Решила не писать полноценный отчет, а лишь представить некоторую актуальную на осень 2023 года информацию, которая, возможно, окажется кому-то полезной.
Прибытие в Гуанчжоу
Прилетели Аэрофлотом на полчаса раньше запланированного, дошли до штендеров с информацией о декларациях здоровья, тут подавляющая часть прилетевших с нами пассажиров озадаченно остановилась и стала лихорадочно рыться в своих гаджетах. Поскольку в Москве при посадке не было сказано про эти декларации ни слова, создалось впечатление, что народ впервые слышит о QR кодах. Мы прошмыгнули мимо, сунули служащему аэропорта наши QR коды, дошли до стоек с миграционными карточками, я пихаю мужа – хватай бумажки, будем заполнять в очереди, он мне кивает “какая очередь?”, и действительно, на паспортный контроль вообще никого нет. Мы заполнили бумажки, проскочили паспортный контроль, прождали минут 5 чемоданы и вышли. Не могу вспомнить, сколько всего времени ушло, но очень всё быстро. На южном вокзале были спустя 3 часа после приземления самолета.
Интернет
Никаких подходящих по стоимости пакетов МТС и Билайна у нас не было, решено было покупать в аэропорту китайскую симку. Выяснила по отчетам, куда идти после получения багажа, у стойки уже толпились иностранцы, оформление быстрое и суетливое, по-английски не говорят, объяснять ничего не настроены, хватают паспорт, вбивают в компьютер данные, фотографируют, потом еще раз фотографируют с бумажкой с номером выданной симки и предупреждениями об ответственности и “до свиданья”, на все вопросы машут “иди отсюда”. Хорошо, что ничего не пришлось самим устанавливать в телефоне, интернет подключился сам. Отвалили 180 юаней за 20 Гб, симка, насколько смогли перевести набросанные смс-ки от China mobile, не временная, а постоянная, но нужно ежемесячно пополнять (UPD: ничего не пополняли, но спустя два месяца симка продолжала работать, пригодилась во время новогодней поездки). Пользовались только вичат, картами байду и алипей, иногда выходили в интернет и за 2 недели израсходовали лишь 1 Гб, обидно. Телеграм не открывался вообще, whatsapp работал с перебоями, файлы не грузил, звонки чаще всего не проходили, почта gmail не открывалась, много сайтов и приложений, в том числе, как ни странно, МособлЕИРЦ, тоже не открывались, и на 2 недели мы практически выпали из новостной повестки. При этом у испанцев, с которыми познакомились в отеле, на их испанской симке и facebook открывался, и gmail работал. Установленный дома Turbo VPN с зайцем при первом запуске в Китае сообщил, что в Китае работать не будет:-( Может, кто-то посоветует подходящие для использования в Китае VPN? Дополню новым опытом - во время новогодней поездки отлично отработал бесплатный NotVPN: открывался телеграм, с задержкой, но грузились видео, работала и почта gmail.
Покупка ж/д и авиабилетов
Все внутренние билеты я купила заранее через Trip.com, причем много моей суеты оказалось лишней) Изначально все билеты я забронировала примерно за месяц до поездки, потом отслеживала изменения в расписании, фиксировала исчезновение каких-то поездов и появление других, все это, конечно, незачем) За 2 недели открылась продажа на первый переезд из Гуанчжоу в Яншо, забронированного нами поезда в расписании не было, я купила (уже купила, а не забронировала) билеты на другой поезд часом позже, что, в принципе, меня устраивало, т.к. я не знала, сколько времени нам понадобится на всё про всё от выхода из самолета до прибытия на южный вокзал Гуанчжоу. Предыдущую бронь аннулировала, деньги вернули в полном объеме. За несколько дней до поездки вновь полезла в расписание и удивилась, сколько появилось дополнительных поездов из Гуанчжоу в Яншо, в том числе в расписании вновь оказался поезд, который мы бронировали изначально. Он-то и оказался самым лучшим: он самый быстрый и именно на него мы прекрасно и успели бы, а так нам пришлось проторчать на вокзале часа два. Кстати, на этот поезд в 13:40 накануне поездки уже билетов в продаже не было.
