Мы с Китаем ждали друг друга четыре года. Я созрела для путешествия зимой 2020 года: начиталась отчетов, собрала информацию, наметила маршрут и приступила к подбору авиабилетов. Параллельно постепенно развивалась ситуация с каким-то там коронавирусом, и развилась она в итоге сами знаете до чего. Билеты я так и не купила, думала, поездка отложится на полгодика. Да не тут-то было. Для меня все сложилось только в 2024 году. Достала с пыльной полки старый маршрут. Он мне все еще нравился, но хотелось его дополнить must see достопримечательностями (а то вдруг опять какой ковид или еще чего похуже случится). Тут и стало понятно, что в стандартные две отпускные недели я не влезу, надо рассчитывать на все три. Очень мне нравится красочная осень, поэтому я выбрала опять октябрьские даты: с 12.10.2024 по 03.11.2024. По ходу подготовки к моему путешествию выразила желание присоединиться приятельница, так что весь путь мы преодолели вдвоем.
Изначально я планировала прилететь в Пекин, осмотреть все там и постепенно продвигаться с севера на юг в Гуйлинь, завершив путешествие на рисовых террасах Лунцзи, откуда вернуться самолетом или скоростным поездом обратно в Пекин. Но вдруг среди вороха информации я наткнулась на статью, в которой писалось, что рис на террасах начинают убирать в середине октября. Ээээ, а я ж туда уже почти в ноябре только доберусь и хочу именно желтые террасы увидеть! Такого я пропустить никак не могла и перевернула весь маршрут наоборот: с юга на север. Как оказалось, это было верным решением и для северной части маршрута, т.к. в середине октября осенних красок особо и не было, а к ноябрю гинкго стали золотыми.
Фактически маршрут поездки по датам получился следующим:
12.10.2024 Вылет из Перми в Пекин (Beijing)
13.10.2024 Прилет в Пекин (Beijing), аэропорт Daxing, перелет в Гуйлинь (Guilin); Гуйлинь (Guilin): культурный парк Пагоды Солнца и Луны (Sun and Moon Twin Towers Cultural Park/Riyue Shuangta Cultural Park), пешеходная улица Чжэнъян (Zhengyang Pedestrian Street)
14.10.2024 Рисовые террасы Лунцзи (Longji Rice Terraces): деревня Дажай (Dazhai)
15.10.2024 Рисовые террасы Лунцзи (Longji Rice Terraces): переход из деревни Дажай (Dazhai) в деревню Пинъян (Ping'an); Гуйлинь (Guilin): парк Сяншань (Xiangshan Park), культурный парк Пагоды Солнца и Луны (Sun and Moon Twin Towers Cultural Park/Riyue Shuangta Cultural Park), пешеходная улица Чжэнъян (Zhengyang Pedestrian Street)
16.10.2024 Яншо (Yangshuo): Западная улица (West Street), набережная, парк Яншо (Yanghuo Park), гора Силанг (Xilangshan/Xilang Mountain/Man Hill/West Boy Mountain), шоу Impression Sanjie Liu
17.10.2024 Янди (Yangdi): сплав по реке Ли (Li River/Lijiang); Леншуй (Lengshui): гора Сягун (Xianggong Mountain); Синпин (Xingping): гора Лаожай (Laozhai Hill); Яншо (Yangshuo)
18.10.2024 Яншо (Yangshuo): сплав по реке Юйлун (Yulong River), Западная улица (West Street)
19.10.2024 Фэнхуан (Fenghuang)
20.10.2024 Фэнхуан (Fenghuang); Фуронг (Furong Town)
21.10.2024 Фуронг (Furong Town): национальный геологический парк Красный каменный лес (Hongshilin/Red Stone Forest), ущелье Сидящего дракона (Zuolong Gorge/Sitting Dragon Gorge)
22.10.2024 Чжанцзяцзе (Zhangjiajie): национальный парк Тяньмэньшань (Tianmenshan/Tianmen Mountain National Park); Улинъюань (Wulingyuan)
23.10.2024 Улинъюань (Wulingyuan): национальный лесной парк Чжанцзяцзе (Zhangjiajie National Forest Park) – Юаньцзяцзе (Yuanjiajie), Лаовучан (Laowuchang), Тяньцзы (Tianzi Mountain)
24.10.2024 Улинъюань (Wulingyuan): национальный лесной парк Чжанцзяцзе (Zhangjiajie National Forest Park) – ручей Золотой кнут (Golden Whip Stream), Хуаншичжай (Huanghizhai/Huangshi Village/Yellow Stone Village); пещера Жёлтого дракона (Huanglong/Yellow Dragon cave)
25.10.2024 Цыли (Cili): горячие источники Ванфу (Wanfu Hot Spring); Улинъюань (Wulingyuan)
26.10.2024 Улинъюань (Wulingyuan): национальный лесной парк Чжанцзяцзе (Zhangjiajie National Forest Park) – ручей Золотой кнут (Golden Whip Stream); Сиань (Xi'an): Колокольная башня (Bell Tower)
27.10.2024 Сиань (Xi'an): музей мавзолея императора Цинь Шихуана/Терракотовая армия (Emperor Qinshihuang's Mausoleum site Museum/Terracotta Army), Большая пагода диких гусей (Giant Wild Goose Pagoda), городская стена Сианя (Xi'an City Wall)
28.10.2024 Сиань (Xi'an): Большая мечеть (Great Mosque), Барабанная башня (Drum Tower), Мусульманский квартал (Muslim Quarter); Лоян (Luoyang): гроты Лунмэнь (Longmen Grottoes)
29.10.2024 Дэнфэн (Dengfeng): монастырь Шаолинь (Shaolin); Чжэнчжоу (Zhengzhou)
30.10.2024 Пекин (Beijing): Старый летний дворец (Yuangmingyuan/Old Summer Palace), Олимпийский лесной парк (Olympic Forest Park)
31.10.2024 Пекин (Beijing): Великая Китайская стена, участок Мутяньюй (Great Wall, Mutianyu), пешеходная улица Ванфуцзин (Wangfujing Pedestrian Street)
01.11.2024 Пекин (Beijing): площадь Тяньаньмэнь (Tiananmen Square), мавзолей Мао Цзэдуна (Chairman Mao Memorial Hall), Запретный город (Gugun/Forbidden City), пешеходная улица Дашилань (Dashilan Pedestrian Street)
02.11.2024 Пекин (Beijing): храм Неба (Temple of Heaven), парк Цзиншань (Jingshan Park), улица Яндайси (Yandaixie Street)
03.11.2024 Вылет домой
Несмотря на то, что на путешествие было отведено целых три недели, в план все равно не влезли все хотелки. Как обычно, пришлось безжалостно резать Шанхай, Гуанчжоу, Макао, Гонконг, чайные регионы – отложила все на следующие поездки.
Основные ресурсы для подготовки
1) Отчеты на форуме Винского – очень много полезного для составления маршрута и деталей, особенно свежих.
2) Trip.com – основной сайт для бронирования и оплаты отелей, внутренних переездов на поездах и перелетов, а также билетов на многие достопримечательности (и экскурсий, если кому надо).
Общая информация по стране, описание достопримов по регионам, как до них добраться:
3) Travel China Guide.
4) China Highlights.
5) China Discovery.
6) Rachel Meets China.
7) Bendibao – объявления и отчеты о развлекательных мероприятиях, фестивалях, как добраться до достопримечательностей в разных городах.
Карты:
8) Карты Google – в основном ориентировалась на них, т.к. они более привычные.
9) Карты Baidu – по ним прокладывала примерные маршруты на общественном транспорте, и эти карты более детальные.
Транспорт:
10) China Bus Guide – маршруты и примерное расписание внутренних автобусов, описание автостанций разных городов.
11) 12306 CHINA RAILWAY – расписание поездов, тарифы и покупка билетов – у меня не получилось из дома купить билет с помощью иностранной карты, поэтому этот сайт использовала только при планировании.
12) China Airline Travel – транспорт от аэропортов разных городов.
Достопримечательности:
Пекин:
13) Beijing Walking – достопримы, маршруты, лайфхаки.
14) Beijing Tourism – достопримы, мероприятия.
15) Музеи Запретного города – график работы, стоимость билетов, бронирование билетов.
16) Национальный музей Китая – описание коллекций, расписание выставок, бронирование посещения.
17) Мавзолей Мао Цзедуна – информация о посещении, бронирование посещения.
18) Храм Неба – информация о храме и парке, график работы, стоимость билетов.
19) Участок Mutianyu Великой Китайской стены - информация об участке, график работы, стоимость билетов.
