Успенский собор сам по себе не очень красивый. Да, он большой, величественный и всё такое, но очень "прямолинейный", как рисунок из учебника по начертательной геометрии, в нём нет особых "изюминок" (ну, может, кроме верхушек боковых башен). И хотя его тоже причисляют к виленскому барокко ... нет, спорить с умными людьми я не стану, но вы посмотрите на Воскресенскую церковь, которую я показывал выше (тоже виленское барокко) и сравните: там - изящество, здесь - "типовой" проект. Да, возможно, грамотный (им, умным людям, виднее), но не трогающий душу. Особенно сбоку и сзади:
Спереди, со стороны главного фасада, получше, но всё равно что-то не то...
Первый христианский храм на Лысой горе, где раньше находилось языческое святилище, появился, видимо, в 14 столетии, поскольку первое упоминание о нём относится к 1406 году: он был освящён во имя Пресвятой Богородицы и в народе звался Пречистенским. После этого храм, будучи деревянным, неоднократно разрушался и сгорал, но каждый раз отстраивался заново. Наконец, в 1743 году началось возведение каменной церкви, но работы затянулись, и лишь после того как Витебское воеводство вошло в состав Российской империи, генерал-губернатор З. Г. Чернышёв решил "взять быка за рога" и отдал категорический приказ завершить строительство в течение 2 лет. Видимо, власти и возможностей у губернатора хватало, и аккурат спустя 2 года (в 1777 году) храм был готов и освящён в честь Успения Богородицы, а вскоре получил статус собора. И, естественно, его передали православной церкви (до этого с 1619 года он и его предшественники принадлежали униатам).
В начале 19 столетия Успенский собор был реконструирован в духе модного тогда классицизма, в результате чего потерял многие барочные черты и приобрёл тот "прямолинейный" облик, про который я говорил выше. А в середине 1930-х годов, во время так называемой "Безбожной пятилетки", он был взорван группой сапёров под руководством начальника штаба отдельного сапёрного батальона Западного военного округа П. Г. Григоренко. Конечно, витебский собор - не храм Артемиды (намекаю на Герострата), и знать имя его разрушителя было бы слишком большой честью для него, но дальнейшая биография Петра Григорьевича Григоренко оказалась очень интересной, после войны его взгляды изменились, и он стал одним из известнейших диссидентов, как говорили одни, и правозащитников, как назвали его другие, прошёл через аресты, заключения, психбольницу и в конце концов был вынужден остаться за границей (его лишили советского гражданства во время поездки - причём официально разрешённой властями - в США для лечения и проведения операции), но в 1990-х, уже посмертно, был реабилитирован и восстановлен в звании генерал-майора.
Так что, как и в случае с Воскресенской церковью, Успенский собор, который мы видим сейчас, является "репликой", копией себя самого, воссозданной в начале 21 века в его "православном" облике (а как хотелось бы, чтоб в барочном "униатском"! Я подозреваю, что когда его относят к виленскому барокко, имеют в виду первоначальный собор 1777 года).
Внутри тоже всё традиционно, в стиле "классической помпезности":
Эффектно (сначала написал "красиво", но потом подумалось, что это слово точнее) выглядит потолок центрального нефа:
...
Да, собор не слишком впечатляет, но подойти к нему стоит хотя бы ради прекрасных панорам, открывающихся с Успенской горки, как стали называть Лысую гору после возведения здесь христианского храма: