Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024

Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024

Сообщение: #1

Сообщение vadimovich » 30 ноя 2024, 11:56

«История – это лишь версия случившихся
событий в нашей интерпретации»
Наполеон Бонапарт

0 день (9 сентября)

По школьному курсу истории все изучали материал о том, что Великая армия под руководством Наполеона наступала и отступала от Москвы по Старой Смоленской дороге. В связи с этим много мест должно свидетельствовать о той эпохе. Так и появилась цель нашего похода – покорить неизведанные дали с учетом их исторической роли. Кроме того, в отчет буду добавлять воспоминания очевидцев тех лет со стороны русских и французских войск.
Началась подготовка велосипедов к походу. Проведено техническое обслуживание. Были куплены отражающие ленты зеленого цвета на одежду. За месяц до отправления куплены железнодорожные билеты Санкт-Петербург – Вязьма. Идея похода состояла в том, чтобы пройти местами Наполеона, желательно в тоже время года по Старой Смоленской дороге. Это около 400 км. Нитка маршрута: Вязьма – Смоленск – Красный – Ляды – Дубровно – Смоленск. Понимали, что местами дорога будет очень плохая, так что готовились к худшему варианту. Забегая вперед, скажу, что все оказалось даже очень проезжаемо.
Итак, целый день готовили сумки, провизию, инвентарь и оборудование, а вечером выехали на двух велосипедах
на Московский вокзал. Телефонный навигатор повел дорогой через место моей работы. Я его об этом не просил. На вокзале быстро провели разборку и упаковку велосипедов в чехлы. Организовали транспортировку велосипедов в багажное купе поезда и отправились в свой вагон занимать плацкартные места. Два места (верхнее и нижнее) ждали нас. Вагон полностью заполнен пассажирами. В поход все вещи взять, никогда не получалось. В это раз забыли штатный туристический навигатор Гармин. Наши телефоны обнаружить место на карте не могли весь период времени нахождения в поезде. Ночью, вставая по нужде, вдруг обнаружил отсутствие тапочек. – «Неужели украли, подумал я». Вот тебе и начало отпуска». Только утром обнаружил
их в соседнем купе. Толи ветром их сдуло, толи кто-то ошибся ночью с тапочками. Но все обошлось. Спалось в поезде не очень крепко, было душно.
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024


1 день (10 сентября)

«Нужно сперва ввязаться в бой, а там будет видно»
Наполеон Бонапарт

Утро очередного дня. Около 10.00 выгрузились с поезда на железнодорожной станции Вязьма. Около часа ушло на сбор велосипедов. Здесь и выяснилось, что у жены зеркало заднего вида имеется, а в моем велосипеде, после технического обслуживания веломастером, нужные крепления для зеркала были сняты. Этого я не заметил, и теперь, зеркало крепить пришлось скотчем к рукоятке руля. Получилось «по колхозному» но это лучше, чем полное его отсутствие. Оба навигатора в телефонах по-прежнему не работали. Телефон не ловил спутники, мы от этого стали переживать. Начали поиск карт Смоленской области в книжных магазинах, в газетных киосках. Однако карт нигде не встретили. Стало как-то немного беспокойно по этому поводу.
Город расположен на холмах, перепад высот ощутим. Начали обзор города, посетили сквер, посвященный доблестным предкам 1812 года. У сквера стоял верстовой столб с указателями: «Старая Смоленская дорога. Из Москвы. На Смоленск». Сквер украшал памятник с двуглавым орлом с распростёртыми крыльями. Монумент посвящен воинам - защитникам 1812 года. Одна голова орла смотрит на запад вслед отступающей на Смоленск армии Наполеона, а клювом второй головы орел яростно терзает французское знамя.
Постепенно становилось жарко, около 25 градусов на солнце. Через некоторое время навигаторы заработали, и мы перестали волноваться. Далее направились к дому по адресу: ул. Докучаева, 33, где 1812 года останавливался Милорадович. Это первый генерал, который первым совершил безоговорочную победу русской армии под Вязьмой. По этому адресу, который еще называли «Дом Горожанского», по преданию, также останавливался Наполеон Бонапарт. Посмотрели дом, потрогали рукой наружную кладку дома.
После, покатили по дороге до места ночевки. Проехали около 35 км, остановились у озера на ночевку. Дорога представляла собой постоянные холмы, горки и спуски. Поставили палатку, поужинали. Комары у воды почти отсутствовали, что нас сильно радовало. После купания стало заметно, что над озером сверху летал беспилотный летательный аппарат. Дети из ближайшей деревни нам сказали, что здесь давно так происходит, будто это военные тренируются. Жужжит как пчелиный рой, как-то противно и беспокойно. Ближе к ночи он исчез. После этого мы спокойно уснули.
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024

