Обойдя достопримечательность с севера, расстался с надеждой найти подходящую тень в обширном парке, примыкающем к форту с северо-запада.
Возможно, тень есть у «башни Пакистана», но я от маршрута отклоняться не стал.
Да и в сикхский некрополь решил не ходить. Даже не помню, открыт ли он.
Видимо, меня больше волновал вопрос, как попасть на вечернюю экскурсию в форт. Проводится такая экскурсия по субботам и воскресеньям. Стоит то ли 1000, то ли 1500 рупий, стартует, по-моему, в 18.30 и занимает около двух часов. В Интернете есть масса предложений с ценами от 2000, но относительно того, где она начинается и проводится ли на самом деле, в сети информация противоречивая. Чтобы развеять эту «мучительную неопределенность», я и старался не отвлечься от задания самому себе – узнать все в кассах или информационном центре. В кассах удалось только купить билет за 500 рупий за посещение Шахи Лила днем, в информационном центре тоже не смогли помочь, но на жизненном пути оказался гид, который нужными мне сведениями и поделился, а я, неблагодарный, от его услуг отказался. Правда, извинительно объяснил, что при такой температуре воздуха мой мозг может впитывать только воду, а не ценную информацию.
Форт сам по себе историческая и архитектурная ценность, но в нем еще 21 своя, так сказать, фортовая достопримечательность и несколько секретных туннелей. Конечно, почетней было бы входить в форт, вернее въезжать на слоне, через ворота Аламгири (Баб Аламгир, Bab Alamgiri) - единственной крупной постройкой в форте, возведенной при императоре Аурангзебе (сыне Шаха Джахана) в 1674 году, после которого начался закат империи Великих Моголов. Ворота Аламгири расположены в западной части форта, соединяют главный комплекс форта с прилегающим садом Хузури Баг (Huzuri Bagh) и были спроектированы таким образом, чтобы через них мог пройти императорский караван на слонах. На воротах нанесен или вырезан узор в форме лепестков лотоса, который является одним из символов Пакистана и изображен на пакистанских купюрах.
Но главный вход в форт сейчас – через ворота Шах Бурдж (Shah Burj Gate), являющиеся частью знаменитой Картинной стены или Стены Джахангира, и которые называют «Божественным Троном». Ворота были построены императором Шах-Джаханом в 1631-32 годах, а в 2020 году открылись после реставрации. Ну а Стена Джахангира (Deewar Jahangiri), самое большое подобное архитектурное произведение в мире, - это северо-западный фасад форта, выложенный глазурованными изразцами и мозаикой площадью почти 7000 квадратных метров, изображающей охоту и королевский отдых.
Если после ворот Шах Бурдж свернуть налево в арку,
то можно восполнить горечь от невозможности пройти через ворота Аламгири, так как тут начинается лестница для слонов из 58 ступеней - Хати Паер (Hathi Paer), что буквально означает «Слоновья нога». Она была построена в 1631 году с необычайно широкими и невысокими ступенями, чтобы позволить королевским слонам подниматься на самый верхний уровень форта.
(склад с треугольной крышей на зеленой лужайке – пороховой склад Баруд Хана, построенный англичанами)
Я не слон и на верхний уровень поднялся по дороге. Хотя, мог бы не идти пешком, а пару сотен метров и проехать.
Башенка – это ворота Аламгири.
Дорога заканчивается у мечети Моти и примыкающего к ней Мактаб-хана - КПП времен Великих Моголов.
Надо было бы сразу в мечеть и зайти, но я захотел посмотреть на округу со стены форта.
А на обратном пути про мечеть забыл. А зря. Моти Масжид (Moti Masjid) или Жемчужная мечеть, была построена полностью из белого мрамора (но не украшена жемчугом или драгоценностями, несмотря на название) при императоре Джахангире в 1631–1632 годах и расширена Шахом Джаханом в 1654.
Почти все постройки Шахи Кила расположены на северной половине форта, а южную половину занимает огромная лужайка, называемая парком,
с любой точки которой виден Диван-э-Аам (Deewan-e-Aam), зал аудиенций, построенный Джахангиром в 1628 году и законченный при Шах Джахане в персидском стиле «Чехель Сотун» (то есть «сорока колонн», самым ярким образцом которого является дворец «Чехель Сотун» в иранском Исфахане). Этот диван служил императорской приемной для простых подданных и местом публичных слушаний. Особенностью зала является мраморная «джарока» или тронная галерея, выступающая из его задней стены.
Зал был практически разрушен из-за войны за власть во времена правления сикхов (сохранилась лишь часть пола) и восстановлен при англичанах в 1849 году, после чего служил госпиталем. Диван-э-Аам сейчас является центром всех мероприятий и первым местом, которое посещают туристы.
За Диван-э-Аам (вид зала сзади)
начинается целая серия прямоугольных императорских садов-дворов, большая часть которых создана при Шах Джахане. Так сказать, где родился, там и пригодился.
С севера к Диван-э-Аам примыкает Чахарбах Джахангира (Chaharbagh of Jahangir) - четырехугольный сад Джахангира. Строительство началось во время правления Акбара и завершилось при Джахангире (1617-18 гг.). Планировка сада отличается от других садов Великих Моголов, в основе которых - планировка персидского райского сада. Четырехугольник Джахангира образован концентрическими прямоугольниками с фонтаном в центре. А архитектурными элементами окружающих двор-сад зданий являются фигуры слонов, кошек и павлинов.
