Узбекистан на своём автомобиле.Опишу свой случай, просто может быть кому полезен в нынешней ситуации.
Ездили с женой с 28 апреля по 9 мая 2022 в Узбекистан на своей машине из Москвы. Авто: VW Polo.
Граница РФ — Казахстан.Проходили в погранпункте у Астрахани, выбрали его, так как до этого ещё путешествовали по Калмыкии и по дельте Волги. Обратно ехали через Самару.
Из документов: загранпаспорт РФ, ПЦР (сделали в Гемотесте в Астрахани, срочный за 1 день). СТС на автомобиль (он на жену). ПЦР проверяли тщательно на стороне Казахстана. Наши погранцы сильно усомнились, что нас пустят дальше на границе Казахстан-Узбекистан, но там кроме их догадок никаких аргументов.
Подъехали на Российскую границу вторыми, в районе обеда, (так как гемотест ПЦР выдал только к 10 утра), очередь неудобная — вереницу фур объехали справа по обочине, как оказалось это верное поведение для легковых авто, отдельной линии по сути нет. Дальше стояли часа 3-4, просто не пускали вообще никого, потом стали пускать по очереди, одна фура, одна легковая. Так как мы были вторыми, а перед нами ещё одна казахская машина, нас вместе пустили следом за первой прошедшей фурой. На российской части досмотра авто, можно считать, что не было, багажник открыл и закрыл, капот открыл и закрыл. Всё. Паспортный контроль тоже быстрый, все пограничники на удивление весёлые, шутят, улыбаются. Выпустили без проблем и специфических документов, и быстро.
На Казахской пришлось подождать ещё минут 30 до запуска нас через ворота. Там немного непонятно что и куда вставать, но решается просто вопросами погранцам, общаются все норм. Тут просят сначала личные вещи пронести через рентген и пройти паспортный контроль. Мы на рентген отнесли только несколько сумок, остальной хлам остался в машине (его было много). Затем был досмотр авто пограничником и отдельно таможенником. Досмотр более тщательный, но не напряжный. Посмотрели на 2 канистры по 10 литров бензина, попросили посмотреть короб с хламом (там всякая была утварь туристическая: газа баллон пузатый, горелка, пара красивых бутылок водки на «подарки и откуп»). Куча вещей ещё развалено по салону. Попросили поднять фанеру, которая на дне багажника в Поло закрывает запаску, посмотрели и постучали по запаске. Вытаскивать не просили. Как обычно досмотрели фотоштатив и объективы, спросили зачем, что-то пошутили, посмеялись. Получили штамп о досмотре. Дальше окошко, где поставили печать о ввозе авто, минуты за 3. И поехали на выезд. Всего заняло где-то час сама граница + 4 часа ожидания на запуск. Дальше искали менял, которых оказалось не просто найти ещё. Никто не подбегает, не уговаривает купить страховки\менять деньги. Вывесок нет. На остановке нашли деда, который менял рубли 1 к 5. Поменяли у него 5000 рублей на бензин. Дальше в ноунейм ларьке купили страховку за рубли, 2300 на 2 недели. Можно было это самим сделать заранее онлайн, но мы не запаривались. Метров через 100 нас остановила полиция, проверила эту страховку, документы и пожелали счастливого пути. Все таможенники очень грустно реагировали, что мы в Узбекистан, а не к ним.
Дорога по Кахахстану. Первые километров 20 шикарная новая дорога с ограничением 40. И все местные едут 40. И мы ехали, грустили, но ехали. Уже было дело к закату. Было забронировано жильё в Бейнеу, до которого по навигатору мы должны были доехать в полночь, изначально. Дальше начался постоянный ремонт дороги со съездами, это около 250км до самого Атырау, по сути все 250 грунт с перерывами на плохой асфальт. Ехать можно. Где-то можно ехать 40-50, где-то меньше. Где-то больше. Это я исходя из того, что у нас был Поло. В Атырау заправились 92-м (95 закончился у них), по 170 теньге, по курсу это 25 рублей было, по обменному если, то 34, что тоже относительно нашего хорошо. Также вставил в телефон симку дрим сим, отписался жилью в Бейнеу, чтоб не ждали нас, так как дорога Г. На что получил утвердительное «Ок, не вопрос, нет проблем!». За Атырау дорога нормальная. В Бейнеу приехали к 5 утра. Ещё заправились, чекнули карты МИР на заправке, не сработало, кассир сказала, что «раньше работали МИР, а в связи с войной и санкциями от МИРа отрубили наши терминалы, хотя в некоторых банкоматах снять вроде можно». От Бейнеу до границы с Узбекистаном дорога шикарная новая, с зонами отдыха, туалетами. Прибыли на границу к 6 утра. Кстати, нас никто ни разу не остановил из полиции, кроме выезда с границы.