Далее по программе был сложный переезд из Дажая в Фэнхуан, большое спасибо ilume74 за полезнейшую информацию на эту тему. Ввиду отсутствия автобусного сообщения (хозяева отелей в Дажае и Фэнхуане подтвердили, что автобуса нет) занялась поиском стыковочных ж/д рейсов из Гуйлиня через Чаншу, параллельно выяснив, что прямой поезд из Гуйлиня в Фэнхуан есть, но в неудобное время: отправление с северного вокзала Гуйлиня в 14:38, а прибытие на ж/д станцию Фэнхуана в 21:03, что при условии остановки в Фэнхуане лишь на одну ночь практически исключало вечернюю прогулку по городу. Поэтому выбрали вариант с пересадкой: забронировала ранний поезд из Гуйлиня в Чаншу и с 50-минутной пересадкой на южном вокзале Чанши следующий сегмент Чанша-Фэнхуан. Здесь вновь оказалось, что мои хлопоты с поиском подходящих поездов и пересадок оказались напрасными, т.к. к моменту открытия продаж в расписании Trip.com появилась возможность выбора единого маршрута с пересадкой, при этом вариантов предлагалось несколько: через Хуайхуа, Чаншу и Гуанчжоу, наиболее удобным оказался вариант с пересадкой в Хуайхуа, эти-то билеты я и купила, а предыдущую бронь аннулировала, деньги вновь вернули полностью. Следующий переезд в Фуронг тоже пришлось купить заново, т.к. к моменту старта продаж забронированный нами поезд из расписания убрали (деньги за аннулированную бронь вернули полностью). Ну, и последний переезд в Чжацзяцзе: наш поезд из расписания пропал, я уже собиралась повторить увлекательную процедуру покупки новых билетов и отмены брони, как вдруг Trip.com прислал билеты, после чего я обнаружила, что наш поезд в расписании остался, но у него изменили время, которое нас устраивало. Резюмирую: заранее суетиться с покупкой ж/д билетов не стОит, хотя, возможно, в сезон ситуация другая… В Синьпине познакомились с испанской парой, они вообще никаких ж/д билетов заранее не приобретали, а все билеты покупали с помощью хозяев гостиниц, в которых останавливались: те покупали билеты онлайн, а испанцы отдавали хозяевам наличные. Билеты на авиаперелет Чжанцзяцзе-Гуанчжоу тоже купили заблаговременно через Trip.com, который исправно через приложение нас предупреждал обо всем: о переносе рейса, об отсутствии онлайн регистрации, о начале регистрации в аэропорту, о номерах стоек регистрации и выхода на посадку, о времени вылета и прилета, очень удобно.
Транспорт (переезды на поездах, автобусах, такси и самолете)
Южный вокзал в Гуанчжоу заочно пугал своими размерами и сложностями в ориентации. На самом деле всё оказалось предельно просто: из метро нужно подняться на верхний этаж на лифте или эскалаторе, там сканирование багажа и проверка паспортов, бутылка вина в багаже интереса не вызвала, как и маленький перочинный ножик. От мысли везти складной нож, который с нами всегда в путешествиях, после прочтения отчета ilume74 я отказалась, и фрукты, кстати, прекрасно резались пластиковым ножиком. После сканера проход в огромный зал с заведениями общепита по бокам, есть McDonalds и Starbucks. Ближе ко времени отправления поезда мы переместились к платформе, там снова сотрудник проверил паспорта (никакие билеты не нужны), и мы спустились к поезду. Места нам Trip.com почему-то оформил на одном ряду, но через проход, я заранее приготовила фразу на китайском “Вы не смогли бы поменяться с нами местами?”, но использовать ее не пришлось, т.к. парнишка, чье место было рядом у окошка, сам на хорошем английском предложил поменяться и сел на наше место у прохода, за что ему огромная благодарность:-) Отсека для багажа не увидели, но закинули чемоданы на верхнюю полку, она достаточно вместительная, помещается большой чемодан. На ж/д станции Яншо легко нашли автобус до Синьпиня (развешена масса указателей), заплатили за двоих 10 юаней, минут 15 подождали, пока не наберется полный автобус, доехали минут за 15.
