Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы
Помню, что был жаркий тягучий июльский полдень, на улицах практически никого не было, только изредка доносился ленивый лай собак.
Время как будто остановилось и замерло и если не обращать внимание и абстрагироваться от столбов и проводов электропередач и белых пластиковых окон, то вполне получается ощущение нахождения в городе 100 летней, если и не больше давности
Деревянные дома, просевшие, как будто вросшие в землю
Деревянные мостки для пешеходов - верная примета северных городков
Последняя точка на экскурсионном маршруте - Центр народных ремесел «Берегиня», который совмещает в себе глиняную мастерскую, музей глиняной игрушки и сувенирную лавку, а также творческий центр и центр досуга для жителей города с мастер - классами и культурными программами.
Также здесь даже можно получить ремесленное образование - пройти соответствующее обучение и сдать экзамен на звание подмастерья, а потом и мастера.
Мне же было интересно послушать про один из символов Каргополя - глиняную каргопольскую игрушку и здесь как раз можно посмотреть процесс ее изготовления - от глиняных заготовок до росписей.
История Каргопольской игрушки
Сам гончарный промысел в Каргополе имеет долгую историю - он зародился еще в 11-12 веке благодаря доступным залежам красной глины, которая хорошо подходила как для ручной лепки, так и для работы на гончарном круге, своего расцвета промысел достиг в середине 19 века.
При этом изначально гончарное дело не было основным источником работы и заработка для местных крестьян.
Короткое северное лето обязывало работать в полях от ранней зари и до темноты, чтобы получить по максимуму и запастись запасами на зиму. Полевые работы заканчивались осенью, потом впереди холодные снежные месяцы. Уже с середины октября крестьяне готовили инвентарь к будущей весне и занимались изготовлением предметов быта. Гончарный промысел был одним из семейных промыслов, где могли быть заняты все - мужчины, женщины, дети, Тех, кто его выбрал, в здешних местах называли «черепенники».
За зиму умелый мастер гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить до 15 рублей, что было весьма хорошей суммой в то время.
Но работа была весьма нелёгкой, так как сырая глина со временем приводила к артриту и ревматизму. Гончар-черепенник практически весь день сидел на одном месте, занимаясь однообразными операциями.
И изначально каргопольская игрушка не была основной целью производства - фигурки лепились из остатков глины после лепки посуды, в перерывах, гончар как бы «отдыхает" от основной работы, переключаясь с серьёзных вещей на забаву.
Игрушки были простые по форме и стоимость изготовления была совсем невелика, поэтому зачастую их даже не продавали, а просто раздаривали детям.
Некоторые торговцы потом придумали использовать игрушку как приманку к своему прилавку и товарам - раскрашивали игрушку яркими красками и ставили на прилавок, привлекая внимание детей, которые за собой тянули родителей, которые в свою очередь могли купить что-то уже более существенное у торговца. Также игрушки зачастую делались в форме свистулек и их тоже можно использовать как манок - переливчатый свист также привлекает внимание и может способствовать торговле.
Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, без проработки и налепных деталей, она лепилась только руками без использования специальных инструментов - возможные неровности просто сглаживались мокрыми руками мастера. И сейчас игрушка в чем - то сохраняет такие простые примитивные черты.
Полученную заготовку просушивали естественным способом - на воздухе и потом обжигали в печи. Раскраску игрушки цветными красками начали делать только в конце 19 века, а до этого сделанную игрушку «обваривали» - сразу после обжига погружали в мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы. Такой способ использовали только в Каргополе и до некоторого времени это было отличительной чертой каргопольских игрушек.
В начале 20 века дизайн игрушек несколько усложняется, появляется больше деталей и из-за изменения технологии производства у игрушки появляется "настоящий" цвет. Так, на смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь.
Также мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами.
Элементы орнамента как и форма игрушки также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.
Отличия Каргопольский игрушки от дымковский и прочих
Как уже упоминалось выше, каргопольская игрушка как правило делается из цельного куска глины с минимальным количество налепных деталей, что сохраняет простоту форм и подобие тем самым первым игрушкам.
Также в общем количестве фигурок преобладают женские образы. Каргопольская глиняная женщина в традиционной игрушке всегда имеет загнутые полукругом руки, в большинстве своём смыкающиеся с туловищем (упираются в бока, сложены на груди и т.п.) или вознесённые к небу. Если руки не пусты, то сжимают птицу, блюдо с пирогами, муфту или ребёнка.
