Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Sibirochka писал(а) 09 июл 2023, 10:55:Вы, наверное, не заходили в Подгоре так далеко, как мы
Да, так и есть. Но то, что я увидел на камерах и снимках, меня не впечатлило и не вдохновило...
Sibirochka писал(а) 09 июл 2023, 10:55:Ну и "голос крови" никто не отменял. Когда я хожу по улицам, где ходили мои предки, я очень легко погружаюсь в ту эпоху.
Очень Вас хорошо понимаю. Думаю, в этом главная причина притягательности для меня Ближнего Востока и "антуража пустынь". Я почти уверен, что я жил там, в частности, во времена Саладина (а может, и не только), я чувствую такие вещи...
Ещё С. У. Ремезов в 1701 году отметил на плане Тобольска целых 11 речек. Самой длинной из них является сохранившая своё старинное имя Курдюмка, которая подходит к городу с северо-востока, огибает Троицкий мыс, течёт по нижнему посаду и, наконец, впадает в Иртыш - то есть, сколь бы незначительной она ни была, это всё же целый приток Иртыша - пятой по длине реки России! Правда, тот же Ремезов описал её довольно неласково, хотя и очень разносторонне: "Уже по ничтожности расстояния между истоком и устьем видно, что речка не может быть особенно значительной; между тем она все же приводит в движение одну мельницу. Вода в Курдюмке считается нездоровой, так как в ней имеется ржавчина. Она непригодна также и для стирки, поскольку мыло в ней не пенится".
Южнее Кремля Курдюмка пересекает Никольский Взвоз и протекает недалеко от костёла, где через неё переброшен один из многих в Тобольске пешеходных мостиков, а на его ограде сидит Литературный Ангел, этакий "собиратель" книжных упоминаний о городе.
А собирать есть что, и это, конечно, далеко не один "Тобол" Алексея Иванов (который просто попался на язык, а сам по себе, как и одноимённый фильм, не заслуживает столь многократного упоминания, как получилось - без особых намерений с моей стороны - в этом рассказе), но и куда менее очевидные источники. Например, известный всем Робинзон Крузо во второй книге Даниеля Дефо ("Дальнейшие приключения Робинзона Крузо") возвращается после нового и тоже не совсем удачного путешествие из Китая в Европу через Россию и, в частности, на целых 8 месяцев "зависает" в Тобольске, да ещё зимой, где узнаёт много нового, и его представления о бренной жизни значительно расширяются: "Я решил перезимовать в Тобольске, рассчитывая найти в этом городе, расположенном под 60 градусом сев. широты, обильную провизию, теплое помещение и хорошее общество. Здешный климат был совсем не похож на климат моего милого острова ... чтобы выйти на улицу, нужно было закутываться с головы до ног в тяжелую шубу. Печь в моем доме была совсем не похожа на английские открытые камины, которые дают тепло, только пока топятся. Моя печь была посреди комнат и нагревала их все равномерно; огня в ней не было видно, как в тех печах, которые устраиваются в английских банях. Всего замечательнее было то, что я нашел хорошее общество в этом городе, расположенном в варварской стране, невдалеке от Ледовитого океана, лишь на несколько градусов южнее Новой Земли. Неудивительно: Тобольск служит местом ссылки государственных преступников; он весь полон знати, князей, дворян, военных и придворных. Тут находился знаменитый князь Голицын, старый воевода Робостиский и другие видные лица, а также несколько дам. Через своего спутника, шотландского купца, с которым я здесь расстался, я познакомился с несколькими аристократами и не без приятности проводил с ними долгие зимние вечера. Я прожил в Тобольске восемь месяцев, в течение мрачной и суровой зимы. Морозы были так сильны, что на улицу нельзя было показаться, не закутавшись в шубу и не покрыв лица меховой маской или вернее башлыком с тремя только отверстиями: для глаз и для дыхания. В течение трех месяцев тусклые дни продолжались всего пять или шесть часов, но погода стояла ясная, и снег, устилавший всю землю, был так бел, что ночи никогда не были очень темными. Наши лошади стояли в подземельях, чуть не околевая от голода; слуги же, которых мы наняли здесь для ухода за нами и за лошадьми, то и дело отмораживали себе руки и ноги, так что нам приходилось отогревать их. Правда, в комнатах было тепло, так как двери в тамошних домах закрываются плотно, стены толстые, окна маленькие с двойными рамами. Пища наша состояла, главным образом, из вяленого оленьего мяса, довольно хорошего хлеба, разной вяленой рыбы и изредка свежей баранины и мяса буйволов, довольно приятного на вкус. Вся провизия для зимы заготовляется летом. Пили мы воду, смешанную с водкой, а в торжественных случаях мед вместо вина — напиток, который там готовят прекрасно. Охотники, выходившие на промысел во всякую погоду, часто приносили нам прекрасную свежую оленину и медвежатину, но последняя нам не очень нравилась; у нас был большой запас чаю, которым мы угощали наших русских друзей. В общем, жили мы очень весело и хорошо".
