охотники за медом каждый год в апреле-мае отправляются в мангровые заросли Сундарбана, рискуя быть съеденными бенгальскими тиграми.
так вот эти самые тигры и стали идеей-фикс, ради которой мы отправились в одну из самых бедных и перенаселенных стран мира.
но о тиграх и Сундарбане чуть позже.
начну по порядку.
ВИЗА
для того, чтобы попасть в Бангладеш, необходимо получить визу в консульском отделе посольства Бангладеш по адресу(можно получить и по прилету, но мы решили перестраховаться):
г.Москва, м. Киевская переулок Земледельчеський, 6 - вход в здание с правой стороны
Прием документов с понедельника по четверг с 10.00 до 13.00
для визы нужны:
-3 заполненные анкеты ( http://archive.travel.ru/bangladesh/for ... ladesh.pdf)
-3 фото
-паспорт ( и по-моему я давала еще копию)
-билеты
-бронь гостиницы ( причем брони у меня не было. мне попался очень принципиальный товарищ Monir, который хотел меня завернуть, пока я не принесу ему бронь - пришлось уговорами и улыбками убеждать, что вышлю ему сразу же бронь по и-мэйлу, потому как мечтаю побывать в этой прекрасной стране и т.д. и т.п. в конце концов он сжалился, дал свой электронный адрес, сказал, чтоб не забыла прислать бронь, и, не желая растерять серьезный вид, буркнул с немного смущенной улыбкой, что апрель не самое лучшее время для посещения их прекрасной страны ибо слишком уж жарко. назначил день и время получения визы примерно через неделю)
на всякий случай адрес Монира monirconsmofa@gmail.com
-консульский сбор - 2400 рублей с человека (для гражданина Украины)
личное присутствие всех желающих получить визу не обязательно, я получала одна визы для двоих.
ПРИВИВКИ
прививки от брюшного тифа, гепатита А, менингита, столбняка и дифтерии делали в Городской поликлинике № 13
Время работы: пн-среда с 15 до 19
вторник-четверг с 9 до 13
тел. (495) 621-94-65
от малярии никак не страховались, хотя это моя навязчивая фобия. по месту уже купили местные таблетки на всякий случай.
СТРАХОВКА
страховые полисы на время путешествия купила в РОСНО за 622 рубля с человека на период с 10.04.2011 по 25.04.2011
лететь в Дакку мне предстояло одной, так как kapiteli стартовал из Катманду после горного трека.
летела Катарскими авиалиниями с пересадкой в Дохе. в Катаре при посадке в самолет в Дакку белыми были только я и четверка немцев. порадовала бенгальская тетенька внушительных размеров, которая сразу после взлета достала пластиковый контейнер, такой, в которых офисные сотрудники носят обед на работу, в нем оказались листья бетеля, тетенька накрутила себе сверточек, раскинулась на два кресла и принялась жевать. такой себе чилаут по-бенгальски:)
ДАККА
самолет в Дакку прилетел почему-то раньше примерно на час, что меня не очень обрадовало - я прошла паспортный контроль (отдельная стойка для иностранцев), получила багаж и в 5 утра уже сидела в зоне прилета. мне предстояло просидеть еще 13,5 часов, чтобы дождаться рейса kapiteli.
после адского ожидания наконец направляемся к выходу из аэропорта.
перед глазами возникает кадр из фильмов про зомби - решетка, за которой гудящая толпа тянет руки между прутьями, раскорячивая пальцы, хватая воздух...жуткое зрелище.
садимся в такси и едем в гостиницу, выбранную наугад в путеводителе Lonely planet.
Hotel Pacific
http://www.hotelpacificdhaka.net/
селимся в вип-номер с кондиционером и интернетом. в общем-то компьютер и является показателем "випости" этого номера, хотя в холле возле ресепшн есть бесплатный интернет.
тут необходимо отметить, что понятие чистоты в Бангладеш весьма и весьма относительно. Белье и полотенца повергли меня в унылое состояние. на мое счастье kapiteli привез мне из Непала тонкий флисовый розовый спальник, в котором я и проспала в большинстве гостиниц.
