ТрибуналВ Порто есть храмы, которые вызывают повышенный интерес туристов. Для них найден следующий формат: попасть в храм можно только купив билет. Но НЕ в храм (как можно?!), а в музей при храме. Билеты недорогие (5-6 евро), и меня такое предложение вполне устраивает, оставляя в стороне всякие душевные переживания. Заплатить за вход в музей я всегда согласна. Очевидно, что скоро все значительные в художественном плане соборы станут музеями и концертными залами, а справлять свои духовные нужды можно и за углом.
Пометавшись по многочисленным соборам, тщетно пытаясь настроить свои душевные струны на сопереживание с прошлым, мы отправились на встречу с настоящим.
Это оказалось настоящим потрясением. В помещении бывшего трибунала, где заключённые ждали решения своей участи, расположились фотографии, которые рассказывают о сегодняшнем дне, выносят приговор современному миру.
И не надо лгать себе, что в душе затеплился огонек сочувствия к деревянным, раскрашенным куклам в старых соборах. Полагать, что узнанные библейские сюжеты приближают тебя к постижению тайных смыслов.
Фотографии на голых стенах старых казематов не лгут. Они говорят о том мире, в котором я живу, понятным, хотя и не простым языком.
Сирия, Афганистан, Африка, Тибет, Индия…
Развалины, тюрьмы, унижение, произвол...
Все, кто «знал, как надо», поставили в 20 веке свои страшные социальные эксперименты. Хочется верить, что человечество усвоило трагические уроки. Шагая в ногу, под бодрый марш и барабанную дробь, можно прийти только в ад.
Современная фотография, особенно документальная и портретная – самый короткий путь от человека к человеку. Говорят, что Всевышнего можно «увидеть» только всматриваясь в Человека.
Получается, что шансов понять что-то у нас было больше в старом Трибунале, где сегодня обитает современное фотоискусство, чем в католическом соборе.
Монастырь в АлькобакеНачать надо с того, что правильное название городка – Алкобаса. Сразу потянуло чесночком и обыденностью.
Просто я не расслышала первый раз, а потом уже расстаться с Алькобакой уже не могла.
Единственной градообразующей достопримечательностью городка является огромный монастырь. Он действительно очень большой снаружи, но изнутри он непостижимым образом кажется еще больше. Как будто средневековые строители знали какую-то тайну дополнительных измерений.
Собор лаконичен, строг. В нем нет католического излишества, помпезности. Привлекают внимание два саркофага. В них покоятся останки короля Педро и его возлюбленной Инеш. Жуткая средневековая история, которая сегодня подается как одна из национальных культурных скреп. В этом монастыре часто проходят бракосочетания и свадебные фотосессии. У каждого народа есть в запасе своя история любви, которая отражает национальный характер. И мы завели себе такую историю, про Петра и Февронью, чтобы все было «как у людей». Или наша национальная любовная история – Татьяна и Онегин? " А счастье было так близко, так возможно..."
Гигантомания накрывает с головой, когда ты оказываешься на кухне монастыря. Стол, где готовили еду, бассейн, где держали рыб, ванны, где мыли посуду, поражают размерами. Вытяжка над плитой высотой с трехэтажный дом.
Мы бродили по прекрасно сохранившимся галереям, сидели в уютных внутренних двориках, заглядывали в просторные кельи. Не было ощущения заброшенности, наоборот, казалось странным, что не спешит нам навстречу какой-нибудь монах, засидевшийся в библиотеке.
Я думаю, что в монастыре Алькобаке надо создать Католический университет. Положить ребятам хорошую стипендию. Пригласить лучших профессоров. И наполнить старые стены новыми смыслами.
Правда в Интернете я прочитала, что обсуждается другой проект. И в монастыре Алкобасы будет пятизвездочный отель, с ресторанами и спа-салонами.
Я подозреваю, что реальная Португалия так же отличается от той, которую я выдумываю, как Алькобака от Алкобасы.