Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле, Таиланде и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Она поразила не сама по себе, а "водонагревательной колонкой", состоящей из нескольких медных шаров с водой разной температуры:
Самое красивое место, которое понравились даже мне - замковая капелла Св. Стефана. Точнее, не столько она сама, сколько её изумительный потолок:
Фотография это особо не передаёт, но потолок имеет разной степени рельефность: от чуть-чуть выпуклой в центре до реальных ниш с арочками по краям. И в контексте сине-золотистой цветовой гаммы (примерно такую же имеют и парижская капелла Сент-Шапель, и церковь Сан-Педро в испанском Теруэле) смотрится всё это чудо как хорошо!
Большая часть убранства интерьеров (я в нескольких местах пообщался по этому поводу с местными смотрительницами) является не достоверным восстановлением, а, так сказать, "историческим вымыслом": то есть они были воспроизведены "по косвенным уликам": "по мотивам" бытовавших тогда стилей, тенденций и школ, по отдельным письменным упоминаниям, по найденным при раскопках фрагментам. Примерами таких "условных" реконструкций служат кесонный потолок и медный - или из чего он там сделан - рукомойник, которые я показал выше (что, конечно, никак не перечёркивает их красоту).
С чисто архитектурной точки зрения "внутренности" Старого замка тоже не слишком запоминающиеся:
Хотя будь всё это не побелено, а полы не выложены откровенно современной декоративной плиткой, возможно, те же самые уголки смотрелись бы иначе, и писал бы я о них уже совсем в других тонах...
В конце Замковой улицы, напротив Старого замка с одной стороны и памятника Давиду Гродненскому с другой, и тоже на холме - но намного более низком, можно сказать, на холмике, находится пожарная часть, образованная во второй половине 19 века и продолжающая действовать и поныне. Но если основное здание части является новоделом (прежнее было разобрано в 1960-х годах), то 32-метровая каланча- самая что ни на есть оригинальная, возведённая в 1902 году и даже уцелевшая во время войны. Она состоит из 6 этажей-ярусов, верхний из которых представляет собой наблюдательную площадку с шатровым навесом и ажурным кованым ограждением.
По городской традиции, сложившейся ещё в период Российской империи, каждый полдень (а точнее, в 11.58, чтобы успеть до боя часов на Фарном костёле) на верхней площадке появляется трубач в мундире того времени, белых перчатках и золочёной каске из музейной экспозиции (внутри, помимо пожарной части, работает Музей истории пожарной службы) и играет короткую мелодию из репертуара белорусских авторов, что означает нечто вроде "в Багдаде всё спокойно". К сожалению, услышать её мне не довелось, поскольку я приехал в Гродно в 11.56 и, понятно, за 2 минуты оказаться у каланчи не мог при всём желании, а на следующий день уезжал 11-часовой маршруткой.
Гродненская каланча - единственная сохранившаяся в Беларуси подобная "вышка" 19 века, но интересна она не только этим: округлый фронтон здания пожарной части украшен масштабной тематической росписью "Огнеборцы - история и традиции мужества", на которой изображены работники пожарных служб в форме разных времён – от средневековья до современности - на фоне узнаваемой белорусской архитектуры. Но самое примечательное здесь - стоящая крайней справа невысокая девушка с макетом каланчи в руках, лицо которой очень напоминает Мону Лизу:
По мере увеличения масштаба становится видно, что сходство отнюдь не "фотографическое", но отдельные черты лица всё же не дают забыть о творении Леонардо:)
Почему, отчего, зачем? Однозначного понимания не дали даже несколько прочитанных мной интервью с автором росписи: он уклоняется от прямого ответа, намекая лишь, что косвенным прототипом "Джоконды" (без прямого портретного сходства) послужила его супруга, сотрудница МЧС, автор книги "Огнеборцы Гродненщины" и "по совместительству" - директор Музея истории пожарной службы. Видимо, он решил сохранить элемент тайны и подготовить почву для будущих городских легенд:)
А это "рабочее" крыло части, в которой уже нет места для романтики: здесь задачи решают "чисто конкретные"...
..........