Также от дымковских каргопольские игрушки отличаются большей приземленностью - как по форме, фигуры людей более короткие и приземистые, так и по героям игрушек. Как правило, это простые люди, крестьяне, работающие в поле, пахари, работающие или отдыхающие в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек.
Дымковская игрушка в свою очередь более праздничная, яркая и нарядная, может изображать уже и горожан.
Изначально игрушка была представлена больше одиночными фигурками: женщины в широких юбках-колоколах, мужчины с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц.
Потом в начале XX века появляются сюжеты - глиняные игрушки получили динамику и проигрывают сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья. Естественно, что многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, фигурка Берегини - женщина с младенцем или птицей в руках, напоминающая старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток, Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.
Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных.
Другой необычный персонаж— Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. Бееая сторона Тянитолкая олицетворяет свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть.
Всадник между ними олицетворяет вечные метания человеческой души, однако в некоторых фигурках выбор уже был мастером сделан: всадник прильнул к белой половине Тянитолкая.
К сожалению, редко какой народный промысел доживает в процветании до современных дней. Каргопольская игрушка и не стала исключением.
Переломным моментом, как и для многого всего другого в нашей стране, стала февральская революция, а потом бурное развитие промышленности и спад гончарного производства.
Советская власть после своего установления была занята явно другими вопросами, чем сохранение культурного наследия и народных ремесел, так что в 1930-х годах практически не осталось мастеров, которые бы создавали глиняные игрушки.
Но отдельные энтузиасты все - таки были.
Одним из таких каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Дружинин из деревни Гринево. Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам. У них мало деталей, простые и плавные формы, массивное устойчивое основание. Для росписи Дружинин, подобно старинным гончарам, использовал природные красители, поэтому его изделия раскрашены сдержанными, неяркими цветами.
В той же деревне Гринево жила и другая известная мастерица — Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с 15 лет и не оставляла это занятие до самой смерти. В 1950-е годы она оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя. В работах Бабкиной впервые стали появляться более сложные формы, чем в традиционных фигурках: она создавала групповые сюжетные сценки, придавала игрушкам динамичность.
Узнаваемыми чертами работ Ульяны Бабкиной было также то, что традиционные образы и роспись она сплетала с собственной фантазией. Видя Полкана в одиночестве, она лепила к нему Полканиху. Вытаскивала гармониста из саней и смело усаживала его на оленя - зачастую не на спину, как привычнее, а на рога, так смешнее и необычнее. Получалось, что такие детали оживляли архаичный образ, осовременивали его.
Ульяна Бабкина за работой
Благодаря интересу к работам Ульяны Бабкиной в 60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла.
В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который вскоре стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры».
Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв — потомственный гончар из деревни Токарево. Новая каргопольская игрушка стала еще более сложной, реалистичной и детализированной. Также он придумал целый ряд новых повествовательных сюжетов, которые стали потом каноническими для современных мастеров-игрушечников.
В это время для росписи стали использовать масляные краски и темперу, чтобы сделать фигурки ярче, но по-прежнему старались использовать цвета умеренно — иначе готовое изделие выглядело бы неуместно аляповато.
На этом обзорная экскурсия по Каргополю закончилась, небольшой отдых от прогулки и впечатлений и снова в путь - во второй половине дня запланирована автомобильная экскурсия в Ошевенскую слободу и село Архангело с посещением нескольких сохранившихся деревянных храмов и первыми увиденными воочию «небесами».
Первая остановка по маршруту это деревня Поздышевская, где располагается камень - следовик с отпечатком стопы преподобного Александра Ошевенского и Святое озеро с источником.
Посещенные места связаны с личностью и деятельностью преподобного Александра Ошевенского, уроженца городка Белоозеро тогдашнего Белозерского княжества и основателя обители своего имени - Александро - Ошевенского монастыря.
Более подробно о его житии и делах расскажут чуть позже, уже непосредственно в монастыре, а пока что мы в деревне Поздышевская можем видеть сохранившееся свидетельство пребывания преподобного в здешних краях - камень - следовик с отпечатком ноги Александра Ошевенского.
Это не единственное памятное место, связанное с Александром Ошевенским - есть еще несколько камней-следовиков, расположенных в деревнях около монастыря. К числу памятных мест также традиционно относятся обетные кресты, водоемы и рощи. Географически они расположены в деревнях Поздышево, Река, Овешенск, Большой и Малый Халуй и по преданиям образуют незарастающую Александровскую тропу, путь возможного паломничества.
