Дороги, заправки, погранпереходы.А теперь проза жизни.
- Ростов-на-Дону – Астрахань (770 км). На всём протяжении дорога хорошего качества. От Ростова до Элисты дорога не загружена, от Элисты до Астрахани трафик увеличивается. На объездной Элисты есть заправка «Лукойл». Проходится трасса за 8 часов с остановкой на заправку и перекусить на ней же.
- Астрахань-Атырау (350 км). Выехали из города в 11 часов (не верилось, что 350 километров буду ехать целый день, несмотря на наличие пограничного перехода). От Астрахани до пограничного перехода в Караозеке дорога хорошая, 90 километров проехали за час с четвертью. И то, потому что через реку Бузан понтонная переправа, где была очередь в кассу на оплату переправы. Точно не помню, но примерно 120 рублей стоит переправа. Российскую границу прошли за 20 минут. К ПП Казахстан подъехали в 12-45, а въехали в Казахстан в 16-05. В итоге 3 часа 20 минут, из которых часа два стояли перед въездоям на ПП. В очереди говорили, что у сотрудников пересменка. Там же местные нам рассказали, что в конце сентября прошлого года они стояли здесь по пять суток.
При въезде на ПП выдают бегунок. Потом пассажиры идут в одну очередь на погранконтроль в здании, а водители в другую, на улице, причём вместе с дальнобойщиками, которых несколько десятков стоит, а в пассажирском терминале никого. Еле-еле упросил, что бы меня пропустили через пассажирский терминал. Таможенники бегло осмотрели машину и всё. На въезде в Казахстан с правой стороны несколько будок, в одной из них купил страховку на месяц, потому, что из Казахстана в Россию я должен был заезжать более чем через 15 дней. Купить её можно за рубли, доллары или тенге.
В селе Курмангазы есть сетевая заправка «КазакОйл». В селе Даулеткерей есть заправки сети «Хелиос» и «СинаОйл». Самые распространённые в Казахстане заправочные сети: «КазакОйл», «Хелиос» и «СинаОйл». Как мне сказали местные жители, предпочтительно заправляться именно на этих заправках. Заправлялся на заправках только этих сетей 95-м бензином, никаких проблем с турбированным двигателем не заметил, бензин хороший.
От границы 73 километра двухполосная дорога с хорошим асфальтовым покрытием. Потом 120 километров отвратительного асфальта переходящего в грунтовую дорогу в виде стиральной доски. Справа «Газель» предпочитает ехать по целине.
У меня новый «Дастер» с довольно энергоёмкой подвеской, но было ощущение, что машина от вибрации развалится. Местами приходилось ехать параллельно дороги по степи, благо там колея набита. Потом выезжаешь на новую асфальтированную дорогу, душа от радости запела, но, «недолго музыка играла, недолго фраер танцевал», и опять через каждые 10-15 километров чередование нового асфальта с разбитым в хлам, а местами вообще грунтовой дорогой. И так до самого Атырау. Дорогу там строят, вот иногда мы на неё попадали, но когда это будет закончено?
Километров за 50 до Атырау спустило заднее правое колесо. Думаю, подкачаю и доеду до шиномонтажа, но через 5 минут баллон пустой. И вот в степи, в пыли разгружаю багажник, что бы достать запаску. А мимо проплывают фуры и обвалакивают очередной порцией пыли.
Худо-бедно к 9 вечера прибыли в гостиницу в Атырау. Итого в пути, вместе с переходом границы, 9 часов, средняя скорость по компьютеру получилась 60 км/час. Проехал 354 километра.
- Атырау – Бейнеу (440 км). Утром заметил, что при трогании и торможении со стороны передней подвески слышно небольшое поскрипывание, хотя на кочках никакого скрипа нет. Особого значения этому не придал, ну мало ли на грунтовке камушек попал. Причину скрипа узнал только в Хиве, и как-то стало не по себе. Но об этом расскажу когда в Хиву приедем.
В Атырау поставил латку на колесо, а запаску уложил на штатное место, на дно багажника, как потом оказалось зря. На «КазакОйл» заправился 95-м бензином по 204 тенге за литр (не буду переводить в рубли, т.к. курс плавает). Кстати дизель в Казахстане для иностранцев почти в два раза дороже чем для местных. На дизельной машине сэкономить не получится, а даже наоборот.