Тобольск (вот уж чудны дела твои, господи!) упоминается даже ... в романе Брэма Стокера "Дракула": "После этого Квинси Моррис прибавил ... "Помнишь, Арт, как нас преследовала стая волков под Тобольском? Дорого бы мы дали тогда за карабин для каждого!".
Жаль, что Александр Дюма, путешествуя по России, не доехал до Сибири - тогда бы он точно посетил Тобольск и обязательно написал бы о нём что-нибудь интересное:)
За мостом (точнее, мостиком) расположена скульптурная композиция, посвящённая основателю Тобольска Даниле Чулкову. Она была установлена в 2022 году в ознаменование 435-летия города и изображает плывущих на ладье Чулкова "со товарищи":
Не знаю, как смотрелся бы памятник в другом месте, например, на городской лице или площади, но здесь он явно "попал в струю": очень уж "открыточные" виды Кремля, костёла и Кремля вместе с костёлом открываются отсюда, и добавить к ним в кадр монумент и сотворить ещё одну "открытку" напрашивается само собой:)
Да и вообще это место - одно из самых панорамных в Тобольске. И что примечательно, оно "всесезонно" и "всепогодно", то есть в любое время дня почти все ракурсы получаются "по свету".
Очень красиво оформлены и спинки стоящих здесь скамеек (а чего ж ни посидеть, созерцая такие картины?! Вот только не в жаркую погоду, поскольку местность тут открытая, и тени нет совсем):
...
Сейчас мы немного пройдём "вдоль да по речке, вдоль да по..." нет, не по Казанке, а по Курдюмке...
... и выйдем к величественной и очень красивой церкви Архангела Михаила:
Нынешний храм был возведён - как водится, на месте прежнего деревянного - в середине 18 столетия. Он, как видите, двухэтажный, состоит из нижней тёплой и верхней летней, то есть холодной, церквей, а его главной особенностью является двойное крыльцо, и в чём эта особенность и даже уникальность заключается, я сейчас поясню. Обычно, если в храм ведут две лестницы, то они являются распашными, то есть находятся в одной плоскости по разные стороны от входа, у которого и сходятся. Лестницы же Архангельской церкви выполнены в виде галерей в духе русского зодчества 17 века и расположены параллельно друг другу, как бы охватывая храм с двух сторон:
В целом церковь Архангела Михаила относят к стилю сибирского барокко, но в "тобольском" исполнении, и это не единственный подобный храм здесь: возник даже - правда, "полуофициально" - термин "тобольское барокко", этакий "подстиль", "стиль внутри стиля".
В верхней церкви я не был - видимо, она была закрыта, а вот в нижнюю зашёл. Каких-то "ослепительных" интерьеров здесь нет, но этот кажущийся "минимализм" очень хорош и прекрасно гармонирует с низкими массивными сводами (мне даже кажется, что если их расписать полностью, они будут "давить"):
Ещё одна "изюминка" церкви - металлическая ажурная решётка ограды с повторяющимися вензелями "А М", причудливо переплетёнными между собой. Означают они совсем не имена императора Александра III и его супруги Марии Фёдоровны, как кто-то написал, видимо, по аналогии с буквами во дворе Массандровского дворца в Крыму, а того небожителя, в честь которого и назван храм - Архангела Михаила.
Кстати, в доме церковного старосты возле Архангельской церкви в течение нескольких месяцев проживал А. Н. Радищев, когда останавливался в Тобольске по дороге в ссылку в Илимский острог.
Честно говоря, большая часть бывшего нижнего посада сегодня малоинтересна: в основном, это обычные деревенские домики, где-то деревянные, где-то кирпичные, но ничего примечательного или "специфически регионального" - ни на взгляд, ни по атмосфере - в них нет: подобное можно увидеть хоть в Подмосковье, хоть где. Редкие же исторические памятники (но тоже не уникальные) - Рождественская, Пятницкая, Крестовоздвиженская, Андреевская церкви, Знаменский монастырь, а также дореволюционная мечеть разбросаны на очень большой территории и расположены далеко друг от друга, а к тому же, находятся на той или иной стадии восстановления (кроме мечети), так что я посчитал нецелесообразным тратить на их "обход" время и силы (конечно, я, как обычно, заранее "походил", где мог, по карте в режиме камер, и увиденное меня не вдохновило), и даже на мечеть уже не было "эмоционального запала" - всё ушло на великолепный Кремль.