20) Laoshe Teahouse – информация о чайном доме Laoshe Teahouse, описание представлений и их примерное расписание.
21) Theatre Beijing – информация о театрах Пекина.
Сиань:
22) Мавзолей императора Цинь Шихуана/Терракотовая армия – информация о музее, график работы, стоимость билетов.
Гуйлинь:
23) Guilin China International Travel Service – информация о достопримечательностях региона, фестивалях (например, я находила календарь фестивалей на рисовых террасах, в Гуйлине), стоимость основных достопримов.
24) Yangshuo Yulong River National Area - информация о достопримечательностях региона, фестивалях, туристических автобусах.
Чжанцзяцзе:
25) Zhangjiajie Holiday – информация о достопримечательностях региона, их стоимости.
26) Zhangjiajie Guide – информация по паркам Чжанцзяцзе и Тяньмэньшань, типы билетов, шоу.
27) Геопарк Красный каменный лес – информация о парке, сайт старый, информация по ценам не актуальна.
Дэфэн:
28) Монастырь Шаолинь – информация о монастыре
Фэнхуан:
29) Туристическая зона древнего города Фэнхуан – полезная информация, обзор достопримечательностей, объявления, маршруты.
Видеоресурсы для погружения в тему (история, искусство и религии Китая):
30) Курс лекций Сергея Дмитриева об истории Китая с древнейших времен до наших дней – наиболее полный курс, который я нашла (более 60 лекций по 1,5-2 ч каждая), лектор прекрасный, с интеллигентным юмором, мне было очень интересно.
31) Беседы о религиях Китая – еще один курс Сергея Дмитриева.
32) Лекции и интервью о Китае Андрея Маслова и того же Сергея Дмитриева – на разные темы, в основном, про историю, религию, боевые искусства, современность.
33) Лекции о культуре и искусстве Китая Марии Меньшиковой, хранителя коллекции искусства Китая в Эрмитаже, например:
600 лет истории Пекина: город и архитектура.
34) Музей Востока в рамках своего лектория ежегодно проводит отдельные лекции или целые курсы лекций о культуре и искусстве Китая. Например, в январе 2025 года идут лекции, в т.ч. в онлайн-формате, о Китайском Новом годе. Стоимость одной лекции всего 300 руб. А на Youtube-канале музея опубликованы записанные в пандемию лекции, например:
Китайская красавица.
Чайная культура Китая.
35) История китайского искусства – серия лекций Андрея Щербакова.
36) История фарфора – первые несколько лекций в данном курсе про китайский фарфор.
37) Документальные фильмы (BBC, Discovery и т.п.) про Великую китайскую стену, Запретный город, первого императора Цинь Шихуана.
Также я посмотрела два художественных фильма:
38) Последний император, 1987;
39) Проклятие золотого цветка, 2006;
40) и парочку китайских сериалов.
Приложения на телефон:
На телефон были установлены следующие приложения (оставила в списке только те, которые по факту использовала):
1) WeChat – основное приложения для общения, получения разной полезной информации, а также бронирования и перевода. Это приложение очень существенно облегчило нашу поездку.
По идее, для создания аккаунта в WeChat надо, чтобы ваш профиль подтвердил уже действующий пользователь с помощью QR-кода. Когда же я регистрировалась (на российский номер), никакого подтверждения не потребовалось. Не поняла, в чем прикол...
2) Trip.com – почти все бронировалось через него.
3) Maps.me – оффлайн-карты, перенесла заранее на них все точки (отели, станции, вокзалы, достопримы, автобусные остановки), найденные на картах дома, и ходила по ним, точность меня устраивала.
4) Gaode Maps (Amap) – неожиданно пригодилось не по прямому назначению, через него покупала билеты на горячие источники Ванфу.
5) Alipay – использовала иногда для оплаты в целях ускорения процесса, но без него вполне можно обойтись.
6) Metroman – карты метро по всем нужным городам с расчетом длительности и стоимости переездов.
7) DeepL – онлайн-переводчик, но если заранее загрузить нужные вам языки, то можно пользоваться и оффлайн. Переводчик нужен обязательно, очень часто его использовала, желательно с функцией перевода по фото.
8) Railway 12306 – официальное приложение китайских железных дорог, но у меня не получилось с него оплатить билет (не поняла причину), поэтому использовала для уточнения некоторых переездов.
9) Air China – через него покупала внутренний перелет, а также пользовалась сервисами, например, выбирала тип питания на рейсе.
Виза
Визу оформляла в консульстве Китая в Екатеринбурге. Подробный отчет я уже оставляла здесь, дублировать не буду.
Банковские карты, деньги и платежи:
В процессе подготовки к поездке и по ходу ее я использовала разные способы оплаты:
– на месте я планировала преимущественно расплачиваться наличными юанями;
– оформила электронную заграничную карту для оплаты отелей, авиабилетов, привязки ее к Alipay;
– установила на телефон Alipay и привязала к аккаунту заграничную карту;
– при оплате на trip.com использовала в т.ч. и российскую карту (проходят не все карты, надо пробовать разные, и, в любом случае, цены на trip.com нужно выставить в рублях);
– на всякий случай оформила бесплатную карту UnionPay РСХБ.
Т.к. у моей приятельницы были ограничения на покупку наличных юаней, мы решили по максимуму оплатить заранее все, что возможно и железобетонно не изменится:
– отели (почти все выбраны по предоплате);
– внутренние перелеты;
– все переезды на поездах – да, мы понимали, что лишаем себя некоторой гибкости, но по факту все прошло отлично, поезда были выбраны очень хорошо, по крайней мере, не пришлось никуда торопиться;
– основные must see достопримечательности, которые мы ни при каких обстоятельствах не пропустим;
– у моей приятельницы была возможность использования eSIM, поэтому приобрели заранее и ее.
В Перми я купила в Сбере наличные юани в сумме, эквивалентной оставшемуся бюджету поездки с некоторым запасом. Для подстраховки у меня были две карты (иностранная и РСХБ), а также Alipay. Этих платежных средств было более чем достаточно. На деле 90% оставшихся платежей мы осуществляли наличкой без каких-либо проблем. Мелочь всегда была, т.к. в супермаркетах, кассах и ресторанчиках всегда давали сдачу.
Несколько раз я использовала Alipay при оплате:
– кофе в киосках самообслуживания в McDonald's – там не было возможности оплаты за наличку, хотя, думаю, можно было купить кофе и прямо на кассе;
– билета на автобус Чжанцзацзе – Улинъюань – мне просто сунули под нос QR-код, я и оплатила, про наличку даже не спросила;
– билета в метро Пекина в автомате – чтобы оплатить в автомате наличными, нужно было позвать сотрудника метро, для ускорения я несколько раз платила Alipay, но всегда можно было купить билет за наличные в кассе;
– единого билета на канатки в парке Чжанцзяцзе – мы воспользовались автоматом, а там не было возможности оплатить наличными или картой;
– билетов на горячие источники Ванфу – платили в приложении Gaode Maps, а там не было возможности оплатить картой.
У Alipay есть такая особенность: при оплате суммы более 200 CNY с привязанной иностранной карты, а не из кошелька Alipay, берется комиссия 3%.
Картой UnionPay РСХБ попробовала оплатить лишь однажды билет в метро, т.к. на терминале стоял значок UnionPay – оплата не прошла.
Связь
Интернет в Китае нужен, как минимум, для WeChat – решение различных вопросов с его помощью существенно облегчится: общение, перевод, платежи.
Как я уже упомянула, моя приятельница приобрела на trip.com eSIM, действительную для материкового Китая, Гонконга и Макао, которая предоставляла доступ ко всем иностранным ресурсам без VPN. Наверное, выбранного объема ежедневного трафика (500 Мб/день) ей не хватало, т.к. во второй половине дня интернет у нее почти не работал.
Мой же телефон eSIM не поддерживает, поэтому для меня был единственный вариант – купить физическую SIM на месте. Этим я и занялась в аэропорту Daxing в ожидании следующего внутреннего рейса. В аэропорту были обнаружены две точки продажи:
– China Unicom – прямо на этаже прилета;
– China Mobile – по-моему, на третьем этаже.
В China Unicom стояла очередь, поэтому я поднялась до China Mobile. Оба оператора предлагали одинаковые три тарифа, различия в мелочах, других вариаций нет. Привожу пример China Unicom, т.к. тарифы China Mobile я забыла зафиксировать.
Из предложенных трех для моего 21 дня подходил только самый дорогой тариф за 250 CNY. Эту SIM я и купила, менеджеры проконтролировали, чтобы все заработало.