Выехали из города в 13-10. В 25 километрах от Атырау есть заправки «КазакОйл» и «Хелиос». Через 20 километров после Доссора будет 30 километров очень плохого асфальта, но после увиденного накануне это мелочи жизни. Далее до Бейнеу асфальт от хорошего, до очень хорошего.
В Кульсары в центре есть заправки всех трёх вышеуказанных брендов.
В Бейнеу заехали в 17-40. В итоге 440 километров проехали за 4 с половиной часа. На въезде в Бейнеу есть заправка «КазакОйл», где и заправился 95-м по 204 тенеге (цена у сетевых одинаковая). На выезде из Бейнеу есть заправки «Хелиос» и «СинаОйл». Больше до Узбекской границы сетевых заправок «первой тройки» не будет. В принципе в Казахстане с бензином проблем нет, да и стоил он по курсу апреля 2023 года (445 тенге за доллар) меньше 37 рублей за литр.
– Бейнеу – границаУзбекистана (86 км). И это всё? Сразу же возникает вопрос. Да всё!!! Хотя по плану было доехать до Нукуса, каких-то 520 километров.
Выехали из Бейнеу в 9-55. И это была ошибка. Вообще, отпуске я в крайних случаях изображаю подвиги и просыпаюсь раньше 9 часов. В отпуске я отдыхаю. Но в этом случае как раз и нужен был подвиг.
Не доезжая села Акжигит есть заправка «БекОйл», но это уже для тех, кто проехал мимо перечисленных, т.к. почти до Нукуса заправок не будет вообще никаких. Ну, если только заправиться верблюжьей мочой, как это делал герой фильма «Джентльмены удачи».
К погранпереходу подъехали в 10-50. Как обычно на всех ПП стоит очередь из фур, объезжаю её слева, тоже как всегда. Передо мной пара машин, ну, думаю, повезло в этот раз. Вышел из машины и вижу, что впереди бетонные блоки. Ничего не понимаю. Осмотрелся, за фурами справа очередь легковых. Развернулся, объехал фуры встал в хвост очереди из 40 машин, причем четыре машины которые я недавно обогнал на трассе теперь впереди меня.
Почти все машины на узбекских номерах с грузом на крыше, причём он иногда по высоте больше машины. Везут какие-то тачки строительные, велосипеды, вёдра и подобный скарб. Потом, уже в Узбекистане, я понял почему они всё возят на крыше. У них весь багажник газовый баллон занимает. Стоим час, стоим два, очередь не двигается, потом немного проехали вперед, и опять долгое стояние. Вокруг степь или полупустыня (я не очень-то в природоведении силён). Рядом есть пара магазинов, где можно купить перекусить, даже есть горячая выпечка, поменять валюту (курс, в принципе, приемлемый), но туалеты платные. Почти через пять часов заехали внутрь погранперехода. И тут началось. Я проходил границу очень много раз, на автомобиле более сотни раз, но такой организации не видел никогда. Такое впечатление, что кто-то сидел и думал, как бы сделать так «через жопу», что бы доставить людям истинное удовольствие при прохождении границы. Причём этот ПП, как оказалось, ещё не самый заботливый о народе.
При заезде на ПП выдают «бегунок» и направляют машину на площадку таможенного досмотра, а пассажира на погранконтроль. На площадке из машины выходить не дают до подхода таможенников. Минут через 30 подходит таможня и осматривает машину, после этого тебя направляют на погранконтроль, к этому времени пассажир его уже прошёл. Заходишь на погранконтроль, а там народу тьма, дальнобойщики, водители легковых, пассажиру из вновь запущенной партии. Подходит очередь, а сотрудник (совсем молодой пацан), который пытается её регулировать, причём в хамской манере, говорит, что у меня нет штампа на бегунке ещё одного сотрудника таможни из вон того окошка. Хороша там небольшая очередь из дальнобойщиков и перегонщиков машин на транзитах, как потом оказалось. Сотрудник в окошке смотрит документы и говорит, что тебе сюда не надо, т.к. ты на своей легковой машине без коммерческого груза. «Твою же мать»!!! Удаётся пробиться в свою очередь, даже не побили. «Фсё, конец моим страданиям и разочарованиям»!
