После летнего отдыха вХорватии-2014 стал задумываться о следующем длительном (2-недельном ) вояже. Хотелось в Швейцарию, совместив ее с отдыхом на каком-нибудь морском побережье. Наиболее рациональным считались Прованс или Лигурия, хотя после появления на данном форуме информации о поезде Женева-Барселона, не исключал и Испанию. Но сделав скидку на расстояния и стоимость билетов, сделал выбор в пользу Франции. Валюта. Учитывая экономическую ситуацию в стране, было ясно что разумные курсы (доллар по 12+, франк по 13+, евро по 16+) долго не удержатся (до октябрьских выборов как максимум), потому было решено постепенно переходить твердую валюту. Тут как раз подоспел срок окончания гривневого депозита, который собственно и был без зазрения совести переконвертирован во франк. Средневзвешенный курс получился 13,71. Некоторая небольшая сумма была докуплена в ноябре-декабре по 17-19, но «то такє». Еще одной причиной покупки франка перед евро стало то обстоятельство, что во время скачков курса, сопряженных с повышением ажиотажа на валюту и исчезновением из продажи $ и Є, франк в продаже был всегда. Естественно, в пределах лимитов . Билеты. В ноябре появилась реклама промо-тарифов от МАУ. Киев-Женева-Киев (RT) шли по 108 Є, но учитывая, что МАУ продавал билеты по курсу НБУ, а наличная валюта продавалась по курсу межбанка, который превышал официальный на 4(!) гривны, с покупкой билетов тоже долго не тянул. (Обошлись по 1719 грн на каждого). Тем более, что в январе-феврале пошел сильнейший рост. Отели. Забукал с оплатой по приезду. Дешевых не было. За потора-два месяца до поездки появились более бюджетные варианты, на которых в итоге и остановился.
Часть 1. В двух шагах от Рая
Летели из Киева в будний день.В аеропорт приехали за 2 ч 20 минут до рейса. Немного сбило, что наш рейс регистрировали на стойках 1-20, потому не спешили (ранее для регистрации 1 рейса работали 2-3 стойки), оказалось, что за этими 20 стойками регистрировали рейсов 10-12, в об щем толпа еще та и все до ужаса медленно… В общем еле успели, на дьютик времени совсем не оставалось, хотя вобщем бориспольский не впечатляет, ни ассортиментом, ни ценами. Самолет Embraer-190, вылетели и приземлились во время, салон заполнен %% на 80. Дальше держим путь на Лозанну. Как известно, проезд электричкой Geneve Airport – Lausanne Gare стоит 27 франков, а GenevaGare -Lausanne Gare – 22,40 франка. Учитывая, что в а/п Женевы автомат с бесплатными 80-минутными билетами сохранился, немного сэкономить и заодно посмотреть город с неожиданного ракурса, возможность не упустили (можно добраться трллейбусом №5 или автобусом №10). В Лозанне останавливались на 5 ночей. Отель “L’Union” (www. ). Впечатления самые хорошие, новое здание, рядом станция метро «Croisette», несмотря на то, что находится на оживленням перекрестке – в номере достаточно тихо, завтрак хороший.Находился фактически за пределами Лозанны в поселке Epalinge, может потому (в отличии от большинства отелей Лозанны) не предоставляют бесплатный проездной на город ской транспорт. Стоимость билета -3,60 CHF (45 минут) или 5,40 CHF (90 минут). Важное уточнение – автоиаты по продаже билетов не принимают купюры, расплатиться можно только монетами или банковской карточкой. Монеты 5 сантимов почему-то тоже не принимают. Контроллеры есть. Лозанна - город достаточно разнопланов. С одной стороны, много традиционной старинной архитектуры во французском стиле (особенно район от вокзала до озера), с другой стороны – очень много современной. Лозанну можно смело назвать городом студентов, в ней помимо государственного университета, расположены также Политехнический и Медицинский институты (население города около 130 тысяч человек, 4-й по величине город Швейцарии). Особеннстью Лозанны является то, что он находится на т.