В Синьпине мы планировали доехать на автобусе до Янгди, а оттуда спуститься на бамбу. Хозяйка гостиницы подтвердила, что нужен автобус до Гуйлиня, показала расписание автобуса, рассказала, где именно останавливается этот автобус на автобусной станции Синьпиня, какие иероглифы показать водителю, чтобы он нас высадил на дороге в правильном месте, от которого до Янгди нужно было бы с чьей-то помощью доехать. Мы пришли к автобусу заранее, место стоянки есть, иероглифы Гуйлиня легко идентифицируются, все, вроде, хорошо, одно но: автобус ни в назначенное время, ни позже не приехал.. Мы с познакомившимися за завтраком испанцами Хосе и Аной стали метаться по площади, но нас либо не понимали, либо тыкали на то место, где должен быть стоять злополучный автобус:-) Решили вернуться в гостиницу и с помощью хозяйки заказать такси, на 4 человек стоимость 170 юаней оказалась подъемной. Проезжая мимо съезда с трассы, где нас должен был высадить водитель автобуса, порадовались, что едем на такси, т.к. никаких желающих довезти нас до пирса, как уверяла хозяйка, там не наблюдалось, а пешком идти далековато. Бамбу до причала у горы Сянгун обошлось по 120 юаней за человека, ехали на плоту вчетвером. До горы Сянгун с ожиданием и с последующей доставкой до причала у Синьпиня договорились с каким-то привязавшимся местным на 290 юаней (включая билеты на гору, которые таким образом нам обошлись по 50 юаней вместо 60) на четверых.
Из Синьпиня в Яншо, а затем к мосту Фули доехали на заказанном хозяйкой отеля в Синьпине такси, стоимость 96 юаней разделили на четверых, т.к. Хосе и Ана поехали с нами. Закинув наши чемоданы в отель в Яншо, мы доехали до моста Фули и там сделали круговой заплыв до первого порога на 4-хместном бамбу за 358 юаней, стоимость за плот вне зависимости от количества человек. Сплав оказался тихим и приятным, вначале назойливо кружил над нами дрон, немного раздражал, я и не сообразила, зачем он к нам привязался, а после сплава Хосе сообщил, что купил видео, снятое дроном, за 98 юаней, за половину стоимости видео поделился, качество отвратительное, но от пейзажа с высоты полета дрона захватывает дух:-) Виды вокруг чудесные, но жаль, мы не испытали прыжки через пороги, потом, прогуливаясь вдоль реки, наблюдали, с каким удовольствием плывущие на двухместных плотах китайцы весело задирают ноги и смеются, перепрыгивая через пороги.
Переезд из Яншо в Дажай нам забронировала хозяйка отеля на рисовых террасах, накануне поездки прислала номер автобуса (не номер рейса автобуса, а автомобильный номер) и точку его стоянки на какой-то парковке, но не на вокзале, как нам изначально казалось. К этому времени мы уже освоились с Didi, который я обнаружила “сидящим” внутри Alipay, вызвали такси Didi, доехали до парковки, туда же приехал правильный автобус, мы показали водителю скрин-шот переписки с хозяйкой, ничуть не удивившись, водитель предложил оплатить проезд по 90 юаней с человека и пройти в салон. Народу набился целый автобус, до Гуйлиня мы доехали за час, там сделали короткую остановку покурить-сходить в туалет, и потом еще 3,5 часа ехали до места назначения в Дажае у нижней станции канатной дороги. Всего ехали 4,5 часа, я же рассчитывала на 3 – 3,5, тем более, что водитель попался отчаянный: он, беспрестанно давя в клаксон и сгоняя с дороги попутные легковушки, лихо их делал через сплошные, двойные сплошные, на поворотах и подъемах, супруг, проснувшись и увидев это безобразие, сказал: “Лучше-ка я еще посплю”:-)
Трансфер от автобусной остановки в Дажае до гостиницы в деревушке Тяньтоу нам организовал отель, вверх мы доехали за 20 минут, а вот обратно ехали 37 минут, т.к. дважды вставали в кажущихся глухими пробках из-за того, что встречные машины не могли разъехаться на узких участках серпантина. Возможно, воскресенье сыграло свою роль, но это нужно иметь в виду, перенервничали мы изрядно, перспектива опоздать на последний автобус повергала в уныние, Didi до Гуйлиня показывал 300 юаней..
