Преамбула I
Если даже армянский режиссёр берётся снимать "Войну и Мир", а какой-то Урсуляк снимает "Тихий Дон", то почему бы Мне не написать отчёт про Бали...
Преамбула II
Чукча не читатель, чукча – писатель!
Бали представлялся мне в виде шикарного побережья, что на картинке сверху, и в виде роскошных вилл с инфинити бассейном, в котором сидит непременная красотка в стрингах и смотрит на вечно зелёные джунгли. Понятно, что цена такого премиума не могла быть такой же как в Турции-Египте. Посему мы основательно готовились к поездке, целый год складывая в коробку от телевизора денежные знаки различного достоинства.
Время отпуска неуклонно приближалось, а цены на авиабилеты никак не радовали. Особенно печалил расценками наш вечно молодой "астрофлот"... Прим. мониторинг цен на билеты продолжался примерно шесть месяцев
Буквально перед отпуском нарисовался рейс "Агрофлота" Москва-Пекин по очень замечательной цене (19к туда/обратно), который тут же и был выкуплен.
Следующим "окном телепорта" стал рейс Южно-китайских авиалиний Пекин - Шэньчжэнь - Денпасар за 13к. Цена выглядела фантастически... Понятное дело - если всё так шоколадно, то обязательно должны быть некие подводные камни, - так бывает всегда. Например, напрягало, что стык между рейсами Афрофлота и Южнокитайцев составлял 3 часа. В обсуждении темы транзита через Пекин кто-то писал, что 3 часов на пересадку между рейсами разных компаний вполне достаточно, а кто-то относился к этому весьма скептически.
Разумеется, пришлось уточнять информацию по теме виз и транзита. Поиск нужной информации оказался довольно занудным процессом. На данном форуме, в принципе, всё нужное есть, но оно покрыто толстым слоем флуда и отделить семена от плевел весьма непросто. Что удалось почерпнуть полезного?.. Люди советовали иметь распечатки броней отелей в Пекине, и билетов на стыковочные рейсы на английском и китайском языках. Это оказалось действительно полезным и сэкономило туеву хучу времени. Довелось видеть, какой геморрой выхватили люди доверившие хранение информации своим смартфонам. По закону подлости (Мёрфи?) у них что-то там не грузилось, либо внезапно пропадал ви-фи, или невовремя садился аккум, и прочее и прочее... Мы же мгновенно предъявляли наши "вверительные грамоты", вынув оные из бокового кармашка ручной клади, и без задержек скакали к следующему чек-пойнту.
Читая ветку о транзите, мне так и не удалось понять, можно ли зарегистрироваться на рейс без ухода из чистой зоны (пересечения границы). В теме "транзит через Китай" люди жаловались, что их не выпускали в город, а отправляли в Зал Ожидания. Нас это вполне устраивало, мы даже, можно сказать, страстно желали в него попасть, но... получилось немного иначе.
Первый раз распечатки билетов пригодились в Шереметьево во время регистрации на рейс. Помните, что на транзитные безвизовые рейсы процесс регистрации отличается!
Вырвавшись из самолёта в первых рядах мы как волки по флажкам бежали по направлению указателей "Трансфер". Прибежали до стойки Чайна-Саутэрн на втором этаже транзитной зоны, где сидел благообразный китайско-подданный, который довольно сносно изъяснялся на английском. Ему были предъявлены распечатки маршрутных квитанций. Чел посмотрел и сказал, что нам надо двигать вниз к кассам с пограничниками и там получить Пермит, после чего получить багаж. Мне удалось втолковать китайскому господину, что у нас - ноу багаж... китайский господин внимательно выслушал, покивал головой и сказал, что всё равно - вниз к кассам...
Ок, побежали к пограничникам. В азарте схватили не тот синий бланк, заполнили его и встали в очередь на пересечение границы. Сработал стадный инстинкт - основная масса пассажиров имела визы, и человек пять-шесть транзитников сиротливо тупили, пытаясь понять, как быть дальше. Всех нас видимо сбило с толку закрытое окно транзитной кассы и отсутствие очереди в оную.