«Письма русского офицера», Ф.Н. Глинка.

«Вчера началось сражение, с первым лучом дня, в 12 верстах от Вязьмы. У нас было 30 000, а вице-король итальянский и маршалы Даву и Ней наставили против нас более 50 000. Неприятель занимал попеременно шесть выгоднейших позиций, но всякий раз с великим уроном сбиваем был с каждой победоносными нашими войсками. Превосходство в силах и отчаянное сопротивление неприятеля продлили сражение через целый день. Он хотел было непременно, дабы дать время уйти обозам, держаться еще целую ночь в Вязьме и весь город превратить в пепел. Так уверяли пленные; и слова их подтвердились тем, что все почти печи в домах наполнены были порохом и горючими веществами. Но генерал Милорадович послав Паскевича и Чоглокова с пехотой, которые тотчас и ворвались с штыками в улицы, сам с бывшими при нем генералами, устроя всю кавалерию, повел в объятый пламенем и неприятелем наполненный еще город. Рота конной артиллерии, идя впереди, очищала улицы выстрелами; кругом горели и с сильным треском распадались дома; бомбы и гранаты, до которых достигало пламя, с громом разряжались; неприятель стрелял из развалин и садов; пули свистели по улицам. Но, видя необоримую решительность наших войск и свою гибель, оставил он город и бежал, бросая повсюду за собой зажигательные вещества. Генерал Милорадович остановился в том самом доме, где стоял Наполеон, и велел тушить горящий город. Сегодня назначен комендант, устроена военная полиция, велено очищать улицы от мертвых тел».
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024

2 день (11 сентября)