н. терассах, т.е. фактически на разных уровнях. Естественно улицы между такими терассами достаточно крутые.В частности,это главная торговая улица «Огюст Пикар». Улица «Bel – Art» построена в очень авангардном стиле, много необычных зданий и инсталляций. Самой красивой, на мой взгляд, площадью города является пл. «Риппон» (ст. метро «Морис Бежар»), помимо своих размеров и архитектуры, она знаменита также тем, что по суботам на ней работает блошиный рынок. Жемчужиной Лозанны (как наверное, и все й Швейцарии) является Женевское озеро (Lak Leman). До него можно добраться тролейбусами №2, а также метро (ст. «Оуши»). Набережная знаменита своими шикарними отелями (особенно отель «Chateau d’Ouchy» - расположен в старинном замке), ресторанами и олимпийским парком с олимпийским музеем. В противоположную сторону –частные территории с полями для гольфа.За которыми – огромный спортивный городок со стпдионами шимени Х.Самаранча и П.де Кубертена, а также непосредственно штаб-квартира (head-office) Международного Олимпийского Комитета. В центре набережной возле многопричального «речного вокзала» расположен уютный парк с цветочными часами и многочисленными скульптурами и инсталляциями. Из Лозанны теплоходами (пароходами) можно добраться как в другие города Швейцарии (Монтре 45 CHF RT), так и Франции (Эвиан 36 CHF RT). Не секрет, что определенная часть людей, живущих во Франции, каждый день добирается на работу в Лозанну и обратно водным путем. Последний рейс из Лозанны – около 20:30. Причина банальна – разница в заработной плате в данных странах. К Олимпийскому музею можно добраться не только со стороны набережной по ступеням (созерцая при этом неповториме виды озера и покрытых снегом верхушек Альп на французском берегу), но и со стороны города. Музей делится на т.н. бесплатные и платные экспозиции. В платные зоны шли в основном организованные группы школьников (стоимость 18 евро, детям до 12 лет 50% скидка), не знаю что там экспонировалось. В бесплатной зоне по винтовой лестнице можно было подняться на крышу где расположен бар для фуршетов со шведскими столами. Аккредитаций (документов/бейджиков) никто не проверяет, так что при должном уровне наглости можно приобщиться . Но халява – не наш метод. При каждом уважаю щем себя музее, в олимпийском также есть сувенирный магазин. Согласно некоторых отзывов, здесь за доп плату можно заказати сувенір с логотипом любой олимпиады (до афинской 1896 года включительно), но на прилавках была только символикой музея и ближайшей олимпиады 2016 года. Уровень цен: брелок от 5 франков, ручка от 10 франков, футболка от 45 франков, часы «Swatch» от 60 франков, сумка спортивная от 120 франков.
А тепер несколько слов о насущном. В смысле, о питании. Лозанна в частности, как и Швейцарии вообще в плане питания очень дорогие (а Женева еще дороже). Как известно, в Швейцарии есть 3 сети супермаркетов (возможно есть и другие, но мне не встречались): “Manor”, “Migros” и COOP. Последний, субъективно, самый дорогой. Если кафе и рестораны – не Ваш уровень, но при этом хотите питаться болем-менее полноценно, очень помогают различные салаты из жарених рыбы, мяса и свежих овощей в данных супермаркетах (цены от 3,80 франков). Более длительной сохранности и сохранению товарного вида способствует то, что заправка для салата (майонез) прилагается к банке салата отдельно, в герметически запечатанном пакете. И входит в стоимость. Гамбургеры в супермаркетах от 2,60 франков.
Для сравнения: обед в «Manor» или «Migros» (первое/второе/салат) обойдется от 15 франков. Чай и кофе в Швейцарии – это отдельная песня (вода в общепите очень дорогая).
Шоппинг. Лозанна – не лучшее место для шоппинга. Цены по сравнению с прошлым годом выросли примерно на 20%. Скидок нет. Покупателей в магазинах практически тоже .
