Евреи стали селиться в Меджибоже в конце 15 начале 16 ст. В это время здесь образовалась еврейская община, а в 1511 году было издано королевское постановление, устанавливающее ей льготы. К началу 17 века еврейская община Меджибожа стала крупнейшей на Подолье.
Во время войн под предводительством Богдана Хмельницкого город Меджибож трижды захватывали его войска. Евреев истязали и убивали. После окончания войны община была восстановлена, и несмотря на неоднократные набеги казаков, которые сопровождались резней евреев, еврейское население продолжало расти. Основным занятием евреев была торговля. Со второй половины 18 столетия Меджибож становится центром зарождавшегося хасидизма, основателем которого стал Бааль Шем Тов, который сначала был известен как праведник (цадик) и целитель. Здесь он обзавелся десятками последователей и учеников, которые продолжили его дело, и постепенно хасидизм распространился по территории Речи Посполитой, в состав которой входила тогдашняя Западная Украина. Бааль Шем Тов провозглашал первенство религиозного чувства и нравственной жизни над ученостью и логикой. Он считал, что сущность религии не в уме, а в чувстве. Большая роль при этом принадлежит цадику, как посреднику между простым хасидом и Богом.
Вот это фундамент старейшей еврейской синагоги Бааль Шем Това, которая была разрушена в Холокост.
А вот это она восстановлена по фотографиям и рисункам.
Место очень энергетически сильное. Нам, можно сказать, повезло: в связи с карантином внутри никого не было. Можно было в тишине и покое осмотреться вокруг и подумать о сокровенном. Я вообще первый раз в жизни была в настоящей действующей синагоге, несмотря на то, что родилась и живу в Одессе.
Идем дальше. Еще одна старая Синагога Авраама Гешеля з Апти.
Так же восстановлена. Закрыто…
Идем к старому еврейскому кладбищу. Очень интересно посмотреть на мавзолей, в котором захоронен Бааль Шем Тов. Есть опасения, что поскольку карантин, нас могут не пустить на территорию. По пути встречаем нескольких хасидов в традиционных одеждах, фото не очень – неудобно было фотографировать.
Охранник, окинув нашу семью профессионально прищуренным взглядом, пропустил нас на территорию кладбища. Кладбище древнее, было полностью разрушено во время Холокоста, и восстановлено хасидами. Видно, что за могилами ухаживают, памятники реставрируют.
Вот эти могилы людей попроще без гербов,
а вот эти с высеченными в камне гербами – могилы знатных евреев.
Наш добровольный гид привел нас к святая святых Мавзолею, открыл запертую на ключ дверь и запустил внутрь. Внутри надгробия из белого камня.
Над надгробием Бааля Шем Това высеченный каменный герб с изображением львов.
Пол мавзолея у входа усыпан записками. Охранник говорит, что хасиды приносят сюда записки как к стене плача. Опять же повторюсь, но чувствуется здесь какая-то особая энергетика. Наш Димка стоял тихо-тихо…
А на улице распогодилось… выглянуло солнышко
И стала очень и очень заметна вся провинциальность и захолустность этого когда-то славного города.
Несколько фото по пути к Турецкому столбу.
Вот честно, никогда бы не подумала, что исторический артефакт может так запросто находиться на людских огородах. Столб стоит на чьем-то огороде посреди вспаханной земли, и вполне вероятно, что в небольшой нише внутри совсем недавно хранились вилы, лопаты и грабли.
Особенно фантасмагорически в одном кадре смотрятся турецкий столб и купола близлежащей церкви.
Идем дальше…Безымянная церковь
Дорог нет. Зато есть фигуры лебедей из старых шин…
И особо поразивший меня стенд с туристической информацией о городе, установленный рядом с полузаброшенным и полуразрушенным зданием. Вот какому "гению туристической мысли" в голову пришло сделать такую рекламу?
Потихоньку идем к машине. Какое-то очень двойственное чувство у меня осталось после прогулки по городку: энергетически сильные места и такая разруха… запустение…
Напоследок цветущая вишня
Выезжаем на мост через Южный Буг, и оторваться от созерцания когда-то неприступной средневековой крепости просто невозможно.
И в другую сторону
Но ведь красиво же? Не зря в некоторых источниках прочла, что эта крепость носит такое поэтическое название как Белый лебедь.
А мы едем дальше. Нам еще 135 км ехать по дорогам, среди которых нет дорог, а есть только направления.