В январе купил билет Копенгаген-Рейкьявик-Копенгаген, с карты сняли чуть меньше 10000 рублей. Перевозчик - национальная авиакомпания Icelandair. IcelandExpress позволял купить билет несколько дешевле, но его было сложно состыковать с рейсом из Москвы.
До Копенгагена добрался за премиальные мили Аэрофлотом (мои сокомандницы воспользовались Акцией и взяли билеты по 7500р).
Турнир по керлингу проходил в Акурейри (там находится и один из трех катков Исландии); поэтому путешествие начать предполагалось оттуда. Были куплены билеты на AirIceland из Рейкьявика в Акюрейри и обратно, каждый билет обошелся в 1000 рублей (так как был куплен много заранее). Предполагалось жить в Акюрейри у знакомых в гостях (бесплатно), потом, перелетев в Рейкьявик, поселиться в Arctic Comfort Hotel Vik за 150 евро за троих за три ночи (т.е. Trpl - 50 евро/сутки); взять машину на прокат (Hyundai Tuscan, 4WD, 3 суток - 330 евро) и покататься по окрестностями.
Таким образом, в феврале планы были построены, билеты куплены, машина и отель забронированы.
А в апреле началось извержение Эйяфьятлайокудля. Как его только не называли (и называют журналисты!:). Я тоже не сразу смог выговорить, но оказавшись в Исландии, это получилось с первого раза - наверное климат/местность располагает :)
Каждый день начал мониторить новости, табло аэропортов... Пока неделю были закрыты аэропорты Европы, аэропорты Исландии работали в обычном режиме, но прилететь к ним могли только из Америки да местные рейсы.
И вот за два дня до моего отлета закрылся международный аэропорт Кефлавик. Icelandair перенесла временно свой хаб в Глазго. Надо заметить, что Icelandair работает по принципу транзитной авиакомпании - возит пассажиров из Сев.Америки в Европу с пересадкой в Рейкьявике, позволяя тем самым пассажирам, трудно переносящим долгие перелеты, "разбить" свой полет на две части, а также сделать стоповер в Исландии. Таким образом, исландцам нужно было как-то перевезти тысячи транзитных пассажиров из Америки в Европу. Терминал для чартеров в Глазго подошел к этому как нельзя кстати. Пассажиров, следующих в Исландию, возили как раз в Акурейри. На местном аэродроме помещалось 4 больших Боинга-757, там одна багажная лента (очень короткая), крошечный зал прилета, но зато есть Дьюти-Фри :) Был организован паспортный контроль (говорят, летом у них есть один рейс в неделю в Лондон), и я стал обладателем практически эксклюзивного въездного штампа Акюрейри!
Правда этому предшествовало долгое сидение в Копенгагенском аэропорту, так как рейс на Глазго постоянно откладывали, и улетел я туда только спустя 10 часов. В Глазго впускали всех, ставя транзит - Британия временно ввела 48-часовой транзит вместо 24 часов. Но у меня еще была действующая виза, выданная под участие в спорт.соревнованиях. Пока пограничник переписывал себе в тетрадку данные визы, мы с ним мило поболтали о вулкане, керлинге (это шотландский вид спорта) и просто о жизни :) В Глазго пришлось ночевать за свой счет (из Копенгагена я забронировал Holiday Inn Express Glasgow Airport за 65 фунтов). Авиакомпания отель не предоставляла... На следующий день утром в 9.40 я должен был вылететь в Акурейри, однако это произошло только в 22 с чем-то! День провел в аэропорту и небольшой прогулке по Глазго... В общем, потерял полтора дня...
Тем не менее, в первом часу ночи мы прилетели в Акурейри. Чтобы приземляться там, пилотам больших самолетов необходимо получать специальный допуск. Акурейри стоит на берегу фьорда, окруженный горами, и самолет перед посадкой на малой высоте делает поворот почти на 90 градусов.
Добавлено спустя 37 минут 22 секунды:
Акюрейри.