Поездки. Изначально хотелось посетить все 3 части Швейцарии:французскую, немецкую и итальянскую. Итальянскую пришлось отложить до лучших времен: из Лозанны до интересующих меня городов итальянской Швейцарии нет прямых поездов,только с 1-2 пересадками. Решил не терять время, да и цена не радовала. Самый приемлимым вариантом мне показался Берн (ехать 70 минут, стоимость билета 33 франка OW).Соответственно, больше времени оставалось на сам город. Поезд Женева –Цюрих которым мы ехали, произвел хороше впечатление не только благодаря бесплатному Wi-Fi. На втором этаже электричек были расположены даже зоны для детей (горка, машинки). По вагонам время от времени проходил стюарт спредложение чай-кофе-сок-круассаны. В стоимость билета не входит.
В Берн прибыли четко по распианию. Вокзал по размерам очень большой , находится исключительно под. землей. По всюду указатели не только в город, но и к информационному центру. Эскалатор выносит приезжающих на очень оживленню площадь с традиционным для немецкоязычных городов «Banhofplatz». То что Берн – немецкоязычный город, думаю ни для кого не секрет. От площади в разные стороны разбегаются трамваи и троллейбусы, стоимость одной поездки 2,50 CHF, безлимитный на день – 11 CHF. Двигаемся в сторону реки по цепочки главных туристических улиц Spitalgasse – Marktgasse – Kramgasse – Gerechtigkeitsgasse. Улицы пешеходные, но по ним ходит трамвай. Через каждые 100-200 метров прямо посреди улицы стоят средневековые скульптурные композиции в виде колонн или фонтанов, часто с лавочками. Очень интересно смотрятся 2 средневековые башни –Тюремная и Часовая – расположенные поперек улицы на перекрестках, в них сделана огромная арка и улица с трамвайными рельсами и проводами проходит под ней как бы сквозь дом. Возле часовой башни на небольшой площади располагается местный продуктовый рынок. Сувенирных и, особенно, часових магазинов в центре Берна масса. Раличного часового диапазона. Русскоязычные продавцы нередкость.
Помимо указанной центральной улицы, інтерес также представляют 2 параллельные улицы по обоим сторонам: Zeughausgasse – Rathausgasse – Postgasse (Средневековая Ратуша, Собор Святых Петра и Павла) и Shautpltzgasse – Amthausgasse – Munstrgasse- Junkergasse
которых находятся Центральная библиотека, Концертній зал-казино (Kursaal)
и очень монументальный Парламент Швейцарской Конфедерации.Недалеко от Парламента на площади BundesPlatz находятся знаментые "сухие фонтаны" - струи воды с определенным ритмом и частотой поднимают вверх прямо из под асфальта(сейчас такое есть во многих городах, но в Берне, кажется появилось
первім). Однако, вернемся к центральной улице. Она выходит прямо к мосту Nydeggbrucke , недалеко от которого (справа, если идти
от центра), находятся 2 достаточно крупных сувенирных магазина с хорошим ассортиментом и недорогими ценами. Часы, кстати, тоже есть. Бюджетные
(60-90 франков), Richelieu, в подарочніх упаковках. При желании потратиться - много часовых магазинов более высокого уровня,
А вот кафе мало.
Мост Nydeggbrucke проходит над достаточно неширокой, но достаточно быстрой рекой Ааре с кристально чистой водой. С моста открываются шикарные виды на районі Dalmazi и Helvetia Platz . Последний знаменит т.н. "музейным кварталом" . По мосту переходим на другой берег реки Ааре. Цель - "медвежий
парк", в просторечии называемый "медвежьей ямой". Но парк на реновации, а мишки в отпуске с 06.09 по 31.07 :-). О чем свидетельствует соответствующая надпись на немецком. Тут же находится туристический центр - сувенирный магазин, недорогое кафе, WC. С паркингом для туристических
автобусов. Большинство туристов - из Китая.
Обратно двигались уже по Junkerngasse - Munstergasse - Amthausgasse.Если интересен шоппинг - Вам в квартал на пересечении Marktgasse и
Barentsplatz. Чуть дальше 3-єтажній универмаг "Manor", последний из которых занимает одноименное кафе самобслуживания. Цены как и везде в
Швейцарии, но в "Маноре" все понятнее, чем в "Мигросе". Обратно в Лозанну добрались без проблем, поезда ходт часто, билеты можно приобрести как в кассах на вокзале, так и в немецкоязычных автоматах
(to be continued)