Билеты на переезд Дажай-Гуйлинь на последний 16:00 часовой автобус нам тоже забронировала хозяйка отеля в Тяньтоу, на этот раз деньги (100 за двоих) мы отдали хозяйке, а она нам розовую бумажку, где был отмечен автомобильный номер автобуса. Нужного номера на парковке мы не увидели, увидели другой, у которого две цифры поменялись местами, времени метаться по площади не было, отельный трансфер нас доставил за 3 минуты до отправления автобуса, я в отчаянии сунула водителю нашу розовую бумажку, как ни странно, он ее отобрал и махнул головой, приглашая в салон. На всякий случай я спросила у него “Гуйлинь”? Он покивал, еще на всякий случай, пока супруг грузил чемоданы в багажный отсек автобуса, я выбежала посмотреть, что написано на табличке на лобовом стекле – все в порядке, иероглифы Гуйлиня на месте:-) Т.к. отель в Гуйлине у нас был около северного вокзала, нам хозяйка отеля посоветовала спросить у водителя, не высадит ли он нас где-то рядом, я сунула водителю иероглифы северного вокзала, но он помотал головой и потыкал на моей бумажке в иероглифы отеля Hong Kong, куда в результате нас и привез в 18:30. Все высадившиеся китайцы стали дружно тыкать в свои в смартфоны, мы тоже не лыком шиты, потыкали в свой, вызвали Didi, который нас за 33 юаня и доставил к отелю.
Северный вокзал в Гуйлине не вызвал у нас проблем, накануне спросили у хозяйки отеля, большой ли вокзал, она ответила, что нет, “Гуйлинь же маленький город”, ничего себе маленький, подумали мы, увидев, что его население превышает 5 миллионов:-). Вокзал, действительно, простой, сначала сканирование багажа, супруга заставили глотнуть из бутылки с водой, лежащей в наружном кармане рюкзака, при этом остальные 4 бутылочки с водой в сумке внимания не привлекли. Правда, сотрудница сделала попытку осмотреть мой рюкзак, спросила что-то у другой, но та от нее отмахнулась: “Пусть уже идут, не приставай”. Потом проход через турникеты, проверили у нас паспорта в ручном проходе, эскалатор наверх, небольшой зал ожидания, электронное табло с номерами поездов и временем отправления, всё понятно. За 15 минут начинают пропускать через очередные турникеты с проверкой паспортов, потом спуск к платформе, направо к первому вагону, налево к 8-му вагону, в середине цифра 6, сделали вывод, что вагон 6 останавливается прямо перед переходом. Спустились, на платформе 3 цифры в разном цвете, это я уже видела, но так и не поняла, как цифры соотносятся с номерами вагонов в данным конкретном поезде, на табло цветовой индикации, как мне помнится, не было. У нас вагон 3, цифра 3 присутствует, встали. Я пробежалась на всякий случай вперед, нет ли там цифры 3, конечно же, есть, но другого цвета. Стоим мнемся, гложут сомнения, за нами длинный ровный хвост из пассажиров выстроился, супруг пристал к какому-то китайцу, тот, разумеется, ничего не понял, потом супруг сообразил потыкать на цифры на платформе, китаец в ответ потыкал на номер 6, ну, понятно, это 6-й вагон, который останавливается под переходом, вот мы простофили, получается, нам нужны номера другого цвета. Ну, ничего, поезда еще нет, пошли к 3-му вагону, там уже свой хвост из пассажиров, тем временем прибыл проходящий поезд, конечно же, здесь остановился 3 вагон (но не строго напротив циферок на платформе), но вход в него с двух сторон, так что мы вслед за другими пассажирами направились к другой двери вагона, вошли, сразу увидели не очень большое отделение для чемоданов, там чемоданы наши и разместили. Пересадка в Хуайхуа была