Вокруг Алматы много красивых мест. Имею ввиду не однодневные треки в горы Заилийского Алатау (коих здесь множество), а природные достопримечательности расположенные в радиусе 300 км от города. Посетить наскоком их все не удастся, поэтому попытался сложить удобный маршрут. Однако при подготовке столкнулся с недостатком актуальной информации по практическим вопросам такого путешествия. Поэтому решил составить короткий отчет для автолюбителей (по состоянию на август 2024 года) – может кому-то пригодится…
Алматы – Национальный парк Алтын Емель (260 км)
Выезжали около 10 утра. Автотрасса хорошего качества. Перевал Алтын Емель заново асфальтирован весной 2024 года. Пропуск в парк необходимо получить в офисе в населенном пункте Басши (много указателей ведут к нему). Учитывайте, что обед в кассе длится там с 13.00 до 14.30. Мы попали в перерыв и прождали тут около часа. Стоимость билета на 2 дня для 3 взрослых обошлась чуть более 5 тысяч тенге. Дали квитанцию, карту и предупредили, что передвижение на автомобиле по парку разрешено только в светлое время суток.
В селе видели несколько небольших продуктовых ларьков, но все они были закрыты. То ли суббота, то ли сиеста. Поэтому, особо не рассчитывайте пополнить здесь свои запасы.
Далее едем на юг. Нормальный асфальт еще около 15 км. На выезде из аула Актобе начинается гравийка. Нужно остановиться и спустить шины до 1,9-2,0 атмосфер. Дороги в парке с определенной периодичностью расчищаются грейдером. Местами это укатанный песок, местами каменистая колея. Много участков с гребенкой, когда от тряски руль вырывает из рук. Подъемов – спусков нет. В целом, проехать можно даже на пузотерке.
Не доезжая 1,2 км до 700-летней ивы, поворот на восток. Возле него стоит указатель с описанием достопримечательностей. В целом, если быть внимательным, указатели из темного дерева расположены на протяжении всего пути – не заблудитесь. Отсюда до Белых гор 43 км. Минут через 10 расположен КПП со шлагбаумом - там проверят билеты. Если едете с намерением ночевать, нужно предупредить охранника, потому что в районе 19 часов выезд из парка закрывают. А далее снова кочки и ухабы. Дорога выматывает. Но нужно сохранять концентрацию за рулем, поскольку встречаются острые камни, от которых лучше поберечь шины.
Путь от начала гравийки до гор Актау занял у нас около 2 часов. Прибыли под закатное время. Первую площадку для кемпинга смело проезжайте. Дальше будет еще одна – в самом конце дороги. На площадке для кемпинга было 4 автомобиля. Но пока мы гуляли, народ разъехался. Ночевали только мы, да еще одна семья. Место оборудовано двумя деревянными туалетами и несколькими беседками. Есть также два каменных здания, одно из которых обозначено как капитальный туалет, но они были напрочь закрыты.
С сумерками наступило время звезд. Такое ночное небо не увидеть в городе. Отчетливо просматривается Млечный путь. Ярко вспыхивают падающие Персеиды (все-таки август – это их время). От количества спутников рябит в глазах.
К полночи налетели облака, вспышки метеоров сменились всполохами молний. Палатку покачал ветер. Дождь покапал несколько раз, но по-настоящему пойти не решился.
Утро выдалось облачным, но к 9 часам, солнце дало угля. Пейзажи осветились яркими красками. Рассвет и закат лучшее время для созерцания природы. Самый удобный способ пройтись вглубь каньона – по руслу высохшей в августе реки. Аккуратно спуститься туда можно прямо от площадки для кемпинга.
В районе 11 часов выехали назад. После дождя гребенка показалась более сглаженной. Дорогу до Басши одолели за полтора часа без приключений. Не доезжая до аула поворот на запад – это путь к Поющему бархану. Здесь 41 км гравийки хорошего качества. Ехал под 80 км/ч. Только после второго КПП качество полотна становится хуже, появляется много поворотов. Уже особо не разгонишься. Меньше чем за час добрались до парковки у дюны. Тут также работает деревянный туалет, а каменная капитальная уборная хоть и была открыта, но, вызывала сомнения в своей стерильности.
На парковке три автомобиля. И это в воскресенье в середине дня. Походили вокруг – очень жарко. Кроссовки быстро набились песком. Если взять с собой баклажку технической воды, то можно в беседках у парковки помыть ноги.
На обратном пути к Басши нас нагнал дождь, который смыл всю пыль пустыни с машины. Колеса подкачивали на асфальте. И дальше в путь до горячих источников Чунджи (Шонжы).
Басши – Чунджа 230 км
Трасса нормального состояния. Есть участки, где ямочный ремонт создает эффект отсутствия дороги. Есть куски с волнообразным асфальтированным покрытием. Местами весьма абразивное полотно. Но это я уже придираюсь.
В Чундже много заправок, магазинов – можно пополнить запасы.
В горячие источники заглянули на одну ночь. После пустыни хотелось освежиться, смыть пыль прерий. Купались вечером (в нашем отеле бассейны открыты до 23 часов), купались утром, позавтракали и поехали дальше.