Граница Казахстан — Узбекистан.Прибыли на границу и встали первыми (среди легковых). Сначала испугался кучи легковушек, но оказалось, что это просто таксисты, принимающие пешеходов, переходящих с той стороны границу. Или обратно. Никаких людей, продающих места не было. Только женщина, укутанная в несколько платков подошла, вяло спросила нужны ли нам деньги-сумы и на отказ вяло побрела куда-то в даль. Простояли так на жаре в +30 часов 5, ничего не происходило, никого не пускали. На границе никаких движений. Я только прошёлся по таксистам, разузнал, работает ли граница вообще, получил ответ, что да, «всё по плану — запускают когда захотят, хрен их пойми». Ок. Выудил ещё с той стороны ворот мальчика-пограничника, который еле-еле говорил по-русски, тот сказал, что да. Всё работает. Ждите. Я пошёл спать в машину. Поспал 3-4 часа, проснулся от жары. Посидел ещё час и тут начали пускать фуры, прошло их штук 10, а потом сразу махнули нам. Ура!
Паркуемся перед смотровой ямой, напротив толпы молодых пограничников. Они стоят, кидают взгляды, хихикают как школьницы. Спрашиваю: норм тут встать? Говорят: ок. А вам зачем? Отвечаю: границу хотим пройти. Они: Ааааа… Так и поговорили. Дальше система, как и с Казахстаном, пошли на паспортный с личными вещами, всё с теми же двумя сумками. Просветили их рентгеном, досмотрели, тут уже тщательнее, открыли, вещи вытащили. Очень дружелюбно всё. Удивились кол-ву виз и печатей в паспорте, спросили можно ли посмотреть подробнее из профессионального интереса? Мол, как выглядят эти заморские штампы. Мы были не против. Потом машину посмотрели, быстро. Затем указали на окно, где нужно было оформить вывоз машины из КЗ. И выпустили из Казахстана. Пункт пешеходный и нейтральной зоны тут метров 50 всего, сразу попадаем на узбекскую границу.
Уже привычный контроль с сумками. На паспортном контроле нам сказали, что не знают куда нам идти дальше, если мы не на фуре едем. Искал и тыкался в разные окошки. В итоге вышел сотрудник таможни и указал порядок действий, и что сначала мне нужно сходить в банк и там же оформить бумаги на авто. И если я не хочу получить штраф дальше, то оформить разрешение на тонировку там же, в банке, хотя можно и не делать. Банк в другом конце погранпункта. Тонировку я решил оплатить, на что мне выдали официальную бумагу. В банке обменял немного рублей на сумы по конскому курсу 1 к 118, при биржевом 1 к 150 на тот момент. На них же и тонировку оплатил за 15$. Пока делал бумаги, узбеки решили срезать болгаркой козырёк на крыльце у банка и заблокировали вход минут на 40. Минут 20 я ждал (разговорился с мужиком-водителем фуры на предмет дорог, полиции и прочего, он мне сказал: брат, ну до заката километров 300 пройдёшь дай бог), а потом мы вылезли с ним просто через окно. Мне понравился этот момент. Затем с этим всем пошёл к тому же мужику, который показал порядок, он же дальше взял бумаги на оформление «Обязательства по вывозу, временно ввезённого имущества». И тыкал он в компьютер минут 20, что-то заполнял, ждал, заполнял. В итоге на бегунке было уже собрано 5 печатей из 6. Оставался только досмотр авто. Досмотр тоже лайтовый, опять попался шутник и всю дорогу смеялся, спрашивал стандартные вопросы, смеялся. Вытаскивать ничего не просил. Но всё это было очень долго в целом, медленно. Потратили 2 часа на эти процедуры. Ни вакцины, ни ПЦР, никакие декларации у нас не просили. (Вакцина при этом нужна, или ПЦР! Спутник подходит. Просто нас не просили показывать и вообще не смотрели). Деньги сколько везём не проверяли, ничего не досматривали. Нужны были только паспорт и СТС, оригинал. Никаких ксерокопий и прочего не брали, хотя начитавшись прошлых отзывов доковидных, готовили заранее и ксерокопии, и всё, что можно.
На выезде сразу подбежали ребята, предлагать менять всё, что угодно на сумы. Поменяли у них рубли на сумы, сторговавшись по 1 к 130. Уже лучше. Они же меня отвели делать страховку на авто, отдал рублями за неё 700р на 2 недели. Ура, мы в Узбекистане.
