Вводные данные: два друга 41 и 37 лет, поездка без семей, так что пляжная составляющая в чистом виде была сознательно исключена. На Филиппинах впервые. Время – 2 недели.
Билеты были взяты в августе у компании Этихад со стыковкой в Абу-Даби. Удалось избежать 22-чсовой стыковки в пользу 9 и 4,5часа соответственно. Ожидалось, что если вылет 28 ноября то будет предостаточно времени спланировать детально маршрут, но сентябрь 2022 года пустил все платы под откос и было ощущение что вообще не получится выехать. Все же решили наперекор обстоятельствам не отказываться от поездки.
Поездом добрались до Москвы, дальше в Шеретемьево. Отличный получился новый терминал. Дорого-богато. https://youtu.be/tTE7EuFgj3k Скинули зимнюю одежду в камеру хранения. Грабительский тариф получился (за эти деньги на стоянке можно было бы хранить целую машину и вещи внутри бесплатно). Плюс друг тут же потерял номерок. +500р штраф.
Загрузились в самолет, взлетели почти без опоздания. Утомительная стыковка в красивом зале ожидания Абу-Даби и дальше в путь. Прилетели, поменяли по 1000 долларов (я) и евро (друг) в аэропорту, взяли по симке за 1000песо. GRABа пока не было, поехали на такси. У выхода втирали такси зазывалы по 1500 песо, не повелись. Нашли аэропортное по счетчику. Все равно дорого вышло. 770 вроде (граб обратно отвозил за 385). Доехали до отеля Red Planet Makati, заселились.
Дорога от точки до точки (от дома в Воронеже до отеля) заняла 42 часа. Утомительно.
Хороший чистый отель, раздельные кровати. 2400 руб/сутки (бронировали через островок из России). Вышли, осмотрелись. Грязновато, смеркалось. Хотел поесть в Джолиби – заведение доверия не вызвало. Походили, поискали. Дети спят на улицах, девки тянут в бары. В итоге поели в какой-то забегаловке для китайцев. На удивление вкусно. Изначально думали на день зависнуть в Маниле, но передумали и дернули сразу в Кларк.
Утром поставили приложение Граб, такси обратно в Аэропорт, автобус в Кларк. Заселились прямо на Филдс-Авеню. Отель Кокомос. Сам отель вроде и неплох, но в бассейн залезть не рискнул. Кормят в рестике вкусно. Прошлись по клубам вечером. Ну, скажем так, не Паттайя. Кому как, но лично нам не зашло. Какие-то магазины, где торгуют людьми. Указки еще эти лазерные. Как таковой программы нигде нет (ну почти). То есть смотреть вроде и нечего. Плюс очень много реальных крокодилов глядя на которых возникало чувство испанского стыда.
Основной целью поездки в эти края был вулкан Пинатубо. Прошелся по турагенствам (нашел 4 штуки). В одном предложили тур на двоих по 5700/чел, но почему-то доверия не вызвало. В остальных стандартно – 20к песо на экипаж машины из 4 человек. Хочешь один за 20, хочешь вчетвером по 5. Нас двое. Оставил контакты, стал ждать. Когда почти понес 5700 перезвонили из самого приятного на вид агентства (киоск метров за сто до входа на WS по левой стороне). Нашли нам 2 попутчиков-малазийцев. 5к с носа, выезд в 3.30 ночи.
В 3.30 никого не было, симка у нас была без звонков, только интернет. Занервничали, но минут через 15 нас забрал бодрый пожилой филиппинец на пикапе. Водит опасно, плутали долго (дорога кое-где была закрыта). Плюс там же база США, не везде пускают. Закинул нас куда-то в деревню где джипы. Измерили давление, желающие купили палку в дорогу (200 песо), слегка позавтракали и в путь.
