И еще, в организации любого мероприятия есть набор типовых ролей, это:
1. Инициатор, который начинает разговор с фразы «А давайте мы вместе куда-нибудь…», причем, далеко не факт, что в дальнейшем он окажется участником того, что сам затеял;
2. Главный разработчик, который, покорпев с недельку, предлагает сотню вариантов, для реализации большинства которых надо уволиться с работы, порвать с семьей и продать вагона три чего-нибудь ненужного;
3. Присоединившиеся, которые сначала говорят «Здорово! Я с вами!», а потом недоумевают, как они вообще в это ввязались.
В этот раз все случилось в полном соответствии с теорией. Уже в начале апреля наш самый неугомонный товарищ, Андрюха, завелся как пропеллер и прибежал со словами «Хочу на сплав по порогам!». Учитывая, что понятия «сплав» и «пороги» носили для Андрюхи чисто умозрительный характер, за разработку проекта взялся я, так как больше ни у кого из нашей компании сплавного опыта не было. Хотелось всего, сразу и задешево.
Такой вариант нашелся, с поправкой на «относительно дешево». Связка рек Тохмайоки – Китенйоки. Окрестности Сортавалы, недалеко от Питера, дорога приемлемого качества, есть, где оставить машину (как доехать до Сортавалы от Питера очень образно описано в отчете «Питер - Карелия 2007 - Мраморный Каньон, Воттоваара» на этой ветке. Можно также ехать через Лодейное Поле, там везде асфальт, но ощутимо дальше.). Бывшая финская территория, вдоль рек разрушенные постройки финских ГЭС, мельниц, которые и сами по себе интересны, и создают локальные пороги с перепадами от 3 до 7 метров, а на Китенйоки обводный проток ГЭС Питкякоски вообще имеет перепад более 20 метров на участке в полтора километра. В качестве бонуса, на старте маршрут проходит рядом с Рускеальским мраморным карьером, очень любопытным местом, пользующимся большой популярностью у туристов.
Идти самостоятельно на новую реку было неразумно, а набиваться вшестером на один коммерческий катамаран не хотелось (рафт вообще не рассматривался, как недостаточно спортивное судно), поэтому было решено пойти на дополнительные расходы, и арендовать отдельный катамаран с инструктором. Итого, три места определились, нужен четвертый. Четвертый, Михаил, нашелся за рабочим столом напротив меня, он просто не выдержал Андрюхиного напора, а потом было неудобно отказываться …
И вот мы на старте маршрута, река Тохмайоки, выше пос. Рускеала.
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/f50/bc2/f50bc2991e08fef9dab078f280ca615c.jpg)
Красным пунктиром на картах отмечены наши маршруты.
Наш экипаж: правый носовой – Андрюха, левый носовой – Михаил, правый кормовой – Серега (я, автор отчета), левый кормовой – Володя, инструктор.
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/454/c70/454c70a2a2d2cda4719b41cf54b9b683.jpg)
Первое препятствие – Рускеальский водопад, летом пересыхает, пригоден для сплава только в половодье, впрочем как и обе наши реки целиком. Здесь были устроены покатушки с целью сработать экипажи и обкатать новичков.
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/d7e/860/d7e860d0addd4293860c89c93577fe4d.jpg)
«Любишь кататься, люби и САНОЧКИ возить!»
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/df9/d48/df9d48b7c32d95eda3005e57e715500e.jpg)
Добрались до мраморного карьера, который тоже был заложен финнами. Поскольку мрамор резали ниже уровня воды, воду постоянно откачивали. После окончания разработок откачивать перестали, и теперь на месте карьера озеро с гротами в мраморных стенах. Летом здесь масса народа с лодками, зимой – скалолазов с веревками, а весной на лед уже не выйти. Смотрели с берега.
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/a04/98f/a0498f09f5d1d0989345b3db9471f162.jpg)
Часть разработок велась на макушке близлежащей сопки, слои мрамора хорошо видны на спилах.
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/c31/f55/c31f55ed679be200a0cbe8e762f93f0f.jpg)
Сама сопка издырявлена штольнями и штреками (или как они там называются?).
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/1f6/727/1f6727959ddeb849f25014ecb0a76aa2.jpg)
Двигаемся дальше. Вокруг Страна Бобров. Их здесь тыщщи! Самих не видно, рано им еще, но размеры завалов через всю реку потрясают! Через некоторые приходится прорубаться с помощью бензопилы (мы первая группа в сезоне, остальным было проще). Кто напустил пены – неясно.
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/4bf/aca/4bfaca273f7c727dce8d55068b1b3e65.jpg)
Теперь мы точно знаем смысл выражения «ж*па в мыле».
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/c21/12f/c2112ff6444ade801334f5fe4eec98fb.jpg)
Водопад на месте взорванной ГЭС. В машинном зале валяются остатки генератора. На месте шлюза – водопад с перепадом более 7 метров. Некоторые горячие головы на легких катамаранах – двойках с него прыгают. Наши катамараны недостаточно легкие, а головы недостаточно горячие – обносим.