Азарт немного поутих и до меня вдруг дошло, что сначала неплохо бы получить транзитную наклейку... Вдоль рядов ходили девушки-помогайки. Поймал одну, стал пытать на тему... Разумеется ноу инглиш, и разумеется, не понимай по-русски. Она использовала приложение в смартфоне, которое переводило какую-то абракадабру. Стоять бы нам до второго не пришествия, но вдруг подошла добрый китайский зенсина и на нормальный езык сказать, стё мы стоять не втот каса, мы надо брать другой синий бумаська и стоять в тот закрытый касса. Зеньсина нас видеть и открывать окосько
Так и поступили, сказали людям в очереди I,ll be back и рванули в "другой окосько" . Тут затуп окончательно рассеялся, пазл собрался воедино - вот та синяя бумажка, что я видел на форуме, а вот касса с надписью Permit - это Бинго, братан! Мы начали заполнять бланки, когда подвалила огромная толпа деток-спортсменов, которым тётя тренер сказала: "Ребята, заполнять транзитный бланк очень просто. Я вам сейчас объясню". Тут и остальные транзитники начали просыпаться, заглядывать в наши бланки и бодро интересоваться, как им быть дальше. Стало ясно, что тянуть с бланками чревато последствиями.
В итоге прохождение границы со всеми нашими затупами и метаниями обошлись в 45 минут. Судя по отчётам в профильной теме это очень неплохой результат.
Вышли из таможенной зоны, направились в зал вылетов. Смотрю - в образе моей спутницы чего-то не хватает... Спрашиваю - сударыня, а где ваша ручная кладь на колёсиках? Ой, - говорит - я забыла его на таможне - и бежит вниз...
Ну что, зарегались на рейс Чайна Саутерн, снова прошли досмотр, от скуки поменяли остатки гонконгских и МАКАОнских денег, и не спеша загрузились в южно-китайский самолёт. Кстати, за неделю до выше описанных событий удалось преодолеть сопротивление сайта авиакомпании, зарегистрировать хорошие места и выбрать прикольные пищевые наборы.
Южно-китайские авиалинии понравились больше, чем просто Китайские. У южных всё новенькое: самолеты, мониторы, чехлы на креслах... даже борт проводники какие-то свеженькие-молоденькие, словно только что из 3d принтера. Они толпой окружили нас, и ласково что-то на чисто китайском мяукают... разумеется на английском никто ни бум-бум. В итоге выяснилось, что они рады сообщить нам, что забронированные нами наборы си-фуд в наличии и будут поданы после взлёта. Только уселись на места, опять бегут стюардессы - показывают экран смартфона. Там написано - Сэр, вы не теряли фронтальный чемодан? Чо за фронтальный чемодан - хз! Спрашиваю соседку - сударыня, вы не теряли ручную кладь на колёсиках? Та подпрыгивает, краснеет... потом говорит: "Да ну тебя... мы ж его только что на полку запихивали. Нельзя же так людей пугать! Я уже хотела опять на таможню бежать..."
В Шеньчжэне мы рассчитывали, что нас просто пересадят на другой самолёт в транзитной зоне, но то ли ошиблись с выходом, то ли это не предусматривалось. В общем, всё опять повторилось: регистрация, телесный и чемоданный досмотр... у китайцев всех пассажиров нежно ощупывают молоденькие симпатичные девушки - такие довольно необычные впечатления!.. Почему-то мне захотелось повторить процедуру досмотра...
А потом опять были таможня и пограничный контроль.
Никак не могу привыкнуть к приколам китайских аэропортов - внутреннему метро. Так получилось и в Шэньчжэне - мы было заметались в тупичке станции, но нас решительно успокоил служащий аэропорта.
В Денпасар прибыли в 0 часов 15 минут. Из самолета вырвались в жёлтой майке лидера. Пустынный аэропорт обещал быстрое прохождение чек-пойнтов, но на пути вдруг стеной встал какой-то вахтёр, который требовал КуАр-Код несущий информацию о здоровье прибывающих. Возникла идея забить на вахтёра, обойти его с фланга и пройти за верёвку, прячась за колонну позади этого сонного деда, пока он возится с другими пассажирами... но сударыня, что постоянно теряет свою ручную кладь, вдруг заявила, что всё надо делать по закону... ну, надо же.
Пока ловили вифи, пока тыкали пальцем в смартфон, приземлились два рейса из Австралии. Сонного вахтёра смыло упругой волной демократии - австралийцы тупо забили и на Куар-код, и на самого вахтёра... Твою налево, а что, так можно было?! В дальнейшем стало понятно, что на Бали очень много таких клоунов-вахтёров. И их обходить их стороной не только можно, но и нужно!