Так что я срезаю путь и кратчайшей дорогой - а это улица Кирова, бывшая Туляцкая - направляюсь в сторону Плацпарадной площади. Здесь можно обратить внимание на явно современный живописный домик, ставший уже настоящей звездой инета, поскольку его не сфотографировал только ленивый:
А с другой стороны находится большая - размером с нынешний квартал - усадьба конца 19 столетия, принадлежавшая купцу первой гильдии, судовладельцу и рыбопромышленнику (да чем он только не занимался: торговал пушниной, промышлял золотом, добывал соль, строил дома и храмы) Ивану Николаевичу Корнилову. Сначала мы проходим через построенный "просто, но со вкусом" Торговый дом со скошенным углом (и тут уже солнце мешает снимать так, как хочется):
Следом расположен развёрнутый вглубь двора кирпичный двухэтажный флигель (насчёт деревянной пристройки с крыльцом сказать ничего не могу, но, скорее всего, это поздний новодел):
А дальше находится Дом самого Корнилова - особняк "дворцового типа" в стиле эклектики с богатым и пышным рельефным декором: местами даже кажется, что стены украшены взбитыми сливками:)
Что ж, купец уровня И. Н. Корнилова мог себе такое позволить:) И, возможно, позволил бы ещё больше, но, видимо, почувствовал, что перерос рамки Сибири, и в 1909 году создал издательскую фирму в Москве, а через 4 года и вовсе переехал туда вместе со своей семьёй (в его теперь уже бывшем особняке разместился Окружной суд). Правда, ненадолго: в 1914 году сын купца Всеволод заболел воспалением лёгких, и семья снова переезжает – на этот раз в Крым. После революции Корниловы эмигрировали: сначала в Константинополь, а потом в Париж, где Иван Николаевич умер в 1938 году.
Главный фасад Дома Корнилова обращён на выглядящую пустоватой (собственно, такая она и есть) большую площадь:
Изначально эта площадь называлась Благовещенской - по имени стоявшей рядом не сохранившейся церкви конца 17 века, а Плацпарадной, или просто Парадной стала после того, как здесь начали устраивать смотры и торжественные марши войск, а также чествовать приезжающих высокопоставленных особ. Например, в июне 1837 года на ней принимал парад наследник престола цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II).
К 300-летию Тобольска на Плацпарадной площади была установлена и освящена Александровская часовня, а большая часть площади вокруг неё отведена для обустройства сквера - после этого все воинские смотры уже проводились на главной площади города - Соборной.
Сквер, впоследствии названный Александровским садом, равно как и часовню, можно увидеть и сейчас (правда, сад, честно говоря, так себе: голенький и неинтересный):
На нынешнюю Плацпарадную площадь выходят всего 2 здания: особняк Корнилова и Дом генерал-губернатора, построенный тобольским купцом Иваном Куклиным в конце 18 века (и реконструированный в нынешнем виде в начале 20-го), но после его банкротства перешедший в казну и использовавшийся в качестве резиденции Тобольского губернатора, а после того как Сибирское генерал-губернаторство было разделено на Западно-Сибирское (частью которого стала Тобольская губерния) и Восточно-Сибирское - Западно-Сибирского генерал-губернатора.
Когда в 1891 году цесаревич Николай Александрович - тогда ещё не император Николай II - возвращался через Сибирь из своего Восточного путешествия, он останавливался в Тобольске именно в этом доме. И, конечно, даже в страшных мыслях не мог предположить, при каких обстоятельствах окажется здесь снова...
Случилось это спустя 26 лет: в августе 1917 года по решению Временного правительства Николай II со всей семьёй был отправлен - уже в качестве ссыльного - в Тобольск, где царскую семью разместили на втором этаже Губернаторского дома (на первом была столовая и комнаты для прислуги), причём выходить в город, за исключением посещения ближайшей Благовещенской церкви, им запрещалось; дошло до того, что зимой местный Солдатский комитет кирками разрушил ледяную горку, построенную в саду для катания царских детей, под тем предлогом, что с неё можно "смотреть через забор". Так что единственным "окном в мир" часто был лишь балкон второго этажа, который можно увидеть и сегодня.
Спустя 100 лет, в апреле 2018 года, в Доме генерал-губернатора открылся Музей Семьи Императора Николая II.
А "по совместительству" - кафе "Сибирский круассан":
Отсюда, через образовавшийся на месте снесённых домов пустырь, открывается ещё один красивый вид на Кремль:
А "мы пойдём на север" - в самом буквальном смысле, по ориентированной строго с севера на юг улице Мира, когда-то одной из главных улиц нижнего посада, до революции побывавшей Большой Пятницкой и Большой Благовещенской, а после неё - Свободы и Сталина.
