Этот пост для любителей авто путешествий.
Поводом навестить Швейцарию стал один из эпизодов в передаче Top Gear. Кларксон, Хаммонд и Мэй отправились на поиски driving heaven, нирваны для тех, кто открыт к получению удовольствия за рулем. Счастье они обрели в швейцарских Альпах, попутно протестировав Кот д’Азур и немного северной Италии. Посмотрите ролик http://www.youtube.com/watch?v=lUF-N8BsBmU : рассказ про Швейцарию начинается с шестой минуты, пение дифирамбов с восьмой. Поскольку я люблю автомобильные прогулки, то решил частично повторить маршрут БиБиСи. Загляните ненадолго в youtube, и тогда мое повествование станет трехмерным.
Специально в Швейцарию я не летел, а просто отлучился на пару дней с озера Комо, рассказ о котором тоже имеется Италия, озеро Como, город Bellagio и немного про Ryanair. Женева или Цюрих не были целью поездки, интересовали горные перевалы и серпантины, а также видовая составляющая.
Вот общая география двухдневной поездки
В качестве ближайших ориентиров на карте Европы виден Мюнхен на северо-востоке, Венеция в нижнем правом углу, Милан к югу, Монблан в левой нижней части карты и Женева на западе.
Вот ландшафт по-крупнее
Хорошо различимы итальянские озера, слева направо: Маджоре, Комо, Изео и Гарда. Как видите, маршрут пролегал в самой что ни на есть гористой части Швейцарии, по долинам и через перевалы.
Во время поездки мы не раз пересекали границу, и это хорошо ощущалось по организации дорожного хозяйства. Полоса швейцарской горной дороги на пару десятков сантиметров шире итальянской, и именно эти несколько сантиметров позволяют перемещаться расслабленно: не оттормаживаться перед слепыми поворотами, ожидая встречный транспорт и т.п. Второе отличие – качество покрытия: иной раз после итальянской таможни дорога становилась разбитой на манер наших загородных трасс. Трудно передаваемая, но самая приятная особенность Швейцарских дорог – их стиль, эстетика. Трасса не портит ландшафт, наоборот, такое ощущение, что дорогу строили, чтобы украсить пейзаж. В горах Норвегии или Италии такого обостренного чувства прекрасного не наблюдается: дороги как дороги.
Вот я о чем:
Италия: какое-то спагетти (западный склон Стельвио)
Норвегия: деревенщина (Тропа Троллей)
Швейцария: сама элегантность (подъезд к Сен-Готард с юга)
Мини-эстакады, противолавинные навесы, спрямленные дуги поворотов... красота
На чем только не приезжают в швейцарские Альпы, чтобы насладиться местными дорогами и видами:
Много мотоциклистов
Ночлег в гостинице делил с владельцем прекрасного Jaguar E-Type 4.2. Это английский родстер входит в любую десятку самых красивых авто по любой версии. Truly Austin Powers! А справа моя слегка спортивная Альфа.
За пару дней на дорогах Швейцарии не заплатил ни копейки: никаких платных автобанов, шлагбаумов, тоннелей. Я бы так и не подержал в руках цветастых фантиков, если бы не заехали на ферму купить сыра, где нам сдачу с 10 евро отсчитали франками.
Полный натюрель. Ферма принадлежит каким-то испаноговорящим латиносам. Территориально – не доезжая Biasca с северо-востока, т.е. между точками D и E на моей карте. На машине не пускают, ибо экология: от дороги 10 минут идти пешком. Я не разбираюсь, но подруга сказала, что сыр вкусный.
По мере продвижения вглубь страны дырявого сыра вспоминались Норвегия, ведь к викингам тоже ездят ради захватывающих видов. Мои фотовпечатления о Норвегии находятся здесь Норвегия, фото only. Так вот скажу, что горная Швейцария летом ни в чем не уступает увиденному в лучших уголках Скандинавии, а возможностей для активного отдыха предлагает больше. Приступы выбежать из авто с фотоаппаратом накатывают не реже. Плюс цены ниже, инфраструктура богаче. Из Женевы EasyJetом несколько минут лета до Ниццы, итальянские озера в паре часов досягаемости на авто, аналогично Германия, шопинг в Милане… в Норвегии таких ништяков нету.
Расскажу поподробней про маршрут, вдруг кого-то тоже потянет в горы на машине. Постараюсь для колорита почаще писать про высоту различных видимых объектов – горы все-таки.
Первый день:
Стартовали мы с озера Комо (точка A на карте).
На пароме (12 евро) переправились на западный берег из Bellagio и через тоннель под Menaggio были на небольшой дороге к Лугано. Дорога через горы от Комо в Швейцарию не самая живописная: сильный трафик, шанхай по обочинам. Когда дорога начинает идти по берегу Луганского озера, становится лучше. Там же незаметно пересекается граница государств. Бензин в Швейцарии заметно дешевле, чем в Италии, поэтому сразу за КПП вдоль узкой прибрежной дороги ютятся заправки, для каждой из которых приходится выдалбливать пространство в отвесной скале.