Из-за долбаного не во время проснувшегося деда мы потеряли кучу времени и застряли в очереди на оплату визы. Рядом пустовала стойка - какой-то чел отгонял от неё туристов словно мух. Ему больше нравились туристы с детьми. И тут та женщина, что теряла ручную кладь, решила реабилитироваться - обошла чувака сбоку и оплатила визу. Ага, если нельзя, но очень хочется - то можно! Где-то мы уже с таким сталкивались.
Мы не имели обратных билетов, потому что ждали снижения цены на рейс до Куало-Лемуры. На пограничном контроле офицер спросил, когда мы планируем покинуть его прекрасный остров. Мы продемонстрировали ему распечатку рейса Афрофлота Пекин-Москва, что его полностью удовлетворило.
Я решил махануть немного старых "несиних" долларов. В первом обменнике сморщили попку и отказались. Во втором дали унизительную для нашего личного достоинства цену. В третьем дали такую же... в четвертом стало понятно о наличии корпоративного сговора и пришлось поменять некоторое количество устаревшей валюты по столь унизительной цене. Сразу же стали миллионерами! Прим. в местной валюте. Потом на севере в Памутеране обменники брали у нас без проблем любую валюту по значительно более убедительной для нашего достоинства цене.
Вот ведь сто раз писали - не меняйте зелёные/синие в аэропорту! Но вот повёлся, проявил слабость...
На выходе опять затуп - требуют электронную таможенную форму. Присмотрелся - австралийцы, кто не первый раз на Бали, кладут с пробором на эту форму и идут напролом. Мы поступили так же, лицо кирпичом, накрылись ветошью и вперёд.
Время прохождения аэропорта Денпасар удручало... убили на ровном месте полтора часа! Хотелось спать-жрать-протянуть оглобли. Купили две флэшки у разных операторов, побрели на выход. На тропе подверглись нападению алчных таксистов. Чуваки хотели 500 тыс до отеля Кания бали, что на востоке Нуса Дуы. С регистрацией в Гоу Джек почему-то случился затык, поэтому пришлось общаться с вымогателями:
- Ты заказывал такси? Недорого, 500 тыщ...
- Братан, красная цена сотка! А ты меня хочешь обидеть в первый день отдыха...
- Хорошо, давай пожалуйста 250!
- Братан, давай 150 или я на твоих глазах вызову конкурента и уеду, а ты будешь здесь стоять и тупить...
- О, 150 отлично! Я сразу хотел ехать за такую цену, но ты меня неправильно понял. Поехали!
Хватает наши пожитки и тащит к машине. Думаю - "Как-то легко он согласился! Сейчас завезёт на пустырь и ограбит..." Но нет, довёз до отеля, не обманул, денег взял ровно столько, сколько договаривались. Пока ехали, в Гоу Джек посмотрел доставку еды. Заказал какой-то сет за 36к. Приехали чуваки на байке, видят, что мы первый день, начинают как-то по-детски разводить пожиже - у нас нет сдачи со ста тысяч. Хорошо, - говорю, - нет сдачи, получайте 30 тысяч вместо 36... Ладно, - говорят, берут тридцатку и уезжают. Мне даже как-то неудобно стало - словно конфету у ребёнка забрал...
Перед поездкой я долго напрягал мозг на тему -Байк или Авто-? Умные и богатые писали, что лучше всего такси или на крайний случай аренда авто с местным биороботом. Семейные писали, что лучше машина - в ней удобно хранить детей и чемоданы. Отчаянные и красивые писали, что нет ничего лучше байка! Мы тоже считали себя немного отчаянными, ну и как бы красивыми тоже, поэтому решили взять скутер, ну хотя бы на пару суток.
На островном форуме посмотрел список прокатных контор, выбрал две: русскоязычную с активно-агрессивной рекламой и местную - с большим количеством положительных отзывов. Связался с первой конторой по ватсап - стало понятно, что на клаве сидит какая-то непуганая релокантка... Еще ни о чём не договорились, из чата пошла пена: "Мы тут на Бали ваши русские карты не принимаем, старые доллары не принимаем, у нас есть Балийский счёт в Балийском банке... мы-мЫ-МЫ..." Задал ей пару вопросов из теста на Ай-Кью и... не дожидаясь ответа, покинул чат (с).
Туземный оператор второй конторы оказался её же владельцем. Бойко отвечал и от всей души давал полезные советы. Чел согласился с нашей идеей поездить по южной части на скутере (125к/сут), а на север поехать на машине (250к/сут). На том и пожали друг друг (виртуальные) руки.