проще простого, выходить из вокзала и заходить вновь через проверку багажа не пришлось, сразу увидели большую надпись “Transfer”, туда и направились, на турникетах у нас проверили паспорта, и в одном из нескольких соединяющихся огромных залов мы прождали наш поезд до Фэнхуана. В следующем поезде багажное отделение было все заставлено, мы запихали большой чемодан на верхнюю полку, однако проводница попросила его оттуда снять и освободила нам немного места в багажном отсеке. Вокзал в Фэнхуане поразил своим масштабом и пустотой: огромные и совершенно безлюдные строения и пространства. Внятных указателей на шаттл до города не было, пришлось показывать сотрудникам присланные отелем фото нужного шаттла, они указывали нужное направление. До конечной остановки в Фэнхуане ехали 20 минут. На обратном пути на этой же площади в Фэнхуане показали в билетной кассе написанную хозяйкой отеля фразой, что нам нужно на вокзал, купили билеты, потом так же, методом демонстрации экрана с фразой про вокзал стоящим возле одинаковых по виду шаттлов водителям-контролерам, нашли правильный автобус. Вокзал в Фужуне тоже огромный, современный и безлюдный, перед вокзалом огромная площадь. Хозяйка отеля, с которой мы заранее списались по вичат, приехала за нами на машине, довезла до входа в старый город (отель у нас был внутри старого города), объяснила (все через вичат и переводчик в вичате), как купить билеты. Спустя полтора дня так же отвезли обратно на вокзал.
Из Фужуна у нас был переезд до западного вокзала в Чжанцзяцзе, и вот тут я немного дала маху, посчитав, что западный вокзал – это тот, который расположен недалеко от станции канатной дороги. Поэтому, прибыв в Чжанцзяцзе, мы некоторое время, озадаченные, побродили по традиционной перед китайскими вокзалами огромной площади в поисках “шаттла до Улиньюаня” (как нам лаконично написал отельер, так должен называться автобус, на который нужно сесть), пошли сначала налево, как у меня было зафиксировано в заметках по предыдущим отчетам, там, судя по указателям, должны были быть автобусы, автобусов не было, не было ни билетных касс, ни людей, ни указателей на английском. Сунули какому-то мужику экран “шаттл до Ульньюаня”, тот замотал головой, стал втирать про такси, да ладно, сказали мы ему, он настаивать не стал и махнул рукой на симметричное здание с другой стороны площади. Пошли туда, там еще безлюднее, но есть полицейский участок, я туда, никого нет, сидит только какая-то девушка, увидев меня, испугалась, но когда я ей сунула экран про шаттл, облегченно выдохнула, вышла и показала на соседний вход. Мы туда, там сканеры для багажа, пара сотрудников, мы им экран, они, немного посовещавшись, махнули поставить багаж на ленту, прошли мы внутрь, большой зал, сидит человек 10, что делать, непонятно, но подошла сотрудница, мы вновь ей экран с Улиньюанем, она показала знаками выйти на улицу с противоположной входу стороны и знаками велела подождать. Я на всякий случай показала ей бронь хостела в Улиньюане на китайском, она покивала, все верно, потом принесла переводчик – “подождите немного, машина скоро приедет”. И действительно, спустя минут 5 подкатил небольшой автобусик, где уже сидели люди, в том числе и с чемоданами, и за 13+13 юаней мы покатили в Улиньюань. Вероятно, автобусы в Улиньюань отправляются с вокзала рядом с канаткой, а мимо западного вокзала проезжают мимо и по умолчанию на вокзал не заворачивают, но для нас завернули, и мне показалось, что сотрудница кому-то звонила по