8 дней неспешно ехали из Москвы до Иркутска, затем 3 дня протусили на Ольхоне, и отправились в сторону границы через Улан-Удэ, на кпп Кяхта. Вечером 13-го дня путешествия (24 июля 2024) прошли границу в Кяхте и ночью оказались в Монголии. 1 машина тойота ленд крузер 100, экипаж я с супругой, дочкой и маленькой собачкой.
День 13-й, 24 июля Утулик - Улан-Удэ – Кяхта (граница)
Утром проснулись достаточно рано, собрали лагерь, набрали технический воды из Байкала, искупали и помчали в сторону Улан-Удэ. На подъезде к городу останавливаемся у дороги около источника «Аригус» (51.981184, 107.472194), и пополняем запасы питьевой воды. С собой у нас 30 литров питьевой воды, и 40 литров технической воды. Ну и с топливом теперь тоже все хорошо, так как в добавок к 96 литровому основному баку, установили дополнительный бак на 120 литров, и еще с собой была 1 пустая канистра на 20 литров, это на случай, если бы собрались совсем в глушь, но ей так и не воспользовались. Так как у нас в экипаже есть собака, то для ее выезда из России нужно оформить документы. Собака у нас чипирована, с клеймом, привитая. Приезжаем в Улан Удэ, едем в государственную ветеринарную клинику - ул. Зои Космодемьянской, 12, Улан-Удэ, где проводят осмотр и оформляют ветеринарную справку. Как только справка получена, на сайте «РосСельхозНадзора», оформляем сертификат онлайн https://ecert.vetrf.ru/pets/export/application/create. Там все просто, заполняем нужные графы и отправляем. Буквально через 1 час с нами уже связался сотрудник с пограничного перехода в Кяхте и уточнил когда мы будем проходить границу, еще раз согласовали время и отправились в сторону границы, ехать около 250 км. К сожалению, так как мы потеряли полдня в Иркутске на ремонт машины, мы не смогли попасть в буддийский монастырь «Иволгинский дацан», где хотели увидеть нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова, по плану мы должны были тут быть утром или край до обеда, а в итоге проезжали уже вечером, когда в него нельзя попасть. Ну значит не судьба, едем в стороны Кяхты на границу. Около 21.00 мы встали в очередь на границе. Позади уже более 7000 км и 13 дней пути. В 23.45 вы выехали из России и встали перед границей Монголии. Около часа ночи мы прошли границу Монголии, ура! Вот она наша мечта, сбылась! Перед самой границей есть заправка, где можно залить полные баки топлива, так как в Монголии оно дороже. А вот с заправкой туристического газового баллона на 7 литров у нас пошло все не так. Мы много лет пользовали баллон на 5 литров, он вместе с накрученной горелкой в чехле помещался стоя под спальником. Обычно нам его хватало на 10-14 дней путешествия, потом мы его заправляли. В этот раз мы решили купить баллон побольше, на 7 литров. Обычно на газовых заправках не было проблем его заправить, а вот в УланУдэ на агзс установлена специальная аппаратура для заправки баллонов, о они заправляют 5, 12, 25 и 50 литровые баллоны. Все, в итоге баллон заправили на 5 литром только. Ну ладно, что делать.
До места встречи с друзьями нам нужно было проехать еще около 60 км, до берега реки Ерее-Гол (49.879029, 106.237817). Уже поздней ночью добрались до места, нашли наших, но их сон был крепок. Поставили палатку и легли спать.
День 14-й, 25 июля
Кяхта – Дархан - Буддийский монастырь Амарбаясгалант – 17-й международный фестиваль внедорожников,
Около 8 утра подъем, завтрак, сборы и едем дальше. Деньги мы поменяли еще ночью на границе, курс был 38,5 за рубль (не плохой), сим карту покупать не стали, а вот страховку на машину сделали. По пути заезжаем в первых крупный город Дархан, покупаем там сим карту, посещаем местный рынок, любимая покупает разные местные красивые одеяния, девочки такие девочки. Вот мы ощутили что такое языковой барьер. Пока мы путешествовали по Грузии, Абхазии, Казахстану, Киргизии и Узбекистану, там почти все знают русский язык, а вот тут уже нет. Начались кветы с поиском салона сотовой связи, обмена валюты и т.д. Но ничего, мы справились. Едем дальше, первая точка это монастырь Амарбаясгалант (49.480075, 105.085237). От Дархана идет асфальтированная дорога, не доезжая до Бургултай, сворачиваем налево (49.214032, 104.985103) и дальше едем грунтовыми дорогами. По сухому, проехать нет никаких проблем для легковой машине, местные на приусах летают, а вот после дождя только на полном приводе. Около 17.00 приезжаем в монастырь, паркуем машину и идем гулять.