Улица Мира - первоначально Большая Пятницкая - сформировалась в конце 18 столетия, когда Тобольск, как и большинство российских городов, насколько позволял его рельеф, начал перестраиваться по новому регулярному плану. В какой-то степени этому "поспособствовал" большой пожар, случившийся в 1788 году, от которого сильно пострадал нижний город, поэтому совсем уж сильно "ломать о колено" посадскую территорию не пришлось: всё равно её надо было создавать практически заново.
Большая Пятницкая прошла ровно, как по линейке, от Пятницкого храма на юге до церкви Захария и Елизаветы и Базарной площади на севере и в своё время считалась - по крайней мере, в своей "верхней" (по карте) части - одной из самых красивых и ухоженных в городе, поскольку, во-первых, здесь располагалось много купеческих домов, лавок и магазинов, а во-вторых, она проходила через "представительскую" Плацпарадную площадь, так что, как говорится, положение (в обоих смыслах слова) обязывало:)
И тем не менее, в советское время бывшая главная нижнепосадская улица Тобольска превратилась в одну из самых заброшенных, и ещё в середине 2010-х годов её назвали "фактически исчезнувшей" и даже "мёртвой", и чтобы "оценить" это, достаточно сегодня "пройтись" по ней в режиме камеры на карте Яндекса.
Но, к счастью, как это частенько бывает с самими по себе отличными картами Яндекса, визуально они уже сильно устарели: несколько лет назад за улицу Мира взялись, и сегодня она в своей самой интересной части от Плацпарадной до Базарной площади превратилась в одну из главных туристических "фишек" Тобольска: качественное покрытие из фигурной плитки (конечно, брусчаткой было бы ещё "вкуснее", но всё хорошо никогда нигде не бывает), водосток, декоративные фонари (причём в изобилии), скамейки - всё это наряду с отреставрированным ещё раньше храмом Захария и Елизаветы, который многие считают самым красивым в Тобольске, сделало это место очень привлекательным, а главный вид вдоль улицы с видом на церковь - одним из самых "открыточных":
Да, старинная купеческая застройка по обеим сторонам улицы всё ещё находится в ужасном (практически разрушенном) состоянии, но ведь лиха беда начало, а начало явно задалось:) Главное, чтоб городские власти не посчитали на этом свою "миссию" выполненной и не решили превратить улицу Мира в "квартал контрастов"...
А восстанавливать здесь есть чего. Вот, примеру, лучше всех прочих уличных построек сохранившийся бывший магазин под названием "Высокое крыльцо", открытый купцом, судовладельцем и гласным Городской думы Д. И. Голевым-Лебедевым, впоследствии перешедший к купцу А. В. Янушкевичу. Магазин был украшен зеркальными окнами, оборудован электроосвещением, вентиляцией и - что было редкостью для Тобольска того времени - водяным отоплением и даже имел собственное колбасное производство.
Или Дом купца И. Г. Баскина, в котором в советское время работал магазин "Детский мир":
Посреди улицы на спинке скамеечки уселся очередной - на этот раз Музыкальный - тобольский Ангел:
Почему Музыкальный? Видимо, потому что чуть дальше, уже рядом с храмом Захария и Елизаветы, стоит памятник композитору Александру Александровичу Алябьеву, уроженцу Тобольска (в конце 18 века его отец Александр Васильевич в течение 8 лет находился в должности Тобольского губернатора и сделал много хорошего для города, за что удостоился чина действительного статского советника, ордена Св. Владимира 2-й степени и продвижения по службе: он был назначен губернатором Кавказской губернии, а в дальнейшем стал сенатором, президентом Берг-коллегии и главноуправляющим Межевой канцелярией, причём везде о нём отзывались только хорошо. Немаловажным "штрихом" к его краткому образу является и тот факт, что Александр Васильевич отпустил своих вологодских крестьян "в вольные хлебопашцы").
Вообще памятник появился в Тобольске ещё в 2017 году, но 3 года располагался в ботаническом саду "Ермаково поле". На нынешнее место возле церкви Захария и Елизаветы его перевезли после завершения реставрации Базарной площади, и в этом был символический смысл (в плане церкви, а не площади): дело в том, что в начале 1825 года Алябьев, уже вышедший к тому времени в отставку в чине подполковника (он участвовал в Отечественной войне 1812 года, взятии Дрездена и Парижа, в сражениях под Лейпцигом и на Рейне, после чего продолжил военную службу в Петербурге), был арестован по подозрению в причастности к убийству некоего воронежского помещика и, несмотря на недоказанность обвинения, был приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания (некоторые историки считают, что "дело" было "состряпано", а его истинной причиной послужила близость Александр Александровича к декабристским кругам; в дальнейшем Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева). Два года композитор провёл в московской тюрьме (где и написал своего знаменитого "Соловья", которого уже через пару месяцев исполнили в Большом театре), после чего был отправлен в Тобольск под надзор губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова. Тот, надо отдать ему должное, опального композитора не "чмырил", а, напротив, предоставил ему определённую свободу действий и позволил заниматься музыкой. К примеру, Алябьев работал со специально переведённым в Тобольск из Омска симфоническим оркестром казачьей музыки, выступая с ним в качестве дирижёра и пианиста.