Столица северной части страны, второй по величине город Исландии с населением в 17000 человек. Летом в местный порт заходит несколько круизных лайнеров, в апреле 2010 там стояло российское геологоразведочное судно. В городе есть крытый каток, бассейн, горнолыжные спуски, кафе, ресторанчики, магазинчики, тур.бюро и большая церковь.
Город, хоть и выглядит маленьким, разбросан по берегу фьорда достаточно далеко. Домики все одно-двухэтажные, на одну семью.
Можно покататься и на лыжах: есть подъемники, прокат снаряжения. В начале мая на лыжах еще катаются!
Добавлено спустя 8 минут 52 секунды:
Акюрейри - хорошая база для поездок по северу страны или остановки, для тех кто едет по шоссе №1 вокруг Исландии. Отсюда за час можно добраться до Хусавика, чтобы посмотреть на китов ил до озера Миватн, водопада Годафасс, кипящих и дымящихся полей, "Долины троллей", а также небольшой лагуны с горячими источниками (более дешевый вариант Голубой Лагуны).
3 мая наш Акюрейровский друг устроил бесплатную экскурсию по всем этим местам.
На севере еще лежит снег, и весна только-только начинается...
Озера настолько чистые и прозрачные, что в них зеркально отображаются горы
Тут и там встречаются маленькие фермы, где разводят овец или коров
Добавлено спустя 56 минут 29 секунд:
Первая остановка - водопад Годафосс (Godafoss). Знаменит тем, что в 999 или 1000 году, когда исландцы принимали христианство, в этот водопад они побросали идолов своих старых богов - Одина, Тора, Фрейю и др. Поэтому он и называется - Годафосс - водопад богов.
Из туристов, кроме нас - маленькая группка вездесущих японцев, один местный фотограф, знающий несколько слов по-русски, так как у него русская жена (!!!) - и больше никого! Супер!
Вода падает с высоты в 12 метров, ширина водопада - около 30 метров. Конечно, не самый большой водопад Исландии, однако заслуживает посещения при путешествии по северу страны.
Добавлено спустя 47 минут 46 секунд:
Следующая остановка - Dimmuborgir, Долина Троллей, место, где Сатана сошел с небес, Катакомбы Ада - у этого места несколько названий. На самом деле - это территория лавового поля, последствия старого извержения вулкана; лава застыла, образовав причудливые формы. Летом, наверное, тут более красочно и красиво. Тут проложено несколько троп разной протяженности.
Некоторые скалы и впрямь напоминают профили троллей!
По исландскому фольклору именно в этом месте живет 12 троллей-проказников, имеющих очень смешные имена: Ложко-лиз; Двере-скрипун; Сосиско-поглотитель, Скиро-поедатель и др. Скир - это очень вкусный местный молочный продукт - йогурт.
Добавлено спустя 51 минуту 37 секунд:
Skutustadir путеводители называют как "место на другой планете": кругом сернистые поля всевозможных оттенков, дымящаяся земля, бурлящая жижа в больших лужах, горячие ручьи, шипящие холмы, выпускающие горячий пар - всё это можно найти здесь, причем на относительно небольшой территории.
Кроме этого, там можно увидеть огромные трещины в старой лаве, небольшие гроты и пещеры, некоторые с теплой водой, где некоторые туристы порой устраивают пикнички
А также увидеть и услышать гул и работу геотермальных станций: отсюда качается вода, температура которой составляет 130-150 градусов, по трубам она поступает к местным жителям на обогрев и просто на горячую воду.
Там же находится и небольшая лагуна с горячими источниками: за небольшую плату вам дадут ключ от кабинки, куда можно сложить вещи, принять душ, и при температуре воздуха в +5 градусов выбежать из помещения и с блаженством опуститься в горячую воду лагуны. Грязей, как в большой Голубой лагуне, что под Кефлавиком, здесь нет, однако вода обладает теми же целебными свойствами, местные жители частенько ездят сюда просто отдохнуть, полежать в прозрачной, теплой и соленоватой воде с видом на заснеженные горы. Кстати, серебряные украшения с себя лучше снять: серебро окисляется в считанные секунды!
