Рассказываю об успешном опыте подачи на ВНЖ по осёдлости (arraigo social) с редким разрешением по работе на себя (cuenta propia), где я участвовал в подготовке документов на правах консультанта-любителя, по дружбе.
Как вы знаете, одним из наиболее сложных в исполнении требований является требование предоставить контракт на работу. Как я слышал, учитывая сложную ситуацию с работой в Испании, найти работу, а тем более для иммигранта в такой административной ситуации, довольно сложно, поэтому это требование часто представляет собой серьёзное препятствие. Логика законодателя проста - если ты обжился в стране, социально интегрирован, и у тебя есть работа - так уж и быть, живи. Это разумно и логично. Некоторые люди, однако, не имея постоянной работы, и не имея возможности официального трудоустройства в Испании, откликаются на объявления тех, кто рисует липовые или настоящие контракты на работу, или просят знакомых, у кого ВНЖ в порядке, сделать им контракт домашней прислуги. Помимо того, что это унизительно, как я слышал, такие варианты часто не проходят и заявления отклоняются, потому что миграционные власти анализируют их с пристрастием.
Кроме того, люди, работающие удалённо на иностранных клиентов за пределами Испании, не могут, разумеется, добиться того, чтобы эти клиенты встали бы на учёт в соцстрах Испании, и выплачивали бы им зарплату официально. Во-первых, им не хочется возиться с административными процедурами, во-вторых, социальные отчисления сверх "грязной" зарплаты в Испании довольно высоки. Иными словами, работающий удалённо, и получающий доходы из-за пределов Испании человек с большим трудом может выполнить требование властей показать контракт на работу.
Случай, в котором я участвовал, как консультант-любитель по дружбе, с небольшой помощью адвоката, именно такой. Заявитель в течение четырёх лет находился в Испании с нарушением визового режима, приехав по туристической визе, ожидая предложения о работе, которое не состоялось в последний момент. Обстоятельства помешали вернуться на родину, и заявитель остался жить на территории Испании. Всё это время заявитель оказывал консультационные услуги в области интернет-маркетинга нескольким иностранным компаниям.
Последовательность действий была следующая:
1) Случай был описан испанскому юристу-специалисту по миграционному праву. Юрист ознакомилась с обстоятельствами дела, и сказала, что дело - верное, и мы можем готовить документы. Помимо некоторых других советов в небольших деталях, этим участие адвоката в деле было исчерпано. Однако она дала заявителю уверенность в успехе, что крайне важно. Ваш покорный слуга изучил в деталях релевантное законодательство Испании (Закон 4/2000, о правах и свободах иностранцев в Испании и их социальной интеграции, и регламент к этому закону, установленный Указом 557/2011, а также закон об административной процедуре в части исчисления сроков и единым нормам к подаче документов). Так же по мере возможностей была изучена судебная практика по обжалованиям отказов в выдаче ВНЖ по осёдлости с разрешением на работу на себя.
2) Подготовлен бизнес-план проекта, в таком духе, как если бы этот проект предполагалось начать с момента получения ВНЖ. Существуют инструкции иммиграционных властей о том, какова должна быть структура бизнес-плана, и какие пункты он должен включать. Бизнес-план был заказан обычному испанскому дипломированному экономисту, который не был знаком с этой инструкцией, в результате чего план пришлось практически полностью переписать за ним (только расчёты доходности, пережили редактирование). Полученный урок: если вы заказываете бизнес-план испанскому специалисту, убедитесь, что он знает, какой формат ожидают испанские власти. Объём бизнес-плана со всеми приложениями составил порядка 80 страниц. Говорят, это много и такие "Талмуды" сдавать не рекомендуется, но поскольку делалось всё самостоятельно, короче ответить на все требуемые вопросы не получилось.
К бизнес-плану были приложены, в частности, доказательства наличия средств на развитие проекта (выписка с испанского банковского счёта) в размере порядка 20 000 евро. Сумма, требуемая на начало бизнеса сумма в бизнес-плане была обозначена в размере 4000 евро (в реальности, практически все расходы на начало дела уже были сделаны, однако было решено поступить так, чтобы выглядело "солиднее"). Заявитель имел на своём иждивении 2 человек, один из которых - несовершеннолетний. Сумма ежемесячной чистой прибыли проекта составляла порядка 2000-4000 евро после всех расходов на ведение бизнеса. Было указано намерение нанять на работу 3 человек в течение трёх лет. Были приложены письма о намерениях существующих клиентов. Затраты времени - по неопытности и занятости повседневными делами, более полугода. Все положения плана соответствовали реальности либо были добросовестными оценками будущего, которые могут сбыться или нет. По неформальным сведениям, минимальная сумма, которую ожидают увидеть на счету для таких случаев, составляет 7000-8000 евро.