Короткая (всего 360 метров) Замковая улица, которая ведёт от Советской площади (или, для лучшего понимания - от Фарного собора Франциска Ксаверия, а когда-то - от городского рынка) к замкам - одна из старейших в Гродно. Однако сегодня она выглядит не очень живописно и не слишком колоритно, и причина тому банальна до обидности, практически - до слёз. Замковая улица успешно пережила даже войны 20 столетия, но была изувечена - опять на язык просится слово "варварски" - советскими властями уже в послевоенные годы, когда была снесена самая старая и исторически ценная застройка чётной стороны улицы (примерно тогда же была взорвана и Фара Витовта). Кое-какие здания из "прошлой жизни" здесь, конечно, остались, но, мягко говоря, не самые запоминающиеся...
Вензель с гродненским гербом на здании Музея истории религии, разместившимся ещё в советское время в корпусах женского монастыря Рождества Богородицы (сам монастырь потом возродили - я его показывал выше - а территорию назад "недодали", потому, как я уже писал, там не развернуться):
Современная металлическая арка – памятный знак, напоминающий, что здесь во время войны был центральный вход в гродненское еврейское гетто N1 (существовало и гетто N2, которое находилось в районе бывшего пригорода Гродно - Слободке):
А самое красивое на Замковой улице - новодельный (его ещё нет даже на камерах Яндекса) "кафе-магазинный" мини-комплекс, состоящий из трёх одноэтажных построек в "классическом" польско-литовско-белорусском "деревенском" стиле с яркими черепичными крышами и антуражными воротами:
А это он же "с изнанки" (то есть с обратной стороны):
Не знаю, кому как, но, по-моему, если уж и создавать новоделы, но примерно в таком духе:) Надо же хоть как-то исправлять "грехи отцов"...
savl1 писал(а) 30 июл 2023, 10:57:Надо же хоть как-то исправлять "грехи отцов"...
Если не исправлять, то хотя бы замаливать. У белорусов, как мне кажется, это не плохо получается. Со временем старое и новое будет смотреться еще более органично. Ну кто сейчас вспомнит, что у нас в Москве на Красной площади на месте Казанского собора был общественный туалет.
Ну, к этому слову я отношусь... как бы это сказать... потому что само понятие молитвы (и далеко не только у нас) уже давно полностью профанировано, и от его первоначального смысла почти ничего не осталось. Молитва - она ж не в действиях, она в душе, и если ты по-настоящему, от сердца, молишься,то это можно сделать и на рынке и, простите, в туалете - и это ничем не будет отличаться от молитвы в самом почитаемом (определёнными кругами) храме.
А вот в остальном я согласен: если меня чему жизнь и научила, то тому, что начать что-то никогда не поздно (если только это не касается смерти): время летит намного быстрее, чем нам кажется, и когда думаешь, о том, что результат твоих сегодняшних действий "когда ещё будет" и на этом основании отказываешься делать, надо помнить, что пролетят - очень быстро - годы, и ты сам же и скажешь: эх, сделай я тогда - сейчас бы уже были плоды. Но даже тогда сделать не поздно, потому что пройдёт - пролетит! - ещё несколько лет, и всё повторится:)
И Ваш пример с Казанским собором (а можно и ещё уйму подобных привести) - прекрасное тому доказательство:)
А сейчас мы снова вернёмся к замкам и спустимся по проходящей по пологому сухому оврагу лестнице, которая начинается сразу от каменного моста в Старому замку:
Говорят, что по этой лестнице жених в день свадьбы должен подняться с невестой на руках - ну не знаааю... Если, конечно, он Сталлоне, а она Дюймовочка - может быть....
Внизу, у подножия лестницы, стоит скульптурная композиция, изображающая ... нет, не чашу, как может показаться издали, а ладью, и не простую, а средневековую ладью-насад - небольшое, но маневренное и быстроходное судёнышко, приспособленное для боя на узких реках. Русская Лаврентьевская летопись 14 века описывает её так: "...Изяслав изобрел странные лодки... в них гребцы невидимо гребут, только весла видны, а людей не видно... Потому что лодки обшиты досками, сверху воют в доспехах и стреляют, а кормчих два, один на корме, а другой на носу". То есть ладья хоть и была небольшой, но имела палубу, под которой находились гребцы, а воины размещались наверху.