Как уже известно, при использовании локальных SIM в Китае не работают многие привычные нам ресурсы, например, сервисы Google (в т.ч. Google Переводчик), Viber, WhatsApp, соц.сети, Youtube. Для доступа к ним требуется VPN. Пользоваться им не стесняются, девочки-менеджеры, когда поставили мне SIM, сами попросили, мол, давай, включай VPN, будем проверять доступ :)
Без VPN работают Mail.ru, Яндекс, переводчики DeepL и Яндекс, ну и другие ресурсы, я уже не проверяла.
VPN у меня тоже были установлены, два разных, работали то один, то другой. Мне их хватило.
С моей SIM вышла странная история. На второй день она перестала работать. Вообще совсем. От China Mobile пришла sms, суть которой я даже не поняла. Показала ее администратору в нашем гуйлиньском отеле, которая говорила по-английски. Она сказала, что на моем счету нет денег и меня просят пополнить счет. Ээээ, как так? У меня вообще-то все включено, деньги не могут закончиться! Не могла же я за один день растратить 80Гб интернета! Беда в том, что наш график был очень плотным, и времени решить проблему первые несколько дней не было, поэтому я обходилась либо бесплатным wifi-интернетом в отеле, либо расшаренным интернетом с телефона моей приятельницы. Случай зайти в офис China Mobile подвернулся в Яншо. Естественно, в офисе никто не говорил по-английски. Общались через онлайн-переводчик. Ситуацию усугубляло то, что SIM я покупала в Пекине. В общем, девушка поняла суть моей проблемы, стала обзванивать коллег и решать вопрос. В итоге она мне сообщила, что действительно по какой-то странной причине у меня возникла задолженность 0,1 CNY (!!!). Она предложила положить на SIM 30 CNY через WeChat (меньше просто невозможно, это минимальный платеж), и все снова заработает и больше не сломается. Оплата WeChat мне не подходила, поэтому девушка сама оплатила за меня, а я ей отдала наличные. Действительно, SIM заработала и больше не ломалась. Также девушка уточнила у меня, не надо ли моей приятельнице SIM – у них есть гораздо более выгодные тарифы, чем тот, что купила я. Но, еще одна SIM нам была не нужна. Вот такой казус...
Поэтому, если у вас есть возможность, то, наверное, лучше приобретать SIM не в аэропорту, а в городе, т.к. выбор возможных тарифов будет больше.
Проживание
Эта поездка стала лидером по количеству отелей, в которых мы проживали: за 21 день мы сменили 12 отелей. Отели выбирала, исходя из разных условий, и желательно с оценкой на trip.com не ниже 4,5 из 5, на Booking.com – не ниже 8,5 из 10.
Мой обычный лимит на отель – 50 USD за ночь с человека. Все отели были разные, но в целом дешевые, гораздо дешевле лимита. Самые дорогие отели были, ожидаемо, в крупных городах: в Пекине (дороже лимита), Сиане и Лояне.
1) Гуйлинь – Guilin Guanghu Inn – в пешеходной доступности от достопримов в центре, автовокзала Qintan и отеля Xiangjiang (он же Hongkong). Персонал отеля отлично говорит по-английски.
2) Дажай – Longji Rice Terraces Fengya Mountain Dwelling B&B – с бесплатным трансфером от автостанции Dazhai и красивым видом на террасы. Самый простенький отель из всех (в деревянном доме со скрипучими полами и напольным унитазом в номере), но очень приятный.
3) Гуйлинь – Guilin Guanghu Inn – тот же отель, что и в первый раз, чтобы оставить в нем багаж на время нашей поездки на рисовые террасы.
4) Яншо – Morning B&B – рядом с West Street, очень милая хозяйка, во многом нам помогла.
5) Гуйлинь – Lingxing Business Hotel – рядом с Guilin North Railway Station. Вот этот отель был самым непрезентабельным из всех, несмотря на большой размер номера в целом и санузла в частности – поживший и грязновато выглядящий. У него и на trip.com оценка 3, но я просто не нашла рядом с этим вокзалом недорогой вариант с высокой оценкой.
6) Фэнхуан – Fenghuang Dongyiyuan B&B – в старом городе недалеко от набережной. Очень симпатичный семейный отельчик, на тот момент даже показался лучшим из всех. Но мы еще не пожили в следующих. Предоставили нам бесплатные билеты в местный музей.
7) Фуронг – Furong Town Swallow House Inn – рядом с входом в старый город (вне его) с бесплатным трансфером от ж/д вокзала Furongzhen.
8) Чжанцзяцзе – Shangxuju Inn – рядом с центральным автовокзалом (дверь в дверь) и канатной дорогой на гору Тяньмэнь. Новый симпатичный комфортный отель, принял «майку лидерства» после Фэнхуана. Девочка на ресепшен была тоже очень старательная.
9) Улинъюань – Wally House – рядом со входом в национальный парк. Уютный отель, пользующийся популярностью среди иностранцев. Чрезвычайно отзывчивый и всегда во всем помогающий хозяин. Хотя на вид он показался флегматичным и отстраненным, но при любом обращении всегда помогал, даже более чем. И говорит по-английски.
10) Сиань – Ibis Hotel – в центре города рядом с достопримами и станцией метро Zhonglou. Стандартный хороший сетевой отель, без неожиданностей. Хотя, маленькая неожиданность была – персонал не говорил по-английски.
11) Лоян – Luoyang Aoweisi (Always) Boutique Hotel – в центре города в пешеходной доступности от Luoyang Railway Station и автовокзала. Лучший отель за всю поездку: новый, технологичный, комфортный, красивый и довольно просторный. Удобство, которое отметит каждый, кто путешествует в компании хотя бы вдвоем – раздельные туалет, душ и умывальник :)
12) Пекин – Fulujiu Quadrangle hotel – в хутуне недалеко от пешеходной улицы Ванфуцзин и площади Тяньаньмэнь. Самый компактный номер, даже позавтракать было негде присесть. Но для этих целей мы использовали крошечный внутренний садик со столом и стульями. Хутун очень приличный, отреставрированный, светлый и тихий.
Все отели, кроме Wally House, бронировались на trip.com по полной предоплате, но с бесплатной отменой брони за какое-то количество дней до заезда. При отмене брони деньги мне возвращали на ту же карту в течение пары дней.
Wally House бронировался на Booking.com с оплатой на месте. Более того, на месте нам дали номер лучше, чем в брони, и стоимость запросили меньшую.
Большинство отелей я нашла в WeChat по номеру телефона и «подружилась» с ними. Это было нужно, чтобы договариваться о трансферах и заранее уточнять различные бытовые вопросы.
Во всех отелях был очень радушный и отзывчивый персонал. Несмотря на незнание английского языка, удавалось решать все вопросы с помощью WeChat или онлайн-переводчика.
Транспорт
Перелет Пермь – Пекин – Пермь
Здесь все просто: летела рейсами авиакомпании S7 с пересадкой в Новосибирске. Стыковки были удобными. Все полеты прошли четко по расписанию.
Внутренние перелеты по Китаю
Внутренних перелетов было два:
1) Пекин (Daxing) – Гуйлинь (Liangjiang) – по этому направлению было две альтернативы: самолет (пять рейсов примерно) и поезд (два рейса). Самолет оказался дешевле и удобней: вылет из того же аэропорта Daxing. Наиболее удобным мне показался рейс авиакомпании Air China. Ими я уже летала год назад в Южную Корею, и у меня было установлено их приложение. Решила попробовать купить билет напрямую через приложение – получилось. Оплачивала покупку иностранной картой.
2) Чжанцзяцзе (Hehua) – Сиань (Xianyang) – билет на этот перелет покупала на trip.com.
У китайских авиалиний есть интересная особенность, к которой я пока так и не привыкла – чем ближе к дате вылета, тем ниже стоимость билета. Поэтому торопиться и покупать их сильно заранее не нужно. Мои нервы дотерпели только до второй половины августа (к тому же мне надо было уже подаваться на визу), и я приобрела билеты по 790 и 539 CNY соответственно. Чисто из любопытства решила проверить цены за три недели до вылета – 640 и 391 CNY :)
Поезда
На поездах мы переезжали по следующим маршрутам (здесь и далее буду давать ссылки на конечные точки на карте Google – аэропорты, вокзалы, чтобы заодно и было представление, где они находятся).