Следующим утром после прилёта в отеле нарисовался балийский юноша, который пригнал довольно свежую Ямаху 23 года рождения. Лениво, для проформы, поторговались с его боссом по телефону - сошлись на 105к/сутки.
Юг показался нам довольно симпатичным. Чем-то смахивает на Крым... Управлять байком там оказалось непросто. Всё дело в том, что по дорогам носятся полуголые представительницы прекрасного пола. С недоступным гордым лицом как у Колумба, выставив на показ самые эффектные части тела, едва прикрытые разнообразными стрингами-тангами и прочими кусочками тканей, дамочки едут куда-то по своим неотложным делам. На пляже им не лежится - у них какие-то важные дела. Местные видимо уже вполне привыкшие ко всей этой красоте, и совершенно не реагируют на все эти прелести. Нам же, после закрытости пасмурной осени, это казалось неким манифестом...
***
За пару суток катаясь на байке мы, в принципе, получили исчерпывающие впечатления по южному побережью. Посетили основные пляжи Юга. Больше всего запомнились Пандава и Улувату.
Пандава довольно зрелищное местечко, к пляжу ведёт дорога вырубленная в утёсе... Место популярное среди балийской молодёжи. Но они там не купаются, они там делают селфи.
Вся центральная часть забита пустыми платными лежаками и зонтиками, возле которых изнывают алчные местные жители. Цены просто конские. Существовать же на пляже без какого-то навеса решительно невозможно, потому как солнце лупит на все деньги. В день нашего посещения все иностранцы (человек 6-8) жались по краям пляжа, в районе гротов, - наверное тоже экономили...
Основная проблема пляжа - труднодоступность. И больше пары часов на Пандаве особо делать нечего, просто имеет смысл поставить зарубочку - я здесь был.
Ну, и конечно Улувату. Сам храм, про который все говорят закатывая веки, мне показался "разводом пожиже". Архитектура храмов невпечатляющая, а прогулка вдоль утёса, банды обнаглевших мартышек и виды на океан могли бы стоить и подешевле. Лучше заехать в на утёс в ресторан Мальдини. Там и глаз порадовать...
и коктельчика хлебнуть
***
Максимальное впечатление произвёл Blue point beach - место тусовки сёрферов и прочей живописной инста-публики. Необычная локация в виде изогнутого ущелья с небольшим пляжем, эффектные видовые точки. Там захотелось зависнуть на пару-тройку дней.
Мы чуть было не пропустили пляж Сулубан...
собрались было уезжать, но та, что забывает ручную кладь на таможне, заметила, что люди уходят в какую-то "пещерку" и не возвращаются, а это значит, что там что-то интересненькое. Разумеется пошли и увидели маленькую норку, которая вела на скрытый от нас пляж.
Попасть на пляж - уже само по себе является аттракционом. Нужно пройти вдоль скалы, на которую в какой-то момент накатывает прибой. На входе периодически слышатся вопли расслабившихся туристов. При нас хорошо так окатило соленой водичкой инстаграммную пару, что изображала "свадьбу мечты". К всеобщей радости фотографу досталось не меньше. Пара симпатичных накрашенных, готовых для р̶а̶з̶в̶р̶а̶ фотосессии, китаяночек немного зазевалась и была сбита с ног прибоем, что вызвало аплодисменты восторга за демонстрацию столь эффектных поз...
Пару раз видел на форумах вопрос озабоченных мам: "А как на Бали отдыхать с детьми? Есть там нормальные пляжи?" Злобные чайлдофобы злобно отвечают: "Да никак! Бали не для детей, Бали - для таких как мы, умных и красивых людей без возраста!" Касательно юга Бали, то с детьми там можно в том случае, если ваши дети жили нормальной... детской (!) жизнью, ездили на велосипеде в жару и без шапки, лазали по деревьям и заборам, ходли по лужам, кидались камнями и мучали лягушек. А если ваши дети в обнимку с гаджетом 24\7, а в школу попадают с помощью автомашины папы или мамы, а пешком ходят только до кухни, то юг Бали не для них - хлебнёте горюшка! Там океанская волна, жаркое злобное солнце и голодные крокодилы!
Общие впечатления по Нуса Дуа и югу в целом.
Можно отметить, что этот регион вполне имеет смысл! Ценник достаточно гуманен. Кухня, конечно, не фонтан, как и в целом по Бали, но вполне терпима...
Нам же стало скучно, мы хотели новых визуальных впечатлений, чистой прозрачной водички и много-много разноцветных рыбок.