Как только тронулись, через минуту поймал едва ли не самое оглушающее впечатление от всей поездки. Не ждал так быстро – только с асфальта съехали, был не готов. Как раз брезжил рассвет. Мы въехали в широкое ущелье, все оно представляло собой мелкую реку с прогалинами шириной несколько сот метров. Все это дело текло, занимался рассвет и два буйвола зачем-то пахали все это мероприятие. Было полное ощущение нереальности происходящего. Как будто по щелчку телепортировался в параллельную реальность. Пока отдуплился, схватил смартфон конечно уже проехали, да и на ходу не сфоткать и не заснять нормально. Дальше ехали по красивейшему ущелью периодически переезжая речку. В сезон дождей там конечно, буйство стихии я полагаю.
Через часок сломался джип. Что-то в подвеске. Джипы вроде как Крузаки 40е. Древность короче. В какой-то момент колесо перестало реагировать на повороты руля. Что-то там примотали, спустя полчаса тронулись. Проехали 500м и по новой. Еще одна итерация на 500м и водилы сдались. По рации вызвонили и за нами вернулась машина, которая довезла другую группу до старта пешего маршрута.
До вулкана предполагается после джипа идти полтора-два часа пешком по долине. Вроде километров 7. Путь не особо тяжелый – любой более-менее здоровый человек осилит. С детьми конечно, не рекомендую.
Сам кратер производит впечатление, очень красиво. Ну и конечно, осознание того, что ты в таком уникальном месте. Не каждый, прямо скажем, может похвастаться тем, что побывал на вулкане.
Обратная дорога по тому же ущелью, за время похода джип наш починили, ехали обратно на своем. Под конец начали дремать даже и казалось бы все, но сюрприз ждал в конце!
Водилы что-то зашушукались по рации, в пробитой между камнями дороге наметился «перекресток» и мы зачем-то съехали правее в заросли высокой травы. Только мы начали интересоваться с чего бы это вдруг как раздались звуки разрывов. Так мы узнали зачем на вулкан надо ехать в 3 ночи. Не из-за погоды, никакие тучи его не затягивают. Просто позже могут не пропустить американцы на постах военной базы Кларк (самой большой в Азии и четвертой по размеру в мире). А ущелье, по которому мы ехали это их стрельбище. Над нами пролетели самолеты, стал кружить вертолет и заходя на каждый круг он разряжался. Я не спец определять на звук но это были не бомбы и не ракеты, а короткие очереди из чего-то очень крупнокалиберного.
На вопрос «знают ли военные что мы здесь» водила улыбнулся и беззаботно сказал «нет, не знают». В общем, залегли мы в этих кустах и стали пережидать. Несколько местных с мопедами ждали с нами сидя на деревьях. В какой-то момент сказали что «ок» и просто поехали дальше. Вот такой вот филиппинский фатализм. Потом обед, обратная поездка с бешеным дедом (чуть не сбил велосипедиста и 10 раз грубо нарушил ПДД) и мы в отеле.
Наутро позавтракали, трайк до молла, автобус в Манилу. Будьте внимательны – по ошибке чуть не уехали в Бутуан. Самолет Cebu Pacific до Тагбиларана. Билеты брали накануне.
Приземлились на Панглао, хотели упасть у Алекса (блоггера), но не сложилось. Запоздали да и не то чтоб хотели в русское комьюнити. В итоге просто по букингу выбрали отличный простенький отель Citadel Alona Inn. Тут уже в номере не было душа и туалета, но общий был очень чистый и аккуратный.
https://youtu.be/GIny5OhUHWg
Остров очень понравился, типичный туристический. Рай для удаленки. По возможности вернусь туда всей семьей. За то время что были там сделал три погружения. Чек-дайв на домашнем рифе и два погружения на Баликасаге. При этом чек-дайв в минуте от берега был в 10 раз лучше чем обычное погружение в Турции (Сиде). На баликасаге поплавал с черепахами, посмотрел риф. В общем, отлично. 3750 песо за поездку и 1500 чек-дайв. Бонусом на обратном пути штормило и получилась экстрим-прогулка по морю.Контора Valm Divers. Норм, но не принципиально – там их куча. Брали мопеды и дважды ездили в Каликасан. Там скалистый вход в море и вроде как сардины (но был не сезон вроде). Красота неописуемая. Особенно во торой раз когда купался в ливень. От красоты аж глазам больно.
