На Мадейру мы прилетели с Гран-Канарии (читать тут) 1 марта. Прямые самолеты летают из Гран-Канарии в Фуншал 2 раза в неделю, перевозит SATA. Билет хоть и не дешевый (около 70 евро), но включает багаж, снэки, и все- таки выгоднее и уж гораздо быстрее, чем лететь с пересадками в континентальной Европе. Поэтому надо было нам изначально так спланировать маршруты на островах, чтобы и времени погулять хватило, и на самолет успеть.
Мадейра - это и остров и архипелаг, все с одним названием. Основное сообщение у Мадейры с Лиссабоном - всего 1,20 полета. Есть и очень дешевые рейсы, если брать заранее. Мы немного не успели.
К моему стыду, про Мадейру я вообще не знала и даже не задумывалась, пока не увидела в инстаграмме у знакомой фотографию с красивыми обрывами с геотегом "Madeira". Google показал это остров на карте, посмотрела фотографии, нашла путеводитель пешеходных маршрутов, и поняла, что надо ехать!!! Ну и чтобы не тратить две недели на один малюсенький остров, решили совместить с Гран-Канарией, с ней было более-менее понятно.
Мадейра меня очень впечатлила. Остров не похож ни на одно место, где я раньше была. Для меня было даже экзотично. Столько всего было удивительного и странного вокруг. По большей части я конечно оценивала природу и ландшафт, а не еду, культурные памятники и прочие достопримечательности.
Ну, хватит эмоций, куда полезнее будут факты, которыми кто-то сможет потом воспользоваться.
Мадейра совершенно маленький остров, в длину около 60 км и в ширину 22. Весь покрытый зеленью, абсолютно... Нет, не весь. Лес в южной части острова был уже давненько выжжен первыми поселенцами в 16 веке во благо сельского хозяйства. Но так как обитаем остров до высоты 800 метров, то вся остальная, более высокая часть острова, и северное побережье так и осталось лесистым. А леса там по большей части произрастают лавровые, monteverde, так называемые, с реликтовыми деревьями, такие леса остались на некоторых из Канарских островов и занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Также много эвкалиптовых лесов, по которым очень приятно ходить, такой прозрачный и душистый лес. Вспоминаются эвкалиптовые ингаляции в детстве.
За 5 дней на острове, что конечно маловато, мы исходили восточную и центральную часть острова, поэтому про западную часть совсем не могу ничего сказать, было бы еще пару дней, можно было бы успеть.
Вот Треки маршрутов, по которым мы ходили.
Самая высокая точка на острове 1962 метра, и в центрально части пересекаются несколько высоких острых горных хребтов, самый длинный из которых простирается с запада на восток (ну или наоборот)
Мадейра - это совершенно не пляжный отдых, пляжей здесь почти нет, точнее все они искусственные, огороженные пирсами, или же, что еще интересней, вместо пляжа - бассейн с морской водой. Причина - берега у Мадейры скалистые, обрывистые, и спусков к морю почти нет. Да и волны постоянно, в воду просто так не зайти по крупным камням.
Морской бассейн в Porto Cruz
Приезжают же на Мадейру из-за ее природы. Там есть что посмотреть, даже не выходя из машины. Хотя, я не знаю точно, как проводят время остальные туристы, мы же просто ходили пешком. Самый древний и верный способ изучить окрестности подробно.
Остров Мадейра очень крутой во всех смыслах. Но в первую очередь - здесь очень крутые склоны. Удивляюсь, как первым поселенцам вообще пришло в голову здесь обосноваться, ведь на острове нет ни одного ровного участка под засевы и плантации. Но они решили это проблему путем террасирования склонов. В этом, и в строительстве домов на на склонах местные жители преуспели. Вся южная часть острова - это прямоугольники террас и небольшие 2-ух этажные домики, рассыпанные на склонах. Обработана и заселена вся территория юга, нет ни одного дикого места. Особенно это хорошо видно, когда проезжаешь на автобусе.
Террасированные склоны, заброшенные старые террасы
Вид Из автобуса. Так выглядит все побережье, с разбросанными бесконечными домиками и террасами.