К памятным местам приходят, встают в след на камне, умываются и пьют воду, зажигают свечи, вешают на кресты одежду, надеясь получить исцеление от недугов или с просьбой о благополучии. Верится, что особенно могут помочь людям с болезнями ног, поэтому в отдельных случаях путь можно проделать босиком для большего воздействия.
Но следует также сказать, что помимо достаточно благочинного облика преподобного Александра Ошевенского в преданиях есть несколько и других легенд, связанных с разногласиями преподобного с жителями окрестных деревень.
Все это мы услышим чуть позже, а пока первая деревня по маршруту - село Поздышево.
Если правильно помню, деревня сейчас практически заброшена, из жилых домов остался только один, где живет фермер, разводящий коров и продающий молоко и сыры.
Такие заброшенные деревни встречались, к сожалению, довольно часто в поездке и, конечно, производили удручающее впечатление.
Также не знаю как это, жить одному и так в достаточно малонаселенном регионе так еще и в полузаброшенной деревне, как то совсем не уютно от этой мысли. Но с другой стороны, может это и вынужденный выбор.
Камень - следовик - босиком не вставали, хотя может и зря
Святое озеро находится напротив камня, справа по ходу движения из Каргополя.
Оказалось, очень красивое умиротворяющее место, ну и с погодой в этот день очень повезло - яркое солнце, небо, лес и облака, отражающиеся в спокойной глади озера
Считается, что состав озера весьма богат минералам и всякими полезными веществами, так что если есть возможность вполне можно искупаться, что наш гид и сделал, пока мы были заняты созерцанием окружающих пейзажей
Впереди показался Александро - Ошевенский монастырь и самое время более подробно послушать про преподобного Александра Ошевенского.
По преданию, родился Александр в семье зажиточного и благочестивого земледельца Никифора Ошевеня и его жены Фотинии, которой во время одной из молитв - прошении о ребенке в храме явилась Пресвятая Богородица с преподобным Кириллом Белозерским и сказала ей, что у нее родится сын, через которого прославится имя Господне и многие получат спасение.
В 1472 году родился мальчик, которого назвали Алексием, был он младшим сыном в семье, имея брата и двух сестер.
Несмотря на то, что Алексий был младшим сыном, родители хотели видеть в нем наследника и попечителя в старости, поэтому давали все возможности для получения образования, тем более что он и сам демонстрировал высокие способности к обучению, любил проводить время за книгами. Но внутренняя тяга к вере и религии была в нем гораздо сильней, наряду со светскими делами он много времени уделял религии, регулярно посещая храм и причащаясь. Однажды во время молитвы в храме было ему божественное видение и в ответ на одну из обращенных молитв «подай разум мне, ищущему тебя во всем!», услышал он глас: «Встань без боязни! Получишь то, о чем просишь!» Видимо это была одна из поворотных точек в судьбе тогда еще Алексия, теперь он ежедневно, в любую погоду, посещал храм, находящийся довольно далеко, пел и читал на клиросе. Желание посвятить себя Богу разгоралось в нем все сильнее.
В 18 лет он отправляется с другими односельчанами на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь на престольный праздник, при прощании с родными и домом он внутри себя уже понимал, что не вернется. Тем более что родители все чаще озвучивали намерение женить сына, что в его жизненные планы, видимо, совсем не входило.
После окончания праздника, он принял решение остаться в обители и посвятить себя служению и о своем решении сообщил родителям, передав письмо через односельчан. Среди братии он был на весьма хорошем счету и уже имея какие - то знания, смог продолжить свое образование. Когда через год в обитель пришел отец Алексия, Никифор Ошевень, то видя труды и внутренний свет и радость сына, простил его, что ушел из дома таким образом. Позже дома, слушая рассказы про монастырь и житие сына, несколько утешилась и повеселела мать, Фотиния.
Игумен Кирилл - Белозерского монастыря ценил и благоволил к Алексию за его смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексий отказался, решив сначала испытать себя, так продолжая изучать Священное Писание, он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь тогда принял иноческий постриг и назвался Александром.
Примерно в это время его отец, Никифор, переселяется с семьей ближе к городу Каргополю, во владения боярина Иоанна Григорьевича. Никифор собрал с собой при переезде довольно много людей и переселившись основал недалеко от Каргополя Ошевневу слободу. Узнав о переезде родителей, Александр навестил их на новом месте. Побыв дома неделю, отец не хотел отпускать его обратно в Кирилло- Белозерский монастырь и просил остаться, поселиться на другом берегу реки.
Видимо эта просьба совпала и с внутренними устремлениями Александра, его были близки идеи аскетизма и подвижничества.
