Часть 3 - продолжаем)
Теперь обсудим логистику. Будет много текста, но кажется, что оч полезного ))
Самое сложное на мой взгляд на Мальдивах - это логистика. Катера разные, но многое зависит от погоды, ходят раза 2 в день на каждый остров, цены для местных и для турисов разные, и, что самое сложное, оч тяжело понять откуда идет какой катер и где он останавливается. Ибо если пропустишь - все, второго не будет и придется ночевать там, где остался.
На разортах с этим все проще, но и сильно дороже. Обычно тебе называют ценник в районе 80-90$ в 1 строну на 1 человека (то есть на круг чуть менее 400$ только на логистику). Но на каждый резорт может попасть только их катер (другие не пускают. да Вы особо и не найдете, а если найдете - не будет сильно дкшквле).
Отели на Локалах аналогично предлагают услугу трансфера. Плюс в том, что она обычно дешевле, чем на резорте - около 60$-70$ в 1 сторону на 1 человека. Но фишка в том, что этот трансфер может быть условно частным (то есть мини-катер и на нем 4-6 человек, то есть лодка только под этот отель), так и обычный муниципальный катер, билеты на который продаются в открытом доступе всем желающим) Это смешно на самом деле, что за услугу брони этих билетов вы платите фактически двойную стоимость.
Вообще на Мальдивах есть всего 4 вида водного транспорта:
1. Частный спидбот. Самый дорогой, но везет Вас или на резорт или на локал, но там всего несколько человек внутри. Общее количество посадочных мест - максимум 10 на всю лодку. Выглядит как вполне красивый катер. Кост - до 100$ в одну строну на 1 человека (зависит от расстояния от Мале до острова).
2. Общественный спидбот. Он же может быть условным частным спидботом, на который ушлые отельеры продают Вам билеты в 2 раза дороже себестоимости (просто за то, что они забронируют его за Вас). Цена в среднем 25-35$ за 1 человека в 1 сторону. Выглядит как вполне себе красивый катер, но чуть побольше. На нем обычно до 30 мест.
3. Общественный паром. Оч большая и некрасивая деревянная посудина, которая крайне мендленно передвигается, но стоит 3 копейки) Серьезно, кост на нее в среднем всего 3$ на человека, но там, где спидбот будет идти 40 минут всего, она идет около 3-х часов это же расстояние. В целом, для понимания - спидбот делает 1 километр за 1 минуту. То есть за час Вы пройдете около 60 км в хорошую погоду. Паром идет со скоростью 10 км / час, то есть аналогичное расстояние он будет идти медленнее в 4 раза, чем спидбот.
4. Фруктовый паром. Это дикий трэш, простите за мой французский)) Но для многих это приключение и возможность погрузиться в атмосферу жизни Мальдив) Это грузовая баржа, которая перевозит фрукты с плантаций в столицу. Расстояние в 60 км (например, от прекрасного острова Тодду, где оч много плантаций и растет папайя) он идет около 6-7 часов. Сидеть придется на открытой палубе среди ящиков с фруктами (или на крыше кабины капитана), но иногда такой паром - единственное, что доставит Вас на желаемый остров, позволяя не ночевать на улице в Мале (или экономить на отеле в столице), если Ваш самолет прилетел после 16:00. Цена - около 3$ / чел. Выглядит как деревянный грузовой корабль средних размеров. Важно - у него нет четкого расписания, когда он стартует. То есть опоздание в час / два для него норма. Как готовы - так и отплывает и никого не ждет. Потому у него надо быть сильно заранее и караулить сидеть.
Еще несколько очень важных особенностей логистики на Мальдивах: 1.
Еще катера и паромы могут не ходить в плохую погоду - это на тот случай, если Вы планируете выплыть в 6 утра из отеля в сторону аэропорта, в 11 у Вас самолет, "а на море качка и бушует ураган" - катер может не прийти / не стартовать с острова. Потому последние сутки до вылета я всегда провожу в Мале - но об этом позже.
2.
Катера и паромы не ходят по пятницам (!). У них это выходной. В пятницу стартуют только частные спидботы за много денег. Это супер важно при выборе рейса - умудритесь не прилететь в этот прекрасный день.
3.
Места на катере могут быть заняты (особенно в сезон), потому озаботьтесь покупкой билета сильно заранее.
Они могут стартовать не с того причала, где показывает официальный сайт :
http://www.mtcc.com.mv . Это лучше уточнять в отеле / на стойке информации в аэропорту сильно заранее. Я когда смотрел трансфер на Диффуши из Мале, то мне показывалась точка старта - порт Виллингили (на официальном сайте), что на юго-западе Мале (не оч близко, пешком не дойдете, с чемоданом вообще не дойдете - только такси). А фактически он отходил от Аэропорта. Забегая вперед опять же - почти все они отходят в том числе от аэропорта или делают там остановку.
Ну а теперь долгожданная инструкция - как купить билет на спидбот по Мальдивам и не потратить все честно заработанные:1. Грузим официальное приложение (!) оператора всея катеров Мальдив.
Выглядит так:
2. Заходим на страницу брони. Там все интуитивно понятно - главное знать название острова - куда Вам надо. Часто острова пишутся через буку "К" - то есть не Dhiffushi, а K.Dhiffushi.
Выглядит так:
3. Выбираем локацию отправления (в Мале - аэропорт Velana) и локацию куда Вам надо.