1) Гуйлинь – Фэнхуан – по этому направлению есть прямой поезд D3968, но он нам не подходил, т.к. отправлялся из Гуйлиня далеко после обеда и прибывал в Фэнхуан ближе к ночи. А нам нужен был вечер в Фэнхуане, чтобы погулять в подсветке. Поэтому выбрали маршрут с пересадкой в Чанша:
G438 Guilin North – Changsha South (7:54)
+ G6435 Changsha South – Fenghuanggucheng (12:16)
2) Фэнхуан (Fenghuanggucheng) – Фуронг (Furongzhen)
3) Фуронг (Furongzhen) – Чжанцзяцзе (Zhangjiajie West)
4) Сиань (Xi'an North) – Лоян (Luoyang Longmen)
5) Чжэнчжоу (Zhengzhou) – Пекин (Beijing West)
Все поезда, кроме последнего – скоростные, типа японского синкансена или корейского KTX.
Поезд в Пекин – ночной поезд со спальными вагонами. Я ехала в вагоне с 4-местными купе, а моя приятельница – в сидячем.
Купейный вагон привычный нам, только было три туалета и отдельное помещеньице с несколькими умывальниками (очень удобно, если нужно только умыться). Никакие тапки и мыльно-рыльный набор не выдают, как в наших поездах, только полотенце. И постель была уже заправлена чистым бельем.
Сидячий вагон был очень похож на вагон обычного скоростного поезда, только сиденья встречные. В пути часто менялись пассажиры. Иногда временно удавалось лечь на освободившиеся рядом сиденья.
Все билеты на поезда покупались на trip.com. Места в поездах можно бронировать не более, чем за два месяца до даты отправления, при этом вам их приобретут только после открытия продаж – примерно за 15 дней. Сайт берет комиссию за продажи. У нас она составляла от 10 до 50 CNY, в зависимости от стоимости билета.
Посадка в поезда осуществлялась через турникеты, к которым местные прикладывали свои id-карты. Иностранцы проходили через крайние турникеты, где сотрудники пропускали нас вручную. Посадка на поезд начиналась минут за 15 до отправления. Сначала казалось, что этого времени мало для «обработки» такого количества пассажиров, но все всегда успевали.
На ж/д платформах ничего нет, только табло и кое-какая разметка вагонов.
Автобусы
На автобусах мы переезжали по следующим маршрутам:
1) Аэропорт Liangjiang (Гуйлинь) – отель Xiangjiang (Hongkong)
Шаттлы из аэропорта в город уходят разными маршрутами. Мне нужен был поближе к ж/д вокзалу в центре Гуйлиня. Я воспользовалась маршрутом Аэропорт – Civil Aviation Building, который делает остановку у отеля Xiangjiang (Hongkong). Билеты на шаттл продают рядом с выходом №6 зала прилета на первом этаже терминала 2. Утром-днем этот шаттл ходит каждые полчаса, а потом каждые 40 минут, последний шаттл уходит через 40 минут после приземления последнего рейса, т.е. поздно вечером из аэропорта уехать тоже можно (моя приятельница как раз прилетала около 23:00 и уехала этим шаттлом).
Время в пути – около 1 ч., стоимость 20 CNY.
Информация по шаттлам из аэропорта Гуйлиня здесь.
2) Гуйлинь (парковка отеля Xiangjiang (Hongkong) – Дажай
Этот автобус я заранее забронировала через наш отель в Дажае. Правда, когда я заблаговременно им об этом написала, то они ответили, что бронирование не нужно, просто приходите к автобусу и садитесь. Но на мою повторную просьбу накануне отправления в Дажай они все-таки забронировали нам места в этом автобусе, запросили мой номер телефона и прислали номер автобуса. Чуть позже на телефон мне пришла sms от водителя автобуса со временем отправления и номером автобуса. Автобус отправлялся с парковки отеля Xiangjiang (Hongkong) в 9:30. Мы пришли на парковку и быстро опознали нужный автобус, водитель нашел нас в своем списке – т.е. действительно нас ждали. Не знаю, можно ли сесть в этот автобус без брони, но свободные места в автобусе оставались.
Время в пути – около 3 ч., стоимость 50 CNY.
Информация по транспорту на рисовые террасы здесь.
3) Пинъян – Гуйлинь (автовокзал Qintan)
Собирались ехать через Луншэн, по расписанию автобус отходил в 13:00 с парковки в Пинъяне. Спустившись на парковку, мы увидели автобусы и показали водителю иероглифы Гуйлиня. Он махнул рукой на автобус. Уже внутри одна пассажирка нам пояснила на английском, что автобус не прямой, потом нужно будет пересесть в другой. Организовано это дело у них четко: мы заплатили водителю нашего автобуса полную стоимость проезда до Гуйлиня, он нас вез-вез, а в какой-то момент (немного не доехав до Луншэна) остановился на обочине и дал команду пересаживаться в автобус, который так же остановился на встречной обочине. Все, кому нужно было в Гуйлинь, пересели. В новом автобусе уже ничего не доплачивали.
Время в пути – около 2,5 ч., стоимость 60 CNY.
4) Гуйлинь (автовокзал Qintan) – Яншо (автовокзал)
Время в пути – около 1,5 ч., стоимость 35 CNY.
5) Яншо (автовокзал) – Янди
Время в пути – 1 ч. 45 мин., стоимость 20 CNY.
6) Синпин (автостанция) – Яншо (автовокзал)
Время в пути – около 45 мин., стоимость 15 CNY.
7) Яншо (автовокзал) – мост Фули
Время в пути – около 30 мин., стоимость 8 CNY.
8) Ж/д вокзал Fenghuanggucheng – старый город Фэнхуан и обратно
От ж/д вокзала ходит несколько шаттлов в разные части старого города. Нам нужен был автобус №2 в Nanhuali Visitor Center.
Информация о транспорте в Фэнхуане и парковкам здесь.
Время в пути – около 1 ч., стоимость 7 CNY.
9) Фуронг (автовокзал) – геопарк Красный каменный лес
Время в пути – около 1 ч., стоимость 15 CNY.
10) Геопарк Красный каменный лес – ущелье Сидящего дракона
Время в пути – около 30 мин., стоимость 15 CNY.
11) Чжанцзяцзе (Западный ж/д вокзал) – Чжанцзяцзе (автовокзал)
Автобус №17. Время в пути – около 30 мин., стоимость 2 CNY.
12) Чжанцзяцзе (автовокзал) – Улинъюань (автостанция) и обратно
Время в пути – туда 1 ч. 15 мин. (заезжали еще на Западный ж/д вокзал), обратно менее 1 ч. (не заезжали никуда), стоимость 13 CNY. Ни туда, ни обратно мы не проезжали через пещеру Желтого дракона, как некоторые авторы писали в своих отчетах.
13) Вход Luoguta в парк Чжанцзяцзе (тот, что в других отчетах называют деревней Чжанцзяцзе) – Улинъюань
Время в пути – 20 мин., стоимость 10 CNY.
14) Улинъюань – пещера Желтого дракона и обратно
Автобус №1. Время в пути – 30 мин., стоимость 2 CNY.
15) Улинъюань (автостанция) – Цыли (автовокзал) и обратно
Время в пути – около 1,5 ч., стоимость 30 CNY.
16) Сиань (метро Huaqingchi) – Мавзолей императора Цинь Шихуана (терракотовая армия)
Автобус №613. Время в пути – около 20 мин., стоимость 5 CNY.
17) Мавзолей императора Цинь Шихуана (сад Лишань) – Сиань (метро Huaqingchi)
Автобус №602. Время в пути – около 20 мин., стоимость 2 CNY.
18) Ж/д вокзал Лоян Лунмэнь – гроты Лунмэнь
Автобус №71. Очень редкий автобус, ходит примерно 1 раз в час (туда мы его ждали ровно столько). За это время мы бы пешком дошли, там всего около 5 км ходу. Но из других частей города до гротов ходит много разных автобусов с гораздо более высокой частотой.
Время в пути – около 30 мин., стоимость 1,5 CNY.
19) Лоян (автовокзал) – Шаолинь
Этот автобус проходящий, Шаолинь не является конечной остановкой. Нас высадили на трассе у входа.
Время в пути – около 2 ч., стоимость 25 CNY.
20) Шаолинь – Чжэнчжоу (автовокзал)
Время в пути – около 2 ч., стоимость 30 CNY.
21) Пекин (метро Dongzhimen) – участок Мутяньюй Великой Китайской стены и обратно
Автобус №916 Express (от Dongzhimen до Huairow Beidalie). Время в пути – около 1,5 ч., стоимость 12 CNY
Автобус №H23 (от Huairow Beidalie до Mutianyu Roundabout). Время в пути – 30-40 мин., стоимость 4 CNY
Автобусные остановки Huairow Beidalie этих маршрутов находятся через дорогу друг от друга. Т.е. приехав на автобусе 916 Express на остановку Huairow Beidalie, нужно перейти дорогу и уже на противоположной остановке сесть в автобус H23 до Мутяньюй. Обратно аналогично.