Еще Мадейра - остров лестниц. Ступеньками оборудованы как туристические тропы, так и просто улицы в городе. Но больше всего меня поразили лестницы, соединяющие какую-нибудь высоколежащую деревушку из 2-ух домов и трассу. Скажем, чтобы доехать до деревушки на машине, бывает надо преодолеть 15 км по серпантинам и через туннели, а вот чтобы быстренько сходить в магазин за хлебом, ну или спуститься на автобусную остановку - пожалуйста, лестница всего лишь 300 метров перепада высоты, узенькая, но с фонарными столбами. Так же и с огородами. Террасы под огороды разбиты в мыслимых и немыслимых местах, порой, чтобы добраться до них, надо применить чуть-ли не навыки скалолазания, или подняться по крутой горной тропе на высоту 400-500 метров. Наверняка местные жители прокаченные от постоянных хождений от дома до магазина и огорода.
Я показываю на лестницу, которая ведет от поселка в правой части кадра к трассе. Очень высоко, но с каким живописным видом, справа-водопад.
Мини-деревня на
Огороды
Фуншал - столица - большой город, с перепадом высоты аж 700 метров! Конечно, даже в отдаленные районы ходят автобусы, но а представьте, если прогуляться так от набережной к себе домой на хребте, это настоящий горный поход получается.
Вид из гостиницы.
Фуншал тянется вверх по хребтам. На каждый хребет - свой маршрут автобуса. Чудо, что они нашли такое большое плоское место для стадиона
Аэропорт Фуншала. Даже для взлетно-посадочной полосы нет достаточно места на этом острове, пришлось немного вынести полосу в море на сваях. Самолет сначала летит прямо в гору, а потом резко разворачивается, чтобы бочком сесть на ВВП.
А какой крутизны там строят дороги! Мама дорогая, это, наверное, одна из нескольких особенностей, которая меня больше всего удивила на Мадейре. Зачем строить серпантин и давать крюк в лишние километры, когда можно просто по прямой проложить асфальт, да такой, что пешком можно подняться только на цыпочках, или же по ступеничкам сбоку. Так они на такой крутизне еще паркуются, не подкладывая под колеса упоров. Нет, это нарушает все мои представления о гравитации. Я пыталась снимать видео, фотографировать, чтобы передать уклон, но вышла всего одна более-менее сносная фотография, хоть немного передающая угол.
Про дороги: Весь остров опоясан вдоль и поперек дорогами с хорошим асфальтом, дороги прокладывают, даже если на горе стоит один дом. В горах, конечно, дорог нет, но в прибрежной части - это паутина. И вроде остров маленький, расстояния небольшие, а дорога огибает отроги, ущелья и овраги, и набегает вместо 5-ти километров по прямой - 15 по дороге. Зато пока едешь по такой дороге, можно рассмотреть все окрестности из окна, одно удовольствие. Мы на таком медленном автобусе по одной и той же дороге ехали 3 раза, так уже и повороты были знакомые, и остановки, прямо как у себя дома. Но есть и более быстрый вариант перемещения по новым автомагистралям, которые построены через туннели и мосты. Фактически это прямая дорога, строители не обращали внимания на рельеф - рубили скалу или строили мосты, удивительные сооружения. Причем для каждой полосы движения - свой мост и свой туннель. Не знаю, чем такой вариант обусловлен.
Кольцо над рекой
Автобусы: На Мадейре аж 3 автобусных компании со своими маршрутами и расписаниями. Довольно неудобно пользоваться и узнавать расписание, особенно когда нет интернета.
http://www.Horariosdofunchal.pt - восточная и северная часть
http://www.Rodoeste.pt - обслуживает западную часть острова и центральную
http://www.SAM.pt - восточная и северная часть
У нас вроде как был автономный пешеходный поход, тем не менее, я насчитала, что мы 11 раз пользовались автобусом и 1 раз проехали автостопом. Это очень много для 7-ми неполных дней пребывания на острове. Но зато из окна можно посмотреть на пейзажи вокруг.