Дорога по Узбекистану.От границы через Каракалпакстан идёт прямая, полностью убитая дорога. Местами ехали по ней 20-30 км в час. Причём так ехали и внедорожники многие, и все вместе мы обгоняли фуры, как стоячих, они ехали ещё медленнее. Такая дорога идёт почти до самого Кунграда. Тут и там стоят фуры с пробитыми колёсами. Легковых с пробитым видел только одну. Так и вышло, что до заката мы эти 300 км проехали, и ещё успели до Нукуса по вечернему свету. Планировали заправиться в Кунграде или Нукусе, но на всех бензиновых заправках не было бензина, или не было хозяина уже. А на пройденном участке по Каракалпакии вообще заправок и магазинов не видели, совсем. Там все ездят на газу и бензин редкость, и дорого. (около 70р за 91-ый бензин). Тут выручили запасённые канистры. Уже по темноте ехали до Хивы. Жильё мы не бронили, а по пути, жена через Букинг и тот же Дрим сим забронила отель в старом городе в Хиве. Добрались туда к 2 ночи, заселились, нас сразу чаем напоили и легко покормили, чем было. Бесплатно.
С утра мы нашли банкомат рядом со стенами старого города, на котором было указано Uzcard, а это значит, что он не против и МИР принять. И сняли с наших рублёвых МИР Тинькофф, местные сумы по курсу 1 к 135,7. Комиссии ни банк местный, ни тинькофф не брали. В последствии так и снимали в разных банкоматах с пометкой «Uzcard». На некоторых было указано отдельно Мир, на других только Uzcard, но все работали и деньги выдавали, хотя бывало деньги в них заканчивались, на что мы искали другой банкомат. В магазинах\кафе оплатить нигде не удавалось напрямую. Но мы и не особо пытались. Дальше мы договорились с нашим отелем, что запаркуем у них на неделю машину. А сами поездом рванём в Самарканд, где нас ждала толпа наших друзей, которая прилетела туда самолётом. И мы уже путешествовали дальше такси и поездом, который выкупили заранее просто через сайт РЖД онлайн. Через неделю вернулись в Хиву и поехали назад.
Обратная дорога.С обратной дорогой был нюанс, для казахов нужен ПЦР опять, сертификат Спутника из РФ не подходит. По пути мы заприметили вывеску Лаборатория ПЦР, недалеко от границы и заехали узнать чё-каво. 150 000 сум с человека, результат за 3 часа, работает круглосуточно. Туда и поехали, сдали ПЦР, тут нас уже было четверо (захватили парочку наших друзей). Пока ждали, рядом есть чайхана, где нас накормили, наверное, лучшим ужином за всю поездку. Но за 500р с человека. Зато там был бонус: целая отдельная комната наша, можно было спать хоть до утра. Хозяин очень гостеприимный. На сдачу дал колу 1,5 литра. Торговаться не стали, было очень сытно, много еды, мяса, салатов, чая. ПЦР занял реально ровно 3 часа, ни минутой раньше, получили сертификаты, которые бьются через минздрав Узбекистана. Дело было к полуночи, хозяин предложил спать до утра, но мы поехали дальше.
Обратная граница была гораздо проще. Узбекско-казхскую мы прошли за час вместе с очередью на въезд. Рекорд. На узбекской пограничник досматривать нас особо не стал, ведь это был тот же дядька, который нас узнал и только распросил как съездили. Паспортный прошли быстро. Оформление вывоза машины тоже. К утру доехали до Атырау, а далее на север в сторону Уральска и на погранпункт Маштаков, в сторону Самары. Дорога там хорошая. Километров за 150 до границы, нас заприметил служитель закона и отправился в погоню, остановил на ходу, поморгав дальним светом. Проверил доки, включая диагностическую карту, которую впервые за поездку проверили, а она у нас была. В итоге отвёл меня в машину и предъявил, что хочет выписать штраф за не пристёгнутых задних пассажиров (они такие и были). От водки в качестве подарка отказался. Хотел теньге 15к. Теньге у меня не было уже, залил бензина на все. Говорю: домой едем, всё истратили, наскребу максимум 1к и то надо возвращаться в машину — у жены всё, а если больше то она и меня, и вас съест. Дальше он ещё подумал на счёт водки, но тысяча рублей победила. Можно было и от этого увернуться, здесь я перед миром извиняюсь, нужно было побороться за кровные, но уже сутки были за рулём, все уставшие, хотели домой и у ребят из Самары были билеты до СПб на самолёт, не стал растягивать дискуссию. Границу Казахстан — РФ вообще прошли за смешные 30 минут, хотя было нас уже машин 10, 2 из них на российских номерах.
За большой текст извините, написал, потому что, когда готовился к поездке не нашёл полноценно описанного кейса с посещением Узбекистана на своём авто после открытия границ и во время санкций. Всё только в теории, да на оф. сайтах. Если будет кому полезно — хорошо. Если не по теме, можно переместить куда или удалить...
И вот немного фото из поездки на Яндекс.Диске:
https://disk.yandex.ru/d/IWNqQn-zzeScgQ