TAUG WHALESHARK WATCHING AND SNORKELING
+63 998 992 5938
https://maps.app.goo.gl/4AwJQ25GeCS2uFJQ6?g_st=iwb
Одной из главных целей поездки было купание с китовыми акулами. Как выяснилось, есть они и на Бохоле.
TAUG WHALESHARK WATCHING AND SNORKELING
+63 998 992 5938
https://maps.app.goo.gl/4AwJQ25GeCS2uFJQ6?g_st=iwb
Так как над приезжать утром и хотелось прокатиться – поехали на разведку. 50км в одну сторону если не самой прямой дорогой. Накатались вдоволь, узнали где это. Стоимость 1500 песо, приезжать с 6 утра часов до 10. Наутро повторять путь сил не было и по логистике решили что акулы будут в Ослобе. По пути в отели заехали в 2 католических храма. Очень красиво, в одном еще шла служба.
Первоначально хотели с панглао добраться через Бохоль до порта, переплыть паромом в Себу и оттуда в Ослоб. Но потом пришла идея получше. Через знакомого лодочника попали на малоизвестный даже старожилам паром до Ослоба с пляжа Momo. Оставляю ссылку, думаю будет полезно.
https://apekoptravel.com/Fare_PANGLAO_t ... re_6_00_AM
Часа полтора и мы на о. Себу. На пристани берем трайк и едем к акулам. На месте все четко, после ковида везде все подорожало, а у акул акция. Всего 600 песо. Взяли еще ласты и одного оператора на двоих (оператор от Бога. Пару фото с грехом пополам из кучи выбрал). Итого 950 песо с носа.
Впечатления незабываемые конечно. Ради одного этого можно было ехать и если б все обломалось не было бы обидно. Акул было много, здоровенные метров по 8. Остался в восторге.
Переоделись и нас уже ждало заказанное через знакомых такси в Моалбоал. Автобусов прямых нет, два варианта с пересадкой в разных городках. Такси можно и на месте поискать, но дороже. Мы отдали 2700 песо.
Моалбоал конечно дыра та еще. Сразу перестали переживать что остались на лишний день на Панглао. Туристы присутствуют. Но я не понимаю мотивацию тех, кто сюда едет целенаправленно издалека. На вид это как горные деревни краснодарского края если вы едете со стороны Краснодара в геленджик. Их там много по пути. Только море есть. Упали в отеле Okeanoz. Номера неплохие, но порог брезгливости по санузлу пришлось еще понизить. Тут уже был один санузел и тот на 1 этаже около входа. Мы жили на втором.
Наутро была заказана экскурсия на каньоны. Продолжительность с 9 утра до 16 вечера. Впечатления остались хорошие. Попсово конечно, все на потоке как в Турции. Группы туристов прогоняют по каньону, кормят и отправляют восвояси. Но красота самого каньона и потенциальная возможность убиться при прыжках перекрывают недостатки.
https://youtube.com/shorts/jitjwe-7QCg
Плюс недорого (1200 с едой похуже и 1500 с едой получше в кондиционированном помещении) и отлично занимает весь почти день. Одна девчонка чуть не убилась при прыжке с самого высокого места. Зачем лезть если боишься прыгать – мне непонятно. Можно же обойти. Вроде обошлось. Но у меня все сжалось внутри когда она «прыгнула» оттуда.
Попробовал балют. https://youtu.be/57LSlBZGGPE
Пляж в Моалбоале отвратительный. Вот и пригодились тапки-коралки (накануне в них по каньону ходил. У кого нет – за 50 песо напрокат после 500 индусов. Привет грибок ногтя.). Метров 50 по колено и по пояс, потом обрыв . там где мелко камни только ноги ломать.
Но окунув голову в маске на пороге обрыва становится понятно понятно зачем сюда едут. Сардины! Миллионы рыб. Трудно описать, но там на две части воды одна часть рыбы. Вот такой «суп». Планировалось до отъезда взять одно погружение, но дайв-центр «любезно» переиграл и в 7.30 утра стали не сардины, а White beach. А на после обеда уже я не мог. Но может и к лучшему – по ощущениям все вполне можно увидеть, арендовав маску за 100 песо. Конкретно тут акваланг принципиально не зарешает, так как погружение предполагается прямо тут, за 50 метров от берега.