телефону, возможно, как раз для того, чтобы автобус заехал и нас подобрал. На обратном пути шаттл на западный вокзал не заворачивал, а остановился прямо на трассе, высадив пару пассажиров. Итог: для того, чтобы уехать с западного вокзала Чжацзяцзе в Улиньюань, нужно, выйдя из здания вокзала на площадь, повернуть направо и на автобусной станции обратиться к сотрудникам, они, по идее, помогут с шаттлом. Либо выходить на дорогу и голосовать проезжающему автобусу, но вот как только идентифицировать правильный автобус? Доехали до Улиньюаня за полчаса. На обратном пути за те же 13+13 юаней уже поехали до вокзала рядом с канаткой, пассажиры по очереди просили водителя их высадить, где им было нужно, так же сделали и мы, не доехав пару кварталов до вокзала. Из Чжанцзяцзе у нас был перелет в Гуанчжоу на самолете, от отеля недалеко от станции канатки мы доехали до аэропорта за 13.5 юаней с помощью Didi. Регистрация начинается более, чем за 3 часа. На проверке безопасности мужа ждало расстройство, информацию о запрете провоза зажигалок и спичек мы упустили, и у мужа выгребли обе зажигалки, спички же благополучно проехали в багаже. Забегая вперед, скажу, что спички, с которыми муж был готов расстаться на контроле безопасности в аэропорту Гуанчжоу, не привлекли внимания сотрудников, которые, тем не менее, очень внимательно изучили мою увесистую связку ключей от дома. Для курильщиков: в аэропортах есть помещения для курения с электронными зажигалками.
Деньги
Привезли с собой пачку сотенных, Visa и Mastercard у нас узбекские, но на них особо не рассчитывали. Тревожила мысль о том, что у кого-то может не найтись сдачи, поэтому дома не без труда установила Alipay, вроде, всё верифицировалось. Узбекские карты привязывать не стала (в Улиньюане познакомились с парой из Новосибирска, они рассказали, что привязанную ими к Алипей казахскую карту Алипей сразу заблокировал), виртуальные заводить для пополнения счета тоже не стала, т.к. очень вовремя увидела сообщения TalithaCumi о способах пополнения счета с помощью встречающихся людей. Очень благодарна TalithaCumi, способ, действительно, великолепный и полностью рабочий. Первый раз обратились с просьбой перевести нам денежки сотрудников конторы, которая продала нам симки в аэропорту Гуанчжоу, но они все оказались на редкость недружелюбными и не настроенными на помощь и все отказались. Мы приуныли, но возле аппаратов по покупке билетов в метро, когда мы растерянно озирались в поисках customer service для размена сотенной бумажки, к нам привязался русскоговорящий китаец, который и customer service показал, и 100+100 юаней перевел мне на Alipay. Конечно, мужик, трущийся возле аппаратов и безвозмездно предлагающий помощь в решении такой нестандартной просьбы, как перевод денег, доверия не внушал, но деньги перевел, они на балансе, всё хорошо.. Взамен лишь попросил телефон супруга и тут же прислал смайлики по whatsapp. В дальнейшем еще разок попросила хозяйку одного из отелей перевести 200 юаней, 200 почему-то у нее не получилось перевести, но 2 раза подряд по 100 прошло. Алипей использовали пару раз для того, чтобы нам перевели сдачу, для оплаты лифта Байюн в Аватар парке и для Didi, все работает. В принципе, если пожертвовать удобством использования Didi, вполне можно обойтись наличными, в любых более менее крупных заведениях я давала сотенные бумажки, и сразу набрала кучу мелких банкнот, которыми и расплачивалась в небольших пунктах продаж и на рынках, и всегда у всех находилась сдача.