«Вернейший способ сдержать слово – не давать его».
Наполеон Бонапарт

Утром решили, что надо ехать искать воду в ближайшую деревню. Карта в телефоне Organic Meps показывала наличие питьевых колодцев по пути. Решил доехать до ближайшего колодца, который находился в 1,5 км от места ночевки. Оказался приличный колодец с вкусной водой. По пути, встретил яблоню, обильно сбросившую свои плоды на дорогу. Яблоки очень крепкие и сочные. Хорошая замена воды в дороге. Далее, двинулись по маршруту.
Непродолжительное время в дороге был асфальт. Вскоре, появилась деревня Семлево и верстовой столб у дороги. Здесь, в Семлевском болоте, при отступлении Великой армии по приказу императора Наполеона был утоплен обоз с ценностями из ограбленной Москвы. Поиски клада ведутся некоторыми кладоискателями до сих пор. К болоту мы не поехали, клад не искали. С обратной стороны столба надпись продублирована на французском языке.
Через несколько километров, увидели специальное место и большой камень с надписью: «В память о воинах русской армии, павших в сражении 15 августа 1812 года». Рядом много крестов с надписями погибших воинов. В дали виднелся столб с надписями расстояний. По одну сторону верстового столба: «Париж – 2641 верст, Берлин – 1745 верст, Варшава – 111,6 верст, по другую сторону: Казань – 1013 верст, Москва – 267.2 версты, Вязьма – 29.2 версты».
Вдоль обочины дороги появились заброшенные дома и остановки. Вся территория, сильно заросшая кустами и деревьями. Дорога превратилась из асфальтовой в песчаную. Деревня Зарубежье вся покосившаяся и в развалинах. Если бы в тот час пошел дождь, пришлось пешком бы идти по песчаному бездорожью. Но тогда, в жаркую погоду, только несколько заболоченных участков встретилось нам. Автомобиль встретился только 1 раз в течение дня, и 2 –х человек в какой-то деревне. Асфальт увидели только на мосту через реку Днепр. После моста снова камень и щебенка.
Проехали верстовой столб с надписью: «Свято-Троицкий Герасимо - Болдинский монастырь. Здесь, на берегу р. Болды в мае 1530 года преподобный Герасим основал мужскую обитель. За богоугодные дела в порубежных Российских землях Герасима Болдинского нарекли чудотворцем и причистили к лику святых Русской православной церкви».
Далее, нас ждал Дорогобуш. Проехали самый большой глобус в Европе, который установлен в поселке Верхнеднепровский на площади около ПАО «Дорогобуж». Глобус выполнен на основе старого резервуара для азота. Диаметр глобуса - 10 метров, вес - 11,5 тонн. ПАО «Дорогобуж - самое большое производственное предприятие Дорогобужского района. Производственные мощности ПАО «Дорогобуж» введены в строй в 1960-1980-е годы и впоследствии модернизированы в 1990-2000-е годы. Предприятие специализируется на производстве минеральных удобрений и продукции неорганической химии. Дорогобужский завод азотных удобрений входит в топ-10 крупнейших предприятий России данного профиля. Остановились на ночевку в палатке на реке Днепр в 67 км от Вязьмы в г. Дорогобуш. Вечером прогулялись по городу, купили еды и вкусняшек.
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024


«Письма русского офицера», Ф.Н. Глинка.

«Вот сейчас только кончился штурм крепостного замка в Дорогобуже. Мы вырвали его из рук французов, захватили город, который они уже начали жечь, и провожали их ядрами, покуда не скрылись из наших глаз; а теперь сильная буря, веющая к западу, и генерал Юрковский с легкой конницей гонят их далее. Голод, стужа, и страх помрачили их рассудок и наложили немоту на уста: они ни на что не отвечают; смотрят мутными глазами на того, кто их спрашивает, и продолжают глодать конские кости. Во все эти дни неприятель беспрестанно забавлял нас потешными огнями: он подрывал много своих пороховых ящиков. Бог знает, каких только неистовств не делает этот неприятель. Он отряжает нарочные толпы для сжигания деревень, прикалывает наших пленных и расстреливает крестьян. Зато и крестьяне не спускают им. Большими ватагами разъезжают они с оружием по лесам и дорогам, нападают на обозы и сражаются с толпами мародеров».
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024


3 день (12 сентября)

«Есть два рычага, которыми можно двигать людей –
страх и личный интерес».
Наполеон Бонапарт

