Вот так живешь себе, живешь, и не знаешь, что буквально под боком вовсю функционирует региональная авиация, та самая, которая у нас пребывает в состоянии, среднем между анабиозом и клинической смертью, слегка подергиваясь в отдельных областях. Между материком и островами, коими изобилует прибрежная Балтика, курсируют небольшие, а местами и совсем мелкие, аэропланчики, осуществляя важную функцию доставки туда-сюда островного народа и радуя туристов, неравнодушных к воздушным способам передвижения. При этом цены весьма и весьма гуманны, сопоставимы с автобусными, а там, где нет альтернативы в виде автобуса/парома, местных возят вообще за сущие копейки. С туристов при этом берут по-полной, но даже эта «полная» вполне адекватна и не вызывает внутренних противоречий. В общем, упускать такое безобразие было признано неподобающим. Возможно, истинный авиаманьяк, которому не влом метнуться, к примеру, в Иран, только чтобы прокатиться на реликтовом Боинге-707, или (свят-свят-свят) в Северную Корею из Владика на Ил-18, такой служитель культа не сочтет наши развлекухи выдающимися, ну а нам сойдет. К тому же Балтика в этом году прогрелась до небывалых температур, а я с детства не обмакивал попу в ее волны (Маркизова лужа не считается). В результате вдумчивого изучения предмета коллективный разум родил следующий маршрут:
10.08 Лаппеенранта-Рига (McdonnelDouglas MD87), Рига-Таллин (B737)
11.08 Таллин-Кярдла (автобус/паром), Кярдла-Таллин (BAe Jetstream 31)
12.08 Таллин-Курессааре (SAAB340)
13.08 Курессааре-Рухну, Рухну-Пярну (Britten-Norman Islander, гвоздь программы )
14.08 Пярну-Таллин (автобус)
15.08 Таллин-Лаппеенранта (Fokker50)
Итого 6 дней, 6 перелетов, 6 разных типов ВС. Недурно.
Оставалась еще одна деталь — девушки, которые потом (первым делом, как мы помним, самолеты). Они у нас понимающие и, что немаловажно, не страдающиие аэрофобией, но насыщенность программы авиацией с их точки зрения была несколько чрезмерной. Впрочем, уговоры, а главное, грамотно расставленные акценты (целый день в Риге! курортный городок Кярдла! настоящее балтийское море на Рухну! и два дня в Таллине напоследок!) сработали, как и было задумано. Самая-то культурная программа неожиданно настигла нас в Курессааре, но об этом в свое время. Короче, программа была утверждена всеми сторонами, билеты на аэропланы добыты, отели забронированы, оставалось дождаться старта и приступить к исполнению.
Лето, как все помнят, было выдающимся. На момент отбытия прошло уже больше месяца с тех пор, как температура в Питере опускалась ниже +25 градусов ночью, про дневные температуры лучше вообще не вспоминать. Помноженная на питерскую влажность, погода превратила город в одну большую общую сауну, сдобренную выхлопами. Работать в таких условиях было практически невозможно, жить — невозможно даже теоретически. Злорадная мантра «а в Москве еще хуже» перестала помогать, толком не начав. Спасались на даче, забив болт на расход бензина и время до работы. Справедливости ради, 100 км и полтора-два часа в пути казались не слишком большой ценой за возможность хоть как-то поспать в относительной прохладе и на свежем воздухе, градусник в городской квартире давно забыл, что существуют числа, меньшие +32. На этом фоне обещанные метеосайтами в Эстонии +20 с вероятным дождем манили к себе неудержимо. И этот момент настал! Душной августовской ночью наш экипаж выдвинулся в сторону финской границы навстречу приключениям.
Переход Брусничное/Нуйямаа в 5 утра являл собой идиллически сонную картину, изредка нарушаемую сумасшедшими индивидуумами, типа нас, коих торкнуло ехать в такую рань. Пограничные формальности в столь благостной обстановке заняли минут 15 с обеих сторон, а до самолета оставалось еще около 4 часов и 20 километров. Благо, под Лаппеенрантой есть круглосуточный ТЦ с «типа супермаркетом» и кафешкой, парковка которого есть наше давно обжитое, если можно так выразиться, место для досыпания в машине перед самолетом. В этот раз нас гнусно обидели тем, что в кафешке кончились традиционные бутерброды с копченой форелью, пришлось откушивать чем бог послал. Подкрепившись, переместились на парковку аэропорта, где предстояло бездельничать до начала регистрации. Отдали за 6 дней стоянки 24 евро в кассу, перепаковали рюкзаки, в общем, занимали себя кипучей деятельностю. Тем временем на вышке проявились признаки разумной жизни...
… а вскоре приземлилась наша самолетка.
Регистрация и досмотр прошли обычным порядком, обувь снимать не заставляли (стопиццотый раз помянул нехорошим словом российские реалии), и вот уже сидим в аэроплане. Запуск, руление, разбег, набор... пока исследовал внутренности нового для себя типа ВС, уже и Рига нарисовалась на горизонте, всего лету 45-50 минут. Снижение над Рижским заливом, мягкая посадка на rwy18, и впереди целый день шатаний по городу, практически, детства.
От тех времен остались воспоминания, список точек в Риге типа must see и некоторые познания в латышском языке, достаточные для установления дружеских отношений с работниками сферы торговли и услуг. Понятное дело, обошлось бы и без них, языковой барьер и так отсутствует. Когда иссяк приток бабла, ответвлявшийся от мощного потока российского транзита, и выяснилось, что тевтонские оккупанты не сильно рвутся в бывшую колонию, в отличие от оккупантов коммунистических, влекомых ностальгией, все те, кто в 90-х старательно забывал русский язык, столь же старательно его вспомнили. Но несколько фраз на латышском, оброненных руссо туристо, превращают дежурную улыбку в искреннюю, мелочь, а приятно.