Проживание
Жили мы в разных по стоимости и степени комфорта отелях и хостелах: от 88 юаней за ночь в Гуйлине до 503 юаней за ночь в мини-отеле в Синьпине. Везде были обязательные резиновые тапки, мыло, полотенца, тонюсенький рулончик туалетной бумаги и электрический чайник, в отелях подороже дополнительно были одноразовые тапочки и наборы с зубными щетками и мини-пастой, практически везде ежедневно выдавались 2 поллитровые бутылочки с питьевой водой. Телевизор был или не был вне зависимости от цены за ночь. Холодильников-мини-баров не было нигде, и это стало для меня небольшим сюрпризом. Я не заметила душераздирающей разницы между разными по стоимости отелями, все номера, как правило, были чистыми, кровати удобными, вода в душе горячей, практически все хозяева могли изъясняться, порой очень хорошо, на английском, были очень доброжелательными и готовыми помочь с возникающими у нас вопросами.
Еда
Нам было непросто:-) Большие супермаркеты с привычным нам ассортиментом продуктов мы видели лишь в Яншо, Улиньюане и Гуанчжоу, во всех остальных городах в лавочках предлагалась масса блестящих упаковок с чем-то, на наш взгляд, не совсем съедобным. Булочки были словно из ваты, вафли из бумаги, колбаски из картона, любой хлеб был сладким.. Съедобным, как ни стыдно признаться, нам показался лишь «доширак»:-) В подавляющем числе ресторанов меню было только на китайском и с минимумом картинок, да и те легко вводили в заблуждение: казавшиеся привлекательными на картинке морепродукты оказывались жутко солеными и пережаренными мелкими рыбешками и крилем, а аппетитные кусочки мяса — чьей-то невкусной печенью.. Если просили без перца, блюда казались безвкусными, а когда рисковали просить чуть-чуть перца (на пальцах демонстрируя это самое «чуть-чуть») приносили жутко острую еду.
Разное
Maps.me отработал, на мой взгляд, на 5: показывал верно, искал, как правило, хорошо, маршруты прокладывал правильно. Установленное дома приложение карт Байду казалось из-за иероглифов совершенно бесполезным, однако по факту очень пригодилось для отслеживания текущего местоположения и при прокладывании маршрутов, можно было выбирать пешеходный. Но с поиском было непросто: при копировании в поисковую строку нужных иероглифов приложение выкидывало на выбор несколько вариантов, и практически никогда тыканье во все подряд не приводило к искомому результату. Пригодилось это приложение и при прокладывании маршрутов к локациям отелей, присланным по вичату: при нажатии там же кнопки “навигация”, вичат перекидывал в байду и там строил маршрут движения к отелю.
С общением беда, пользовались установленными дома Яндекс Переводчиком и Переводчиком Microsoft, которые худо-бедно переводили напечатанное и наговоренное, но с помощью камеры вылезала абсолютная ахинея: при наведении на табло с расписанием поездов в качестве перевода предлагались какие-то фурункулы:-) Может, кто-то посоветует хорошие переводчики?
Общественных туалетов везде очень много, с этим никогда не возникало проблем. Туалеты стандартные китайские – дырка в полу (различной степени экстравагантности), отсутствие туалетной бумаги и мыла, но краники для мытья рук везде работали.
В Китае очень много курят, просто чудовищно много, везде, где можно и где нельзя: в лифтах, в вестибюлях, на эскалаторах, в отелях.. Свежим воздухом мне удавалось дышать лишь в уединенных частях парков.
Секьюрити контроль на вокзалах и в метро ограничивался лишь сканированием багажа и сумок, в аэропортах контроль дополнялся очень тщательным общупыванием всей поверхности тела, неприятно. Рада, что не копались в вещах, лишь просили достать и показать то, что казалось подозрительным на экране сканера: ключи, маленькая бутылочка с водой..
Как итог: при тщательном планировании и благодаря помощи форумчан такое невероятное, как мне казалось изначально, путешествие в южный Китай оказалось вполне осуществимым, наша программа была практически полностью выполнена за исключением посещения Ущелья Сидящего Дракона из-за продолжавшегося весь день ливня: в парке Красные скалы, страшно промокнув, мы все-таки погуляли, но когда мы приехали в Ущелье Сидящего Дракона, нам объявили, что парк из-за высокой воды закрыт:-(
P.S.
Постараюсь дополнить отчет кратким обзором достопримечательностей и фотографиями после того, как их разберу:-)