Любопытно, что скульптура изготовлена ... с натуры, а натурой послужила маленькая (длиной 5.5 и высотой 4.3 сантиметров) шахматная фигурка, найденная в 1931 году во время археологических раскопок на Замковой горе: исследования показали, что она была сделана русским мастером в 12 столетии.
Сейчас мы пройдём под Замковой горой, не забывая посматривать вверх:
Я сделал снимок вдоль реки, но он получился против солнца; сначала я хотел удалить его, но потом всё же решил оставить - не для красоты, а для общего представления об окрестных пейзажах:
Перейдя речку Городничанку, мы вновь поднимаемся на очередной холм, а чтоб сделать этот процесс приятнее и легче, периодически останавливаемся "на панорамы":
Но поднялись мы сюда, конечно, не ради новых видов на реку и Старый замок: на вершине этого холма находится уникальная достопримечательность: Борисоглебская, она же Коложская церковь.
Точная дата её возведения не известна, но учёные полагают, что это произошло в 1180-х годах. Храм был освящён в честь Бориса и Глеба, а потому официально называется Борисоглебским, но в Гродно его больше знают как Коложский, и на сей счёт существует несколько версий.
Согласно одной, в начале 15 века князь Витовт начал войну против Пскова, сам город не взял, но захватил расположенную южнее него крепость Коложе (встречаются также варианты Коложо и Коложа), взял 11 тысяч пленных, увёл их в Литву и поселил на окраине Гродно недалеко от Борисоглебского храма - так возник Коложский посад, а церковь стали назвать Коложской. Другая гипотеза менее исторична и заключается в том, что рядом находилось урочище Коложань, что обозначает место, где бьют многочисленные родники. Но, как бы то ни было, истинная причина канула в веках, а красивое и ни на что не похожее имя (Борисоглебских-то церквей чуть ли ни через одну) осталось.
Уникальной особенностью Коложской церкви являются её стены: во-первых, они двойные, то есть имеется внутренняя стена и наружная, между которыми проходит узкий коридор, и каждая из них имеет свои "изюминки".
Внешние стены сложены из тонкого кирпича-плинфы, что само по себе, конечно, вполне ординарно. Но, во-первых, кирпичная кладка перемежается крупными валунами различных оттенков, обработанными с наружной стороны до плоского края (причём чем выше, тем меньше их количество и размер), а во-вторых, они обильно украшены глазурованными майоликовыми плитками самых разных цветов: красного, коричневого, тёмно-малинового, серо-зелёного, оливкового, выложенными в виде крестов.
Конечно, за 8 с лишним веков церковь ремонтировалась, но в целом сохранила свой облик (разве что её купол, как считают историки, изначально имел классическую древнерусскую форму). Но в 1853 году "случилось страшное": в ночь на 2 апреля воды Немана подмыли берег, но котором стоял храм, случился оползень, и вся южная и часть западной стены обрушились в реку. В течение следующих лет предпринимались попытки если не ремонта, то хотя бы подобия консервации здания, поставлены опоры, на месте бывшего алтаря установили временную часовню. Но новые оползни, пусть даже уже не такие сильные, практически сводили все работы на нет. Наконец, в 1897 году к делу подошли более системно: берег Немана укрепили, а разрушенные стены восстановили, но ... уже из дерева (во время реставрации 2017-2018 годов их заменили на более современные - из термодифицированной сосны).
Последняя фотография, казалось бы, повторяет одну из предыдущих, но я разместил её, поскольку на ней хорошо видна главка храма, не заметная на более близких ракурсах.
Во внутренние стены храма встроено множество глиняных сосудов - так называемых голосников, которые, во-первых, создают особую акустику, а во-вторых, уменьшают вес стен и снижают нагрузку на них.
Конечно, я и раньше встречал голосники в древнерусских храмах, но чтоб в таком количестве - даже не припоминаю...
Недалеко от Коложско-Борисоглебской церкви установлен ещё один памятный знак, посвящённый Давиду Гродненскому - на этот раз в виде огромного камня-валуна:
И теперь уже "по верху" (то есть не спускаясь к реке), по Коложскому парку мы возвращаемся в городские кварталы Гродно.
Парковая дорожка выводит на историческую Большую Троицкую улицу, которая сегодня особого интереса не представляет: да, кое-какая старая застройка здесь сохранилась, но не в том количестве и "качестве" (в смысле зрелищности), чтобы отнести эту улицу к достопримечательностям Гродно.