проводим ночь в Pacific. утром едем в офис Shohagh (автобусная компания) и покупаем билеты на вечерний рейс в Кокс Базар.
до 10 часов вечера у нас есть время проехаться по Дакке. собираем сумки, выселяемся из комнаты, бросаем багаж на ресепшн ( кстати, одну сумку с горным снаряжением мы оставили в отеле до конца путешествия - у них это нормальная практика, так что при необходимости можно сбросить лишний груз) и вперед.
грубо говоря Дакка состоит из трех основных частей Old Dhaka, Central Dhaka и Gulshan.
транспорт :
движение в Дакке безумное, как впрочем и во всей стране.
традиционное для азиатских городов непрерывное гудение в Бангладеш особенно пронзительное.
абсолютно броуновское движение всех видов транспорта. возможно сохранять самообладание (особенно при междугородних переездах) помогает некоторая карнавальность антуража: велорикши в красочных повозках напоминают цирковых коней с плюмажами, грузовики трогательно разрисованы яркими узорами и цветами, сходство с цирковым представлением добавляют еще одни участники дорожного движения - коровы, меланхолично бредущие сквозь хаос повозок, рикш, машин, и иной раз какая-то взбрыкнет, испуганная визгом гудка, и поскачет нелепо прочь.
передвигаться по городу можно на:
-велорикше
-авторикше (CNG)
-такси со счетчиком (желтые и черные) - желтые считаются лучше и дороже
-автобусе (городские автобусы - это, пожалуй, чересчур экстремально)
мы решили посетить основные достопримечательности, расположенные в Old Dhaka ( наш отель находится в Central Dhaka).
на выходе из отеля нас встречает велорикша, мы просим отвезти нас в порт. по дороге наш водитель описывает нам все преимущества общения с англоговорящим велорикшей, убеждает нас, как он любит иностранцев и работает только с ними. впоследствии мы неоднократно с ним ездили по городу. деньги он тоже естественно запрашивает не по местным тарифам, но при категоричной постановке вопроса соглашается на меньшую цену, хотя каждый раз расстраивается. очень озабочен проблемой пиара, неоднократно просил рассказать о нем русским людям, дал мне стопку визиток. так что просто не могу не выполнить обещания:)
Md Shahid Ali
Riksaw Driver Foreign Guide
01710883267
01921171675
01724305919
тем временем мы приезжаем в порт реки Буриганга - Sadarghat. Тут же я понимаю, какие мы смелые люди, так как Садархат мгновенно заполняет собой мои глаза, уши и самое главное нос. как человеку тонко чувствующему запахи, мне "посчастливилось" воспринять все ньюансы этого невыносимого смрада.
тут же активизировались попрошайки - их "чудесную" способность возникать из ниоткуда и демонстрировать завидную настойчивость и актерские таланты нам предстоит оценить еще не раз. обычные местные тоже проявляют живой интерес к нашим персонам, и в сопровождении целой гоп-компании мы идем на пристань.
Буриганга (Старый Ганг) - одна из самых грязных рек планеты, признана биологически мертвой. То, что течет в ее русле уже нельзя назвать водой - это грязная жижа, состоящая из всех видов отходов, включая промышленные.
тем не менее в порту кипит жизнь: огромное количество лодок, баркасов, теплоходов - грузовых и пассажирских; всюду люди - кто-то работает, кто-то ест, кто-то спит.
перед поездкой я, конечно, видела в интернете ролики о Буриганге, поэтому знала, что водная прогулка с освежающим легким ветерком это не из этой сказки. ума не приложу, как я согласилась заползти в сомнительного вида лодку с одним веслом, сесть под зонтик с ржавой ручкой и уплыть в зловонную даль, но это случилось.
Экскурсия по Буриганге:
следующий пункт оказывается совсем рядом Ahsan Manjil известный как Pink Palace - этот дворец был резиденцией бенгальских навабов. говорят и сейчас в одной из частей дворца живет князь с семейством, а центральная часть отдана под музей.
вход 75 Така с человека, фотосъемка внутри запрещена.