В отличии от Гран-Канарии, если идти полностью автономно, то надо запастись едой чуть ли не на все дни, так как в горах нет ни следа населенки. Поэтому удобно было пройти маршрут, и заброситься на другой на автобусе, заодно закупив продуктов.
В автобусах ездят одни пенсионеры, у них что-то типа проездного с фотографией, или может это льготная карточка, показывают на входе водителю.
Для планирования маршрутов я использовала путеводитель от Cicerone Walking in Madeira https://www.amazon.com/Walking-Madeira- ... ng+madeira
в электронном варианте для Kindle.
Карты - OSMAnd с контурными линиями - более чем достаточно.
И еще одна хорошая топографическая карта 500-метровка для ozi http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4983108
Основная пешеходная достопримечательность Мадейры - это Левады. По нашему - арыки, или каналы. Дело в том, что климат в горах и на севере более влажный чем на юге, горы на Мадейре 90% времени покрыты облаками, и, естественно, там концентрируется много влаги. Поэтому первые поселенцы, как только приехали на остров, озаботились водоснабжением как первоочередной жизненнонеобходимой задачей. Эти левады, несущие воду с гор к побережью - колоссальные инженерные сооружения. Вы представьте, на малюсенький остров 60 км в длину насчитывается 2000 км левад!! Они проложены в самых невероятных местах, вырублены в скальных полках, в туннелях, в лесу, огибают извилистой лентой все изгибы местности, плавно понижая высоту. Рядом с самой левадой идет пешеходная тропинка, по которой как раз и можно гулять. Но не всегда эта тропинка есть, иногда приходится идти только по бетонному бортику канала.
Очень популярны левады в городах, например есть несколько маршрутов через Фуншал. Но в основном все они такие простые, что через пару километров становится скучно. Я такие левады назвала "кому за 100". Ну а для тех, кому подавай что-то поинтересней и пощекотливей - такие маршруты по левадам тоже есть. Мы как раз одну такую леваду прошли.
Всего мы прошли 2 левады, все остальные маршруты проходили по тропам.
Хотела написать еще про маркировку и состояние маршрутов. Мадейра, это вам не Альпы, где промаркирован указателем каждый поворот и развилка. Табличек здесь почти нет, а если на маршруте стоят информационные стенды, то они все выцвели и разобрать текст и картинки почти невозможно. Конечно, основные самые популярные тропы поддерживаются в очень хорошем состоянии, даже есть маркировка указателями, например в Больших Горах, на Pico Ruvio- Pico Areiro. Там такие тропы, каких я в жизни не видела, кто их построит и зачем, так и остается загадкой. А вот, например, приюты, как под пиком Рувио, или на мыса Св. Лоренца - стоят пустые и не при деле. В Италии там бы уже давно были или рефьюджи, или ресторанчики, а здесь совсем другая система с обеспечением маршрутов инфраструктурой.
Рефьюдж под Pico Ruvio - закрыт
Невероятной красоты 6-ти километровая тропа Pico Areiro-Pico Ruvio
Чтобы мне хотелось еще попробовать на Мадейре - так это каньонинг. Но на организованные экскурсии у нас не хватает бюджета, я привыкла такие мероприятия сама организовывать. Но это надо приезжать со снаряжением, гидрокостюмами, и изучать маршруты.
Ночевали мы в палатках где придется по маршруту, и 2 ночи провели в гостинице в западной части Фуншала, что обычно не входит в наши планы, но здесь пришлось спасаться от дождя, и вообще однодневные маршруты очень удобны на Мадейре.
В следующих частях расскажу про маршруты, которые мы прошли.
Ночевка на мысе св. Лоренцо (восточная оконечность)
<cut text="ещё">Подножный корм - на Мадейре в изобилии растет щавель и.. петрушка. Так что всегда можно сварить зеленый борщ.
На рынке в Santana - диковинные плоды. Внизу круглые разных цветов - это маракуя. Она разной формы и цвета. Внутри - жижа с семечками.
Очень крутой фрукт - как длинная зеленая шишка, не знаю как называется. Но он должен созреть. Мы ничего из этого не покупали, только попробовали на рынке.
Продолжение следует...