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/525/d30/525d3044acb607b8bc40cd4297fdf16e.jpg)
Человек на том берегу – не карлик и не ребенок, нормального роста…
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/db3/07e/db307eeb0d3eea01df948ff179b1e264.jpg)
Режим движения: гребем, гребем, гребем – прыгаем, прыгаем, прыгаем. На всех интересных сливах есть возможность занести катамаран наверх, поэтому прыгаем, пока вода из ушей не польется…
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/7e9/0ea/7e90ea4e515bce88da17f316bfba435c.jpg)
Первая ступенька…
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/eff/029/eff02943e9a82b369fedca5ceb5a52da.jpg)
Вторая ступенька…
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/d36/2bc/d362bcf51602c1a10e0753d12acf56ad.jpg)
Следующий слив (перепад – 4 метра). Заход…
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/c9b/08d/c9b08d2e4164db2e38dc0aeee4fd9b5c.jpg)
Прыжок…
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/da7/ef6/da7ef66bbe5a1e0d0aa7c5a304d35aab.jpg)
Приводнение!
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/c21/185/c21185c3ff560642ea03a3b7ba279243.jpg)
Радует то, что сложность нарастает постепенно, пока суда не начинают опрокидываться. Сначала мелкие…
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/050/f43/050f43cbc266b48ea26f18fb7c7ce245.jpg)
Затем крупные. Порог Ворота (перепад 5 метров). Где-то здесь спрятан катамаран с экипажем…
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/b7f/8af/b7f8afb38892afcf75a984ce90103078.jpg)
Да вот он! Экипаж отстреливается…
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/3f6/48a/3f648a119ce0d6c8f873fc9e228d84aa.jpg)
…и пускается в свободный дрейф. К счастью, ненадолго. Катамаран был пойман, перевернут и снова заселен экипажем.
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/26b/9d6/26b9d66a512624a7abd8f0e56112c83b.jpg)
Река Тохмайоки была пройдена за 4 дня. Разумеется, в отчете не показаны все препятствия, кому станет действительно интересно, сам их посмотрит.
Мы же сдули катамараны, переехали в Хелюлю, сходили в баню, засадили по стакану датской водки под борщ и забросились в начало сплава по реке Китенйоки.
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/aae/63d/aae63da4b45effe731579e2d16385efb.jpg)
Река Китенйоки совсем другая. В начале сплава она вертится вправо-влево меандрами так, что периодически видно за кустами, как соседний катамаран движется тебе навстречу. Изредка встречаются шиверы, и очень часто – бобровые завалы, сквозь которые приходится прорубаться. Но постепенно берега начинают повышаться, и через какое-то время река начинает течь между сопок, которые внезапно расходятся и открывают большое озеро. Как ни удивительно, но озеро тоже смастерили финны. При строительстве ГЭС Питкякоски они продолбили проток левее сопки для подачи воды на турбину, а правый проток перегородили плотиной, подняв уровень воды в реке. Кстати, ГЭС Питкякоски - это единственный объект на двух реках, который находится в рабочем состоянии, из всех, мимо которых мы проходили.
Река выше кромки плотины…
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/afb/aa7/afbaa738433782a8bd53c8a327a1267a.jpg)
… и ниже кромки плотины.
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/2f5/439/2f54394de7175f267281ca5c792bb335.jpg)
Далее в правом протоке начинается протяженный порог, наиболее сложная часть которого - около 400 метров. Пришлось постоянно лавировать между камнями и отгребаться от прижимов левого берега. Зато сколько эмоций!
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/0aa/14b/0aa14b50768532f56a6a7d139dbd3918.jpg)
Из остальных препятствий хочется отметить развалины мельницы, финской, естественно. Кому она мешала – загадка. Но ее тоже взорвали, причем обрушился только второй этаж, а первый, сложенный частично из огромных валунов на растворе, а частично из кирпича не взяла даже взрывчатка. По берегам раскиданы огромные жернова, заросшие мхом, дорога позволяет подъехать на автомобиле (не на любом! Найденное рядом водительское удостоверение оказалось на трактор!).
В левом сливе – порог с очень жесткой бочкой на выходе. Невнимательные отстреливаются!
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/db6/3ae/db63aee4d92db1b9a1b16bcf8e4067a6.jpg)
То же, вид сбоку.
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/7cc/9a3/7cc9a31bcd8fafa6c48a2592861a1a93.jpg)
Река Китенйоки была пройдена за три дня. Маршрут закончился у моста, ниже которого был еще один шестиметровый слив на месте не то лесопилки, не то ГЭС. Надо ли говорить, кем построенной? С этого слива не прыгают. Говорят, в струе торчат остатки стальных конструкций.
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/cbd/e1d/cbde1dccac5f4fc454394a0110e1f1b6.jpg)
Далее все шло по протоколу: сдули катамараны, переехали в Хелюлю, сходили в баню, вот разве что по стакану водки досталось не всем, водители воздержались.
И последнее. Спасибо всем соучастникам по приключению, авторам фотографий. И что-то мне подсказывает, что будущей весной с кем-то из них мы снова встретимся. А легкий двухместный катамаран у меня уже есть.
![Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав) Карелия-2010. Тохмайоки - Китенйоки (сплав)](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/a07/04b/a0704b8677c400da490a5e54dcc0f208.jpg)
P.S. А Андрюха потом прошел в течение лета еще четыре речки. Во как зацепило!