В целом с автобусами было легко. Алгоритм был следующий: пришли на автовокзал, показали сотрудникам иероглифы требуемого места – они указали нужный автобус. В большинстве случаев мы ехали до конечной, а если не до конечной, то нам водитель или пассажиры командовали, когда выходить. С городскими автобусами (которые с номерами) еще легче: пришли на остановку и ждем или ищем нужный номер, показали водителю иероглифы требуемого места – он кивнул.
Неудобство автобусов в том, что, несмотря на наличие в интернете расписаний большинства маршрутов, на деле они очень примерные. Ни разу такого не было, чтобы мы на автовокзале сели в автобус и он сразу же отчалил, всегда ждали еще полчаса-час (речь о безномерных автобусах). На эти ожидания нужно закладывать время.
У номерных городских автобусов расписание обычно состояло в том, что указывались время начала и время окончания движения по конечным пунктам, часто даже без интервалов между автобусами.
Ну, и поначалу немного напрягало, что ты платишь водителю деньги за проезд, а в ответ никакой билетик не выдается. И вот как потом докажешь, что оплатил, особенно, когда едешь с пересадкой?
Автобусы нормальные, какие-то получше, какие-то попроще, совсем уж развалюх не было.
Электрошаттлы
В туристических местах на некоторых отрезках активно используются электрошаттлы – маленькие открытые автобусики примерно на 10 пассажиров.
Мы пользовались ими всего пару раз, но вообще удобная штука. Такие электрошаттлы мы встречали в следующих местах (буду указывать цену, где запомнила):
1) Рисовые террасы Лунцзи: парковка в деревне Пинъян (остановка автобуса) – смотровая Девять драконов и пять тигров
Стоимость: 30 CNY в одну сторону.
2) Сплав по реке Ли из Янди: причал Lengshui (у скалы Девять лошадей) – гора Сягун
Никто в своих отчетах не писал о шаттлах на этом участке, только про такси. Поэтому мы договаривались с водителем, имея в голове цену 100 CNY за машину туда-обратно. На ней и сошлись. Хотя, подозреваю, что на такие шаттлы уже есть фиксированная цена.
3) Парк Чжанцзяцзе, Лаовучан: остановка автобуса Intersection of Dingxiangrong – смотровая Soldiers Gathering
Стоимость: 32 CNY в одну сторону. Шаттл делает остановку на смотровой с видом на рисовые поля Fields in the Sky!
4) Мавзолей императора Цинь Шихуана, сад Лишань: вход в сад – павильон с бронзовыми лошадями
Стоимость: 15 CNY, но это, по-моему, за круг: от входа через все павильоны в саду и обратно ко входу.
5) Гроты Лунмэнь: кассы – набережная
Стоимость: 10 CNY в одну сторону.
Наверняка еще и во многих других местах были такие шаттлы, но я просмотрела.
Такси, тук-туки, трансферы, паромы
Иногда нам все же приходилось пользоваться альтернативными видами транспорта, но, как правило, на небольшие расстояния, поэтому недорогими. Стоимость приведена за машину, если не указано иное.
1) Парковка в деревне Дажай – отель Longji Rice Terraces Fengya Mountain Dwelling B&B (Дажай)
Этот отель предоставлял бесплатный трансфер на автомобиле от парковки. Договорились заранее с отелем. В пути – около 10 минут.
2) Леншуй (деревня в конце сплава по реке Ли) - причал напротив деревни Леншуй (окончание сплава по реке Ли)
Между берегами реки ЛИ у деревни Леншуй ходит паром. Цена - 5 CNY за 1 чел. Время в пути - 5 мин.
3) Мост Gongnong (окончание пешеходной тропы вдоль реки Юйлун) – West Street
У дороги поймали тук-тук за 30 CNY. Время в пути – 20-30 мин.
4) Отель Morning B&B (Яншо) – Lingxing Business Hotel (Гуйлинь)
Я заранее спросила у хозяйки нашего отеля в Яншо, на каком автобусе добраться из Яншо на Северный ж/д вокзал Гуйлиня, рядом с которым находился наш следующий отель. Она предложила вариант совместного такси (shared taxi) за 60 CNY с 1 чел. Сама же его и вызвала к отелю к назначенному нами времени. Ехали на большом электромобиле. Кроме нас в Яншо посадили еще двоих человек, которых высадили в разных местах в Гуйлине. Нас завезли в отель последними. Время в пути – около 2 ч.
5) Ж/д вокзал Furongzhen – отель Furong Town Swallow House Inn (Фуронг) и обратно
Этот отель предоставлял бесплатный трансфер от ж/д вокзала. Договорились заранее с отелем. Время в пути – 15-20 мин.
Обратно по нашей просьбе хозяин отеля заказал нам такси за 20 CNY. Время в пути – 15-20 мин.
6) Деревня в конце маршрута по ущелью Сидящего дракона (Dazhai) – Фуронг
Никаких такси в деревне не было, мы стали просто обращаться к людям. Один мужчина согласился нас увезти на своей машине за 60 CNY (на эту цену я и ориентировалась). Время в пути – около20 мин.
7) Автовокзал Цыли – горячие источники Ванфу и обратно
На автовокзале проблем с такси нет. Сели в него сразу, выйдя из автобуса. А вот обратно пришлось напрячь сотрудников горячих источников, т.к. во дворе такси не было. С помощью переводчика объяснили сотрудникам, что нам нужно такси отсюда до автовокзала в Цыли, с которого мы сможем уехать в Улинъюань. Они нам вызвали машину.
Туда стоимость такси составила 25 CNY, обратно – 30 CNY. Время в пути 15-20 мин.
8) Нижняя станция канатки на гору Тянмэн (Чжанцзяцзе) – аэропорт Чжанцзяцзе
Мы собирались ехать в аэропорт на городском автобусе №4. Нашли остановку и долго его ждали. Не дотерпели, стали ловить такси (их много, сами напрашиваются). Доехали за 20 CNY. Время в пути – около 15 мин.
9) гроты Лунмэнь – ж/д вокзал Лоян Лунмэнь
Поймали такси рядом с автобусной остановкой (их много). Доехали за 15 CNY. Время в пути – около 15 мин.
В целом, ловить такси и договариваться, куда и за сколько ехать, не вызывало больших трудностей. Место указывали, показывая иероглифы на бумажке. Если требовалась беседа чуть сложнее, то использовали онлайн-переводчик. Стоимость показывали в калькуляторе на телефоне.
Метро
Внутри крупных городов (Пекин, Сиань, Лоян) мы перемещались на метро. Метро везде практически одинаковое: платформы, вагоны, наличие информационных табло и объявление остановок, в т.ч. на английском языке. На некоторых табло присутствует даже индикация заполненности вагонов – удобно. В общем, все понятно.
В вагонах выделены места для пожилых, беременных и т.п., но, по-моему, на это пассажиры забивают.
Интересна система запретов в метро. Что, реально были прецеденты, раз возникла необходимость в таких запретах??? :)
Немного отличается ж/д линия в Пекине, ведущая в аэропорт Daxing, как в части платформы, так и вагонов – все немного более красивое и комфортное.
Билеты в метро покупаются в автоматах, которые переключаются на английский язык. Нужно найти название нужно вам конечной станции и оплатить. В Сиане и Лояне в автомате была доступна оплата наличными. В Пекине такое тоже возможно, но надо позвать на помощь сотрудника метро. Можно оплатить с помощью Alipay. Всегда и везде можно подойти в кассу и купить билет за наличные.
Билет учитывает пересадки внутри метро. Проездных нет (туристических, по крайней мере). Единственное, что я не поняла, как быть, если по ходу поездки я поняла, что мне надо на другую станцию. Никаких автоматов по доплате проезда у турникетов я не увидела. Если кто знает, расскажите пжт на будущее.
В Пекине ветки в аэропорты, похоже, не считаются метро. Поэтому на эти поезда билеты надо покупать отдельно у турникетов на эти станции.
Достопримечательности
Как я уже упомянула в начале, мы заранее купили на trip.com билеты в следующие достопримечательности (самые дорогие по стоимости):
1) Гора Тяньмэнь – Line A: наверх на большой канатке, затем вниз до уровня пещеры на эскалаторах, ну и после спуска по лестнице 999 ступеней – вниз на малой канатке + автобус-шаттл в начальную точку (к нижней станции большой канатки). При покупке билетов выбрали временной слот для входа самый ранний – 7:30-8:00.