3) Бизнес-план был отправлен на утверждение в национальную федерацию организаций индивидуальных предпринимателей Испании ATA в Мадриде. АTA, наряду с другими подобными организациями (UPTA и её краевые отделения), уполномочена визировать бизнес-планы как легализующихся мигрантов, так и желающих переехать в Испанию предпринимателей из других стран (не относящихся к стартапам, представляющим интерес для Испании - эти планы визирует Минэкономики Испании или торгпредства страны за рубежом). План направлялся по электронной почте. Потребовалось уплатить членский взнос в размере 60 евро, дающий также право вступления в организацию, и пользование её услугами - в основном сводящимся к юридической помощи и консультациям по ведению дел ИП. Рассматривающая дело сотрудница АТА упомянула, что у миграционных властей имеется неформальный критерий, по которому на счету должно быть как минимум втрое больше денег, чем заявлено на начало дела (во всяком случае, я так понял). Кроме того, она указала на небольшие ошибки в расчётах и попросила их исправить. Справка, подтверждающая, что ATA рассмотрела бизнес-план, и сочла его жизнеспособным, была готов в течение 2 недель, и направлена курьерской почтой на адрес заявителя. Как я понял, во всех подобных организациях, если справка делается - заключение в ней положительно. Иначе справка просто не выпускается.
4) Имея на руках сертификат ATA, заявитель подал в мэрию города проживания заявление о выдаче справки о социальной интеграции. Заявитель не имел семейных или родственных связей с гражданами и законными резидентами Испании, поэтому этот пункт был необходим. В заявлении, заявитель запросил освободить его от требования предоставить контракт на работу, в связи с намерением работать в собственном деле и приложил копию справки из ATA. Кроме того, заявитель приложил доказательства посещения курсов каталанского языка (45 часов), а курсов по ориентации в каталонском обществе, которые организуются социальными службами города его проживания. Кроме того, заявитель участвовал в работе одной из фольклорных организаций своего города и показал справку за подписью секретаря этого общества. Кроме того, заявитель приложил к заявлению выписку из листа регистрации жителей, подтверждающую непрерывное проживание на территории данного муниципалитета в течение более чем трёх лет. Заявление было зарегистрировано мэрией. Спустя полторы недели, из мэрии пригласили на собеседование. На собеседование главным образом проверяется владение испанским и каталанским языком на базовом уровне. Несмотря на то, что заявитель не говорил бегло на каталанском, наличие справки о прохождении базового курса и способность поддержать общение на примитивном уровне было достаточным. Сам бизнес-план к делу не прикладывался. Социальные службы мэрии и Департамент семьи и социальных отношений Женералитат (правительства Каталонии) имели очень мало опыта с иммигрантами частными-предпринимателями, поэтому мало чем могли помочь при подготовке подачи, хотя и горели желанием. После удовлетворительного прохождения собеседования, социальный работник мэрии передала запрос на выпуск справки в Департамент семьи и социальных отношений Женералитат. Незадолго до истечения срока, отпущенного на выпуск такой справки, социальный работник связалась с заявителем и потребовала переслать ей сам бизнес-план по электронной почте. Это было сделано. Нормативный срок выпуска справки - 30 дней, однако в связи с летними отпусками, она не была готова в срок. Социальный работник передала заявителю бумагу, подтверждающую, что из мэрии заявка ушла в срок, и предложила отправиться в местное отделение этого департамента и попросить ускорить выпуск справки. Однако заявитель подал жалобу на сайте Женералитат Каталонии. Справка была выпущена в тот же день, заверенная электронной подписью. Справка была скачана с сайта Женералитат и распечатана. Всего на получение справки о социальной интеграции ушло где-то 1,5 месяца.
Полученный урок: как можно раньше - за год-полтора до срока подачи документов записывайтесь на языковые курсы, и на необходимый минимум курсов о социальной интеграции). И старайтесь в реальности участвовать в жизни испанского общества, в различных обществах и организациях - это несложно и интересно.
