Довожу до вашего сведения отчет о поездке в Руанду, выполненной в июле 2022 г., как всегда – с элементами путеводителя.
Общая характеристика. Широко известно, что после геноцида 1994 года Руанда взялась за ум и сумела наладить ситуацию в социальной сфере, правопорядке и коммуникациях, чем выгодно отличается от большинства стран Черной Африки. Асфальтированные дороги, аккуратные госпитали, качественный общепит делают поездку малоопасной и почти комфортной.
Цены на уровне ЮВА, если не ниже. С жильем никаких проблем даже в сезон. Преобладают бэкпэкерские отели в диапазоне 10-30 $ и приличные от 50 $. Бронировать имеет смысл только в Кигали, в остальных городах отели не выставлены на общепринятые сайты, проще найти самим, либо спросить у мотобайкеров.
Наибольшей похвалы заслуживает общепит. Представлен обширной сетью ресторанчиков, в которых местные берут шведский стол из мяса, риса, картошки и жареных бананов за 1,5 $. Я предпочитал заказывать – с утра европейский завтрак, далее мясные блюда. По тому климату очень хорошо шло блюдо под названием «бульон» с огромным куском курицы. Мясо и птица – свежайшие и экологически чистые, культурно сервируются. Самый дорогой, еле съеденный обед обошелся в умопомрачительную сумму в 5 $.
Напротив, очень плохо с торговыми сетями. Даже в Кигали не нашел магазинов с привычным по всему миру ассортиментом, а в других городах редко-редко можно обнаружить сельпо советского типа с напитками и прочей фигней, из съедобного – только рыбные консервы, каковые и расходовались в рамках ночного дожора. Фрукты – ничего интересного, преобладают бананы, арбузы и маракуйя, можно купить у тетушек с рук. Местное пиво «Вирунга» вполне употребимо.
Общественный транспорт переполнен, но как-то все устраиваются. Междугородние автобусы ходят регулярно, на основных направлениях раз в полчаса. К примеру, проезд Кигали – Мусанзе стоит 2 $ и занимает 3 часа. В этой ситуации автостоп бессмыслен, но при желании можно увязаться с дальнобоями в Танзанию и далее (мне предлагали, но тут желательно приличное знание суахили и запас времени). В Кигали есть городской автобус, во всех населенных пунктах клиентов с нетерпением ждут толпы мотобайкеров. Даже белого туриста они почти не обманывают, а просто слегка округляют, правильная цена около 0,5 $ за 3 км. На автовокзалах встречаются помогалы; если сами разберетесь – вежливо поблагодарите и попрощайтесь, если нет билетов и огромные очереди, они проведут за небольшую мзду.
Санитарная обстановка сравнительно благоприятная, чистота как у нас, то есть некоторые несознательные граждане могут намусорить на обочине. Однако, малярия – серьезный риск, 3 миллиона случаев в год. К счастью, отели оснащены сетками, также очень эффективен оказался репеллент «Аэрогард». В случае заболевания не бойтесь идти в местную больницу, даже сельскую – в них наиболее умные и образованные тетки с великолепным английским, высокотехнологичное оборудование, умеренные цены. Я сам не болел, но сдавал ПЦР, а также заглядывал из любопытства.
Наиболее способные дядьки идут работать в силовики. Такая работа считается легкой и престижной, благодаря чему они являются очень приветливой категорией населения. Не как во многих африканских странах – автомат выдали, и крутись, как хочешь. Вообще, Руанда полицейское государство, народ законопослушен. Это белого туриста могут обслужить мимо кассы и простить ему мелкие нарушения, а с местными строго. Показательно, что местные оставляют где угодно вещи и смартфоны и отлучаются, не боясь, что сопрут.
В целом, менталитет доброжелательный, средний человек готов бескорыстно помочь туристу и снисходителен к его тупости. Напоминает Таиланд, но не совсем. Увы, гораздо больше попрошаек, в том числе выжившие жертвы геноцида (их правда жалко), а в селах встречаются приставучие дети. Реально опасным местом следует признать только район границы Рубаву – Гома.
