Древнее поселение "Долина ремесленников" Дейр-эль-Медина.
На следующее утро я вышел на центральную улицу поселка и пошел в сторону Колосс Мемнона, по пути голосуя всем маршруткам. Первая сказала, что повернет не доезжая до Колосс. А вторая была как раз туда. Я проехал Колоссы и вышел на развилке при выезде из поселка. Как раз там висит бигборд с картой достопримечательностей. Как раз от туда отходят дороги в разные стороны: Хатшепсут, Рамессеум, Мединет-Абу, Долина Цариц, Дейр-эль-Медина.
Сначала я отправился к месту, где находился храм Аменхотепа Третьего и стоящие колоссы, о чем написал в предыдущум сообщении. А от туда в Долину Ремесленников. Она рядом с Долиной Цариц, чуть в стороне от дороги, но с дороги не видно, надо спросить на полицейском блокпосту.
В комплексе меня встретил молодой на вид парень и провел экскурсию по нескольким гробницам. Молодым он оказался только на вид. На самом деле ему 45 лет. Довольно бегло говорит по английски и рассказывает интересно. Чувствуется, что учился в хорошем учебном заведении. Даже мне он был не в тягость, слушал его с интересом, задавал вопросы, обсуждали тему вместе.
Без парня посмотреть самостоятельно там, вроде, нельзя. Все закрыто на замок. В каждую гробницу спускались вместе. При этом в каждой он говорил, что к досмотру доступна только одна, но для меня он откроет еще одну и так в каждой следующей разговор повторялся. Всего я посмотрел 4 гробницы. Как сказал гид это максимум, все остальные реально закрыты для осмотра. Судя по лекциям Солкина, парень не соврал.
Долина Ремесленников. Дейр-эль-Медина. Сет-Маат "место истины".
Один из группы фиванских некрополей, а также поселение ремесленников («служители места истины»), которые работали над созданием храмов Долины царей и Долины цариц в «городе мёртвых» в период XVIII-XX династий (ок. 1550—1080 годы до н. э.)
Во время триумфа Говарда Картера, обнаружившего гробницу Тутанхамона (KV62) в 1922 году, французский египтолог Бернар Бриер приступил к раскопкам Дейр-эль-Медины. Результатом этой работы стал один из наиболее задокументированных отчётов, охватывающий почти 400 лет, о жизни общества в давние времена. Ученик Бриера — Ярослав Черны занимался исследованием местности почти 50 лет до своей смерти в 1970 году и узнал многое о жизни древнеегипетских рабочих.
В Дейр-эль-Медине найдены тысячи папирусов, которые открывают картину повседневной жизни древнеегипетского поселения более подробно, чем какие бы то ни было другие источники. Огромное число текстов из «города мастеров» до сих пор ждёт своего опубликования.
Как следует из материалов раскопок, поселение возникло при Тутмосе I (ок. 1506—1493 годы до н. э.) и просуществовало по крайней мере до правления Рамсеса XI.
Деревня лежит в небольшом природном амфитеатре, недалеко от Долины Царей на севере, погребальных храмов на востоке и юго-востоке, и от Долиной Цариц на западе. Возможно, деревня построена в отдалении от прочего населения, чтобы сохранить тайну проводимых в гробницах работ.
Народ, мастера и их семьи, жившие здесь были практически невыездными. Ведь они знали где и кто захоронен, планы гробниц, что и сколько положили в гробницу при ее замуровывании. Поселок охранялся наемниками не египтянами, что бы исключить клановый сговор. Эдакий древнеегипетский Арзамас 16, Вольск 17, Шиханы 2, 4, 5.
Впрочем, они не особо куда то и хотели уехать. Тут хорошо платили, хорошо снабжали.
Само собой, они не хотели быть сапожниками без сапог и поэтому в свободное от работы время строили гробницы для себя и своих семей. Они не такие красочные и яркие как у Сети Первого или Нефертари, но гораздо ярче чем у многих фараонов и цариц, хотя меньше по размерам.
Некоторые мастера даже построили не большие пирамиды над своими гробницами. В данный момент в комплексе только одна пирамида, но и она восстановлена, а точнее построена (так сказал гид).
Далее фото будут без пояснений где и чья гробница. Мне их имена ни о чем не говорили. Если вам интересно, то послушайте Солкина, я ссылку дам в конце поста.
Оформление этих гробниц впечатлило меня не меньше гробницы Нефертари. При этом они абсолютно не похожи на остальные, виденные мной гробницы за день до этого.
Поэтому я не согласен с теми, кто говорит, что посмотрел три или четыре гробницы и смысл понял. Извините, но это не так. Они разные во всем. Общее только одно - они в подземелье.
Три предыдущих фото были сделаны на смартфон. Слушая рассказы гида и восхищаясь фресками я понимал, что придется что то дать. Но давать только за рассказ я ничего не собирался, за это уже уплачено.
Гид закончил рассказ. Еще раз скажу, было интересно послушать, он пояснил многие символы и значения.
Наступила тишина. Я смотрел на него, он на меня и мою сумочку с фотоаппаратом. С этими взглядами я уже был знаком.
- Фото на камеру можно? - я.
- Сколько дашь? - сразу к делу. Цену не набивал.
- 50.
- Да ты что. Билет на фото стоит 300.
- Да что вы все мне втираете про эти 300. 300 за все долины. Если бы я взял билет сразу на фото, то уже бы окупилось. Просто не подумал об этом. А вы каждый просите по 300 чуть ли не в каждой гробнице. 70. Семьдесят и по рукам.
- 100. Фотографируй. Я пошел на стрем. Если кто появится, то я громко позову тебя.
-Договорились.
Это я коротко описал. Спор продолжался эмоционально минут пять и цены падали и росли не так быстро.
Чуть позже вспоминая этот эпизод, я вдруг со смехом подумал, что, наверное, именно так выглядели расхитители гробниц. Сначала вместе общались, искали, работали, а потом, когда дело касалось сокровищ и денег, то начинался эмоциональный спор. При этом люди забывали о том, где они находятся. Так получилось и у нас. Мы забыли где мы, забыли о красоте и истории, мы спорили за каждый египетский фунт.
Зато сейчас это интересно вспомнить, посмеяться. Этим и хороши самостоятельные путешествия.
Еще одно фото со смартфона. И пару слов про еще один важнейший символ.
Уаджет (Уджат, также око Гора или глаз Гора) - древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы Луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили фараоны. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.
Непременная деталь этого символа – изогнутая спираль под глазом, символ бога Гора, которая олицетворяет собой движение к лучшему и бесконечный запас энергии для этого.
Про эту фреску и практически про все остальные, что я вылажу ниже, Виктор Солкин рассказывает в своей лекции. Он поясняет значение каждого символа и всей фрески в целом. Кому интересно послушайте. Это не просто красивые картинки, там все имеет смысл.
Исида, Анубис и Нефтида совершают обряд над мумией. Фреска времен Рамзеса Второго.
Кто хочет понять символы на этих фресках и значение в целом, то вот:
ю-тюб - "Художники фараонов. Лекция Виктора Солкина"
Вся лекция посвящена комплексу Долины Ремесленников и мастерам.
Конкретно про фрески и роспись от 1 час 39 минут.