Ночью нас никто не беспокоил. Поутру после завтрака, сложили все имущество в сумки. В поход брали готовые блюда от «Корнидова», в основном мясные. Очень качественный продукт, но большой в объеме и тяжелый по весу. Всего взяли 12 пакетов, все были оприходованы во время пути.
Сегодня был обычный теплый летний день. Днепр в этом месте не очень широкий. Вытолкали наверх велосипеды из низины, где ночевали. На выезде из города оказался большой подъем. Много исторических зданий и не все в надлежащем виде. Проходим очередной верстовой столб с надписью: «На начальном этапе Отечественной войны 1812 года Дорогобуж стал сборным пунктом ополчения из центральных уездов Смоленской губернии. Отряды ополченцев принимали участие в обороне Смоленска».
Нашли очередную колонку с водой, пополнили запасы в бутылках. Во времена Наполеона колодцы были отравлены или выведены из строя. Едем дальше.
Видим столб с надписью: «Деревня Усвятье. Место боя русской и французской армий 12 (24) августа 1812 при отступлении русских войск. Здесь же состоялся 27 октября (8 ноября) бой в ходе русского наступления». Проезжаем деревню Хатычка. И опять очередной верстовой столб сразу за мостом с надписью: «Соловьева переправа через реку Днепр являлась важным стратегическим пунктом в период Отечественной войны 1812 года. Казаки генерала Платова, находившиеся в арьергарде 2-й Западной армии, ведя ожесточённые бои у д. Соловьево против наступавших французских войск, прикрывали отход 1-й армии генерала Барклая де Толли.
Дорога перешла в высокие холмы в 7% и аналогичные спуски. Часто приходилось спешиваться на маршруте. До Смоленска оставалось 20 км. Проехали деревню Кардымово, остановились в дачном поселке рядом колонкой для воды. Нас угостили хозяева свежими овощами и фруктами. Спасибо им за возможность остановиться на их земле. Вариантов, где можно поставить палатку, не имелось. Утором увидел новость о том, что над Смоленской областью ночью было сбито несколько «дронов».
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024


«Под знаменами Бонапарта по Европе
и России. Дневник Вюртемберского солдата»,
Якоб Вальтер.

«Мы тогда прошли Дорогобуш, Семлево, Вязьму и Гжатск. Этот марш, если его вообще можно назвать маршем, просто не поддается описанию и совершенно непостижим для тех, кто не был там тогда. Старшая жара, пыль, подобная густому туману, сплошная линия марширующий колонн и гнилая вода из колодцев, заполненная трупами людей и животных, которая могла угробить всех нас, равно как и глазные боли, усталость, жажда и голод. Боже милостевый! Как часто я вспоминал тот хлеб и то пиво, которые я ел и пил дома с таким равнодушием! А теперь я, совершенно одичавший, должен сражаться и с мертвыми, и с живыми».
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024


4 день (13 сентября)

«История соткана изо лжи, в которую все верят»
Наполеон Бонапарт

Утро наступившего дня повеяло сильной жарой. Хозяева дома ушли на работу, их дети в школу. Мы медленно собрались. Смоленск был совсем рядом. Проехали очередной верстовой столб с надписью: «4-я пехотная дивизия принца Евгения Вюртембергского утром 7.08. у с. Гедеоновка отражала атаки корпуса маршала Нея, обеспечив тем самым отход 1-й армии генерала Барклая де Толли в направлении Соловьевой переправы». Сопки перед Смоленском стали сильно беспокоить колени. Очень часто пришлось спешиваться. Скорость движения упала в разы. Ну, вот и Смоленск появился, его хорошо видно
с высоты.
Примерно, за 10 км до Смоленска, все навигаторы в телефонах увели точку на карте резко в сторону. Стало ясно, в городе глушат сигнал, значит много важных предприятий. Пришлось по заранее скаченным картам ориентироваться на местности.
Днепр делит город на две части – Заднепровье и центр (Промышленный и Ленинский районы). Смоляне шутят: «Редкая птица долетит до середины Днепра, особенно если лететь вдоль». Кажется, уж очень обмелевшим некогда судоходный Днепр, как и многие другие российские реки, в т. ч. великие северные, такие как Онега, Печора, Двина.
Можно погулять на набережной, где находится памятник князю Владимиру, крестившему Русь, а потом пешком пройтись по улице Большой Советской (бывшей Благовещенской), подняться в горку – зайти в Успенский собор. На «Смоленском Арбате» (здесь также порой можно купить картины или заказать портрет) – парке Блонье стоит памятник – бронзовый олень – слепок с настоящего подстреленного оленя. Его подняли на постамент и сделали небольшую ограду. Однако за последний день, с учетом больших перепадов высот, мы сильно устали. Оплатили и заселились в частную квартиру, устроили себе день отдыха. Пошли пробовать местную кухню.
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024


«Под знаменами Бонапарта по Европе и России.
Дневник Вюртемберского солдата», Якоб Вальтер.