Со сравнительным общественным благополучием соседствует низкий уровень жизни. Все-таки, 70 % населения сельское, отсутствует механизация труда. Даже мотоцикл – предмет роскоши, вдоль дорог сплошная вереница пешеходов. По крайней мере, сельское хозяйство хорошее, и с голоду они не помрут. Как я понял, важнейший источник валютных поступлений – посредничество в товарообмене восточных провинций ДР Конго с остальным миром через Танзанию: колтан в обмен на оружие, топливо и оборудование.
Белых туристов очень мало, то ли их и раньше не было, то ли в этом году они резко обеднели. Я за 10 дней видел менее 20-ти штук, причем только одна парочка путешествовала как я, самостоятельно. Остальные перемещались нанятым транспортом в сопровождении. Странно. Поэтому гостиницы и сервис ориентированы в основном на внутренних туристов.
Знаменитое африканское раздолбайство почти отсутствует, но в сфере услуг лучше обращаться к мужикам, будет пунктуально и аккуратно. Довольно распространен тип ТП, которые не понимают, что еще нужно клиенту – полюбовался ее красотой, и хватит.
Простые люди почти все немного знают английский и французский, но произношение отстой, не всегда поймешь. Фотографироваться не любят, похоже – какие-то суеверия, как у майя. Наблюдал различные народные мероприятия, в том числе традиционные танцы, но снимать не дали.
Короче, можно спокойно ехать, Руанда – отличный вариант для кратковременной вылазки в Африку.
Обоснование маршрута. Черная Африка представляет собой интерес главным образом для ценителей фауны, к которым я, увы, не отношусь. В Руанде наиболее известен дорогой тур в горы Вирунга для коммуникации с горными гориллами. Не так уж и хотелось, но главное – я трезво понимал, что уже не смогу забраться и подведу всю группу. Менее популярны национальные парки Акагера и Ньюнгве. А без горилл маршрут как раз и получается экономным.
Лично мне хотелось посмотреть уникальное озеро Киву, что и стало главным компонентом поездки. Хронологически маршрут получился следующим: Кигали – Мусанзе – Рубаву – Каронги – Русизи – Хуе – Кигали – Акагера – возвращение в полюбившийся город Каронги.
Продолжительность маршрута – десять дней, при желании можно уложиться в восемь.
Поскольку не все знают географию Руанды, публикую схему маршрута. Обратите внимание: старые названия городов не используются абсолютно, на схеме приведены актуальные.
Кигали. Холмистый, преимущественно одноэтажный город с ухоженными магистралями. Среднеэтажная застройка соседствует с бедным, но не запомоенным частным сектором, в котором множество дешевых товаров и услуг. Делать в городе особо нечего, но можно прогуляться по деловому центру. Туристы также посещают музей геноцида (такие музеи есть в каждом райцентре), я не стал.
Концентрация гостиниц, обменников и прочего сервиса наблюдается в двух районах – деловом центре и в начале 11-ой Авеню, там лучше. Для ориентации нужно также знать два автовокзала – западный Ньябугого, который нужен для всех интересных направлений, и восточный Ремера, с которого можно уехать в сторону аэропорта и НП Акагера. По городу ходит множество набитых автобусов, оплата по карте, но туристу помогут оплатить наличными, цена до 0,3 $. На короткие расстояния проще мотобайком.
ПЦР перед поездкой в Акагеру можно сделать в Polyclinique du Plateau, на KN5 road, 300 м вниз от круглой площади. Я делал перед вылетом, но пропустили не сразу, так как правила только что поменялись, уточняйте.
Ориентация:
Деловой центр - https://www.openstreetmap.org/#map=17/-1.94725/30.06117
11-я Авеню и автовокзал Ремера – https://www.openstreetmap.org/#map=17/-1.95712/30.11405
Автовокзал Ньябугого - https://www.openstreetmap.org/#map=17/-1.94078/30.04452
Общий вид Кигали:
KN5, мотобайкеры:
Деловой центр:
Автовокзал Ньябугого:
В дороге. По сути, Руанда горная страна. Но исходных форм рельефа сохранилось мало, значительная часть ландшафтов представлена равномерно округлыми холмами (то же в Уганде и ДР Конго). Как я понял на месте, эта необычная геоморфология является результатом многовековой агротехники, как террасы Восточной Азии. Только здесь задача не удерживать влагу, а обеспечить равномерный сток для предотвращения эрозии.