5) Последним шагом была собственно подача документов в офис по делам иностранцев (Oficina de Extranjería). Для подачи документов требуется предварительная запись в онлайне по номеру паспорта. Однако количество приёмов (citas) в неделю ограничено, и как правило, их быстро разбирают. Был обнаружен лайф-хак: свободные временные отрезки для приёма публикуются в онлайне по понедельникам между 8:30 и 9:00. Чтобы понять это, потребовалось какое-то время, но после долгих усилий в итоге удалось назначить приём, буквально за 1 неделю до истечения трёхмесячного срока действия справки о несудимости из страны гражданства заявителя.
6) В назначенный день, заявитель явился в офис по делам иностранцев с полным пакетом документов, самостоятельно, без сопровождения адвоката. Сотрудник миграционной полиции был любезен и клиенто-ориентирован. В ходе интервью, он сличал все документы с переводами и оригиналами. Документы были приняты, однако из-за того, что в середине срока своего пребывания заявитель обменял паспорт из-за истечения предыдущего, была выдана бумага, в которой значился присвоенный заявителю номер NIE, и выдвигалось требование предоставить полную копию старого паспорта в срок 10 рабочих дней, считая со следующего дня. Кроме того, заявителю вручили бланк на оплату таксы в размере 38 евро, который он оплатил пластиковой картой прямо при выходе из здания.
7) Заявитель не мог предоставить копию старого паспорта, и обратился к адвокату за помощью в подготовке ответа. Адвокат подготовила ответ за своей подписью, в котором к делу приобщались различные документы, подтверждающие проживание клиента в стране (справки о госпитализации, фактуры Амазон, и пр. и пр.). Ответ был сдан на стойку регистра офиса по делам иностранцев примерно через неделю после первого визита. С этого дня рассмотрение дела началось, и начался отсчёт трехмесячного срока, которой даётся по закону на рассмотрение запросов о выдаче ВНЖ по социальной осёдлости в Испании.
8) Спустя примерно 35 рабочих дней (почти два месяца) с момента сдачи ответа на первое требование, пришло заказное письмо из офиса по делам иностранцев. Там сообщалось, что заявление рассмотрено, и что для того, чтобы удостовериться в исполнении требований, запрашивалось приложить к делу, помимо справки о состоянии счёта, уже данной, ещё и справку из банка о среднем балансе счёта за последние 12 месяцев. Этим, по всей видимости, администрация желала убедиться, что показанные средства действительно принадлежат заявителю, а не заняты у кого-нибудь. Заявитель запросил в банке такую справку, где средняя сумма счёта была порядка 2800 евро (что превышает 250% IPREM - требуемых для проживания двух взрослых и одного несовершеннолетнего). Поскольку эта сумма отличалась от порядка 20 000, показанных в первый раз, заявитель объяснил, что из-за своей ситуации не имеет возможности иметь отдельный счёт для сбережений, и потому переводил деньги с других своих счетов, чтобы показать наличие средств в Испании, когда это было нужно; он заявлял, что средства принадлежает ему и находятся в его свободном распоряжении, как это, собственно, и было.
9) Спустя два дня на сайте Министерства статус дела обновился, и поменялся в интернет-информаторе на "Resuelto - Favorable" ("Решено - Положительно"). Спустя неделю после обновления статуса в интернет-информаторе, заявитель получил на руки решение о выдаче данного вида ВНЖ на 1 год, и пойдёт теперь регистрироваться в Соцстрах Испании как частный предприниматель и с этого момента его ВНЖ на 1 год вступит в силу. Если бы заявитель имел бы электронную подпись или подавал бы заявку через адвоката, это решение было бы в его распоряжении сразу. Иными словами, в случае абсолютно чистого и честного, законного заявления, решение испанских властей было положительным. Помощь юристов потребовалась незначительная. Расходы времени - примерно 1 год с момента начала действий, ожидание с момента подачи бумаг в комиссариат - два месяца. Теперь, с опытом подготовки документов, дело заняло бы полгода самое большее. Выученный опыт: иметь электронную подпись.
Потрудился описать это всё потому, что мне самому сильно не хватало подобного поста в ходе всей этой эпопеи. Кстати, ждущие решения властей, и пользующиеся SMS- и голосовым информаторами. Знайте - они платные. За одну SMS берут 21 центов, а звонок выходит примерно в два евро. На правительственных сайтах о том, что информаторы - платные, не упоминается.