Александр с братом пошли искать место для будущего монастыря, брат отошел в сторону рубить дрова, а Александр поставил крест, стал молиться и сам не заметил, как задремал. И во сне услышал он голос: «Александр, угодник Мой, вот Я приготовил место тебе, куда ты пришел сам без зова. Сотвори себе пребывание. Живи здесь и спаси душу твою. И будет тебе покой во веки веков, и через тебя многие спасутся» Александр очнулся, около него никого не было, он дал себе обет, если игумен благословит и даст возможность уйти , остаться до смерти на этом месте. Дома отец также рассказал ему, что это место не простое: там видели таинственный свет, слышали пение незримого хора и звон колоколов…
Игумен Кирилло-Белозёрской обители, узнав о знамениях, явленных Александру, не стал удерживать его и более того - благословил иконами Божией Матери и святителя Николая. Постройку монастыря для сына взял на себя Никифор Ошевень, а сам Александр отправился к архиепископу Ионе в Новгород и вернулся оттуда уже иеромонахом, настоятелем новой обители.
Так по легенде и был основан в 1460 годах Александро - Ошевенский монастырь.
Родители Александра умерли через некоторое время после основания монастыря. Также у него случились разногласия и с родными, в частности по причине того, что преподобный совершил обряд пострижения своих племянников, детей брата Амвросия, без его согласия.
Все это и видимо трудности с первыми этапами строительства и становления монастыря, подорвали здоровье преподобного и в 1472 году его не стало.
Похоронен Александр в своей обители, в правой части алтаря Никольской церкви.
Монастырь после смерти Александра стал переживать не лучшие времена, видимо была та ситуация, когда многое держалось на одном имени и личности Александра. Молодые монахи стали уходить и в один из моментов во всем монастыре осталось только 5 пожилых монахов.
Некоторое улучшение и укрепление монастыря произошло ближе к концу 15 века, когда настоятелем стал сын местного священника Максим, но потом за свою долгую историю - а ведь чуть ли не 5 столетий - монастырь переживал всякое - и пожары, и волнения крестьян и даже самих монахов, пока в 1928 году по понятным причинам обитель прекратила свое существование.
Причем во многом прекратила свое существование и в физическом смысле - многие строения монастыря разрушены и утрачены, уцелели фрагменты стены монастыря, некоторые постройки, Святые ворота и Никольская церковь, которая сейчас является действующей. Какие - то реставрационные работы сейчас ведутся, но, естественно, зависят от финансирования и видимо, несмотря на такую долгую историю монастыря, богатых покровителей, готовых вложить довольно значительные суммы в восстановление, к сожалению, у обители нет.
Прежде чем посмотреть на современный каменный облик монастыря, благодаря нескольким сохранившимся иконам можно перенестись на несколько столетий назад и увидеть монастырь деревянным каким он был в 16-17 веках.
По территории монастыря долго гулять не стали, место как-то не очень располагало к праздным прогулкам, поэтому, оставив по возможности пожертвование на восстановление, отправились дальше по маршруту.
Вообще само поселение Ошевенск или Ошевенский погост входит в Ассоциацию самых красивых деревень и городков России - есть такое объединение. _https://krasaderevni.ru
Про эту ассоциацию я услышала еще в 2021 году, во время поездки в Тотьму - небольшой городок в Вологодской области с очень интересной историей и сохранившимися церквями в стиле тотемское барокко.
Согласно информации с сайта Ассоциации - Ассоциация "Самые красивые деревни России" объединяет сельские населённые пункты, обладающие выдающимся историко-культурным и природным наследием, в целях содействия сохранению и лучшему задействованию этого наследия, развитию сельского туризма, вовлечению сельских жителей в процессы саморазвития и повышению привлекательности сельских территорий.
Присоединиться к Ассоциации могут "живые" (не музеефицированные) деревни, сёла, посёлки, станицы, аулы и прочие сельские населённые пункты численностью населения не более 2 000 человек, сохранившие, хотя бы отчасти, сельский уклад жизни и имеющие выраженное желание развиваться в соответствии с целями и задачами Ассоциации.
Сейчас в Ассоциацию входят 46 деревень и городков и большинство из них расположено в Архангельской области. Ради интереса посчитала - в общей сложности оказывается побывала в 14 поселениях из 46 представленных, большая часть из которых приходится как раз на эту июльскую поездку. А так, на будущее, очень хочется попасть в Ворзогоры и Турчасово, очень надеюсь, что сложится.