Переходим площадь, дорогу и попадаем в чудесный парк.
Скульптурная композиция «Морские коньки». Странная, но симпатичная.
И подходим мы к великолепному монастырю Жеронимуш. Монастырь был основан в начале 16 века тогдашним королем Португалии D. Manuel I (Дон Мануэл I) и строительство продолжалось весь 16 век. Огромное по тем временам, да и сейчас здание с фасадом длиной в 300 метров стало настоящей жемчужиной стиля Мануэлино
Строительство было достаточно дорогим удовольствием — Король D. Manuel I тратил ежегодно на строительство монастыря большие суммы: большую часть налога с коммерции с Африкой и Востоком, что составляло около 70 кг. золота в год. Материал для строительства – известняк добывался неподалеку: в частности в районе Ajuda (Ажуда – совсем рядом с монастырем), в долине Alcântara (Алкантара), где сейчас находится железнодорожная линия и станция Alcântara terra (Алкантара терра).
D. Manuel I выбрал монахов ордена Jerónimos (Жеронимуш — иногда по-русски его переводят как орден иеронимов) для заселения и обслуживания монастыря. Монахи обязались служить ежедневную мессу о душе короля и его последователей, а также оказывать духовную помощь морякам и всем мореплавателям, которые отправлялись в плавание с пляжа Рештелу на берегу реки Tejo (Тежу), чтобы исследовать другие миры. Монахи ордена были хорошо образованы: поощрялись чтение, занятия грамматикой, религиозной моралью и духовной музыкой.
В течение четырех столетий религиозная община жила в монастыре, пока в 1833 году не вышел закон о запрещении религиозных орденов в Португалии. Община была распущена и монастырь был отдан Real Casa Pia de Lisboa – это королевский приют для детей-сирот, бездомных и обездоленных. Эта организация существует и по сей день и находится выше по улице Avenida dos Jerónimos (Авенида душ Жеронимуш), которая идет справа от монастыря.
Южный фасад с изысканным ажурным порталом Жоана де Каштильо.
Мастера каменной резьбы проявили свое искусство в полной мере.
Фигуры потрясают сложностью и изяществом резьбы.
В собор очередь. Движется быстро. Перед входом всем объясняют, что необходимо соблюдать тишину, фотографировать без вспышки, не мешать службе. Женщинам дают шарфы, чтобы покрыть голову. Зашли внутрь. Внутреннее пространство собора перекрыто бархатными перевязями. На скамьях верующие, идет служба. Туристы топчутся у входа, разглядывая издалека убранство церкви.
С самого основания монастырь использовался в качестве королевской гробницы и закон запрещал хоронить кого-либо другого, как не особ королевской крови, либо монахов ордена. Только к концу 19 века уже после роспуска ордена в монастыре поставят гробницы великих португальцев некоролевской крови: Vasco da Gama (Вашку да Гама), Luís de Camões (Луиш де Камоеш), João de Deus (Жуау де Деуш), Almeida Garret (Алмейда Гаррет), Sidónio Pais (Сидониу Паиш), Guerra Junqueiro (Герра Жункейру) и Teófilo Braga (Теофилиу Брага).
Справа саркофаг Камоэнша.
«В интерьере храма, разделенного на три нефа равной высоты, опорой служат шесть огромных, стройных и очень высоких (25 метров) восьмиугольных пилонов, покрытых сверху донизу великолепным резным орнаментом. Опоры широко расставлены в пространстве и неравны по толщине - два центральных, более тонких столба едва достигают в диаметре одного метра. Интерьер перекрывают нервюры сложного рисунка, в котором расходящиеся из центра восемь ребер образуют крестообразную фигуру с округлыми, вогнутыми сторонами. Система опор и сводов, легкая, изысканная и царственно-роскошная, контрастирует со строгими массивами каменных стен и высокими, скупо оформленными окнами.
Этот удивительный интерьер сравнивали с грандиозным морским гротом, с рощей пальм, с тянущимися ввысь образованиями сталагмитов. Достигнутое в интерьере церкви единство пространственного впечатления вызывает ассоциацию с великолепным залом, залитым ясным светом. Данное обстоятельство следует подчеркнуть особо, ибо освещенность и пространственность, свойственные португальским храмам, достигает здесь своей кульминации.» (с)
К северо-западу от церкви расположен знаменитый квадратный клуатр (сторона 50 м), окруженный двухъярусной галереей. Сюда мы прошли свободно, вход был бесплатный.
У каждого, кто был в монастыре, есть фото этого замечательного льва.
Вообще, львы в скульптуре - моя слабость.
Стиль мануэлино здесь цветет пышным цветом. Уж на что поразили детали интерьеров монастыря в Баталье, но здесь просто не хватает слов от восхищения.
Стены монастырской трапезной в цветных изразцах с достаточно фривольными гражданскими картинками.