24-26 июня 2021 г.
Здравствуйте, друзья! Я с радостью приглашаю вас в увлекательное (надеюсь, оно получится таковым) путешествие по прекрасному городу, входящему в "золотой треугольник" Нижневолжья - Самару (под двумя другими "углами" я подразумеваю Саратов и Астрахань). И сразу хочу сказать, что тройное упоминание её имени в заголовке - не от избытка эмоций (хотя таковые после этой поездки действительно имели место быть в изобилии, да и сейчас они нахлынули), а цитата из самарского "гимна", мотив которого засел у меня в голове сразу после того, как я услышал его на "представлении" здешних "поющих" фонтанов:
Самара, на мой взгляд (как и Саратов) - один из самых недооценённых в туристическом плане российских городов, которые, вроде, и существуют, и там даже что-то имеется, но всё это происходит в некоем "теневом" режиме, что особенно заметно на фоне неоправданно восторженного "шумового оформления" по поводу северной приволжской "соседки" Казани, которая в моих глазах Самаре сильно уступила. Отчасти я могу объяснить это отсутствием в Самаре супертоповых достопримечательностей, ради которых мы обычно и едем в тот или иной город, а частично - просто бытующими "в миру" стереотипами. И если с первым я сделать, при всём желании, ничего не могу, то вторые попробую не просто разрушить, а разбить, как стекло молотком:)
Нынешняя Самара не просто красива (а местами - потрясающе красива!). По общему числу и плотности исторических достопримечательностей Самара в своей нише - условно назовём её "купеческая и промышленная Россия 19 - начала 20 века" - не уступает никому и стоит рядом с Нижним Новгородом и уже упомянутыми Астраханью и Саратовом. Самара - это изысканные каменные особняки, потрясающий модерн на все вкусы, красивое деревянное зодчество, колорит старинных улиц, живописные волжские пейзажи и ... великолепные пляжи, протянувшиеся почти сплошной полосой на 5 километров вдоль городской набережной (пиво, водка и шоколад - это вообще разговор отдельный).
Но хватит обобщений - всё это, не только "оптом", но и "в розницу", мы очень скоро увидим, и мне самому не терпится ещё раз прожить это путешествие и окунуться в атмосферу дореволюционной России.
..........
Но это будет чуть позже, а началась поездка с совершенно современного, недавно реконструированного аэропорта Курумоч (с ударением на втором слоге), которому в 2019 году было присвоено имя Сергея Королёва.
Аэропорт расположен довольно далеко от города (около 40 километров), а логистика общественного транспорта, мягко говоря, далека от идеальной (в основном это проходящие маршрутки, курсирующие между Самарой и Тольятти), поэтому мы решили упростить себе жизнь и потратиться на такси, благо плюс-минус тысяча погоды не делала и при желании легко отбивалась за счёт отказа от "излишеств" (обратно-то мы совершенно спокойно доехали на маршрутке, благо садились на конечной остановке и отправлялись по известному заранее расписанию). Кроме того, мы надеялись заехать по пути на знаменитую "Вертолётку" - смотровую площадку с видами на Волгу с островами и Жигулёвские горы, но "обломались", поскольку она была закрыта на реконструкцию. В принципе, я знал о ней, как и предполагаемом сроке её завершения (август), но надеялся, что, быть может, это произойдёт "по-социалистически" досрочно. Но нет...
Вот, кстати, маршрутка, на которой мы, забегая вперёд, готовимся отбыть в аэропорт от площади перед новым, футуристического вида, железнодорожным вокзалом Самары:
* * * * * * * * * *
На месте мы были уже ближе к вечеру (да ещё самолёт компании С7, которая растеряла свою былую пунктуальность, за что я её и любил, задержался на час), поэтому масштабных планов на вечер мы изначально не строили. Главной и единственной целью было оказаться в сумерках на набережной возле одного из двух "цветовых" (то есть подсвечивающихся) фонтанов. Но до темноты времени ещё оставалось прилично - дело ж было в 3-й декаде июня, то есть в разгар самых длинных дней - поэтому мы воспользовались ситуацией и сделали небольшой крюк, чтобы посмотреть не вписывающееся в основные маршруты красивое, но ныне пустующее здание Больницы Общества Красного креста на улице Льва Толстого, построенное в 1902 году для Самарской общины сестёр милосердия, известной как "Ольгинская" - в честь великой княжны Ольги Николаевны, дочери царя Николая II.
За время большевистского правления здание сохранилось, но его облик претерпел изменения: исчезли купола больничного храма (саму церковь также переоборудовали под лечебные помещения) и угловые навершия в виде невысоких приземистых шатров, а также надстроен третий этаж. Но всё равно - бывшая больница, которую вскоре ожидает новая жизнь (её реставрация, как пишут, уже включена в городские программы), выглядит красиво и колоритно.
Кстати, таблички с названиями улиц в Самаре очень даже стильные (правда, не везде - в основном, в исторических районах):
Напротив, на другой стороны улицы Льва Толстого можно увидеть отреставрированное здание с интереснейшей историей. Оно было построено в конце 19 века для нужд образованного по личному приказу министра финансов Сергея Юльевича Витте спиртоочистительного завода "для производства водки и другой ликёрной продукции и казённой продажи". После революции предприятие, ставшее Самарским (а после переименования города Куйбышевским) ликёро-водочным заводом, продолжало успешно развиваться по вполне понятным всем причинам. Многое из его продукции шло на экспорт, а в России считалось утончённым дефицитом: к примеру, когда в 1990-м я, практически никогда (кроме студенческой "картошки") не любивший 40-градусные напитки, попробовал подаренную мне из закромов "Росалко" самарскую водку "Родник", был приятно изумлён и впервые в жизни получил от водки не только "кайф последействия", но и реальное удовольствие. Сравнительно недавно завод, уже под именем "Самарский комбинат "Родник" (к сожалению, потом он погряз в скандалах и банкротствах, и сегодня его будущее весьма туманно), переехал на новое место, а в его бывшем здании расположились бизнес-центр и Управление Министерства юстиции по Самарской области.