«С несколькими товарищами я убрал большую кучу дров, возможно, лежавшую там совсем недолго. Под ним оказалась яма, глубиной десять или двенадцать футов. В ней стояли прикрытые соломой горшки с медом и пшеницей. Вытащив их всех оттуда, мы открыли эти горшки и увидели твердое вещество белого цвета, похожее на воск. Даже саблей трудно было выковыривать даже небольшой кусочек, но как только горшок был поставлен на огонь, все внутри его расплавилось, и стало ясно, что это чистый мед. Теперь у меня был мед, которым я питался неделю, хотя и без хлеба. Я ел и сырые пшеничные зерна, и болотный аир. Самые разные корнеплоды, в общем, все, что могло хоть как-то утолить жестокий голод"
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024

5 день (14 сентября)

«Можно выиграть бой, но проиграть сражение;
Можно выиграть сражение, но проиграть кампанию;
Можно выиграть кампанию, но проиграть войну»
Наполеон Бонапарт

Город находится на холмах и чем-то даже напоминал Киев. Сегодня – День отдыха и осмотр местных достопримечательностей.
Первое упоминание о Смоленске было еще в 863 году. Город веками стоял на пути некоторых европейских соседей и не давал им пройти в Москву. Это настоящая крепость с мощной для того времени обороной. Но и значение этого города было настолько велико, что его постоянно пытались захватывать. В итоге он провел под властью Литовского княжества более 100 лет, пока в 1513 году русские войска не смогли отвоевать город.
Через 100 лет город захватило польское войско, разрушив часть стены в 1611 году. Город был взят, но войско за время осады ослабло и не смогло продолжить движение на Москву, как собиралось. Русские войска несколько раз пытались отбить город, но удалось это только в 1654 году. С тех пор Смоленск окончательно присоединен к Российскому государству. Смоленскую Крепостную стену строили 7 лет и закончили в 1602 году. Стена защищала от любых способов прорваться внутрь. В дно котлована забивали дубовые сваи, заполняли пространство уплотнённым грунтом, засыпали булыжником – это затрудняло подкопы. А для вылазок наружу под фундаментом оставляли специальные проходы. Среднюю часть строили из двух вертикальных кирпичных стен, а пространство между ними засыпали булыжником. Такая конструкция защищала от артиллерии. Внутри оставили проходы между соседними башнями, бойницы для пушек, склады боеприпасов. Наверху была боевая площадка с зубцами – для отражения атак противника.
Свято-Успенский Кафедральный собор возвели в память о героической обороне Смоленска в 1609-1611 году. Тогда защитники города отступили в древний храм 1101 года постройки и взорвали пороховые запасы и себя вместе со зданием. Во время взрыва обрушился весь верх храма. Руины разобрали когда русская армия отвоевала Смоленск. А новое здание построили только в 1740 году. Собор не пострадал во время захвата города французскими войсками – Наполеон даже приказал охранять храм от вандалов. А когда город захватили фашистские войска, генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан после осмотра здания приказал не забирать оттуда церковные ценности. Однако во время французского нашествия из храма пропал металлический шлем, а во время немецкого – копьё святого Меркурия Кесарийского и первообраз Смоленской иконы Божией Матери.
Монумент в честь защитников Смоленска 1812 года считается одним из лучших исторических мемориалов России. Памятник «Благодарная России героям 1812 года», был установлен к 100-летию войны с Наполеоном в центре Сквера Памяти Героев. Он выполнен в виде серой скалы, на вершине которой находится охраняемое двумя орлами гнездо. Воинственный иноземец в доспехах и с мечом в руке стремится добраться к гнезду, но гордые и сильные птицы не дают ему этого сделать. Памятник, созданный по проекту инженера Шуцмана и скульптора Надольского, призван показать неприступность Российского государства.
Осмотрев основные достопримечательности и отведав местной кухни, легли спасть для раннего утреннего подъема. Решили ехать дальше по Старой Смоленской дороге, в том числе в Беларусь.
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024


«Письма русского офицера», Ф.Н. Глинка.