Чунджа – Лунный каньон 115 км
Выбрали путь по R-24 мимо аула Аксай. Ничего особо плохого о трассе сказать нельзя. На Лунный каньон ведет грунтовка по глине, протяженностью 5 км. Советую объезжать лужи, если вы на обычных колесах для города. Глина забивает протекторы и машину начинает «вести».
Здесь помимо нас был только один автомобиль с туристами. Но они скоро уехали, а мы устроили пикник над обрывом в каньон. Солнца нет, не жарко, почему бы не помедитировать.
Из-за отсутствия освещения фотографии получились «тяжелые». А облака тем временем прорвались дождем, и мы еле успели проскочить посуху глиняный участок.
На обратном пути мы еще раз заедем сюда, чтобы оценить достопримечательность при свете солнца.
Впечатления совсем иные. Не хуже, не лучше – просто другие.
В ясную погоду заиграли красками утесы, сходные с палитрой художника в Долине смерти.
Желтые стены каньона напомнили цвета Забриски поинт, известного по киновестернам ХХ века.
И удивительно, что тут никого нет. Место одиночества.
Лунный каньон – Черный каньон 19 км
Это смотровая площадка, для посещения которой даже не придется съезжать с дороги.
После дождя каньон предстал свежим, умытым, молодцеватым. Но скорее не черным, а каким-то зеленым, наполненным огуречной водой…
Черный каньон - Саты 65 км
В целом неплохая асфальтированная дорога. Вот только пролететь ее за полчаса не получиться. Часть маршрута проходит по населенным пунктам. А еще есть участок километров в 5, где покрытие потекло: колдоебины там сменяются выбоинами. Прямо как в известном анекдоте.
В Саты мы въехали после обеда в понедельник. Новая порция дождя сменилась солнцем и радугой. Первый же отель, в который мы заехали, предложил любой из 11 номеров на выбор – все свободно. Заселились за 8 000 тысяч тенге с человека. Завтраки по желанию за 3 000 тенге/персона.
Саты - Кольсай 14 км
Пока светило солнце решили съездить к озеру Кольсай – 1. Въезд на территорию Нацпарка около 500 тенге с человека. На финише маршрута большая парковка, магазины, кафе. Неподалеку, огромное количество кемпингов с юртами и два больших отеля. Что – почем не узнавали. Пока добирались, небо накрыла новая полоса туч. Вокруг стало мрачно, воды озера казались мутно серыми. И вообще на высоте 1900 метров было холодно и ветрено. Посозерцав сие 5 минут, и успев замерзнуть в футболках с коротким рукавом, мы ретировались в Саты на ужин.
По поводу поездки на Кайынды. С обоих концов аула есть две парковки, где предлагают свои услуги водители УАЗиков и джипов. Можно остановиться и договориться с ними на месте. Ценник такой: УАЗ Буханка 20 000 тенге со всех пассажиров за поездку туда – обратно. Джипы просят по 25 000. Мы выбрали джип, потому как водитель согласился подождать нас два часа на парковке, пока мы погуляем вокруг озера.
Была мысль поехать на Кайынды самому. Но все-таки две переправы через горные ручьи отпугнули. Даже в августе они весьма полноводны. Взять джип было правильным решением.
Саты – озеро Кайынды
Ночью громыхало в горах как на трубопрокатном заводе. Зато утро встретило ясной погодой. В 9 часов позвонил водитель, договорились выехать в 9.40. Джип забрал нас на парковке у отеля. Путь до озера составил не более 30 минут. Оплатили вход в Нацпарк – оказалось, что этот билет в тот же день действителен и для озера Кольсай. От нижней парковки к озеру ведет подъем около 1,5 км, и водитель порекомендовал нам воспользоваться такси-УАЗиком, которые бегают туда-сюда по мере наполнения салона. Стоит такая услуга 500 тенге с человека. Но и от верхней парковки к озеру придется прогуляться около 500 метров.
По моему скромному убеждению, виды на озеро Кайынды лучше во второй половине дня, а вот для Кольсая-1 подойдет утреннее время. Тут мы ошиблись, но делать было нечего.
Неспешная прогулка вокруг озера занимает полтора часа.
Если вас оставят на озере на 1 час, то все придется делать галопом и во все смотровые точки заглянуть не получится.
Потому как даже на таксо + прогулка до озера уже занимает около 15 минут. То же время на обратный путь. В общем, порелаксировать на берегу не получится…
Саты - Кольсай 14 км (попытка №2)
Помня о вчерашнем опыте, взяли с собой свитера. Но погода разгулялась и было очень жарко.
От парковки к озеру ведет длинный спуск, половину которого можно преодолеть на Газели за 200 тенге с человека. Далее по деревянным ступеням к самой воде.
Карты рисуют пешеходные маршруты вокруг озера, но с восточной стороны местами такой крутой осыпной склон, что назвать подобную экскурсию «прогулкой» не повернется язык.
На Кольсае открыт прокат лодок и катамаранов. Стоимость 5 000 тенге за полчаса и 10 000 за час аренды. Никакие документы и/или залог не требуют. Вода спокойная и кататься тут хорошо. Только на воде чувствуешь тут какое-то уединения, потому как даже в рабочий день народа много.