https://sun9-29.userapi.com/s/v1/ig2/FxPuF4-5iZTPhN5dvYBax_FH4lr3ayMP1CgdxUJTm6qFTjklo8FCVNGlPlCjMlsg158ZnUld32_zhm-gYw4U1Y6m.jpg?quality=95&as=32x24,48x36,72x54,108x81,160x120,240x180,360x270,480x360,540x405,640x480,720x540,1080x810,1280x960,1440x1080,2560x1920&from=bu&u=JdSsQ1e52TPhjsYOj7Q2R_6Ol4LEQuujjjiHhRk_9U0&cs=510x382
Монастырь очень впечатлил, несколько часов гуляли по территории, за отдельную плату можно подняться на крышу монастыря, там с балкона открывается потрясающий вид на окрестности. Получим море впечатлений, отправляемся дальше, в сторону поляны на берегу реки Селенга, где в ближайшие 3 дня будет проходить 17-й международный фестиваль внедорожников. (49.482896, 104.317580) В какое время фестиваль стал кочующим. Он проводился в Беларуси, Грузии, Казахстане, Узбекистане и Киргизии. К вечеру добрались до поляны фестиваля, куда уже приехала половина участников. Разбили лагерь и пошли здороваться со старыми друзьями и знакомится с новыми знакомыми.
15-й, 16-й 17-й международный фестиваль внедорожников
День 17-й, 28 июля
На фестивале собрали команду единомышленников, составили маршрут и в количестве 8 машин утром отправились в сторону пустыни Гоби. По пути, в городе Эрденет, заезжаем в гипермаркет Номин (49.032453, 104.079295), где пополняем запасы провианта, алкоголя и т.д. Очень большой магазин с хорошим выбором продуктов, алкоголя, туристического снаряжения. Дальше едем через Булган (48.822054, 103.521714), заезжаем в Орхон, где решили пообедать в местном кафе (48.630833, 103.545743).
Хорошо конечно, что меню в кафе было с картинками, потому что, было очень интересно читать, но ничего не понятно. Гугл переводчик тоже внятно не переводил названия блюд. После поехали на берег реки Орхон (48.624033, 103.543641) где искупались и поехали дальше. От самого лагеря фестиваля до места купания дорога была асфальт, причем очень даже хорошего качества, а вот после моста через реку Орхон мы свернули налево, и асфальт тут закончился. Дальше едем грунтовками, впереди нас идет туча с ливнем, но мы ее не догнали. По дороге вытащили местных жителей на приусе из колеи. На подъезде к Бурэгхангай (48.255323, 103.871483) находится мост через речушку, из-за ливня уровень воды сильно поднялся и мост затопило. Вышли из машины, прошлись по воде, поняли, где ехать и проехали. Тут же заехали на заправку (48.246841, 103.884234), залить топлива, а то не ясно, когда будет следующая заправка. В целом в путешествую по Монголии по топливу делал так – есть возможность залить хоть 15 литров, если не известно, когда будет следующая АЗС – возьми и залей, не смотря на запас топлива в 2-х баках в 220 литров. Пока стояли на АЗС, увидели, что у меня спустило колесо. Оказалось, когда я переезжал мост затопленный, на что-то наехал и пропорол колесо, в итоге поставили 6 жгутов, колесо вроде держит, едем дальше. К вечеру находим место в степи для ночевки 47.875475, 103.880928. Ставим лагерь, ужин, общение до поздней ночи и сон. Уже на следующий день, когда уехали, поняли, что совсем рядом была одна локация, а мы про нее как то забыли, это – «Хар бухын балгас» - музей-заповедник (47°53'14.64"С, 103°53'44.61"В)