2) Парк Чжанцзяцзе – при покупке билетов выбрали вход, через который будем заходить (восточный – Wujiayu, тот, что в Улинъюане, самый популярный), а также временной слот для входа – 7:00-8:00. По хорошему сразу надо было бы купить и единый билет на три проезда на канатках (любых) и один проезд на лифте Байлун. Но меня остановило наличие также второго варианта единого билета на проезды – безлимитного (т.е. любое количество поездок на канатках и лифте). Я решила, что ближе к делу пойму, какой из них нам больше подойдет (т.к. планы на парк были конечно наполеоновские) и купим на месте в кассах. В итоге все-таки купили билет на 3+1 проезд, но не в кассе (там нам просто заявили, что нет такого билета), а в автомате. А вообще, хозяин нашего отеля, Валли, предложил нам купить билет в парк + билет на 3+1 проезд с общей скидкой в 50 CNY. Но это было бы возможно, если бы мы не купили сам билет в парк.
3) Музей императора Цинь Шихуана (терракотовая армия) – была также возможность купить комбинированный билет с дворцом Huaqing с общей скидкой 5 CNY. Этот дворец тоже был в наших планах, но опционально, если успеем. Поэтому заранее покупать билет в него не стала. И мы в него не успели.
4) Старый город Фуронг – была также возможность купить комбинированный билет с геопарком Красный каменный лес. Но он аналогично был под вопросом, поэтому комбинированный не купили. В геопарк мы все же попали и купили билеты на месте.
Со всеми билетами все равно надо подходить в кассу, иногда в отдельное окно, чтобы вам выдали либо бумажный билет, либо «провели» вас в системе.
Также можно было купить на trip.com билеты и на многие другие достопримы, но я сочла эти билеты уже не критичными по стоимости.
5) Когда мы решили, что поедем в Цыли на горячие источники Ванфу, мы спросили у Валли, сможет ли он нам продать туда билет. Такой возможности у него не было, но он нашел у себя в приложении и показал нам цену. Я увидела, что она была со скидкой (128 CNY против полной цены 198 CNY). Это приложение (речь о Gaode Maps) стояло и у меня на телефоне, поэтому я решила, что есть смысл купить билеты заранее. Валли помог нам с покупкой.
Ну, и мы также заранее забронировали/купили через WeChat билеты в:
6) Мавзолей Мао Цзэдуна – бронь открывается за 6 дней до дня посещения в 12:30 по Пекинскому времени. Посещение бронируется на определенный временной слот (примерно пять слотов). Бесплатно.
7) Запретный город – бронь открывается за 7 дней до дня посещения в 20:00 по Пекинскому времени, в высокие сезоны буквально на неколько минут. Успевать! Посещение бронируется на определенный временной слот (по-моему, два слота: первая и вторая половины дня). Оплата картой или Alipay.
8) Национальный музей Китая – бронь открывается за 7 дней до дня посещения в 17:00 по Пекинскому времени, в высокие сезоны буквально на неколько минут. Успевать! Посещение бронируется на определенный временной слот (три слота: 9:00-11:00, 11:00-13:30, 13:30-16:00). Бесплатно. В музей мы не дошли, не успели.
Хранение багажа
Необходимость оставить где-нибудь свой багаж возникала часто, т.к., как правило, уезжали из города мы позже времени выселения из отеля. Чаще всего вопрос решался легко – мы просто бесплатно оставляли багаж в отеле до отъезда.
Когда при планировании переездов стало понятно, что поездка на рисовые террасы Лунцзи пройдет через Гуйлинь, то я специально забронировала один и тот же отель в Гуйлине на ночевки до и после террас, чтобы иметь возможность бесплатно оставить багаж у них и поехать на террасы налегке.
Услугами хранения воспользовались два раза:
1) На ж/д вокзале Лоян Лунмэнь
Камеры хранения нашли после выхода с платформы слева – комната Left Laggage. Стоимость – 15 CNY за небольшой чемодан.
2) В монастыре Шаолинь
Я предполагала найти камеры в туристском центре Шаолиня, но по дороге от автобуса в этот центр нас стали направлять мужички, показывая на наш багаж. В итоге сдали чемоданы в точке фотоуслуг. Стоимость – 20 CNY.
Если кому интересно, то вот цены на хранение багажа в других местах:
3) У нижней станции канатки на гору Тяньмэнь:
4) В аэропорту Daxing:
Погода и одежда
Наш протяженный маршрут с юга на север и время года создавали предпосылки, что мы столкнемся с большими контрастами как в температуре, так и в погоде в целом. В целом же различия оказались не столь контрастны.
На юге (Гуйлинь, рисовые террасы, Яншо) было жарко: температура около +30, вечером чуть ниже, влажно, бывали дожди. Ходила в футболке, легких быстросохнущих штанах, спортивных босоножках.
По мере перемещения на север постепенно становилось более прохладно – в районе +20...+16. Ходила в футболке и легкой куртке или толстовке, джинсах, треккинговых ботинках или босоножках. Такая более-менее ровная погода без резких скачков температуры была вплоть до конца поездки с единственным исключением на горе Тянмэншань – там было всего +13 с сильным холодным ветром. В противоположность, в парке Чжанцзяцзе (тоже вроде горы и рядом) было, наоборот, тепло и даже местами жарковато.
Питание
Насчет еды лично я особо не переживала, т.к. с азиатской едой я уже была знакома, острое ем и воспринимаю ее хорошо. Ели мы в разных местах: и в дешевых забегаловках (где стоимость блюда порядка 10-15 CNY), и в относительно дорогих (где цена блюда выше 100 CNY). Блюда всегда получалось выбирать в меню с картинками. Выбирали те, где мало красного цвета. Иногда просили (показывали иероглифы), чтобы принесли неострое, но чаще даже забывали об этом. Вопреки опасениям, за всю поездку действительно острое блюдо нам принесли всего один раз, и при том, что мы попросили неострое, без перца :) Пробовали разную лапшу, пельмешки, мясо, рыбу в пиве, утку по-пекински, куриный суп и рис в бамбуке, супы, жаренные овощи, а также уличную еду. Очень нравилось пробовать что-то необычное: корень и семена лотоса, побеги бамбука, суп из дыни и свиных ребрышек и др. Мне все нравилось. Иногда бывало жирновато, но в целом все вкусно.
В Китае мы попробовали неизвестные нам фрукты, например, зизифус – внешне напоминает сливу, а на вкус – яблочко. Интересные.
Чуть сложнее было с завтраками. С пекарнями и кофейнями в Китае напряженка. Потому мы нашли для себя следующий выход: привезли с собой пакетики быстрорастворимой овсянки, а также пачку молотого кофе. Дополнительно в супермаркетах покупали на утро запеченое/копченое яйцо (или маринованное оно, которое коричневое?), йогурт, фрукты, банановое/клубничное молоко, булки, кимбап и другую пригодную для завтрака еду.
Кстати, о супермаркетах. В аэропорту Daxing меня вдохновило наличие там известных мне сетевых супермаркетов 7 Eleven и Family Mart. Однако, вся первая половина поездки прошла без них – супермаркетов этих сетей мы ни разу не встретили. Попадались либо частные магазинчики, либо неизвестные нам, видимо, местные сети. 7 Eleven и Family Mart появились, начиная с Сианя.
Язык
Решила отдельно выделить этот пункт, и его, по-хорошему, надо было бы поставить в самое начало, т.к. это очень важный момент. В Китае не говорят по-английски. За нашу поездку из всего миллиарда китайцев по-английски с нами говорило всего несколько человек: менеджер China Mobile в аэропорту Daxing, два администратора в гуйлиньском отеле, хозяин отеля в Улинъюане и три случайных прохожих.
Эта ситуация для меня новостью не стала, я к ней была готова:
- на бумажных листах у меня был распечатан список всех мест из моего плана, включая отели, авто и ж/д вокзалы, остановки - на английском и китайском;
- все брони отелей распечатаны на китайском;
- для личного общения я использовала WeChat и онлайн-переводчик.
В переводчик текст для перевода не наговаривала, а писала, т.к. китайские названия нам все равно не произнести правильно. Писала же на английском, т.к. в отчетах прочитала, что с английского перевод получается корректней, чем с русского. Хотя, когда мне было сложно сформулировать по-английски, писала на русском. Но возможно, это мое предубеждение, и с русского теперь перевод получается не хуже, чем с английского.