Розовый Дворец находится в непосредственной близости от Буриганги, поэтому бродить по лужайкам приходится вдыхая все тот же знакомый запах.
впрочем местных это не смущает (как и мусор повсюду) - на травке сидят парочки и компании , молодая художница в окружении зевак акварелью воссоздает на бумаге стены дворца.
дальше Armenian Church - Армянская Церковь - одно из старейших зданий в городе - построена в 1781 году во времена существования в Дакке армянской общины. армяне успешно занимались джутовой торговлей, были влиятельными людьми и пользовались поддержкой правителя Великий Моголов, что позволяло им свободно исповедовать свою религию.
когда торговля пошла на спад, армяне стали покидать страну.
когда мы подъехали, церковь была закрыта, но местный люд начал кричать и вызывать сторожа.
на территории церкви много могильных плит. интерьер имеет структуру католического храма - деревянные скамейки рядами, отсутствие иконостаса.
Следующий пункт - Star (Sitara) Mosque ( Tara Masjid)
очень красивая мозаичная работа методом Chini Tikri внутри и снаружи мечети.
глиняные плитки импортированы из Японии.
важные декоративные мотивы, использованные в художественном оформлении мечети: цветочная ваза, роза, полумесяц, звезда, арабское каллиграфическое письмо. внешняя стена между дверями украшена мотивом Fujisan (гора Фудзияма).
сотни синих звезд на куполах из белого мрамора подарили мечети ее звездное название.
Lalbagh Fort (Fort Aurangabad)- форт находится в юго-западной части города.
строительство форта было начато в 1678 для защитных целей, но долгое время он оставался недостроенным.
в 1857 форт стал ареной сражения во время восстания против британцев, которое было подавлено.
для нас это место стало примечательным в том смысле, что здесь мы впервые ощутили на себе все привилегии жизни суперзвезд.
дело в том, что белый человек в Бангладеш настолько редкое явление, что при нашем появлении все взгляды сразу устремлялись на нас. это было даже забавно. я чувствовала себя как минимум гипнотизером, а как максимум Анджелиной Джоли. если человек кидал на тебя мимолетный взгляд, всё - он его уже не отводил: провожал тебя глазами, оборачивался, останавливался, ходил кругами. сходство с Анджелиной стало более ощутимым, когда мне стали вручать своих детей с просьбой сфотографироваться:)
за нами ходили толпы с мобильными телефонами и по очереди просили с запечатлеть нас рядом с собой на долгую память.
к концу нашего путешествия по Бангладеш мне казалось, что мы уже есть на всех мобильных телефонах страны.
во время поездок по городу, если велорикша останавливался для уточнения маршрута, вокруг нас мгновенно собиралась толпа, все стояли и смотрели.
а вот и сам форт:
близилось время отъезда.
автобус отправлялся со станции Malibagh
Address:114 Malibagh DIT Road
Phone:9344477,01711612433
основные автобусные станции Дакки:
Sayedabad bus station - восточные направления - Силхет, Читтагонг, Комилла. есть автобусы в Кокс-Базар.
Gabtali bus station - северо-западные направления Джессор, Кхулна, Савар
Mohakhali bus station - север, северо-запад.
Malibagh bus station
Gulistan (Fulbaria) bus station
автобусные компании:
в городе обычно несколько офисов продаж - при покупке билета уточняйте станцию отправления
( по ссылкам есть контакты) :
Green Line http://greenlineparibahan.com/ комфортабельные автобусы - обслуживает направления Читтагонг, Кокс-Базар, Кхулна, Джессор
Silk Line http://paribahan.com/paribahan/silkline ... main.php?/
Shohagh (http://www.shohagh.biz/index.php?option ... &Itemid=64) есть автобусы новые и удобные, есть уже убитые
BRTC -правительственные автобусы
Saudia - автобусы без кондиционеров - проветриваются за счет открытых окон
будьте готовы к тому, что время отправления и время прибытия может быть весьма условным (особенно время прибытия - говорят, ехать 6 часов - возможно окажется все 8)
часов в 11 наш автобус отправился - утром наш ждал Кокс-Базар.
Все фотографии сделаны _mariposa_ и kapiteli.