Для похода на Кольсай-2 нужно закладывать почти целый день. Мы не пошли. Нужно же что-то оставить для следующего путешествия.
Вечером в Сатах осмотрели местные луга и любовались закатом над горами.
Саты небольшая деревушка в 500 домов. Летом проживает около 1 200 человек, но на зиму многие разъезжаются из-за холодов, которые тут не редкость. Местные ведут туристическую деятельность. Рассказывают, что дорогу на Кайынды обеспечивают 98 УАЗиков. Кто-то строит гостиницы, кто-то держит кафе или магазины.
Продуктовые работают по своему собственному режиму. Чаще их можно было застать открытыми вечером. Ассортимент очень небольшой.
А кто-то традиционно разводит скот. На главной улице аула чаще можно встретить коров или лошадей, чем автомобиль. Тихая и неспешная сельская жизнь.
Саты – Комирши 170 км
Утром выдвигаемся в сторону Кегена. Там есть заправки и магазины с большим ассортиментом. Далее держим путь в сторону Нарынкола, но в районе деревни Сарыжаз уходим налево к горам. Они тут на редкость живописные, но малопосещаемые. От Сарыжаза до Комирши ведет отличная асфальтированная дорога. Как только въедете в селение, будет мост. Сразу за ним нужно повернуть налево на грунтовку. И ехать по ней к ущелью, сколько сможет ваш автомобиль.
Мы совершили ошибку, свернули налево ДО моста. И по грунтовке доехали до фермы и горной речки. Далее решили погулять по едва заметной стежке. Маршрут завершили на вершине холма (координаты по Google Maps: 43.09094754213196, 79.63885147857091)
Виды во все стороны отличные. А посетить само ущелье, видимо, придется в следующий раз.
Комирши – Чарынский каньон 121 км
На Чарынском каньоне мы бывали ранее, но сейчас хотелось именно заночевать тут. Вечерние прогулки по каменному желобу, красочный вечерний свет, глубокое ночное небо, а еще возможность встретить рассвет на смотровых площадках. Около 16 часов обратились в сервисный центр. Оказалось, что есть три варианта ночлега: домик с душем и туалетом (55 000 тенге за ночь), дом-палатка с удобствами в здании администрации (40 000 тенге), ночевка в вашей палатке на территории парка (бесплатно). Последний вариант осложнялся тем, что кемпинг зона с туалетом расположена у берега реки. А туда еще надо добраться со всем оборудованием.
Решили не мучаться, а сняли домик на одну ночь, где вполне комфортно разместились вчетвером. Но одному человеку пришлось спать на полу в спальнике. Некоторое время ушло на заселение, поэтому к закату мы опоздали. Солнце падало за горизонт и удалось поймать только его последние отблески.
Вниз к реке спустились на сафари-машинах (проезд 500 тенге). Ребята говорили, что они катаются до 18 часов, но по факту работали дольше и вывезли снизу всех желающих.
Мы же гуляли по сумеречному каньону почти в одиночестве.
А на смотровые площадки забрались уже при свете луны. А вот посмотреть ночное небо как на Актау здесь не удалось. Световое загрязнение от здания администрации парка лишает уникального зрелища.
Утром с балкона домика видели зайца. Он сидел в 15 шагах от нас и долго решал в какую сторону идти по своим заячьим делам. У нас был более четкий план – встречать рассвет. Красное солнце будто подбросило, но оно тут же спряталось за кружевами облаков.
В рассеянном утреннем свете каньон выглядел торжественно и таинственно. Пожалуй, это лучшее освещение для Чарына.
На рассвете обнаружили несколько палаток, которые стояли на верхних смотровых площадах. Некоторые туристы ночевали прямо в беседке, завернувшись в спальники. Видимо, не все успели или захотели добираться до оборудованной стоянки в конце каньона.
После прогулки приятно еще поспать пару часов в прохладном домике.
Около 10 утра мы еще раз вернулись на смотровые площадки, но отвесный перпендикулярный свет уже портил впечатление. Домики нужно сдать до 12 утра. Душ и снова в путь.
Чарынский каньон – озеро Иссык 180 км
Это завершающая точка по пути домой. Озеро Иссык посещали в июне, но попали в грозу, туман и поэтому промокли больше, чем что-либо увидели. Вот такие были виды в июне.
Сейчас была отменная погода. Виды здесь прекрасные во все стороны. Цвет воды под голубым небом тоже преобразился.
Цена за вход около 500 тенге с человека. Асфальт до парковки. Оттуда около 500 метров до озера пешком или на гольф-каре.
Вокруг Иссыка можно пройти маршрут в половину окружности. Можно любоваться пейзажами с прибрежных холмов, можно спускаться к самой воде. Гуляли около двух часов.
В завершении хочу сказать, что Восточная Алматинская петля природных красот не ограничивается данными достопримечательностями. На этом маршруте можно довешивать другие точки. Я только хотел поделиться с вами практической информацией, которая, надеюсь, поможет вам насладиться Вашим автопутешествием.
Спасибо!