Чтобы было понимание о чем разговор - основные термины и определения.
Для начала надо понимать, что речь идет именно о транзите через Шенген, то есть, по классическому определению транзита, поездка из первой страны, например РФ, через одну, две, три или больше стран Шенгена (например Францию), в третью страну за пределами Шенгена, например Сербию.
Поездка из РФ через Германию во Францию не является транзитом, с визовой точки зрения, ибо в Германии вы просто въезжаете в Шенген, и даже если вы не выходите из аэропорта, вы пересекаете границу при переходе из нешенгенской транзитной зоны в шенгенскую транзитную зону (аналогия в РФ - зона международных вылетов и зона внутренних вылетов). Для понимания процесса, представьте себе страны шенгена как регионы РФ, тогда все будет ясно.
Стоит понимать разницу между ЕС, зоной евро и Шенгеном, поездка скажем из РФ в Великобританию через Германию будет транзитом через Германию, так как Великобритания не в Шенгене, а поездка через Францию в Норвегию - уже не будет транзитом, ибо Норвегия хоть и не в ЕС, но в шенгене. Также надо понимать разницу между пограничниками и таможенниками, паспорта и визы проверяют именно пограничники, таможенники контролируют перемещение товаров и денег.
Коротко и по-русски: Транзит через Шенген без визы
После того как мы определили, что такое транзит через Шенген, посмотрим какой он может быть.
Бывает транзит по земле, скажем поездка на автомобиле/автобусе/поезде/собачей упряжке из РФ в Сербию, тут для гражданина РФ однозначно нужна шенгенская виза, для проезда через страны Шенгена.
В случае перелета все не так просто. Как правило в больших аэропортах Шенгена есть транзитные шенгенские зоны, и следовательно человек летящий по маршруту Москва-Париж-Нью-Йорк, при транзите менее 24 часов, если ему не надо получать багаж (то есть багажа либо нет, либо он зарегистрирован до конечного пункта), может находится в этой транзитной зоне без визы. К сожалению, не везде есть такая транзитная зона, не везде она работает круглые сутки (например в Дюссельдорфе, Гамбурге и некоторых других местах закрывается на ночь), и не всегда есть возможность зарегистрировать багаж до конечного пункта. Соответственно вам придется проходить паспортный контроль, что бы выйти из транзитной зоны, и понятно, что в таком случае надо получать шенгенскую визу.
Опять же, шенгенская виза нужна, когда вы меняете аэропорт, летите через два аэропорта шенгена за один полет, когда у вас длинная стыковка и вы хотите выйти в город.
Также крайне рекомендуется иметь шенген при транзите в/из дальние экзотические направления, типа Африки/Центральной или Южной Америки, она может здорово помочь в случае отмены или переноса рейса, когда вам предложат лететь транзитом через два города в Шенгене, например Каракас-Мадрид-Рим-Москва, или в силу изменения расписания ваша стыковка в Шенгене удлиняется скажем до 2 суток и без визы вас просто не посадят на рейс.
Необходимо иметь в виду, что отдельные страны могут накладывать свои условия на необходимость шенгенской визы для отдельных категорий граждан.
Например, для Франции:
m.e.g писал(а) 22 апр 2018, 22:04:Особенности транзита через Шенген - через аэропорт во Франции
Гражданам России всегда необходима аэропортовая транзитная виза типа «A» (VTA) (или типа «С») в случае прибытия из аэропорта, расположенного в Армении, Азербайджане, Грузии, Украине, Беларуси, Молдове, Турции или Египте.