4. Выбираете дату и время (там автоматом все показывает).
5. Выбираете 3-ий пункт в концепции - кто Вы? Там первый пункт - местный, второй пункт - условно, "вид на жительство" и 3 пункт - как раз "все остальные".
6. Программа показывает стоимость в местных руфиях. Мале - Диффуши, например, цена была 540 руфий для туристов (что около 35$ по курсу на сентябрь 2022 или 16 руфий за 1 $) в 1 строну на 1 человека.
7. Нужно выбрать место в салоне (как в самолете. Хотя все садятся как хотят, как я заметил).
8. Ну и, собственно, купить.
Все, бронь есть, место есть, Вы точно знаетет откуда, когда и куда Вы плывете, жизнь прекрасна, мои поздравления!)
Теперь рассмотрим ситуацию, когда Вы не можете оплатить билеты, ибо российские карты нифига не принимаются за границей))
Тут есть пара основных лайфхаков, пройденных мной лично. 1. Для начала Вам нужно точно узнать откуда и во сколько идет катер. Открываем приложение и чекаем всю логистику. Если приложения нет / не хочется ставить / лень и т.д. - ОБЯЗАТЕЛЬНО напишите в выбранный отель в формате - ребята, привет, а чего у Вас по трансферам там? Они ответят, что да, можем, все ок, будет стоить кучу денег. Вы тогда - ок, а во сколько старт, так как мы (например, как отмазка) хотим еще успеть по Мале погулять. Вам отель напишет точное время старта - это скорее всего и будет время старта общественного спидбота. Как только Вы его узнали - все отлично, трансфер не заказываете, спокойно летите в Мале, идете к стойке информации, уточняете на месте еще раз инфу про трансфер и спокойно его ждете.
2. Старт всех катеров - сразу на выходе из аэропорта, у пешеходного перехода, рядом с курилкой (она там одна). Паркуются они слева или справа от курилки на 5 минут максимум! Смотрите на катер - на каждом из них будет надпись того острова, куда конкретный катери идет - вот тут осторожно и не пропустите. Но вообще на стойке инфрмации точно скажут где он остановится. Он может на 5 минут опоздать - не пугайтесь, это норм)
3. Если времени вагон - кидайте чемоданы в камеру хранения (выходим из аэропорта, поворачиваем налево, там стоит стойка информации, там есть банк для обмена денег, там же туалет, аптека и камера хранения), меняете немного долларов на местные деньги и на такси едете смотреть столицу (10 минут на такси до соседнего острова и 85 руфий / 6$). Расплачиваться везде можно и руфиями и долларами - если что, но должны быть мелкие купюры! Со 100$ сдачу Вам никто не даст.
4. Когда Вы уже узнали откуда идет трансфер и во сколько он стартует - идем заранее к этому месту, любуемся на водичку, высматриваем на крыше катеров заветную надпись с названием Вашего локала. Как увидели - идем к нему, уточняем, что точно идет на этот остров (на всяк случай). Чемоданы за вас погрузят, потому достаточно их просто к краю пирса подвести. Платим как сели - к Вам подойдут. Тут супер важный момент - они будут спрашивать в какой отель вы едете. Если Вы вели переписку с отелем на счет трансфера, то самый правильный ответ - "ни в какой, мы приедем и решим, будем выбирать на месте". Он переспросит раза 2-3 это, так как отели с ними в доле и для них это доп заработок (что отель сверху накрутил), а так придется с Вас брать только по официальной цене. Для убедительности можете приложение показать на телефоне (скрина достаточно, где заполнен билет на эту дату, но не оплачен, так как оплатить мы не можем)) - что Вы сами бронировали билет и отеля нет. Минус в этой схеме - отель Вас не встретит и придется пешком с чемоданом самому идти его искать.
5. Когда отпуск закончен и пора плыть назад в столицу - начинается самое интересное)) Мой отель несколько раз предлагал мне забукировать спидбот для меня, пугали тем, что билетов мало и возможна полная посадка и вы не уплывете, но когда мы показали им приложение - отстали. При этом утром, когда было высление, нас довезли до порта на электро машинке, а далее стояли рядом и упорно не уезжали, пока спидбот не подошел к пирсу. Они переглянулись с капитаном и до последнего не уходили, пока мы не отчалили. Тут я понял почему на самом деле - они капитану показали, какие туристы из их отеля и, видимо, все еще надеялись получить свой % за логистику назад - что б капитан взял денег будто отель нам купили билеты, а не мы сами. Капитан в деле, потому перед отплытием подошел за деньгами. Я даю 35$ / чел, он удивляется и говорит, что мы из отеля. Мы показываем скрин заполненного приложения (билеты мы купить не смогли онлайн - РФ карта не бум-бум), что мы сами все бронировали. Он удивляется, не берет денег, уходит брать кэш с сотального катера. Возвращается, опять к нам - "а Вы разве не платили в отеле за трансфер"? Мы так - нет, мы букировали сами, вот скрин еще раз, фамилия такая-то. Тут он сдался, взял уже деньги и мы спокойно отплыли.
Пишу супер подробно, что б минимизировать любые вопросы на эту тему. Да и самому потом вспомнить что говорить, кому и как, когда на Мальдивы поеду вновь.
За сим рассказ про этот блок заканчиваю, далее будет уже про остров, отель, еду и пляжи)
Фото для привлечения внимания))