Добавлено спустя 10 минут 18 секунд:
Желающие могут заехать на одну из ферм, чтоб испить свежего коровьего молока, купить других молочных продуктов и пообщаться с коровами.
Ну а наш путь на следующий день лежал в Рейкьявик. Короткий 35-минутный перелет на Фоккере-50 - и мы приземляемся в центре Рейкьявика, в аэропорту, используемом для местных рейсов, и летом - для рейсов в Гренландию и на Фарерские острова.
Говорят, что в Рейкьявике нечего делать больше трех часов... Не знаю, наверное с этим не соглашусь...
Получив машину на автобусной станции, которая находится рядом с аэропортом, мы поехали плутать по Рекьявику в поисках отеля. Кстати, получение машины прошло очень формально: подошел дядечка с табличкой Reykjavik Rent a car (конторы, у которой мы бронировали машину), отдал документы и ключи, показал на белый Туссон, сказал, чтоб оставили мы его на стоянке в аэропорту Кефлавика с полным баком, ключи - в бардачок, машину не закрывать. Машина к тому времени прошла 62000 км, в очень хорошем состоянии, автомат, 4х4. По ледникам и бездорожью мы ездить не собирались, поэтому на троих - в самый раз! :)
Про отель уже говорил - Hotel Vik - 150 евро за троих за три ночи, с обильным завтраком, бесплатной стоянкой. Находится не совсем в центре города, но с машиной это не важно. Бронировал через букинг.ком.
Добавлено спустя 21 минуту 6 секунд:
Погода была мерзкой. Акюрейрцы говорят, что у них в городе всегда самая хорошая погода на острове. Я с ними согласен: из 4 дней, что мы были в Рейке - там всегда было пасмурно, порой 100%-ая влажность, туман...
Зачем-то мы в первый же день решили съездить посмотреть китов... Стоит недешево - 40 евро, несколько компаний, стартуют из старого порта. Вы поплыли на большом 3-х палубном судне Andrea, вместе с нами на котором было всего 12 туристов :) Час плыли в море, час искали китов, никого не нашли, промокли все насквозь - в море был дождь, сильный ветер; киты плавали где-то рядом, но в такую погоду их не видно. Компания гарантирует, что все туристы обязательно увидят китов, дельфинов, а также птиц (пару чаек заметил :eek: ), в противном случае, дадут билет на следующий рейс - и так до тех пор, пока кого-нибудь не увидишь! Таким образом, 4 часа были потеряны, как оказалось потом - 40 евро тоже, так как в последующие дни в Рейкьявике погода не менялась.
В порту было замечено судно под названием КАСПРЫБА 3, но на другом борту написан порт приписки - Akranes, Iceland. Продали наши?
Вечерняя прогулка по Рейкьявику была разбавлена небольшим шоппингом, приобретением сувениров (исландских свитеров, "мехового" мыла и прочей шелухи). Продаются баночки с пеплом вулкана, кусочки лавы, различные украшения с лавой - но стоит всё каких-то неразумных денег.
В общем, Рекьявик оставил впечатления обычного небольшого европейского городка с тем же набором достопримечательностей...
Покормили живность в пруду...
Сходили в местный музей (по средам там бесплатный вход). Экспозиция скудноватая. Про викингскую эпоху все находится в другом музее под открытым небом, который в данный момент был закрыт. Самым интересным экспонатом музея оказалась комната, где можно было примерить различные старые костюмы - там уж мы оторвались всласть! :)
Местная церковь - Hallgrímskirkja - лютеранский собор, самый большой в Исландии, и 6ое по высоте сооружение в Исландии, наверное, самое фотографируемое место в Рейкьявике.
Добавлено спустя 45 минут 44 секунды:
На следующий день нам предстояло проехать порядка 600 км по "малому кругу", так называемому "Золотому кольцу" Исландии: посмотреть ряд водопадов, Долину Гейзеров, место геологического разлома - там, где сходятся (точнее расходятся!) Американская и Евразийская геологические плиты, и конечно же доехать до того самого Эйяфьятлайокудля, который навел и продолжает наводить шороху на всю Европу.