В Тобольске Алябьев жил в приходе церкви Захария и Елизаветы, в которой ему вменялось ежедневное церковное покаяние под присмотром священника. В этом и заключается исторический символизм места расположения памятника, о котором я говорил. Ну а второй, уже менее явный, поскольку является предметом "личных домыслов" (не моих) - то, что соловей на правой руке композитора не только напоминает о самом известном его произведении, но и олицетворяет свободу в пику принудительному и унизительному "покаянию"...
А памятник, конечно, хорош...
От сквера, где он стоит (и, естественно, названного в честь А. А. Алябьева), открываются новые виды на верхний город:
Церковь Захарии и Елизаветы считается не только вершиной сибирского (или, как некоторые говорят, тобольского) барокко, но и одной из красивейших во всей Сибири. Она была возведена в 1758-1776 годах на месте сгоревшей деревянной, простоявшей всего 5 лет, и благодаря своему расположению на Базарной площади и богато-торжественному облику сразу стала одной из самых заметных в Тобольске. Описывать её бесполезно и бессмысленно - её надо просто видеть:
Церковь имеет 2 этажа, на каждом из которых находится "свой" храм: верхний летний (то есть не отапливаемый) с высоким куполом и нижний зимний ("тёплый") с низкими сводчатыми перекрытиями:
К северу от церкви расположено длинное здание Нового Гостиного двора, построенного в 1878-1880 годах, с сохранившейся надписью советской эпохи. Сейчас оно находится в запустении, но в городе уже начались обсуждения концепций его будущего использования: возможно, здесь будет выставочный зал с кофейней в дореволюционной стилистике. А может, что-то ещё...
За храмом Захарии и Елизаветы открывается большая Базарная площадь, которая тоже сильно изменилась в самое последнее время - здесь также можно воспользоваться тем, что Яндекс давно не модифицировал "показания" своих камер, и "заглянуть" в недавнее прошлое, когда она представляла собой пустырь со стихийными парковками: https://yandex.ru/maps/11175/tobolsk/?l ... fbc8a&z=18
Базарная площадь в Тобольске появилась вскоре после его основания - иначе и быть не могло в городе, стоящем на пересечении всех мыслимых торговых путей между севером и югом, востоком и западом, Европой и Азией. Размером тогда она была даже больше, чем сейчас, причём прилично, раза в полтора, начинаясь от самого берега Иртыша, "всегда заваленного бочками, тюками, застроенного соляными сараями, хлебными амбарами, всевозможными складами" (цитирую сайт https://old-tobolsk.ru). Там же находился целый квартал деревянных лабазов, где продавали всё: от керосина до икры; частично они сохранялись аж до августа 1995 года. А на самой площади стоял большой деревянный Гостиный двор - именно его в конце 19 века сменил каменный Новый Гостиный двор, который я показал выше.
В советское и постсоветское время Базарная площадь потеряла своё значение и пришла в упадок, превратившись в унылый голый пустырь. И лишь совсем недавно, в 2019-2020 годах, состоялось её масштабное благоустройство, после чего площадь обрела не только новый облик, но и новую жизнь.
Правда, многолюдно здесь бывает не всегда: как видите, на моих глазах она пустовала, хотя многие палатки работали и чего-то продавали. Правило это или исключение, сказать не возьмусь, но если повезёт (или не повезёт, тут уж для кого как), Базарную площадь можно увидеть и такой: _https://visittyumen.ru/what-to-do/kulturnyy-otdykh/istoricheskie-mesta/gde-pochuvstvovat-ritm-tobolska-bazarnaya-ploshchad/.
Здесь обитает ещё один тобольский Ангел: который не увлекается ни архитектурой, ни литературой, ни театром, ни путешествиями, а просто ... улыбается. А потому его так и зовут: Улыбающийся Ангел:)
А что ж не улыбаться, если у тебя есть ключики от какого-то явно хорошего места, например, от регионального - то есть сибирского - рая ("главным"-то раем заведует апостол Пётр):
За площадью высится фронтон очень красивого здания (ближе я не пошёл, поскольку оно было огорожено и ремонтировалось), входящего в комплекс ... городской насосной станции постройки 1910-х годов:
"Справа" (по карте) к Базарной площади от Никольского взвоза вела Богоявленская улица, одна из самых старых в Тобольске, которая при советской власти была названа в честь Розы Люксембург, а с 2009 года получила двойное "компромиссное" имя Люксембург-Богоявленская. Она пересекает всё ту же речку Курдюмку по Базарном мосту, и сегодня эта местность выглядит вполне живописно:
Недалече расположен сохранивший своё историческое название пешеходный Качалов мост, упомянутый ещё в летописи С. У. Ремезова, с которого в не такой уж дали виднеется церковь Архангела Михаила, где мы недавно побывали:
А рядом через впадающую в Курдюмку речку Слесарку (или Слесарную - в любом случае, это современное имя: в 19 веке она называлась Архангельской, а на карте Ремезова числилась как Тырковка) перекинут Слесарный мост:
savl1 писал(а) 08 июл 2023, 09:48:да, тоже "того самого". Вот так порой "причудливо тасуется колода"
А вот про Блока я пропустила. :) Мне всегда нравятся такие переплетения судеб известных нам по истории имен.
