Сам нашёл ответ на свой вопрос в законодательстве:
В соответствии с п. 51 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 14.01.2019) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"
В случае если пассажир намерен предъявить при регистрации на рейс иной документ, удостоверяющий его личность, чем тот, на основании которого был оформлен билет, пассажир заблаговременно до прохождения регистрации на рейс, должен обратиться к перевозчику или уполномоченному агенту для внесения в билет и в автоматизированную систему бронирования изменений, касающихся документа, удостоверяющего личность, а перевозчик или уполномоченный агент обязаны произвести действия по внесению указанных изменений.
Но маринки из поддержки продолжают бодаться.
--------------------
Благодарим за обращение в Utair.
Если в билете есть ошибка в данных пассажира, ее обязательно нужно исправить — иначе вас не пустят на рейс. Вы можете исправить ошибку тремя способами:
— самостоятельно на сайте Utair в разделе «Управлять билетом» . Для этого нужно ввести в поиске номер билета, бронирования или паспорта ------ и фамилию ****** как в билете. В найденном заказе нажмите кнопку «Пассажиры в заказе», напротив пассажира будет доступна опция «Изменить данные».
— в авиакассе. Адреса агентств указаны здесь:
— в день вылета в аэропорту до регистрации на рейс. Минимум за два часа до вылета рейса по расписанию обратитесь в одну из авиакасс.
За внесение изменений в персональные данные взимается: сбор авиакомпании - 1000 руб. для внутренних рейсов или 15 евро для международных, сбор за использование системы бронирования - 185руб./215 руб. (зависит от направления) с каждого участка, также при обмене в агентстве взимается сервисный сбор, который каждое агентство устанавливает самостоятельно. То есть если у вас два перелета в билете, за каждый будет взят сбор 185руб./215 руб.
Будем рады видеть вас на рейсах Utair!
Ответ специалиста Юлии из службы поддержки, противоречит действующему законодательству.
Повторно разъясняю:
1) на момент покупки билета (25 ноября 2023г) у меня на руках был действующий паспорт (---- ------), его именно он и указан в билете.
2) позднее, -- ноября 2023, мне исполнилось 45 лет, и возникла обязанность заменить паспорт. Я выполнил эту обязанность, получив новый документ.
3) по официальным каналам связи с авиакомпанией, прошу внести в договор авиаперевозки (оформленный билетом ---------------) актуальные данные моего билета.
4) какие-либо препятствия на пути оформления актуального билета (как-то установка сборов и дополнительных платежей) - незаконна. Я не допустил ни одной ошибки (вопреки утверждению специалиста поддержки Юлии), указав действующий и единственно верный номер документа. Никакие сборы я платить не намерен. В мои обязанности НЕ ВХОДИТ ведение анкетных данных в информационных системах авиакомпании. Наоборот выписать билет (а равно и посадочный талон) используя актуальные данные документов - обязанность перевозчика (согласно федеральным авиационным правилам). Любые "правила" введённые авиакомпанией, и умаляющие права пассажира, определенные федеральными авиационными правилами - ничтожны в той части, в которой они вступают в противоречие.
5) на всех этапах бронирования перевозки я действовал добросовестно, указывая единственно возможный действующий документ. Таким образом я не ответственен за то, что до сих пор в информационной системе авиакомпании находятся неактуальные данные моего паспорта. Не намерен оплачивать никакие сборы и платежи, перечисленный специалистом поддержки Юлией. Намерен явиться (в надлежащие сроки) в аэропорт, с действующим паспортом, для совершения полёта. Недопуск к авиаперевозке, буду рассматривать как грубое, преднамеренное нарушение договора перевозки.
6) требую предельно оперативно изменить паспортные данные пассажира в билете -------------, на актуальные (скан первой и 19й страница паспорта я приложил к исходному обращению)
7) требую уведомить меня о выполнении этой процедуры, чтобы я мог пройти онлайн-регистрацию. Оставляю свой телефон для оперативной связи.