Положив в пакет мокрые плавки которые высохнут уже в России, выписались с отеля и погнали в Себу. Трайк от отеля до остановки (пара-тройка километров ) – 200 песо. Автобус в Себу (130км) – 170 песо. Вот такая арифметика. Ехали долго, на автовокзале рискнул чуть поесть (курица во фритюре и стручки фасоли), вроде не отравился. Во время еды вокруг наворачивал круги мужеподобный транс активно стреляя глазками и виляя задом.
Себу вообще не понравился. Решили не задерживаться. Поселились на Мактане поближе к аэропорту. Отель Chambre Hotel Mactan . неплохой. Цену не помню, что-то тоже порядка 2500 за номер. Завтраки по 210 песо взяли. От автовокзала мучительно добирались по пробкам и еще раз выбираться в город чтобы посмотреть «достопримечательности» не стали.
С большим трудом поели. В отеле посоветовали барбекю ниже по улице. Увидев что это, есть не рискнули. Долго ходили, искали. Везде жарят в масле курицу ,кишки, лапы. С трудом нашли что-то типа кафе. Ждали еду минут 30. В трех метрах через стенку от нас жарили ту же курицу, через дорогу кишки, окуривая нас плотным дымом. Жуткий трафик из мопедов под носом и какая-то группа типа живая музыка орала в ухо. Дурдом.
https://youtu.be/pdBOEcH95Y0
Наутро когда взяли завтрак в отеле с высоты увидели что в 300 метрах от отеля в другую сторону большой молл Super Metro. Вероятно, там и футкорт был.
Время позволяло и решили пойти пешком в аэропорт. Навигатор гугл конечно завел нас в чей-то двор. Шли через частный сектор, полагаю что туристы тут нечастые гости. Еле-еле успели.
https://youtube.com/shorts/fR4lp9MrDVg
От жары тупанули и подошли на регистрацию с рюкзаками (багаж не брали). Естественно перевес килограмма по два. Нам это озвучили и отправили решать вопрос. Отложил в сторонке, перевзвесил на регистрации еще раз. Девочка не ожидала что вернусь и сказала «ОК». Пометку в посадочном не убрала. Логику не понял. Нас уведомили о перевесе, но не заставили сдать в багаж и не содрали денег. Далее нигде не взвешивали.
В Маниле решили поселиться не в макати, а в пасае поближе к Mall of Asia. Неожиданно с трудом разместились. Были только бомжатники по 1500-3300 песо. Пришлось доплатить и напоследок шикануть по акции за 4000 песо/ночь в отеле Networld Spa and Casino. Взяли 2 ночи. Отель старый, но с претензией.
https://youtube.com/shorts/lxbpVRo2Uqw
Около 2 дней занимались походами в молл и на рынок. Накупили домой разной еды, немного копеечной одежды, взяли по чемодану (багаж у этихадов 35кг!). Обратная дорога 38 часов, аж пять дополнительных вопросов от пограничника (у друга один) и мы дома.
Никакого хейта к русским не заметил несмотря на то, что сам периодически приставал к людям с вопросами. Это порадовало.
На вулкан лезли с малазийцами, дайвинг с немцами, каньоны с англичанами, разговаривал с канадцем, болгарином – все ровно.
Хотел настроить GCash – не вышло. Надо было несильно, забросил. Лайфхак: при вериификации выбирайте «иммиграционное удостоверение», сканируйте паспорт, а за вторую сторону которой в паспорте нет прокатывает изнанка любого филиппинского ID. Система так пропустила (с сотого раза), но пора было уезжать, так что итогового СМС не дождался.
Отдельное большое спасибо Олегу из Питера (с этого форума). Он оказал неоценимую помощь в процессе и был всегда на связи с консультациями по логистике и общим вопросам.