саянских гор, сжимающих здесь русло Енисея. Город построен по принципу зелёных террас, спускающихся к красивейшей набережной.
После столь насыщенного дня самое время передохнуть. Как же приятно тёплым летним вечером сидеть в кафешке на берегу Енисея и любоваться дивными скалами, особенно живописными в лучах вечернего солнца!
Около 20-00 к пристани Дивногорска подошёл последний в этот день по расписанию "Восход" из Красноярска.
На Енисее довольно много линий, обслуживаемых скоростным флотом: Красноярск - Дивногорск - лишь одна из них. Но более подробно про рейсы СПК по Енисею я расскажу чуть позднее.
В прекрасной компании вечер пролетает незаметно. Темнеет.
Глубоко за полночь на такси мы возвращаемся в нашу красноярскую гостиницу. Но на этом приятные события не заканчиваются – в 4-30 по местному времени сборная Россия неожиданно обыгрывает в 1/4 финала Евро голландцев! Боже, как ликует Красноярск! Но пора спать – завтра нас ждёт следующий день, полный поездок и впечатлений!
Часть 2. 22 июня. Красноярские столбы. Теплоход «В.Чкалов»
Как и следовало ожидать, ранний подъем после столь радостных событий и впечатлений дался тяжело, но организмы энтузиастов имеют свойство быстро восстанавливать боевые кондиции, поэтому уже через полчаса мы выходим на улицу, ловим такси и снова едем в уже знакомые юго-западные окрестности города. На этот раз наша цель – Красноярские столбы. Заповедник расположен в нескольких километрах к юго-западу от Красноярска в междуречье рек Маны и Базаихи. Доехать сюда можно и автобусом (ходит, кажется 50-й), но на такси намного быстрее и удобнее, кроме того, таксист подвёз нас прямо к кордону Лалетино, откуда начинается 4-километровая пешеходная тропа наверх – в центральную часть заповедника.
Надо сказать, что путешествие на столбы занимает по времени как минимум полдня, кроме того, требует определенной спортивной подготовки, и конечно обязательна удобная обувь. Также стоит предупредить будущих путешественников, что в траве на территории заповедника достаточно много клещей, поэтому желательно без необходимости далеко не сходить с многочисленных туристических троп, также предпочтительнее быть не в шортах, а в длинных штанах. Этих элементарных мер предосторожности в подавляющем большинстве случаев бывает предостаточно. Ну и совсем уж напоследок скажу, что на столбах есть масса маршрутов различной сложности – от самых простых, до сверхсложных и опасных подъемов по скалам, поэтому прежде, чем куда-то лезть, соизмеряйте свои силы и возможности и помните, что спуск со скал зачастую намного сложнее подъёма.
А само путешествие по легендарным Красноярским столбам, пожалуй, лучше изложить в виде фотопрогулки.
А вообще, ещё раз повторюсь, на столбах надо быть предельно внимательным и осторожным. Я тоже подходил к краю этой пропасти - и хотя совершенно не боюсь высоты, но, честно говоря, было немножко не по себе - к сожалению, Красноярские столбы знают немало трагических случаев:
Скала "Дед" - в профиль напоминает старика с бородой:
А напоследок предлагаю полюбоваться на долину ручья Лалетино, впадающего вдали в Енисей. Практически всё это расстояние мы преодолели вверх по тропе на пути от кордона:
Около шести вечера мы возвращаемся в Красноярск, с аппетитом ужинаем в ресторанчике на набережной, забираем вещи в гостинице и идём на речной вокзал – в 19-00 теплоход «В.Чкалов» подходит к центральному причалу. Отправление в рейс – завтра в 7 утра, но разместиться на теплоходе можно с вечера, дополнительно заплатив небольшую сумму за ночлег, что мы, естественно, и делаем. Уже с вечера на посадку довольно большая очередь, большинство пассажиров едут на север с грузом.
Формальности прошли довольно быстро, хотя проводницы поначалу слегка удивились нашему групповому билету, несколько отличающемуся от того, что продаётся в кассах Красноярска. Разместившись в каюте и пройдясь по палубам, прощаемся с пришедшим нас проводить Олегом. Всё же как здорово, что есть портал «Инфофлот», сближающий энтузиастов из самых разных уголков страны!
Вечереет, идти снова в город уже не хочется, поэтому остаток дня посвящаю знакомству с теплоходом.
«В Чкалов» - первый теплоход 588-го проекта, был введен в эксплуатацию в 1954 году и всё время работал на енисейской транспортной линии (прежде Красноярск – Диксон, а в последние годы, после того, как трехпалубные теплоходы попадали в очень серьезные передряги в Енисейском заливе Карского моря, линию сократили до формата Красноярск – Дудинка, «обрезав» морскую часть пути). За годы эксплуатации помещения теплохода не претерпели каких-либо модернизаций, и до сих пор перед нами предстаёт практически аутентичный теплоход 588-го проекта I серии. Но несмотря на возраст судна и отсутствие модернизаций пассажирских помещений, я, пожалуй, никогда не видел трёхпалубник в таком прекрасном состоянии (конечно, без учёта тех трёхдеков, которые прошли недавно полную реновацию). На «Чкалове» идеальная чистота, прекрасное состояние «родных» внутренних помещений, безукоризненное состояние палубного настила и лееров, без каких-либо сбоев работает сантехника. Да, ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! – на «Чкалове» нет розеток в каютах, поэтому для зарядки телефонов, аккумуляторов и прочего либо пользуйтесь коридорными розетками, либо берите с собой удлинитель, либо обращайтесь к проводницам – можно зарядить у них.
Кстати, в полном порядке на «Чкалове» не только пассажирские помещения – регулярно проводятся корпусные работы, несколько лет назад полностью перебирались движки. В общем, несмотря на возраст и непростые условия работы, «В. Чкалов» находится в очень хорошем состоянии - значительно лучшем, чем многие его волжские собратья.
Кстати, команда на «Чкалове» очень дружная, доброжелательная и общительная – с удольствием общаются с пассажирами, практически в любое время можно подняться в рубку или пофотографировать с мостика. При общении с экипажем можно узнать массу всего интересного – про Енисей, теплоходы и пр. Впрочем, общение порой бывает взаимно полезным – когда Серёга рассказал первому штурману про портал «Инфофлот», тот необычайно обрадовался и заинтересовался этим, просил побольше написать про Енисей и наше путешествие, а также сам записал адрес и пообещал обязательно зайти на наши страницы. Вообще енисейские речники искренне любят свой теплоход, родную реку, гордятся ею, и очень хотят, чтобы как можно больше туристов приезжали любоваться красотами Енисея.