savl1 писал(а) 09 июл 2023, 12:13:Но то, что я увидел на камерах и снимках, меня не впечатлило и не вдохновило...
Про Подгору. Жалко, если не зашли далеко. Я просто не знала, что надо туда идти вглубь. А потом посмотрела фотографии, сделанные в той части, и огорчилась.
luchar писал(а) 12 июл 2023, 14:47:Мне всегда нравятся такие переплетения судеб известных нам по истории имен.
Мне тоже, очень любопытно порой бывает, когда, вроде, совершенно разные люди, а выявляется, что связаны между собой, да порой ещё так хитро...
luchar писал(а) 12 июл 2023, 14:47:Про Подгору. Жалко, если не зашли далеко. Я просто не знала, что надо туда идти вглубь. А потом посмотрела фотографии, сделанные в той части, и огорчилась
Ну это уж кто что ищет... Я вот как раз, как и писал, "походил" и решил, что тратить время там просто не на что, ничего особо интересного для себя я не увидел. Конечно, Яндекс "проглядывает" не 100% тамошних улиц, но больше половины - точно. И эта половина лично мне не оставила иллюзий на вторую. Не исключаю, что пара-тройка зданий, достойных внимания, там есть (те же мечеть и Крестовоздвиженская церковь), но ради них ходить несколько лишних километров не хотелось.
Мы покидаем нижний город и снова отправляемся в верхнюю часть Тобольска, где и будем заканчивать этот рассказ, который уже "клонится к заказу", поскольку показать осталось совсем немного.
Рядом с Красной площадью и практически напротив "моего "отеля, где начинался Никольский взвоз, находится одно из красивейших сооружений старого Тобольска - Губернский краеведческий музей, основанный в 1870 году. Его часто называют первым музеем Сибири, но это не соответствует действительности: к примеру, Иркутский областной краеведческий музей был создан в 1782 году, а Алтайский государственный краеведческий в Барнауле - в 1823-м (возможно, есть и другие, я так глубоко не "копал"). Поэтому ограничимся более расплывчатой формулировкой "один из старейших" - и это уже будет чистой правдой:)
Изначально он не был музеем в привычном нам смысле этого слова и существовал в виде отдельных коллекций при Тобольском Губернском управлении, и только в 1887 году, когда отмечалось 300-летие Тобольска, для него было заложено и через 2 года открыто для посетителей красивое здание в стиле эклектики, увенчанное куполом и с "юбилейными" цифрами 1587 и 1887 на фасаде, а в начале 20 века его расширили, пристроив 3 новых зала. В июле 1891 года во время своего Восточного путешествия музей посетил цесаревич Николай Александрович, после чего по просьбе тобольского губернатора принял музей под своё личное покровительство; при этом он оставил автограф на табличке из мамонтовой кости, которую поместили в музейной библиотеке.
Уже в наше время перед музеем установили жанровую скульптуру, изображающую двух лошадей, запряжённых в открытую карету, которая, на мой взгляд, хорошо вписалась в атмосферу дореволюционного здания.
Недалеко от музея расположена усадьба крупного тобольского чиновника, действительного статского советника Василия Петровича Неудачина последней трети 19 века, в главном доме которой сейчас размещаются мастерская традиционных ремёсел "Дом мастеров" и Музей истории кости, рассказывающий о тобольском косторезном промысле. Ну и сам по себе дом - деревянный, с рубленной лестничной пристройкой и резными наличниками - заслуживает внимания, возможно, даже больше, чем его "содержимое":
Чуть дальше, обращаясь главным фасадом к Кремлю, стоит длинное здание Тобольской духовной семинарии постройки 1885 года:
...
Что касается красивого деревянного зодчества, то в целом Тобольск "не про это", исторических "резных" домов здесь осталось совсем немного, а по сравнению с Тюменью можно сказать, что и вовсе почти нет. Пожалуй, их самая большая "коллекция" находится в начале Октябрьской (бывшей Петропавловской) улицы - одной из двух (вторая - параллельная ей Семёна Ремезова, до революции - Большая Ильинская) главных улиц города, проходящих через всю его историческую часть и заканчивающихся у Красной площади.