Поселки по пути довольно аккуратные, заброшенных зданий нет. Не так велика плотность населения, как плотность хозяйственного освоения территории. Безработица не чувствуется, все чем-то заняты, без излишнего напряга или расслабления. Сама компактность страны определяет высокую интенсивность связей, доступность социальных объектов и рынков сбыта сельхозпродукции.
К моему удивлению, довольно часто встречаются сауны. На мои распросы местные отвечали, что это хороший релакс, но про окунание в холодную воду и использование веников слушали с недоверием.
Дороги неплохие, но 2-полосные, любая фура надолго тормозит траффик. Автопарк вполне удовлетворительный, китайско-европейский, однако местные больше всего хвалили «Ниву» - мол, везде пройдет.
Итак, виды по дороге:
Вирунга. Путь в горы Вирунга идет через город Мусанзе и поселок Киниги. Поскольку я не планировал забираться в горы, нанял в Киниги мотобайк для осмотра пейзажей. Байкер честно отработал свою десятку, катая меня по разным направлениям. На всякий случай – чувака зовут Emmanuel Habumugisha.
Вулканы цепи Вирунга, я их не различаю:
Символ парка:
Встреча с рейнджером:
Рубаву. Автобус прибывает на автовокзал около Пти-Барьер, пешеходного погранперехода в конголезскую Гому. Там очарование Руанды резко прекращается – в районе границы концентрируются агрессивные таборы вымогателей и шоблы опустившихся чмошников, скорее всего не местных, а залетных, с Конго. Многие жилые дома зарешечены, в воздухе висит напряженная атмосфера.
Внезапно меня одолело любопытство, есть ли нелегальные проходы в ДР Конго (наверняка есть). Но разведать не удалось, так как вдоль границы все время цеплялись какие-то криминальные личности. Только по итогу до меня дошло, что это может быть такой же налаженный бизнес, как в Сьюдад-Хуаресе, и посторонним там, конечно, рады, но недостаточно искренне.
Однако, стоит удалиться от границы на полкилометра, как Рубаву превращается в нормальный руандийский город со всеми признаками порядка и благополучия, вроде даже есть оперный театр. Это второй город страны, резко выросший на своем транзитном положении. Кроме того, важный рекреационный центр, побережье застроено комфортными отелями для семейного отдыха. Народ купается, но на мелководье, так как мало кто умеет плавать.
Городской пляж:
Берег озера (городской парк):
Наиболее интересный архитектурный объект Руанды – церковь Св. Франциска Ксаверия:
Русизи. Пропускаем Каронги (посмотрим в конце) и перемещаемся на юг. Русизи не туристическое место, хотя побережье начинают благоустраивать и размещать отели. Город несколько быдловатый, но криминальная обстановка не чувствуется, поскольку граница с Конго проходит по быстрой реке, а не по улицам, как в Рубаву. Кроме того, соседний Букаву – гораздо более приличный город, чем отмороженная Гома.
Букаву неплохо виден. Он интересен самым крутым городским рельефом в мире – почти повсеместный уклон составляет 20 %, а общий перепад застроенной территории 500 м. Обслуживается редкими магистралями, множеством лестниц и размытыми тропами в частном секторе. Было бы интересно побродить.
На фото также хорошо виден пограничный мост. Вообще, погранпереходы в Рубаву и Русизи – из числа самых трагичных мест на планете, через которые спасались от неизбежной смерти миллионы беженцев, сначала из Руанды, потом из Конго.