«Разбитые французские обозы доставили казакам возможность завести такого рода продажу, о которой ты, верно не слыхивал. Здесь, во рву, подле большой дороги, среди разбитых фур, изломанных карет и мертвых тел, кроме шуб, бархатов и парчей, можно купить серебряные деньги мешками! За сто рублев бумажками покупают обыкновенно мешок серебра, в котором бывает по сто и более пятифранковых монет. Отчего ж, спросишь ты сбывают здесь так дешево серебро? – Оттого, что нигде и тяжело возить его. Однако ж куплею этой пользуются очень немногие: маркитанты и прочие нестроевые. Но там. Где меряют мешами деньги - нет ни крохи хлеба! Хлеб почитается у нас единственной драгоценностью! Все почти избы в деревнях сожжены, и мы живем под углами в шалашах».
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024


6 день (15 сентября)
«Искусство управления состоит в том,
чтобы не позволять людям состарится в своей должности»
Наполеон Бонапарт

Утром выезжаем из Смоленска. Выходной день. Город еще спит. Снова сильный подъем на выезде в сторону Беларуси. Несколько раз срываем яблоки с деревьев по пути. На обочине в этой поездке по возрастанию были замечены: разбросанный картофель, пустые бутылки из под воды, дрова, строительные перчатки, пивные бутылки, влажные салфетки, ветошь. Нашел два пирожка с картошкой, еще теплые. На остановке попробовал, очень даже съедобные. Не понятно случайно кто-то обронил или как-то по другому произошло.
Дорога здесь – хороший асфальт, ехать одно удовольствие. Утром жарко, после обеда – небо в облаках и чуть прохладно. Проехали верстовой столб с надписью «Здесь произошел последний бой 27-й пехотной дивизии генерала Неверовского с авангардом маршала Мюрата. В результате был сорван план наполеона по захвату Смоленска и окружению 1-й и 2-й русских армий». Далее стелла о том, что от этого места началось героическое отступление дивизии Неверовского, давшее возможность русским войскам организовать оборону Смоленска.
По дороге расположен большой памятник «Героям 1912 года» – очень внушительное зрелище. Проехали поселок Красный, ничего особенного. Пообедали в Красном, далее до границы. В киоске в д. Ляды перекусили – шоколадки, вафли. вода. Пообщались с местными жителями на остановке. Решили доехать до ближайшего ресторана– 30 км от границы. К вечеру доехали в г. Дубровно. Заночевали на пляже под мостом у реки Днепр.
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024

7 день (16 сентября)

«Бояться надо не тех, кто не согласен с Вами, а тех,
кто не согласен с Вами и боится Вам об этом сказать»
Наполеон Бонапарт

Наступило утро предпоследнего дня. Его мы встретили под постом на реке Днепр в городе Дубровно. Крики чаек, всплеск рыбы не сильно беспокоил наш сон. С утра было сыро, влажно и туманно. Солнце медленно вставало из-за горизонта. По мосту на работу пошли люди.
В этот утро собирались не спеша, заговорили с бригадой электриков по вопросу маршрутов наших велопоходов. Рассказали им про свои велосипеды. Около 10.00 выехали по направлению на Смоленск. До него оставалось 110 км. Вначале заехали в город в единственный бар и решили позавтракать на дорожку, где продавали ресторанную еду. Посмотрели на историческое здание – это жилой корпус бернардинского монастыря. В камне постройки 1809 года по проекту Франтишека Ксаверия Любомирского, но сейчас сохранился только жилой корпус. Куда делся костел, как он располагался – не известно. Закупились провизией в супермаркете и двинулись в путь.
Белорусское полесье радовало глаз на всем протяжении. Васильки и незабудки повсюду сопровождали нас. В дороге решили за 20 км до Смоленска заночевать в лесу, желательно подальше от населенных пунктов. Ничто не могло поменять наши планы. Повсюду стояли стога собранной пшеницы. Поставили палатку засветло на поле возле неизвестного населенного пункта. Эта земля оказалась фермерской. Приехал хозяин, просил не мусорить. Рассказал про свой бизнес. Жаловался на местных крестьян, которые часто выпивают и не приходят на работу. Многие уходят к фермерам в Беларусь. Но он постоянен и бизнес ему нравиться. Все хотел нам привезти 3 литра натурального молока. Жаль, не имени, не фамилии мы его не спросили.
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024