Проехали насквозь Лугано (точка B) и через автобан выскочили к подножию перевала Сен-Готард (точка С).
Поехали, конечно, по чесноку через перевал в объезд туннеля с остановкой в придорожном кафе попить горячего шоколада.
Вид красивый – все останавливаются посидеть.
На самом перевале Сен-Готард (2108 метров) снег, но можно ходить в футболке.
Еще здесь очень любят Суворова. Тут ему посвящен музей, рассказывающий о походе 1799 г., и на горке поставлен памятник.
Считается, что в поход был уникальным, и в нем проявилось мужество русских солдат и талант Суворова как полководца. Что и вызывает уважение швейцарцев.
Чтобы задать ориентир по расстояниям и времени, скажу, что с озера Комо (A) до перевала Сен-Готард (C) примерно 2 часа езды. Т.е. все близко. С итальянских курортов вполне можно на денек кататься в Альпы, чтобы полюбоваться видами.
Следующим был "ни одной живой души" перевал Lukmanier (1916 метров, точка D), где картинно смотрелась дамба.
В поездке использовалась Alfa Romeo MiTo 1.6 JTD. У нее есть забавный переключатель (manettino) в лучших традициях современных феррари: позволяет задать режим движения, спортивный или не очень. Обязательно нужно включать «D». В целом эта Альфа азартная, но простоватая.
После перевала Lukmanier мы снова оказались по южную сторону альпийских хребтов и путь на север лежал через Сан-Бернардино (2063 метра, точка E).
Как и Сен-Готард, за счет прорубленного тоннеля перевал потерял транспортную функцию, поэтому на нём вы встретите только настоящих ценителей горных красот.
Сама дорога – шедевр: идеальное покрытие, лунный пейзаж, отсутствие трафика, полнейший хаос поворотов.
«Тёщин» язык может сменяться длинным прямиком, да и сам пейзаж каким-то чудом успевает меняется.
Вместе с перевалом Стельвио, о котором ниже, Сан-Бернардино произвёл самое приятное впечатление. И если Стельвио загружен и безумен, то Бернардино как красивое кино на час.
Прочие перевалы скучноваты: лезешь в гору на фоне какой-нибудь одной долины. Вот например перевал Splügen (2113 метров, точка F).
В том месте, где я стою с фотоаппаратом, проходит итало-швейцарская граница, которую мы постоянное пересекали катаясь по южным Альпам. Из дежурных не пограничник, а таможенник. В большинстве случаев у нас проверяли документы и просили открыть багажник. Итальянцы. Швейцарцам дела не было.
От границы у Шплюгена до итальянской Chiavenna (точка G!) – самый жёсткий участок всего маршрута. В лучших традициях макаронников дорога узкая, разбитая и тоннелями аля донецкий шахтёр. Дополняет картину красивая слабо огороженная пропасть, хотя в целом пейзажа нет. Ну и разумеется всегда найдётся какой-нибудь Марио, чтоб погоняться. Если охота пощекотать нервы – вам туда, рекомендую.
От Chiavenna уже попадаются указатели на Комо. Получается, весь день катались и приехали обратно к озеру, правда теперь с севера. Вот вам пожалуйста и маршрут погонять по Альпам один день и вернуться в уютный отель на озере.
Но мы свернули на восток, въехали в Швейцарию и поехали к St. Moritz. К юго-западу от Сен-Морица есть большие высокогорные озера, на которые вечером ввиду приличной высоты ложатся облака (точка H).
Помню было градусов 8 (в июне). Это потому что водная гладь это не уровень мирового океана, а 1800 метров. Эффект интересный: долина достаточно большая и плоская, чтобы забыть, что ты где-то там высоко в горах, озёра опять же. Кажется, горы они вон, а ты «на земле», только почему-то холодно. На самом деле еще бы метров 300-500 и снег лежал.
Горы вдалеке даром что всего 1,5 км над горизонтом, высотой под 4000 метров.
Для прокладки маршрутов по Альпам я использовал Google Maps. Не все знают, что кроме плоского «вид сверху» можно смотреть на ландшафт под углом и крутить как хочешь. Тогда горы чудесным образом оживают. По первости завораживает. Вот например озера под Морицом
За первый день поездки озерные фотки последние: стало темно и мы поспешили на ночлег. Точкой I на карте я отметил последний за день перевал Julier (2284 метра), а точкой J нашу гостинцу в местечке Wiesen под Давосом. Сайт отеля http://www.sun-ranch.com/. Трудно дать ночлегу рекомендацию или отказать в оной – это честный пансион, рассчитанный на наплыв лыжников в сезон. Номера так себе, старые, ванная маленькая, но зато в любом двухместном номере можно жить вчетвером за счет раскладной софы. Мне отельчик приглянулся расположением в симпатичной деревушке, пренебрежением к английскому языку на сайте и видео обращением хозяйки там же. Кстати Sun Ranch действительно is run by a family. Когда мы в 10-11 вечера завершали вояж по бесчисленным перевалам, хозяйка с мужем нас просто спасли. В такое позднее время (по европейским меркам) мы вообще не были уверены встретят ли нас, а жуткий голод планировали утолить найдя какой-нибудь холодильник в отеле. Нам же неожиданно раскатали маргариту, наливали пива и постругали гранд салат. После двух неуютных утомительных голодных часов по необитаемым ночным серпантинам это было как с мороза в баню, до сих пор вспоминаю.