Первым (если от Кремля) в этой "линии" - а они действительно все стоят в линию: один за другим, и только с одной стороны улицы - расположена Усадьба Дунина-Горкавича, где сейчас работает Музей истории освоения и изучения Сибири им. А. А. Дунина-Горкавича. Александр Александрович Дунин-Горкавич, живший во второй половине 19 и первой трети 20 века, был учёным, географом, этнографом, исследователем Северо-Западной Сибири, а эту усадьбу, построенную во второй половине 19 столетия, приобрёл в 1909 году и произвёл перепланировку территории и частичную реконструкцию главного дома, в результате чего в центре обоих фасадов, выходящих на улицы, появились щипковые фронтоны с чердачными окошками. Кстати сказать, в доме имелось не только электрическое освещение, но и телефон, числившийся в списке абонентов Тобольской телефонной сети под номером 74.
Следующий дом не считается объектом культурного наследия - есть предположения, что это красивый новодел, который, правда, хорошо вписался в общий ряд и выглядит в нём совершенно "своим":
За ними стоит Дом Спасских конца 19 века на каменном цокольном этаже, где размещались подсобные помещения. Согласно реестру памятников архитектуры регионального значения, в который он был включён, "выразительность здания определяют: крупный объем, широкие фасады, большие окна, но главное - фасадная резьба, которая подчеркивает основные формы и членения (окна, карнизы, пилястры)".
Чуть дальше находится возведённая в 1768 году церковь апостолов Петра и Павла. В то время мода на "тобольское барокко" уже начала спадать, и хотя его отдельные черты в облике храма всё же проявились, пусть и не слишком явно, в целом в здании преобладает классический стиль, а колокольня, появившаяся после 1807 года, уже стала воплощением "чистого" классицизма.
В 2010 году в сквере напротив церкви установили памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому, который в 1850 году провёл в тобольской пересыльной тюрьме (нынешнего Тюремного замка ещё не было) 10 дней по дороге на омскую каторгу. Писатель изображён сидящим на скамье, а рядом с ним лежат тюремные кандалы и Евангелие, подаренное ему женой декабриста Михаила Фонвизина Натальей Фонвизиной.
Ещё один деревянный дом можно увидеть на соседней улице, сегодня носящей имя Семёна Ремезова. Часто пишут, что он принадлежал широко известному в Тобольске купцу А. А. Сыромятникову, но это не совсем так. Его действительно построил Сыромятников, но не для себя, а для своего счетовода Василия Филипповича Казачека, потомки которого прожили в нём более века (дом был сооружён в 1908 году).
Правда, как и в ряде многих случаев (в тюменской части я упоминал несколько подобных), сейчас мы видим копию: исторический дом обветшал и был разобран, а потом - как пишут, "строго по старинным документам" - сложен заново, после чего новые хозяева (прежние жильцы получили квартиру в многоэтажке) открыли в нём семейное кафе.
А вот другой деревянный дом, расположенный близ Красной площади - чистый новодел, построенный в виде старинного русского терема. В нём работает недешёвый ресторан "Ладейный":
Из "непарадных" же деревянных домов мне захотелось сфотографировать только один:
Подальше от центра на той же улице Семёна Ремезова расположено здание женского акушерско-фельдшерского училища 1915 года постройки:
Самая красивая его часть - выполненный из чугуна широкий портик-навес парадного входа, опирающийся на 4 тонкие колонны:
Сегодня здесь находится Тобольский филиал Тюменского государственного университета.
Про тобольское барокко я уже писал, а вот ещё один современный новодел - так сказать, тобольская неоготика:)
Другое современное здание интересно тем, что над ним установлен флюгер в виде герба Сибири, появившегося в 1660-х годах и ставшего основой герба образованной в 1708 году Сибирской губернии. На нём были изображены 2 соболя, стоящие "лицом к лицу" (или морда к морде?!) на задних лапах перед кедром, который впоследствии был заменён стрелой:
В дальнейшем вместо кедра и стрелы на гербе изображались, сменяя друг друга в том или ином сочетании, копья, корона, лук, щит, двуглавый орёл, а вот соболи неизменно оставались всегда. Их и сегодня в разных вариациях можно увидеть на гербах Тюмени и Тюменской области, Новосибирска, Енисейска, Искитима и Лесосибирска.