Лес Ньюнгве. Важно отметить два момента: оплата только по карте и требуется свежий (72 часа) ПЦР, то же в Акагере. Пришлось срочно смотаться в ближайшую участковую больницу, где тест делали 5 минут, но полчаса загружали в тормознутый интернет. Миниатюрная лаборантка робко подходила ко мне, хныкая «я его боюсь». Впрочем, если бы где-нибудь в Каргопольском районе в сельскую больницу заявился крупный негр, то наши тетки бы тоже напряглись.
Парк предоставляет несколько маршрутов, но все используют короткий, с подвесным мостом. Классический экваториальный лес, в других странах бывает интересней, но и этот понравился. Встречались обезьянки разных видов. Говорят, что водится мамба Джеймсона, нам не попалась.
Гисакура – поселок среди чайных плантаций, который я выбрал для ночевки из-за близости к Ньюнгве. В ходе прогулки по окрестностям меня припахали собирать чай, что крайне веселило отдельных граждан: белый, а работает, где еще такое увидишь!
Интересно, что чай собирают качественно, с каждого куста берут только три верхних молодых листочка, а основной куст стоит себе нетронутый.
Хуе – бывшая столица колониальной Руанды. Здесь я просто пересаживался, но понравилось. Несмотря на название, очень приятный город, самый интеллигентный после Кигали. Также показательно, что в 1994-м это был единственный город, не поддержавший геноцид, и ублюдкам пришлось направить боевиков из Кигали.
Католический собор в Хуе:
НП Акагера. Посещение вышло не в полном объеме. Удалось пронаблюдать разных копытных, приматов, птиц и бегемотов, а вот со слонами не повезло. И снимки так себе – животные почему-то не хотели позировать. К примеру, подлые бегемоты показывались, а потом уходили вглубь на полчаса.
Из плюсов следует сразу отметить безлюдность парка, за день было меньше 10 туристов. Посещение возможно только на автомобиле. Если нет наемного транспорта, рекомендую разнюхать в гостинице в Кигали, кто этим полулегально промышляет, либо увязаться с небольшой группой. Помимо обзорной экскурсии можно заказать водную прогулку (не вижу смысла), для фанатов – можно заночевать в кемпингах на территории парка. В этом случае необходимо иметь хороший запас еды, воды и репеллентов.
Мое личное мнение никому не навязываю: нежаркие, увлажненные, благодатные нагорья Руанды намного радостней классической африканской саванны Акагеры.
Каронги. Город-курорт с волшебными видами и приветливым населением. Если Рубаву для семейного отдыха, то Каронги – для созерцания, а отдаленные отели – для уединения в тишине.
Известно, что Киву – одно из немногих африканских озер (или единственное?), где можно купаться; нет ни крокодилов, ни бильгарций. Его обеззараживают огромные залежи метана, растворенные в придонных слоях. То, что привлекает отдыхающих, является постоянной угрозой для местных жителей: при росте вулканической активности могут произойти взрывы с образованием озерных цунами и масштабные выбросы газа на берег. Установлены массовые вымирания биосферы по берегам с периодичностью около 1000 лет.
Менее известна геоморфологическая история озера. Крайне живописна и уникальна линия берега, обрамленная холмами. Уникальность состоит в том, что это не затопленная тектоническая трещина или локальное понижение местности, а затопленный горный хребет. На топокартах легко проследить палеорусло шириной 20-40 км, обеспечивавшее сток в направлении озер Эдвард и Альберт. Но в новейшей геологической истории русло было перекрыто образованием знаменитых вулканов Ньирагонго и Ньямлагира, менее высокие горы затопило, а сток был обращен вспять, в сторону Танганьики. Отсюда множество островов, полуостровов, фьордообразных и шхероподобных элементов, придающих берегам так называемый «кружевной» характер.
Самый доступный и увлекательный маршрут для осмотра – полуостров к северу от центра города, который я рекомендую обойти полностью (https://www.openstreetmap.org/#map=15/-2.0585/29.3472). Также можно взять мотобайк и поболтаться по дальним окрестностям.
В центре города:
Рыбоводные садки:
Знаменитые катамараны с балансиром:
Видовые виды:
На этом отчет завершен, успехов форумчанам!