Но, тем не менее, своя "жемчужина" здесь тоже имеется: это Большая хоральная синагога, возведённая в нынешнем эклектичном виде в начале 20 века (а вообще первая каменная синагога на этом месте появилась ещё в 1580 году!).
Верхняя центральная часть главного фасада:
Круглый орнамент на фронтоне одной из "башенок":
Очень советую обойти синагогу "по кругу", потому что с других сторон она неожиданно выглядит несколько иначе:
Историки объясняют это тем, что после пожаров конца 19 столетия предыдущее здание синагоги 17 века частично уцелело, и при возведении новой были использованы её фрагменты. Некоторые даже утверждают, что строительство в основном свелось к сооружению нового фасада (и, естественно, полному восстановлению всех "внутренностей"), и если дело обстоит именно так, то сегодняшняя Большая синагога представляет собой не просто синтез разных стилей, а тот редкий случай, когда разные части одного здания представляют совершенно разные временные эпохи.
К сожалению, попасть внутрь синагоги "просто так" возможности нет, и это очень обидно, потому что её главный зал оформлен очень красиво и очень интересно: он выдержан в белых тонах с готическими архитектурными формами и богатым лепным декором. Впрочем, это надо видеть, поэтому я просто покажу 2 снимка с сайта https://planetabelarus.by, и мы вместе полюбуемся великолепными интерьерами гродненской синагоги:
..........
Что касается самой Большой Троицкой, то вот, пожалуй, самый интересный её фрагмент:
Несколько "потаённых" (в том смысле, что они не видны с улицы, и заглянуть в них можно только либо случайно, либо если знать, где сворачивать и куда заглядывать) её уголков:
И маленький живописный, почти игрушечный домик, как я понимаю, насквозь современный, что никак не отменяет его обаяния:
Если дальше свернуть на Виленскую улицу, можно зайти в чебуречную, которую очень хвалят, а некоторые даже называют лучшей в Гродно:
Выбор чебуреков здесь действительно большой, вплоть до необычных (с чечевицей, с яблоками), делают их при тебе: то есть ты оплачиваешь и минут 10 ждёшь.
Хотя я ещё был не особо голоден, но "купился" на "рекламу" и взял на пробу один с курицей и грибами, а второй - как раз с яблоками (я положил на него глаз ещё до поездки). Ну что могу сказать: чебуреки вкусные, но ... скажем так, обычно вкусные, какого-то фурора в моём гастрономическом внутреннем мире они не произвели.
...
А сейчас я сделаю небольшую подборку гродненской исторической (и не только) архитектуры, увиденной в разных местах центра города:
savl1 писал(а) 01 авг 2023, 13:57:К сожалению, попасть внутрь синагоги "просто так" возможности нет,
Там внутри есть еще интересный небольшой музей гродненского еврейства. Но график работы его покрыт мраком. Мы с друзьями попадали туда с экскурсоводом, которая заранее договаривалась со смотрительницей музея.
snoop писал(а) 01 авг 2023, 17:30:Мы с друзьями попадали туда с экскурсоводом, которая заранее договаривалась со смотрительницей музея.
Да, я читал, что некоторые экскурсоводы имеют "доступ к ключику".
snoop писал(а) 01 авг 2023, 17:30:внутри есть еще интересный небольшой музей гродненского еврейства
Я думаю, если честно, он всё же очень нишевый и мало кому из обычных туристов интересен (мне - так точно нет), а вот за осмотр интерьеров я бы даже заплатил, если б сделали платный вход (может, оно и хорошо всем было бы? Кроме, конечно, экскурсоводов:) ).
snoop писал(а) 01 авг 2023, 18:05:Ну это не религиозный музей :-) Там о разных известных уроженцах Гродно. Например, о Меере Лански, "бухгалтере мафии"
Остаюсь при своём мнении, но не буду спорить - просто не о чем, поскольку "здоровые" мнения не сталкиваются, а лишь высказываются:), у всех свои интересы. Просто они бывают "более массовыми" и "менее". Я уверен, что это музей из разряда вторых (что не исключает его ценности для так называемого "меньшинства"). Но могу ошибаться:) Но если музей, то тем более он должен быть более доступным. Иначе в чём смысл создавать его? Ведь любой музей - это либо "искусство, которое должно принадлежать народу", либо некий "посыл", предназначенный, чтоб его услышали как можно больше людей.