Северную сторону сада ограничивает Барри Хвабга (Barri Khwabgah) - спальня Джахангира. Нынешнее здание представляет собой версию реконструкции британской эпохи. Сейчас спальня используется как музей, в котором хранятся древности Великих Моголов, в том числе макет Тадж-Махала из слоновой кости. Расположенный рядом со спальней маленький павильон Сех Дахри (Sehdari Pavilion) был построен в период правления сикхов и в настоящее время находится на реставрации.
Пройдя из двора Джахангира на запад, оказался в четырехугольнике (дворе) Шах-Джахана —классическом чахар-баге (саде-дворе, состоящем из четырех частей, по примеру персидских садов), рядом с которым можно укрыться в тени в Диван-и-Хас (Зале для особых аудиенций). «Здесь император встречался с придворными и государственными гостями и участвовал в ежедневной церемонии даршана («даршан» на санскрите означает «зрение» и «созерцание»)». В центре павильона расположен неглубокий фонтан.
На противоположной, южной, стороне двора-сада располагалась (здание сохранилось) Хвабга-и-Шахджахани (спальня Шаха Джахана).
Рядом со спальней находятся королевские бани, построенные для Шах Джахана в 1624 году (с горячими водо– и аэропроводами), выходящие на Пайен Баг (Нижний сад) – женский сад - сад для дам – членов королевской семьи с мощеными дорожками, бассейном и входом в женскую мечеть.
Северная часть женского сада ограничивается с запада Кала Бурдж, а с востока - Лал Бурдж (вход из двора Шаха Джахана). Кала Бурдж (Черная башня или Черный павильон), возведена в 1617 году. Говорят, что сводчатые потолки павильона украшены изображениями ангелов в европейском стиле. Не могу это подтвердить, так как вход в павильон был закрыт. Тем более, что фрески англичане заштукатурили, пристроили третий этаж и открыли винный бар.
Восьмиугольная Лал Бурдж - Красная башня (хотя из-за кирпича красной выглядит черная башня) – похожее на Кала Бурдж трехэтажное здание летнего павильона, основные окна которого, выходящие на север, предназначены для улавливания прохладного бриза.
Дальше на запад путь перекрыт, и, надо было идти в обход, чтобы попасть во двор Шах Бурдж, расположенный в северо-западном углу форта, с наиболее сохранившимися и украшенными достопримечательностями – Шиш Махалом и павильоном Наулакха.
Проход в Шах Бурдж платный (100 рупий, для пакистанцев тоже), через двор с одной супомянутым уже Кала Бурж, а с другой стороны - с Аат Дарра, что буквально означает павильон с восемью порталами, который был построен у первоначального входа в Шиш-Махал Махараджем Ранджитом Сингхом. Павильон использовался в качестве суда и отмечается за позолоченные фрески, зеркала и резной потолок (сейчас на реставрации).
В этом дворе встретил первых самостоятельных иностранных туристов - парня с девушкой - за все путешествие. (пара небольших группок с гидом встретилась в форте ранее).
Шах Бурдж, построенный Шахом Джаханом в 1632 году, служил резиденцией его любимой жены - императрицы Мумтаз во время ее визитов в Лахор. С северной стороны двора располагается дворец Шиш Махал, с западной – павильон Наулакха (буквально: здание стоимостью 9 лакхов, то есть 900000, рупий), похожий на слоника.
Благодаря высокой стоимости посещения посетителей практически нет. Дворец Шиш Махал также называют Зеркальным дворцом из-за его сияющих стен, украшенных бесчисленными кусочками зеркал и стекла (изначально эти зеркала сочетались с настоящим жемчугом, драгоценными камнями и бриллиантами.). «История, связанная с этим сооружением, гласит, что однажды ночью Мумтаз приснилось, что она парит в воздухе и может дотянуться до звезд. Проснувшись, она с тоской рассказала свой сон императору, который, в свою очередь, попросил лучших мастеров своей империи построить единственный в своем роде дворец. На завершение строительства ушёл год. Таким образом, в 1632 году Шиш Махал стал последним сооружением двора Шах Бурдж. Кроме оптического дворец известен и своим акустическим эффектом – слышно разговор, происходящий на другом конце дворца. Да и вид из дворца открывается на картинную стену.
Павильон Наулаха был построен из белого мрамора, покрыт характерной криволинейной крышей и щедро украшен внутри цветочными узорами из агата, нефрита, лазурита, авантюрина(золотого камня).
Из павильона открывается вид на купола Мечети Бадшахи и сикхского некрополя.
Вид впечатляющий, так что я даже забыл про летний дворец – комплекс комнат под Шах Бурдж (хотя не уверен, можно ли в него попасть) - и отправился на другой конец форта в воротам Баб Акбари, служившим главным входом до правления императора Аурангзеб, который возвел себе ворота Аламгири, хотя и эти ворота достаточно широки для прохода слонов. Ворота получили свое название от Акбара, который приказал их построить в 16 веке.
Возвращался по южной стене, которая спускается террасами.
Возвращался, завидуя розам.
Потому что их поливали. А гулял я по форту неожиданно долго, более двух часов.