«Под знаменами Бонапарта по Европе и России.
Дневник Вюртемберского солдата», Якоб Вальтер.

«Так, однажды вечером, я отошел от колонны, чтобы в ближайшей округе найти соломы для лошади и ржаных зерен для себя. Я был не одинок, поскольку множество голодных солдат повсюду искали пищу, а если найти ничего не удавалось, они собирали капустные стебли, здесь и там торчавшие из под снега, вырезали из них сердцевину, и эти маленькие обледенившие шарики медленно оттаивали в их ртах. И, тем не менее, мне снова повезло. Я нашел не разграбленную деревню. И в ней несколько снопов пшеницы. Я положил снопы перед лошадью и сорвал несколько колосьев. Я очистил зерна, затем положил их. Смешав с соломой в ручную мельницу, найденную в доме, и по очереди с несколькими другими солдатами, смолол немного муки».
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024

8 день (17 сентября)

«Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу
над войском львов, возглавляемых бараном»
Наполеон Бонапарт

Наступил последний день похода. Утром, проснувшись, увидели, что на полях мирно паслись лошади. Они были грациозны и ухожены. После завтрака двинулись в путь. Иногда встречали проезжающую телегу, запряжённая двумя лошадьми, на нас лошади не боялись. Значит «железные кони» и лошади друг друга не бояться. Очень быстро доехали до Смоленска. При въезде в город, на заправке, перекусили неполезной едой (гамбургами). В город заехали по знакомой нам дороге, пообедали в приличном кафе и медленно покатили к железнодорожному вокзалу. Ранее, обследовав все подступы к нему, обнаружили маршрут по проезжей части, допускающий возможность не подниматься на высокие переходы к путям или к самому вокзалу. Далее, знакомые нам манипуляции по разборке велосипедов и складированию их в чехлы. Поездная бригада оказалась также, что и везла нас до Вязьмы.
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024

«Под знаменами Бонапарта по Европе и России.
Дневник Вюртемберского солдата», Якоб Вальтер.

«В этой непривычной суете, когда мне почти не удавалось поспать – пожалуй, лишь несколько часов за четыре или пять дней - ремень, которым моя лошадь была привязана к моей руке, кто-то перерезал и увел мою лошадь. Так как я привык всегда просыпаться, когда тянул за ремень, чтобы проверить, все ли в порядке с моей лошадью, в тот раз, потянув за него, я ничего не почувствовал. Я вскочил на ноги – и что теперь делать? Это была катастрофа».

Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024
Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024

9 день (18 сентября)
Вагон оказался полон пассажиров. Всю ночь был слышан жуткий храп. Поспать толком не удалось. Из сервиса в поезде очень понравились стаканы в вагоне. По приеду захотели себе купить полный набор стаканов и подстаканников с символикой ОАО «РЖД». Поезд прибыл в назначенное время на Московский вокзал Санкт-Петербурга. Быстрый вынос из багажного купе и сбор велосипедов. Город встретил нас сыростью и прохладой. Далее по привычной дороге двинулись домой.