Поехали по часовой стрелке: Тингвелир - Гейзир - Гулфосс - через Флудир на Сельяландфосс - Скогафосс (тут где-то должен был быть вулкан) - Дирхолэй.
Тингвелир (Þingvellir) с исландского переводится как Парламентское поле, известно тем, что здесь собрался первый как минимум в Европе парламент - еще в 930 году, и продолжал собираться вплоть до 1789. Здесь же в 1944 была провозглашена Исландская Республика; а еще именно здесь проходит разлом между геологическими плитами.
Североамериканская плита подмяла под себя Евразийскую, таким образом, стоя наверху, ты вроде как в Америке, а внизу под тобой - Европа! Каждый год, говорят ученые, плиты расходятся на 2 см...
Место с сильной энергетикой... Вроде бы и ничего особенного, а притягивает, заставляет остаться подольше...
Вездесущие дикие гуси живут и здесь!
Добавлено спустя 40 минут 26 секунд:
Следующая остановка - долина гейзеров.
Земля кругом дымится, шипит...
Сам Гейзир, как и его младший брат - Литл Гейзир теперь просто дымятся и слегка булькают. Его извержения можно ждать годами. А вот их родственник - Строккур - радует туристов каждые 5 минут, иногда выбрасывая струи теплой воды метров на 20-30!
Подловить момент его активности конечно не просто... Многие стоят в ожидании хороших фоток часами...
Мы удовлетворились несколькими извержениями, одним из которых меня окатило с ног до головы теплой водой :)
И поехали мы дальше- на водопад Гуллфосс.
Сейчас - это самое популярное туристическое место Исландии. Каскад водопадов и впрямь впечатляет
Интересна история вокруг этого водопада: в середине 20-ого века он был в частных руках, и два предпринимателя пытались построить на нем гидроэлектростанцию. Однако их проект не увенчался успехом, в основном из-за нехватки денег. Тогда они продали его государство, и оно создало здесь национальный парк.
В ветреную погоду брызги разносит достаточно далеко, так что плащ-дождевичок не помешает :)
Река прорубила себе глубокое ущелье....
Туристов много. Их провозят автобусами... Что же будет летом, в сезон?... :shock:
Далее дорога лежала через деревеньки, поля и хутора к побережью, к извергающему вулкану...
Виды были занятные...
Дороги, надо сказать вполне хорошие! Разрешенная скорость 80-90 км/ч, местные едут 100-110. Мы тоже от них решили не отставать, но и не наглеть - иногда встречаются камеры, особенно перед населенными пунктами.
И вот, когда мы уже стали засыпать, среди облаков увидели это:
Это был он - Эйяфьятлайокудль! Сразу же по тормозам - снимать и фотографировать на все возможные девайсы :) Было отправлено несколько ммсок в Москву :) В общем, самое большое впечатление о поездке! Только сейчас мы увидели стоящие на обочинах другие машины, и людей, занимавшихся тем же, что и мы!
Водопад Сельяландфосс и извержение Эйи... Какие виды здесь...
Вулкан доставляет неприятности местным жителям.
Во-первых, это ледник, и он подтаивает. Течет много грязной (с пеплом) воды, затопило поля и пастбища, размыло дороги
Едешь - а вокруг тебя растекшееся море металлического цвета...
Сельяландфосс тоже хорош - виден с дороги, над ним где-то ледник Эйяфьятла...
Вулкан объезжаем постепенно по кругу, и он предстает в разных ракурсах
Многие долины припорошены пеплом... Все в легкой дымке...
Наконец доехали до Скогафосса
Вода в нем уже мутная, с черными переливами..
В соседнем поселении Скогар - музей под открытым небом, в котором выставлена жизнь исландских крестьян - домики, наполовину закопанные и заросшие травой (чтобы было теплей), утварь людей, сараи и амбары... К сожалению (или к счастью) он был уже закрыт. Поэтому мы обозрели только окрестности, заглянули в окна, да потрогали коровьи черепа, лежащие в сарае...