***
Вечером третьего дня в отеле снова нарисовался томный балийский юноша. На этот раз он пригнал белую Хонду. Машина хотя и совершенно новая, но уже была старательно отрихтована по всему периметру. Подмятые пороги, клееный бампер, выпавший из крыла, словно человеческий глаз на ниточке, поворотник и зеркала со следами близких контактов. Всё это говорило о сложной и активной жизни предыдущих арендаторов. Мы с юношей по давней традиции зафиксировали все эти следы минувших подвигов на бумаге. Он флегматично ставил отметки на схеме автомобиля в договоре аренды, я - важно тыкал пальцем в лакокрасочное покрытие. Скоро весь рисунок покрылся галочками словно мухами.
Юноше было заявлено, что мы как творческие личности не можем взять столь упоротый внешне агрегат, потому что это испортит наши впечатления от столь прекрасного острова и унизит наше чувство прекрасного и ещё по мелочи... Мальчик так же флегматично позвонил шефу, а потом передал трубку нам. Шеф спросил, не улучшится ли наше восприятие острова в случае 10% скидки и одного дня "забесплатно"...? После непродолжительной паузы и тяжелых вздохов было дано положительное заключение на просьбу неизвестного нам господина.
Стоит отметить, машина убита только снаружи, все внутренние же органы были в порядке, - о чем свидетельствовали листки обслуживания и замены масла.
Пока обменивались деньгами и "вверительными грамотами" стемнело. Решили рвануть до Убуда, где был забронирован отель с заманчивым название Дупа. Там с фантазией по названиям всё в порядке: Дупа, Сука, Сума...
Путь из Нуса-Дуа в Убуд можно описать как "Содом и Гоморра", не то чтобы ужас-ужас, но ужас - это точно. Особенно ужасны дороги и трафик на подъезде к Убуду, да и в самом Убуде тоже. Какой-то чел не убрался в габарит и задрал ногу нам на капот. Протопал своей сандалей, оттолкнулся и был таков. Инцидента вроде как бы и нет. У нас бы уже держались за грудки или махали битами, на Бали не - все на расслабоне.
Итак, Убуд. Чем же так восхищаются просвещенные и продвинутые, релоканты и коворкеры, творцы и созидатели, айтишники и фотографы? Мы так и не поняли. Убуд как убуд, обычный азиатский городок с узкими жаркими улочками, рисовыми полями и пальмами. Говорят - чтобы понять Убуд, надо пожить там месяц. Ага, месяц... когда у тебя отпуска две недели, дай бог. А что там делать... целый месяц?
Поехали смотреть рисовые терассы. Откровенная шляпа, если честно. Вход тыщу двести, фото на качельке тыщу, красное платье для качельки - 2400! Да, ладно!? 5 тыщ за фото в инстаграм!? Пришел, увидел... и ушёл!
Охрана на входе:
- Вы уже уезжаете?
- Так да...
- А фото на память в красном платье...?
- Мы хотели в зелёном платье и чтоб непременно с перламутровыми запонками...
- У нас зелёного нет, есть ещё белое
- Будем искать...
***
Из Убуда направились в самую дальнюю точку путешествия, на север в Памутеран.
По дороге в шмуглмап видим надпись "Иконик Гейт". Останавливаемся - длинная очередь в кассу и к воротам, платная стоянка. Проехал подальше, до бесплатной. Спрашиваю какого-то европейца: "Эти ворота тоже легендарные?" Тот отвечает: "Тут, похоже, всё скоро будет легендарное"
У ворот типичная клоунада: билеты с номерками, люди в очереди, четыре позы в воротах... следующий! Цена процесса: 50к за парковку, 100к за билеты на каждого, и 100к специальному фотографу!
Покупать и платить не стали, просто поснимали всё это со стороны.
***
По дороге в шмуглмап видим значки - "водопад". Соседка справа хлопает в ладошки и говорит, что нам непременно надо посетить водопадик. На мой вопрос не надоели ли ей водопадики, твёрдо отвечает - нет! Ок, едем. Подъезжаем, испытываем лёгкое Дежавю: 50к за парковку, 100к за билеты на каждого, 200к за фото на качельке в красном платье...
Разворачиваем оглобли, паркуемся за 50м метров до кассы, спускаемся чуть ниже на тропу и идём к водопадику совершенно бесплатно.
В следующий раз обязательно возьму ей в багаж с собой какое-нибудь красное платье...