С другой стороны, я понимаю, что синагога - это "дом" определённого духовного течения, и они имеют право решать, кого пускать к себе, кого нет.
Одной из главных достопримечательностей Гродно обычно называют Советскую (ну вот, опять...) улицу, которая, между прочим, является первой в СССР пешеходной улицей: движение транспорта по ней было запрещено решением горисполкома от 31 мая 1972 года, а проект превращения московского Арбата в пешеходную зону начал разрабатываться и реализовываться только в 1974-м!
А вообще эта улица появилась в Гродно ещё в 14 веке - тогда она связывала городской рынок с Виленским гостинцем - главным торговым шляхом (то есть трактом) Великого княжества Литовского, называлась, соответственно, Виленской и уже к концу следующего столетия была плотно застроена деревянными и каменными домами. Жить и торговать здесь стало престижным, и вскоре Виленская превратилась в главную улицу Гродно и "обзавелась" пышными дворянскими особняками, дворцами и усадьбами, на ней были построены костёл Святого Духа и доминиканский монастырь.
В 19 веке улица, теперь уже под новым именем Соборная, стала центром гродненского гламура, этакой "ярмаркой тщеславия": на ней открывались всё новые и новые магазины, рестораны и гостиницы, чьи владельцы считали своим долгом перещеголять конкурентов, здесь появились первые лавки фотомастеров, сразу ставшие модными, здесь открылся кинотеатр "Гродно" - один из старейших в Беларуси. Примерно тогда время и сформировалась та уличная застройка, что мы видим сегодня - точнее, та, что сохранилась до нашего времени.
Социалистическое "планов громадьё" не смогло обойти стороной теперь уже Советскую улицу: её планировали превратить в проспект 30-метровой ширины, снеся все строения на "чётной" стороне. Именно тогда на месте кинотеатра "Гродно" и роскошной гостиницы "Европа" появился большой универмаг "Нёман" (сегодня одноимённый Торговый дом), на котором то ли уже не работает, то ли работает как-то криво ставшая хорошо известной в последнее время обзорная площадка "Крыша мира", были снесены многие торговые лавки и полностью перестроен дворец шляхетского рода Сапег конца 18 столетия. К счастью, полностью "под бульдозер" бывшую Виленскую всё же пустить не успели.
Сохранение исторического наследия - это всегда хорошо, но назвать нынешнюю Советскую улицу интересной и красивой я - простите, гродненцы! - не могу. Да, она ухоженная, опрятная, прибранная, вымощена антуражной брусчаткой из колотого гранита в бетонной основе, сохранившейся, между прочим, ещё с польских времён – с 1938 года (тогда же и такой же плиткой - изготовленной, кстати сказать, на гродненском бетонном заводе - была покрыта и улица Ожешко), да, местные жители по ней с удовольствием гуляют, да, все приезжающие туристы сюда непременно приходят, но ... Главное "но" заключается в том, что кроме общей атмосферы (хотя для многих и этого вполне достаточно) смотреть здесь нечего. В этом плане Советская на порядок проигрывает пешеходным улицам Казани и Нижнего Новгорода и на пару порядков - Саратова и Самары. Так что в разряд обязательных гродненских "маст си" я отнести её никак не могу, хотя, конечно, оказавшись в Гродно, пройти мимо неё практически невозможно.
В самом начале (если таковым считать тот её конец, что выходит на Советскую площадь) Советской улицы несколько лет назад была установлена скульптура Святого Губерта - жившего в 6-7 веках католического святого, епископа Маастрихта и Льежа, традиционно считающегося покровителем охотников. В юношестве, будучи сыном герцога Аквитанского, Губерт вёл разгульную и, как сейчас мы сказали бы, богемную жизнь, но как-то на охоте повстречал оленя с сияющим крестом между рогами. Это так подействовало на него, что он бросил всё и уехал в Маастрихт, чтобы стать учеником святого Ламберта. И хотя Губерт никогда не был ни в Польше, ни в Литве, "олень святого Губерта" стал символом Гродно и, как я уже говорил, изображён на гербе города.