Второй день:
Вид с балкона приюта Sun Ranch вот такой (хотя кого этим удивишь в Альпах)
Высота хребта, что впереди, - 2600 метров. Справа виднеется пик в 3400 метров. Фотография сделана с высоты 1500 метров. Вдаль вниз уходит главная улица деревни Wiesen, а «на том берегу», на лугу – идиллического вида поселок Jenisberg.
Второй день был потрачен на то, чтобы выбраться из Швейцарии через перевал Стельвио, встать на автобан и вечером быть в Венеции. По пути к Стельвио несколько раз выскакивал из авто запечатлеть красоты, пункты позывов к фотографированию и продукт выкладываю. Тут ноу комментс: что видите, так оно и есть.
Точка K на карте соответствует следующим пейзажам:
Помню, пришлось похрустеть снегом, чтобы сделать пару фоток. Но вместо норвежской суровости скорее ощущается альпийская свежесть. Если не в футболке, то в толстовке вполне комфортно и тепло. Речь про июнь. Кстати, снег появляется примерно на 2000 метров: так что вы легко по фото можете определять высоту ландшафта.
В точке L к юго-востоку от Сент-Морица глазу становится совсем просторно
Темно-синее озерцо – то самое, что отражает снежные склоны на фотографии выше
Выезд из небольшого ж/д туннеля
Ждал, ждал пока появится поезд, чтобы сделать симпатичный кадр… не дождался. Стоило отойти – электричка тут как тут
А вот так летом выглядит лыжный городок Livigno
Точку M отметил на карте за симпатичное озерцо и длиннющий полу-туннель (их называют «галереями»)
Наконец, самое интересное – Stelvio pass (точка O). 2757 метров над уровнем моря, это самый высокий альпийский перевал.
Интересно, что находится Стельвио в Италии, пускай и недалеко от швейцарской границы. Перевал собирает целый поток людей, которым по какой-то причине нужно дорожное приключение. Это пробеги ретроавтомобилей, мотоциклисты из Германии, велосипедисты, семьи на вольво и т.д. На вершине перевала вот так:
Это велосипедисты, если кто не понял. Респект парнягам: на 3 км залезли как-никак.
Наверху есть гостиница, сувенирные лавки (магнитик Стельвио это покруче чем башня эйфеля на брелке), хот-доги с квашенной капустой по 2 евро. Культовость Стельвио забивает все остальные перевалы с приборчиком, что обусловлено высотой и безумием дороги. Это Италия, а значит дорога узкая, а тоннели строятся в ширину одной машины.
Это подъем на перевал со стороны Бормио. Здесь несколько небольших туннелей (скорее пещер), которые едутся так: Въезжаете и начинаете давить на гудок, где-то в середине встаете лоб в лоб со встречкой, кому ближе задним ходом до выезда из пещеры, тот и сдает назад.
Но это что... Легендарна та часть, которая ведет от перевала на восток: спускается с Альп в долину.
Если бы эту дорогу делали швейцарцы, они бы нарубили туннелей, спрямили там и здесь, добавили эстакад по склонам. Но итальянцы в ширину дороги закладывают только двухколесный транспорт, поэтому в авто на Стельвио неуютно и на вершине на одну машину можно насчитать десятки мотоциклов и велосипедов.
С перевала виден только вот этот фрагмент дороги. Я ехал сверху вниз.
Обязательная программа для любителей порулить. Поворотов много, каждый помечен цифрой: что-то типа километров трассы или номеров домов. Там и здесь пишут высоту: это более уместное указание на пройденное расстояние. Дорога очень увлекательная, что уж там. Я прицепился за спортбайком, так и проехал с ним до низу. Мотоциклы моментально разгоняются, но медлительны в разворотах на 180. Страшно? Есть немного.
Кстати, ограничения скорости в горах нет. Ну то есть оно есть, но это обычная скорость загородного движения, километров 80-90, что на узкой дороге с частыми поворотами немало. Если вы и будете превышать лимит, то на несколько секунд на прямом участке перед очередным поворотом. Само собой, с поправкой на безлюдность мест никто с радаром не дежурит.
Если пропустили мой совет в начале отчета, у вас есть еще один шанс глянуть ролик Top Gear http://www.youtube.com/watch?v=lUF-N8BsBmU про описанные места.
Спустившись со Стельвио, мы завершили альпийскую часть маршрута, выехали на платную автостраду и погнали в Венецию.