Поднимая столб пыли за собой метусь к машине. Далее по номерам бегунков запускают в узкий коридор, две полосы с разделительной отгорожены от пешеходного перехода проволочным забором. Причём полосы очень узкие, двери открыть проблематично, если рядом две легковые. Пассажир уже давно в этом загоне (пешеходном переходе) стоит, т.к. давным-давно прошёл погранконтроль. На въезде в этот коридор сотрудник собирает бегунки. Я уже на въезде, меня подпёрли, а он говорит у тебя ещё одной печати нет, вот в этой клетке. Спрашиваю, где ставить, а он отвечает: «А хрен его знает». Правдами-неправдами сдаю назад, опять поднимая клубы пыли, возвращаюсь в здание, где проходят погранконтроль и сидят таможенники по коммерческим грузам. Там разводят руками, наконец-то, кто-то и водителей, стоящих здесь в очереди, сказали, что за углом под навесом сидит мужик, вот тебе к нему. Выхожу и действительно, сидит мужик. Даю ему бегунок, он на колене ставит печать, не посмотрев ничего, ни документы, ни машину. Теперь заезжаю в коридор, а пассажир всё стоит в загоне, т.к, сесть там не на что.
Через какое-то время, я его уже не фиксирую, т.к. счастливые времени не замечают, через лужу, называемую санитарным контролем заезжаем на узбекский погранпереход. Пограничник ставит машину в очередь, а она в пять рядов, хотя коридор таможенного досмотра один. Ну, поставили, я и стою. Один из соседней машины говорит, что нужно взять бланк таможенной декларации и заполнить его. Заполнять нужно только ФИО и данные автомобиля. Потом погранконтроль. А рядом узбеки снимают с крыш свой скарб и тащат его на рентген. После пограничников подхожу к таможенникам, но они говорят, отгоняй автомобиль в сторону, а я стоял уже первый на досмотр, и подойди к тому окошку. Подхожу к окошку, офицер мне говорит, пойди в кассу и заплати на санитарный контроль и тонировку (у меня передние боковые и лобовое вообще без тонировки, потом видел узбекские машину затонированные полностью кроме лобового). Спрашиваю где касса, говорит вон там, где фонарь горит. А там всего-ничего, метров 500. Ветеринару заплатил, какие-то копейки, а касса банка закрыта. Ветеринар, в соседнем кабинете сидящий, говорит, что кассир скоро будет.
Не прошло и полчаса, явился кассир и взял за тонировку, что-то около 200 000 сум (примерно 1 500 рублей). Возвращаюсь к офицеру, который из окошка направил меня в кассу, а его нет. Не прошло и полчаса (это у них, наверное, забава такая), явился офицер и ещё полчаса ковырялся в компьютере, что-то выискивая на меня, а может новости читал, не знаю. Наконец получаю очередной штамп на портянку (декларацию) и бреду, задор давно закончился, к таможенникам. Моя машина уже одна стоит здесь. Говорят, что этот ПП работает только в светлое время суток, а уже давно темно. Это нам ещё повезло, что мы в последнюю партию на ПП попали, а то бы ночевали на казахской стороне. Так вот подхожу к таможенникам, а они говорят, выгружай всё из машины и неси на рентген. Сильно хочется стакан коньяка залпом, но что поделаешь, выгружаем, пропускаем через рентген и в 21 час заезжаем на территорию Узбекистана. Ни о каком перегоне в Нукус речи быть не может. Здесь поблизости населённых пунктов нет. Если будет мотель остановимся в нём, если нет, спим в машине. В итоге на переход границы ушло ровно 10 часов.
Справа после границы несколько магазинов, есть кафе. Я вышел, что бы купить страховку. Делаю страховку, тут подходит такой общительный парнишка и предлагает узбекскую сим-карту. Говорит, я вам сделаю охрененную скидку, и за всё про всё вы заплатите 35 долларов. Я хоть и очумевший от границы, но за 3 000 рублей покупать симку не созрел. Он говорит, ну тогда я вам сделаю очень охрененную скидку, вы заплатите 15 долларов. После чего он был послан в пустыню. К слову, в Бухаре я сделал симку Ucel за 20 000 сум, что-то около 150 рублей.
Через дорогу два кафе, а при них мотели. Заехали в первое, нам предложили комнату, в которой из мебели два тюфяка. Ещё обещали даже постель дать, как дорогим гостям. Для того, что бы согласиться на это нужно не стакан коньяка залпом, а как минимум 0,7 с горла. Рядом кафе и мотель «Динур». Здесь предложили номер «Люкс» за 40 долларов за 12 часов. Тут были диваны и мы согласились. Подробнее об этом мотеле в другом разделе. Обхохочешься.
Так закончился этот суматошный день, за который проехали меньше 90 км, из-за чего вышли из графика. Хорошо, что был один день в резерве.
Не верь, не бойся, не проси.