Общие впечатления
Впечатления от поездки остались двоякие и их много, как и открытий.
1) С организационной точки зрения эта поездка стала самой не то чтобы сложной, но напряженной. Официальных понятных интернет-ресурсов почти нет, соответственно, нужную информацию узнавала со слов и из описаний других путешественников, и она постоянно менялась. Многие вопросы требовали урегулирования «в ручном режиме». С другой стороны, мне грех жаловаться, потому что у нас все прошло просто идеально, я считаю. В течение всего путешествия я находила лишь подтверждения своим планам, все пункты удалось реализовать. Этого бы не случилось, если бы не серьезная предварительная подготовка. Думаю, следующие поездки будет проще организовывать, т.к. алгоритм уже более-менее понятен.
2) Система всеобщего контроля: приобретение билетов куда бы то ни было, вход в достопримечательности, на вокзалы – все осуществлялось по паспортам. Так часто свой паспорт я еще никогда никому не показывала. Он всегда должен был быть под рукой и в одном месте, а не где-то там то за спиной в кармане рюкзака, то в кармане куртки, то еще где. У меня ко второй половине поездки чуть не до паранойи дошло: после того, как в очереди на посадку в поезд в Лоян я не обнаружила на обычном месте в рюкзаке свой паспорт и пришлось в панике сгонять до входного контроля на вокзал и обратно, почем зря, т.к. паспорт обнаружился в кармане куртки, в следующие дни я по несколько раз на дню проверяла наличие паспорта.
В некоторые места дополнительно нас еще и досматривали. Причем просто пройти через рамку было не достаточно, нас реально во всех местах подробно ощупывали и перетряхивали все вещи в рюкзаке и сумочке.
3) Меня поразила масштабность китайских достопримечательностей, по крайней мере, тех, которые мы посетили. Сейчас я имею в виду территориальный аспект. Во многих случаях от места покупки билета или от входа до собственно достопримечательности нужно еще топать и топать 1-2 км. Такое было, например, на рисовых террасах от остановки автобуса на парковке в деревне Пинъян до смотровых, в Сиане от касс до павильонов с терракотовой армией и от входа в сад Лишань до павильонов с бронзовыми лошадями, в Лояне от касс до набережной реки с гротами Лунмэнь, в Улинъюане от касс до входа в пещеру Желтого дракона, ну и от касс до Великой Китайской стены на участке Мутяньюй. Для тех, кто топать не хочет, организован платный трансфер на электрошаттлах или автобусах.
4) Некоторые достопримечательности (все те же Запретный город, мавзолей Мао Цзэдуна, Национальный музей) настолько популярны и, по видимому, имеют относительно невысокую пропускную способность, что их посещение тоже нужно было заранее бронировать. Система бронирования не очень-то дружелюбная к иностранцам, т.к. бронировать приходилось через WeChat на китайском. На сайтах этих достопримов тоже есть сервис бронирования, у некоторых даже на английском, но проверить его на деле не вышло, т.к. бронировать пришлось по ходу поездки, а не из дома. Брони разлетаются очень быстро, так что лучше начинать сразу же после открытия бронирования. Я поставила себе в календарь оповещения, чтобы не пропустить. Мы в итоге забронировали все необходимое, кое с чем пришлось помучиться, но мы их одолели!
5) Отдельный прикол с площадью Тяньаньмэнь в Пекине: без предварительного бронирования посещения площади или достопримечательностей, расположенных вокруг нее (Запретный город, мавзолей, Национальный музей), туда ни одна мышь не проскочит – площадь и прилегающие улицы были перекрыты полицией и турникетами. Пока мы добрались до мавзолея Мао Дзэдуна (с бронью, естессна), мы прошли сто тысяч проверок и досмотров. Это маразм какой-то. Представьте, что вы приехали в Москву и захотели попасть на Красную площадь, а ее посещение надо за неделю бронировать. А если брони нет, то километром вокруг площадь обходить...
6) Я не ожидала настолько огромных толп в некоторых туристических местах, а именно в парке Чжанцзяцзе, в Запретном городе, вмавзолее императора Цинь Шихуана, а конкретно в павильоне №1 с терракотовой армией (самом большом). Толпы были везде: на кассах, в очереди на вход, на канатки, на смотровые площадки и т.п. Ощущая себя сельдью в бочке, было очень сложно наслаждаться достопримечательностью. Хорошо, что такие толпы были не везде. В некоторых местах, где я их тоже ожидала, было относительно немного или вообще мало народу, например, на сплавах по рекам Ли и Юйлун, на горе Тяньмэнь, на Великой Китайской стене (!).
7) Самая туристически дружелюбная достопримечательность – парк Чжанцзяцзе, все таблички в котором дублировались аж на четырех языках: китайском, английском, корейском и русском. Аэропорты, ж/д вокзалы, метро и большинство других достопримов тоже очень понятны – как минимум, на английском информация представлена.
8) Почти на всех билетах в достопримечательности напечатана их схема. Правда, все на китайском, но сам подход хороший. Некоторые билеты, например, на рисовые террасы и в гроты Лунмэнь, представляли из себя в т.ч. почтовую открытку, которую можно было оторвать по пунктиру, заполнить и отправить.
9) Очень порадовала отзывчивость людей, по крайней мере, взаимодействующих так или иначе с туристами, особенно персонала отелей. Они очень старались нам помочь во всем, никогда ни в чем не отказывали.
В противовес вышесказанному стоит также отметить, что несколько раз мы сталкивались с грубостью и хамством в наш адрес. Каждый раз это исходило от людей старшего возраста. Но, думаю, нам грубили не потому, что мы иностранцы, а потому что такие люди в принципе грубияны. Они так же ругались и на своих соотечественников.
10) На протяжении всей поездки не было проблем с бесплатными общественными туалетами. Да, иногда они были весьма специфическими и не всегда безупречно чистыми и без бумаги, но они были везде!
Чаще всего конструкция туалетов была нам знакомой – либо унитаз-пьедестал, либо напольный унитаз. Самый странный туалет нам встретился на автовокзале Яншо – без унитаза, а с желобом по центру вместо него, с перегородками до талии и сломанными дверями.
11) На дорогах все ездили довольно медленно. Наверное, дело в ограничениях скорости и в высоких штрафах. Однако манера вождения водителей была очень своеобразная, особенно автобусов. Наблюдала по дороге из Гуйлиня на рисовые террасы, еще до отворота на них: водитель не обращал внимание на сплошные линии, крутые повороты – обгонял медленно едущий транспорт прямо перед носом у едущего встречного. Хорошо,что это все происходило не на бешеной скорости.
В городах ситуацию на дорогах усугубляли скутеры. Их было какое-то неимоверное количество, и все хаотично двигались. Такое ощущение, что ПДД вообще на них не распространяются. Их останавливал только красный свет светофора, если они ехали по проезжей части. На все остальное они не обращали внимание, включая пешеходов. Приходилось учиться лавировать между ними. Напрягало.
12) Очень меня вдохновляло, что во всех парках люди старшего отдыха ведут очень активную жизнь: занимаются на тренажерах, играют в игры, а особенно, танцуют и поют. Танцевали абсолютно разное: от чего-то типа зумбы до восточных, народных танцев, а то и вообще дискотеку наблюдали. Пели как пенсионеры (поставят колонку с минусовкой, возьмут микрофоны и поют), уличные музыканты, так и разные группы и сольные исполнители в многочисленных барах и ресторанчиках.
13) Одной из главных целей поездки было увидеть краски осени. Осень в Китае я увидела преимущественно желтой – это желтые рисовые поля на юге и множество желтых деревьев гингко на севере.
Красными кленами мы любовались только в одном месте – в храме Тяньмэньшань на одноименной горе.
А Великую Китайскую стену окружали горы, покрытые преимущественно оранжевыми лесами.
Кроме листьев, мне удалось застать, пусть и не в лучшем виде, «цветение» мюленбергии, или pink muhley. Эта декоративная трава популярна в Южной Корее. В период ее цветения там устраивают фестивали, все социальные сети наполняются фоточками в розовых облаках (описание можно почитать в моем отчете). В Китае она тоже, как оказалось, есть.
14) Если судить по одному примеру, горячие источники в Китае – нечто среднее между японскими и корейскими. Водоемы на открытом воздухе были, во вполне даже живописном месте, но такого единения с природой, как в Японии, все-таки не было.