ВЫВОДЫ: По итогу пути сломался держатель бутылки воды на передней раме. В сухую погоду Старая Смоленская дорога на участке в 14 км легко проходима. Общий маршрут пробега составил 410 км.
В целом, велопоход – хорошее отвлечение мозгов от работы. Кто хорошо работает, тот хорошо и отдыхает. По ходу движения мы получаем новые впечатления, знания, эмоции. После каждой поездки мы возвращаемся немного другими. Ведь наш кругозор расширяется. Путешествие – это прекрасно.
Так что готовимся к следующему велопоходу…
P.S. Якоб Вальтер и около 600 человек с ним из общего состава Великой армии в 200 тысяч человек вернулись живыми к себе на историческую Родину. Дошли, будучи хромыми и больными. Они не знали, что через несколько дней Наполеон готовил новый освободительный поход…

vadimovich
участник
 
Сообщения: 67
Регистрация: 07.01.2014
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Возраст: 54
Страны: 4
Отчеты: 21
Пол: Мужской
Туризм цены Россия

Re: Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024

Сообщение: #2

Сообщение АЛебедев » 30 ноя 2024, 12:27

В начале октября этого года я планировал сплавиться от Семлёво до Дорогобужа по реке Осьма, но не срослось. Надеюсь, в следующем году осуществить этот план. Пока читаю книги об этом районе.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6569
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 350 раз.
Поблагодарили: 1211 раз.
Возраст: 61
Страны: 19
Отчеты: 34
Пол: Мужской

Re: Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024

Сообщение: #3

Сообщение quagmire_swamp » 01 дек 2024, 11:39

Интересно, особенно цитаты воспоминаний тех времен.

"В шестисоттысячной армии Наполеона сражались солдаты более 20-ти национальностей – французы, поляки, голландцы, итальянцы … и в том числе, конечно, жители немецких земель. Одним из них был солдат Якоб Вальтер (1788 – 1864) – простой строитель – каменщик из маленькой земли Вюртемберг, что на юго-западе Германии. Будучи призванным, как и многие его соотечественники, он прошел, сражаясь по всей Центральной Европе с 1806-го по 1809-й годы. Но главным событием его военной карьеры оказалось участие в Русской кампании 1812-го года. Ярко и очень эмоционально он описывает страшные события той войны – она заняла две трети объема его небольшой книги. И как у всех солдат, у него была одна задача – выжить. Голод, холод, кровь, смерть, пожары, встречи с казаками и разбойниками – обо всем этом он, человек, в общем, не очень образованный, рассказывает увлеченно и подробно. Он практически не жалуется на трудности – он твердо верит, что вернется домой живым и невредимым. Но кроме описаний различного рода неприятностей, есть в его книге и своеобразный юмор, и личные размышления, и даже этнографические зарисовки. Краткость и сочность языка изложения Якоба Вальтера, несомненно, увлечет пытливого читателя, ему не удастся остановиться, не узнав, как и чем закончились его удивительные приключения во время победного шествия армии Наполеона по Европе и его жалкого отступления из России". (с)
quagmire_swamp
новичок
 
Сообщения: 14
Регистрация: 20.10.2024
Город: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 32

Re: Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024

Сообщение: #4

Сообщение vadimovich » 01 дек 2024, 12:32

Спасибо за подробные уточнения по Якобу Вальтеру.
vadimovich
участник
 
Сообщения: 67
Регистрация: 07.01.2014
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Возраст: 54
Страны: 4
Отчеты: 21
Пол: Мужской

Re: Старая Смоленская дорога на двух колесах 2024

Сообщение: #5

Сообщение АЛебедев » 01 дек 2024, 13:48

Борис Ярочкин в книге "Вяземская сеча" красиво описал октябрь 1941 г. События происходили как раз в районе велопохода. Язык в книге мне очень понравился.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6569
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 350 раз.
Поблагодарили: 1211 раз.
Возраст: 61
Страны: 19
Отчеты: 34
Пол: Мужской




Список форумовЭкс-СССР форумРОССИЯ форумОтзывы о путешествиях и отдых в России



Включить мобильный стиль