За Губертом Советскую улицу открывает здание бывшей доминиканской гимназии - единственное, что осталось монастыря доминиканцев (костёл был снесён по приказу российских властей через 10 лет после польского восстания 1863-1864 годов). На его торце находится интересное панно (некоторые называют его муралом, но всё моё культурное нутро протестует против этого дурацкого слова, хотя соглашусь, что адекватного ему русского термина не существует), на котором изображено множество то ли голубей, то ли куриц - все называют их по-разному; в общем, неведомых зверушек-птичек - с керамическими узорами, соответствующими национальным орнаментам разных стран и народов:
Ну а дальше я просто покажу "оптом" несколько фрагментов Советской улицы, не задерживаясь на описании отдельных зданий:
Перед современным Молодёжным центром устроена Аллея кино, посвящённая кинособытиям, так или иначе связанным с Гродно:
На Советскую мы ещё вернёмся в сумерках, и там она "заиграет" немного по-иному.
Выше я сказал, что от комплекса доминиканского монастыря сохранилось всего одно здание, но это не совсем так: ещё один его корпус можно увидеть, если от Аллеи кино свернуть с Советской на Доминиканскую улицу:
Рядом находится пара симпатичных домов - похоже, что тоже исторических:
* * * * * * * * * *
Очень эффектной достопримечательностью Гродно являются водонапорные башни Кася и Бася, расположенные в юго-восточной части города близ железнодорожных путей. На первый взгляд, они так похожи, что хочется назвать их близнецами, но если присмотреться повнимательнее, становится ясно, что при общности архитектуры башни (обе восьмигранные и имеют одинаковую высоту 22 метра) сильно различаются внешним декором.
Почему башни получили такие имена, до сих пор (или уже) никто не знает. Классическая городская легенда объясняет их тем, что в одной башне, где находилась бухгалтерия водоканала, работала женщина по имени Бася, а в соседней башне была завхоз Кася. Самое интересное, что "кто есть кто", то есть какая башня Кася, а какая Бася, не ведомо даже легендам, поэтому когда говорят о комплексе в целом, их называют по именам, а когда речь заходит о каждой башне в отдельности, их "идентифицируют" по цвету: одна розовая, другая жёлтая.
Появление башен связано с созданием первой в городе системы водоснабжения в конце 19 века. Сначала в 1890 году была возведена розовая башня, а в 1905-1910 годах - жёлтая. Обе они построены в стиле эклектики, но декорированы по-разному, и хотя большинство источников в этом плане отдают предпочтение более поздней жёлтой, мне больше понравилась как раз первая - розовая. Но вообще они хороши как раз вместе, в паре:)
Кася и Бася находятся сравнительно недалеко от Костёла обретения Святого Креста, куда я и направился после них (в рассказе, пытаясь сделать его более "системным", я изменил хронологию реальных прогулок), и по дороге сфотографировал 2 симпатичных "деревенских" домика:
У меня осталось ещё немного снимков, сделанных в разных местах Гродно, и я, не пытаясь детализировать, покажу их единой подборкой, которую назовём просто "картинки с улиц":
Вы наверняка поняли, что кавярня - это кофейня. Которых в Гродно, как я уже говорил, очень много.
Такие "урны-джентльмены" часто встречаются в центре города:
..........
Прежде чем отправиться бродить по вечернему Гродно, напрашивалось пообедать и отдохнуть. На этот счёт у меня было несколько "домашних заготовок", но уходившись днём (а было, надо сказать, довольно жарко), я выбрал самое близкое к отелю заведение под нехитрым названием "ТрактирЪ". И выбор себя оправдал.
Первое было вполне традиционное, и я даже пожалел, что купился на белорусский борщ (ничем он не отличается от любого другого!), отказавшись от моей любимой солянки. Да и сало, шедшее в комплекте, было ооочень солёным и трудно пережёвываемым. А вот второе без всяких натяжек пополнило мой перечень самой вкусной белорусской еды: дерун (если совсем на пальцах - картофельная котлета с мясом внутри, можно сказать - зраза) с грибной подливкой - ну это просто что-то! В общем, это даже не песня, это гимн еде:)
И, конечно, тёмное "Лидское". Никогда не мог - чисто физиологически - зараз выпить целую бутылку пива, но оказалось, что ТАКОЕ идёт без проблем:)