15) Я заметила, что туристы, строя маршрут по Китаю и имея ограничение по времени, часто выбирают, что лучше посетить: Тяньмэньшань или Чжанцзяцзе. Так вот, они совершенно разные. Может, так сложились обстоятельства, но нам обеим гораздо больше понравилась гора Тяньмэнь. Во-первых, именно там мы словили эффект парящих гор, когда облачность находится где-то посередине между землей и небом и вершины окружающих гор словно плывут в тумане. А во-вторых, там было существенно меньше народу, а поначалу на многих тропинках мы вообще гуляли почти в одиночестве. Чего не скажешь про Чжанцзяцзе, где на всех популярных маршрутах тебя несет толпа, начиная сразу от касс. Это сильно смазало впечатления, поэтому там нам понравились наиболее безлюдные места: ручей Золотой кнут и район Лаовучан. И парящих гор мы здесь не увидели, т.к. погода была просто идеальной: синее небо и яркое солнце.
16) Помню, в детстве во многих учреждениях (поликлиниках, садиках) часто можно было увидеть в большой кадке растение-куст с красивыми красными цветами – китайскую розу. Так вот, китайская роза в Китае растет на улице, мы встречали ее в южных регионах вдоль дорог, только преимущественно с розовыми цветами – это разновидность гибискуса.
17) В Японии и Южной Корее меня удивила популярность костюмированных фотосессий. Туристические места окружали пункты проката юката, кимоно и ханбоков, а также фотосалоны, где можно было, нарядившись, профессионально пофотографироваться. В Китае же популярность костюмированных фотосессий просто зашкаливает! Во всех местах, где мы были, гуляли толпы переодетых девушек, а счет числа пунктов проката, наверное, шел на сотни. Причем, у Китая есть своя особенность: костюмы менялись от региона к региону. Если в южных частях все наряжались в традиционные народные костюмы (в частности, народа мяо, со звенящими металлическими головными уборами), то в Сиане и Лояне девушки переодевались в ханьфу, превращаясь в придворных красавиц то ли империи Тан, то ли Мин, а в Пекине – в императорские маньчжурские одеяния. Богатство вариантов костюмов впечатляло. Я интересовалась в Фэнхуане, профессиональная сессия в костюме стоила порядка 400 CNY. В нее входил и специальный «мультяшный» макияж. Оторваться от разглядывания и фотографирования всех этих барышень, а иногда и юношей, было просто невозможно!
18) От региона к региону окружающие нас китайцы заметно менялись. Даже, скорее так: люди в крупных городах очень отличались от жителей сельской местности. Сначала нас окружали низкорослые, часто смуглые люди с круглыми лицами. Я удивлялась, где же те худенькие модно одетые высокие длинношеие красавцы и красавицы, которых они показывают в сериалах? Они появились в Сиане и встречались во всех оставшихся городах. Таких конечно было меньшинство, но были же.. Да и вообще молодежи вокруг заметно прибавилось, появились всякие хипстеры, косплееры, стримеры. Стало гораздо интересней всех разглядывать и наблюдать. Хотя, такое наблюдается везде, это не особенность именно Китая.
19) В Китае действительно ездят на китайских автомобилях. Казалось бы, в чем странность? Все логично. Но где-то я видела статистику, что в топах у них все равно европейский и американский автопром. Видимо, тенденция переломилась. Особенно запомнились модели марки BYD (Build Your Dreams – звучит-то как!), как дизайном, так и количеством. Да и вообще электромобилей у них очень много.
20) Китайцы – мастера архитектурного бетона (или как это правильно называется?). Во всех природных достопримечательностях были построены бетонные дорожки и ограждения, иногда прямо в точности имитирующие дерево и природные материалы.
21) Китайцы – мастера подсветки. Фэнхуан и Фуронг произвели на нас яркое впечатление, просто праздник какой-то! Так же здорово подсвечиваются в разных городах улицы и кварталы для прогулок.
22) Китайцы – мастера мороженого. Речь веду прежде всего про фирменное мороженое достопримечательностей. Да, у каждого места есть своя мороженка, даже не одна. Например, у терракотовой армии – мороженое в виде воинов и т.п.
Иногда мороженое было цветным, но в данном случае использовались не красители, а разные виды мороженого: из зеленого чая матча, манговое и клубничное.
23) По сравнению с другими азиатскими странами, особенно Кореей и Японией, в Китае не столь распространены кофейни. В большинстве регионов кофе мы могли найти в McDonald's, или в Burger King или, в лучшем случае, в Starbucks. А там, где их не было, совершенно случайно кофе можно было найти в какой-нибудь лавке, где его готовили в бытовой кофе-машинке или автомате. Немного лучше была ситуация в крупных городах. Из местных сетей мы идентифицировали только одну – Luckin Coffee.
Вместо кофеен мы заметили распространенность сетевых чайных, например, Chagee или ChaPanda, которые делают напитки по тому же принципу: с молоком, со сливками, разными добавками, холодные и горячие, только вместо кофе в них чай. Очень вкусно, кстати! Моим фаворитом стал зеленый жасминовый чай с молоком.
24) В южных регионах напитки или мороженое иногда предлагали подать в одноразовых бамбуковых стаканчиках, вместо пластиковых. Вообще здорово, привезла такие стаканчики как сувенир.
25) Моей любимой уличной вкусняшкой стали фрукты в карамели. Они бывают разные (виноград, клубника, дольки мандаринов, фасоль, кусочки ямса, ассорти и др.), но самые распространенные – боярышник. Не знаю, что это за гигантский боярышник, но внешне и на вкус они похожи на небольшие яблочки, продавцы их даже так и представляют туристам – яблоки в карамели. Но семечки внутри у них совсем не яблочные, скорее косточки. Очень вкусные!
26) В некоторых супермаркетах, начиная с аэропорта, меня удивило наличие русских товаров, правда, очень ограниченного ассортимента: печенье, конфеты, шоколад «Аленка» и других наименований, мне не известных. В Сиане и Чжэнчжоу на прогулочных улицах мы встретили целые большие магазины только с русскими товарами. Эти магазины привлекали внимание русской атрибутикой (матрешки, кокошники и т.п.) и музыкой – кхм, песней Moskau германской группы Dschinghis Khan :) Внутри все то же, только в большем объеме: конфеты, печенье, Аленка. А, еще медведи и чебурашки.
На West Street в Яншо нам попался киоск «Сашка мишка» с мороженым «Чистая линия» :)
Лайфхаки
Позволю себе дать небольшие практические советы путешественникам, которые родились по итогам нашей поездки:
1) Не рассчитывать на английский, приготовиться, что будете общаться только на китайском.
2) Заранее начать общаться в WeChat с вашими отелями. Уточнить про трансферы и билеты в достопримечательности. Часто они могут продать их со скидкой.
3) Иметь маленькую сумочку для паспорта (ну, может еще для телефона), которая всегда должна быть при вас, под руками, и с которой ни при каких обстоятельствах не надо расставаться. Паспорт придется показывать очень часто.
4) Взять с собой пакетированный чай, кофе (если вы такое пьете), растворимые каши и т.п. для завтраков. Пакетированного чая в Китае нет, с кофе напряженка.
5) Самые полезные приложения на телефон: WeChat, онлайн-переводчик (лучше не зависимый от VPN), Maps.me (или другие оффлайн-карты) и Metroman (или другое приложение метро).
6) Выучить «спасибо» (се-се), «привет» (нихао), ну и «не понимаю» (тимбудон), чисто, чтобы посмешить местных. Так прикольно было наблюдать за их реакцией, когда они тебе что-то долго объясняют на своем китайском, машут руками, а ты им с блаженной улыбкой отвечаешь «тимбудон». Они сначала моргали пару раз, а потом, когда до них доходила нелепость ситуации, сами смеялись.
Ну, а «спасибо» никогда нелишне говорить почаще.
7) Не стесняться обращаться к местным за помощью, не бояться незнания языка – переводчик вам в помощь.
Подводя итог моему путешествию, хочется отметить бесспорно прекрасные, разнообразные и поражающие своим масштабом природные достопримечательности, впечатляющие и не менее масштабные образцы истории и архитектуры, необычную кухню и гостеприимных людей. Я впечатлена. Однако, Китай не перебил мою любовь к Японии и даже к Южной Корее, несмотря на то, что природа и достопримечательности там скромнее, особенно в Корее. Там мне не только красиво и интересно, но я себя ощущаю и комфортней во всех смыслах. Тем не менее, в Китая я поеду еще не раз. О такой большой стране не составишь сразу впечатление даже по такой приличной ее части.
Думаю, на этом всю главную содержательную информацию я изложила. Получилось, как обычно: хотела краткую выжимку, а душа-то вон как развернулась :)
Дальше буду описывать путешествие по дням – более визуально и, возможно, эмоционально.