Конья - древний греческий Иконион (Иконий) - город с длинной и насыщенной историей: здесь пребывал (причём "довольно времени") апостол Павел, здесь родились святые Фёкла и Параскева Пятница, её брал во время Третьего крестового похода император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, здесь жили Омар Хайам и Джалаледдин Руми. А в течение 250 лет (четверти тысячелетия, как-никак!) Конья была главным городом самого известного из сельджукских государств - столицей Конийского (Румского) султаната.
Но больше всего Конья известна как неформальная столица кружащихся дервишей, один из главных мировых центров суфизма и, пожалуй, самый религиозный город (по крайней мере, из больших) Турции. Но обо всём об этом я подробнее расскажу позже, а начну, как обычно, с логистики.
..........
Впрочем, с логистикой как раз всё очень просто: со средиземноморского побережья (из Антальи или Аланьи), за отсутствием там железной дороги (в самой-то Конье она есть) ехать в Конью нужно на автобусе. Единственный "интеллектуальный" момент здесь - выбрать автобусную компанию, поскольку между городами А и В в Турции, как правило, работает несколько таковых: в одних регионах одни, в других - другие, но в каждом конкретном случае вы наверняка увидите в расписании в среднем 5-8 "лэйблов". И вот тут, по своему опыту, могу сказать: выбором среди них некоей "правильной" можно не заморачиваться, поскольку проблемы (я не имею в виду опоздание в 20-30 минут - это не проблема, а данность, к которой надо быть готовыми) могут случиться с каждой. С любой, даже самой "раскрученной". Поэтому просто выбирайте рейс по удобному времени и цене (вот она-то может отличаться, порой заметно), ну и по плановому времени в пути: оно частенько тоже разнится, хотя, как я уже сказал, ничего не гарантирует.
Нужно ли покупать билет на междугородние автобусы заранее? Утверждать не буду, но скажу так: я ни разу не ездил на автобусе, заполненном больше, чем наполовину (от силы, и то крайне редко и только на отдельных отрезках - на 2/3), поэтому и билет на них можно было приобрести тут же, на автостанции (но не в общем окошке, которого нет, а в офисе конкретной компании), хоть за минуту до отправления. Так что если у вас нет работающей за рубежом карты или друзей с такой картой, проблем на 99% не возникнет, и вы нормально уедете, как и планировали. Тем не менее, если вы жёстко завязаны на определённый график и хотите гарантированно уехать именно этим автобусом в такое-то время, да ещё выбрать место (например, в одиночном ряду, если вы один, или, наоборот, рядышком, если вдвоём, а то и просто с не солнечной по ходу движения стороны), лучше всё-таки побеспокоиться заранее: искать сайт конкретной компании не обязательно, в Турции есть несколько агрегаторов (я традиционно использую http://www.enuygun.com, но не потому, что он чем-то лучше, а просто "так повелось"), цены на которых везде одинаковые и, кстати, не отличаются от цен на "прямых" сайтах автобусных компаний (скидок за предварительную покупку и всякие "туда и обратно" нет). Именно так я, как человек беспокойный, любящий порядок и предсказуемость и строящий маршруты с высокой степенью временной привязки, и поступил, купив всё заранее, но, повторюсь, жизнь показала, что реальной необходимости в этом не было (тем не менее, в следующий раз я снова поступлю так же - не люблю сюрпризы).
Цены на автобусы в Турции нынче не такие уж дешёвые: например, маршрут Аланья-Конья стоит 350-400 лир, что в переводе на наши соответствует 1200-1300 рублям (по реальным деньгам с учётом всех курсовых конвертаций). Ну, то есть, в переложении на километраж получается примерно так же, как и в России: на днях я покупал билет из Питера до Приозёрска - он стоил 400 рублей при расстоянии 135 километров, что вполне сопоставимо.
Из Аланьи (как и из Антальи) до Коньи автобус едет 4.5-5 часов (в расписании "моего" автобуса значилось 4, но всё равно вышло 4.5). Почему так долго, ведь ехать всего 300 километров? Во-первых, по пути он заезжает в Манавгат, что хоть небольшой, но крюк, да ещё там на автостанции сколько-то времени, да стоит. Во-вторых, значительная часть дороги проходит по горам, где она, понятное дело, порой виляет, кружится и "серпантинится" - не "забалуешь" и не разгонишься. А в-третьих, уже незадолго до Коньи, в Сейдишехире, автобус делает аж получасовую остановку, предназначенную, как я понял, регламентом для отдыха и перекуса водителю. Ну и для "справления естественных надобностей" всеми желающими. Есть и ещё один нюанс: автобус могут тормознуть (происходит это выборочно, как повезёт) на посту жандармерии для проверки документов у пассажиров. Выходить никуда не надо, всё делается прямо "на борту", но всё равно - пока автобус отъедет в "карман", пока проверяющий зайдёт, пока у всех посмотрит местные "ID", пробивая их на планшете (русские паспорта просто пролистывают) - всё равно "лишние" минут 15 набегают... Так что документы с собой надо иметь обязательно, даже если вы едете просто "туда и обратно" одним днём (сразу скажу, что ответа на вопрос "что будет, если их не будет" у меня нет, но я никому не советую пытаться узнать его на личном примере).