Аптекарский сад в Тобольске был создан в 1801 году рядом с гарнизонным лазаретом вокруг пруда, который питался подземными ключами; потом он назывался Ботаническим, Медицинским и снова Аптекарским. Сейчас в саду проводится тотальная реконструкция, половина его перекопана, вместо пруда - большая яма, так что пока туристического интереса он не представляет.
savl1 писал(а) 09 июл 2023, 08:29:Когда мы ("чистенькие" столичные студенты, не испорченные представлениями о советской провинции), оказались в стройотряде в забытой богом хакасской деревушке, до которой от Абакана надо ночь в поезде ехать, а потом ещё на автобусе полчаса, я впервые по-настоящему понял, отчего в России люди пьют...
На борт авиалайнера впервые я взошла лет в шесть. Это был "кукурузник" Омск - Тара.)))) Помню, болтанка была нешуточная: взрослые побледнели, а мне было смешно: "мама, у меня мурашки в животе".) А добраться из Тары в Ермаковку (и выбраться оттуда) был нешуточный экстрим - асфальта-то не существовало). Мы ехали в распутицу на "газике", застревали в грязи и как-то чуть не свалились в Иртыш, потому что водитель был пьяный в дупель.)) Была бы повзрослее, то тоже поняла бы, отчего в России пьют.)
savl1 писал(а) 09 июл 2023, 16:09:скульптурная композиция, посвящённая основателю Тобольска Даниле Чулкову. Она была установлена в 2022 году в ознаменование 435-летия города и изображает плывущих на ладье Чулкова "со товарищи":
Красиво смотрится. Мне кажется, лучше бы лодка и люди не белого цвета были.
И памятник хорош, и история Алябьева хороша, и романсы его чудесны. Приятно понимать, что Сибирь, несмотря на всю свою удаленность "прирастала" не только экономическое, но и культурное богатство России.
Деревянная архитектура таки очень душевна. Так и кажется, что в домах пахнет пирогами, наливочкой и топится банька.)
Амстердамка писал(а) 15 июл 2023, 22:10:На борт авиалайнера впервые я взошла лет в шесть. Это был "кукурузник" Омск - Тара
Ох какие времена Вы ещё успели застать:)) Зато память на всю жизнь осталось...
Амстердамка писал(а) 15 июл 2023, 22:10:Мне кажется, лучше бы лодка и люди не белого цвета были
О, это я с Вами полностью согласен. По мне, все (или практически все) памятники из чисто белого камня (не мрамора!) получаются безликими и какими-то "не объёмными"...
Амстердамка писал(а) 15 июл 2023, 22:10:Приятно понимать, что Сибирь, несмотря на всю свою удаленность "прирастала" не только экономическое, но и культурное богатство России.
И больше, чем кажется, если "копнуть":)
Амстердамка писал(а) 15 июл 2023, 22:10:Деревянная архитектура таки очень душевна. Так и кажется, что в домах пахнет пирогами, наливочкой и топится банька
Что-то сибирское (что "не пропьёшь":)) в Вас всё же осталось - "человек со стороны" так атмосферно никогда не скажет:)
И закончу я рассказ о "дневном" Тобольске в сквере имени Петра Павловича Ершова, где в его честь установлен даже не просто памятник, и не просто скульптурная композиция, а целый "мини-городок", посвящённый поэту (которого так и хочется шаблонно-ассоциативно назвать сказочником, но это будет не верно, поскольку, как я уже писал, "Конек-Горбунок" так и остался его единственной, хотя и прославившей Ершова, сказкой) и персонажам его самого известного произведения.
Памятник самому Ершову здесь, конечно, тоже есть:
У ног Петра Павловича расположилась (...лось? ...лся? какого ОНО рода?!) Чудо-юдо рыба-кит, на спине которой(-го) стоит Тобольский кремль - ведь тоболяки всегда считали, что в сказке говорится именно об их городе, а для особо непонятливых это даже написали:)
Сбоку к Ершову в позе прыгающей от радости собачки пристроился сам Конёк-Горбунок:
В центре всей композиции, этого сказочного "городка", находится фонтан, олицетворяющий "море-окиян", а "поперёк него лежит Чудо-юдо рыба-кит, где "чудище морское" представлено во всех сказочных подробностях:
Куда идти в Тобольске вечером? В хорошую погоду - однозначно "на закат", благо такую "закатную" точку, как Троицкий мыс, ещё хорошенько поискать надо: вы стоите на возвышенности, а солнце прямо перед вами уходит за леса, то есть за "ровный" горизонт (не за горы и холмы). Ну а поскольку закат у нас на западе, то и идти надо на западную бровку мыса, к Иртышу, за Тюремный замок.
Беседочку как будто специально поставили (а может, без всяких "как будто") для "медитации" на уходящее солнце. В хорошие времена здесь, наверное, народ сильно заранее приходил, чтоб "козырное" место занять (хотя и просто на бровке плюс-минус 100 метров видно всё то же и так же, но из беседки как-то символичнее получается:))