Кстати, о туалетах: когда я только начинал самостоятельные путешествия, то читал много хвалебных отзывов о "дальних" турецких автобусах: дескать, они и комфортабельные, и удобные, и с вайфаем, и ездят по графику, и попить-поесть предлагают... То есть почти как самолёт, только лучше:) Но на практике я эти времена не застал, а когда стал активно ездить по Турции, всё было уже "так, да не так". Да, автобусы действительно в меру удобные и комфортные, в них не морозят общим кондиционером, что немаловажно, дают воду в маленьких мягких коробочках, разливают кипяток-чай-кофе, иногда - но не всегда! - выдают какую-нибудь маленькую печенюшку (как вариант - крошечный пакетик чипсов или орешков). Но туалетов уже нет, точнее, они есть, но "по назначению" не работают, а вайфай либо отсутствует в принципе, либо имеется, но ... без доступа в интернет, а на ... мне такой вайфай нужен?!
...
Но, понятное дело, в автобусе главное всё же - ехать (с этим тоже бывают проблемы, но валить всё в одну кучу я не стану, тем более что как раз в Конью - единственный раз из четырёх поездок! - я доехал относительно нормально, не считая "маленького" получасового опоздания), и мы сейчас поедем:) Отмечу только, что автостанция в Аланье, в отличие от многих других турецких городов, находится не в "in the middle of nowhere", а в пешей доступности - всего-то минут 20, если ваш отель расположен в западной части "крепостного полуострова" где-то в районе пляжа Клеопатры. Что, конечно, большой плюс и сильно упрощает общую логистику поездки.
Большинство междугородних автобусов в Турции устроены с рассадкой "2+1" (то есть справа по ходу - 2 кресла рядом, а слева - одно), хотя бывают и исключения в виде "2+2". Предварительно купить билет можно куда угодно, даже если вы один, но при этом помечается ваш пол, чтобы тот (или та), кто будет покупать место рядом, знал(а), на что идёт и имел(а) возможность выбора.
Любопытно, что билеты в автобусах не проверяют. Вы можете совершенно свободно зайти внутрь, сесть на своё место ... и всё:) Перед отправлением "стюард" ("экипаж" автобуса обычно состоит из водителя, стюарда, который раздаёт воду, "курирует" размещение и выемку багажа в багажном отсеке и вообще осуществляет прямой "интерфейс" с пассажирами, а - иногда - сменного водителя) пройдёт по салону, сверит рассадку со своими данными, и если все проданные места заняты, а все непроданные свободны - значит, все сидящие являются законными пассажирами:)
..........
Конья находится на километр выше Аланьи, поэтому и климат там в целом отличается от приморского: и температурой, в среднем более низкой, и давлением, типовой фон которого колеблется примерно в пределах 670-680 мм рт. ст. И хотя сама она расположена на равнине, которая так и называется - Конья-Караманская и является частью Анатолийского плоскогорья, от побережья Средиземного моря её отделяют Таврские горы, не слишком высокие в этой части (они протянулись от Антальи на западе до верховий Евфрата на востоке), но всё равно достаточно гористые, и именно по ним проходит трасса, ведущая от Аланьи к Конье.
Эта часть пути занимает примерно половину всего дорожного времени (более двух часов) и является очень красивой: горные вершины, хребты, ущелья, перевалы: глядя в окно, заскучать невозможно, и о дремоте можно сразу забыть. Сама дорога, естественно, "прыгающая" и извилистая, хотя "чистых" серпантинов на ней не так много, поэтому за свой вестибулярный аппарат можно не беспокоиться. Мне, конечно, очень хотелось запечатлеть как можно больше "заоконных" пейзажей, тем более что они - один живописнее другого, но на скорости это получалось плоховато, да к тому же ещё и окно с моей стороны бликовало. Тем не менее, изрядно отбраковав сделанные в движении фотографии, я всё же отобрал несколько, которые позволят составить хотя бы самое общее представление об этой действительно радующей глаз и прогоняющей сон трассе: