на Афоне не рождаются, а преображаются.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Перед паломничеством. Общая информация об Афоне, карта Афона, перелёт в Салоники и виза, димонитирион, Салоники-Уранополис-Афон, маршруты по Афону, на пароме.
2. Свято-Пантелеймонов монастырь (русский). Первый раз в Свято-Пантелеймоновом монастыре, история и значение монастыря, заселение, архондарик, одежда на Афоне, время на Афоне.
3. Дафни/Кореа. Передвижение по Афону, о Карье.
4. Ватопед (греческий) Перед посещением Ватопеда, история и значение монастыря, церковные лавки и сувениры.
5. Великая Лавра (греческий) Дорога в Великую Лавру, история и значение монастыря, внутри Лавры
6. Хиландар (сербский) Добраться до Хиландара, история и значение монастыря, между Хиландаром и Зографом.
7. Зограф (болгарский) История и значение монастыря, обратный путь.
Перед тем, как написать этот краткий отчёт по паломничеству на Афон, я думал, стоит ли это делать и если делать, то как структурировать такое нестандартное «путешествие»? Все за и против ответа на первый вопрос, в итоге, перевесило желание упростить посещение Святой Горы для тех, кто там не был, но собирается побывать и множественные обещания друзьям и близким подробно, на сколько это возможно, рассказать, где я пропадал две мартовские недели. Второй вопрос, вопрос структуры решился самым банальным образом, я просто повторил подход, в котором написан мой первый отчёт по Стамбулу (viewtopic.php?p=5558558#p5558558). Только здесь это: один день – один монастырь + дополнительная информация.
В отчёте я постараюсь отразить по большей части технические аспекты посещения Афона, разбавив их историческими справками, фотографиями и личными ощущениями. Это связано с тем, что я не хотел бы оскорбить чьи-либо чувства, но, вместе с тем освятить наиболее важные вопросы с которыми сталкиваются люди, стремящиеся посетить Афон. Прежде всего, отчёт будет интересен тем, кто собирается поехать на Святую Гору в первый раз.
1. Перед паломничеством.
Наверняка, многие, кто даже не был в Греции и не относит себя к религиозным людям, так или иначе слышали про Афон. Однако, по большей части, знания об Афоне стороннего наблюдателя более чем поверхностны. Прежде всего, это связано с тем, что доступ на полуостров Афон ограничен, а женщинам и вовсе запрещён. Эти запреты и ограничения порождают некоторое недопонимание. Так что же такое, Афон?
Афон — название горы (высота 2033 м) и одноимённого полуострова в Греческой Македонии на севере Восточной Греции, также известного как «Святая Гора».
В системе административных районов Греции имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы». Несмотря на официальное название, не является самостоятельным государством. Это самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года). Является крупнейшим в мире средоточием православного монашества.
Суверенитет Греции над полуостровом закреплён Лозаннским договором 1923 года; режим самоуправления исходно базируется на положениях первого Устава Святой горы Афон («Тра́госа»), утверждённого Хрисову́лом Императора Иоанна Цимисхия в 972 году.
В отличие от большей части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах.
В 2001 году население Афона составляло 2262 человек. Для сравнения, в 1903 году население горы Афон составляло приблизительно 7432 человек, а в 1917 году — около 10500 человек.
Для православных всего мира — одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Одним из самых известных обычаев монашеской горы Афон является запрет на въезд женщинам и животным женского пола.
За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность — 8-12 месяцев лишения свободы.
Правила пребывания для лиц мужского пола строгие: на территории Святой Горы запрещается носить одежду выше колен и плеч, ярких расцветок, купаться, загорать, сквернословить и просто громко разговаривать, осуществлять фото- и видеосъемку. Сам я старался не снимать в монастырях и вообще на полуострове,почти все фото, представленные ниже, сделаны с телефона с молчаливого согласия окружающих.
На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение — диамонити́рион. Диамонитирионы бывают двух видов:
-общее разрешение (выдаётся Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в городе Салоники на 4 дня и даёт право пребывания в любом монастыре);
-индивидуальное разрешение (выдаётся самим монастырём на неограниченный срок с правом ночевать только в монастыре, выдавшем приглашение). Впрочем, как правило, паломник с таким разрешением может беспрепятственно переночевать и в любом другом монастыре.
Православные клирики, кроме того, должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.
Каждый из 20 монастырей имеет статус патриаршей ставропигии. Со статусом монастыря на Афоне сопряжены исключительные имущественно-правовые привилегии. Создание новых монастырей запрещено.
«Правящие» монастыри в порядке официальной святогорской иерархии:
1. Великая Лавра (греч. Μεγίστη Λαύρα)
2. Ватопед (греч. Βατοπέδι или Βατοπαίδι)
3. Иверский (греч. Ιβήρων; ივერთა მონასტერი)
4. Хиландар (греч. Χιλανδαρίου)
5. Дионисиат (Неа Петра) (греч. Διονυσίου)
6. Кутлумуш (греч. Κουτλουμούσιου)
7. Пантократор (греч. Παντοκράτορος)
8. Ксиропотам (греч. Ξηροποτάμου)
9. Зограф (греч. Ζωγράφου)
10. Дохиар (греч. Δοχειαρίου)
11. Каракал (греч. Καρακάλλου)
12. Филофей (греч. Φιλοθέου)
13. Симонопетра (греч. Σίμωνος Πέτρα, Σιμωνόπετρα)
14. Святого Павла (греч. Αγίου Παύλου)
15. Ставроникита (греч. Σταυρονικήτα)
16. Ксенофонт (греч. Ξενοφώντος)
17. Григориат (греч. Γρηγορίου)
18. Эсфигмен (греч. Εσφιγμένου)
19. Свято-Пантелеимонов (греч. Αγίου Παντελεήμονος или Ρώσικο)
20. Констамонит (греч. Κωνσταμονίτου).
Карта Афона:
Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (в русской литературе обычно именовались «келлейные обители» — обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (из которых, как правило, состоят скиты), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Последних много на юге полуострова и в местности Кару́лья.
Принципиальное отличие от монастыря всех прочих поселений — отсутствие у них прав на участие в органах самоуправления и на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от того или иного монастыря, которому принадлежит их земля.
До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными (или киновиальными, в которых монахи живут на общем монастырском довольствии), так и особножительными (идиоритмическими; в России в синодальный период такого рода монастыри часто называли «штатными» или «своекоштными»). После перехода в 1992 году Пантократора на общежитие все монастыри стали общежительными. Однако некоторые скиты по-прежнему остаются особножительными.
В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %, а также заявил о решении прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в грекоговорящих обителях.
Прежде всего, стоит сказать, что поездка на Афон должна быть достаточно подготовленным и обдуманным поступком, со всех точек зрения.
Перелёт в Салоники и виза.
Большинство паломников из России попадают на Афон прилетая в северный греческий город Салоники. Вариантов с пересадками и без них достаточно много. Соответственно, заранее нужно позаботиться о шенгенской визе, при отсутствии таковой, всё стандартно. Салоники достаточно интересный город в плане туризма, о нём я расскажу во второй части, а пока несколько фото:
Димонитирион. Вторым пунктом начинается нестандартное - получение специального разрешения для въезда на территорию Афона, диамонити́риона. Как уже говорилось выше, допускаются только мужчины, любого вероисповедания.
Диамонтирионы бывают двух видов: общее разрешение (на 4 дня и даёт право пребывания в любом монастыре); индивидуальное разрешение. При желании разрешение можно продлить в любом монастыре, однако, если превышение срока пребывания не очень большое, на это закрывают глаза.
В интернете есть ряд сайтов, которые предоставляют услуги оформления диамонтириона. В моём случае это были два человека, с помощью которых уже ездили на Афон родственники. Представитель Русского Св. Пантелеймонова Монастыря на Афоне Костас Асимис и его жена. За данную услугу было взято 45 евро + 25 евро на сам диамонотирион.
Диамонотирион выглядит, как грамота:
Выдаётся в Уранополисе, непосредственно перед паромом на Афон. В помещении со сложновыговариваемом названием на греческом языке.
Салоники-Уранополис-Афон. Чтобы добраться до Афона в запланированный день, следует учесть несколько факторов.
А) Автобус Салоники-Уранополис отправляется в 5:50 утра. ВАЖНО! В Салониках два автовокзала, как бы не хотелось спать, несколько раз уточните, понял ли водитель такси, которое доставит вас утром из гостиницы на вокзал, на какой из вокзалов ехать. Цена ошибки 10-15 евро и 20-30 минут времени. Скорее всего, таксисты всё понимают и будут стремиться заработать – в стране кризис. Цена за поездку по правильному маршруту «центр города-вокзал» 8-10 евро.
Расстояние от Салоников до Уранополиса 140-160 км. Автобус едет часа 2.5, приезжает около 9-ти утра, билет стоит 11 евро или в районе этого, при покупке в два конца – скидка. Альтернатива автобусу – такси, цена 160 евро с машины.
Б) Паром «Уранополис-Афон». Отправляется в районе 10 часов утра, билет стоит 7 евро с человека. Альтернатива есть – авто, по разным данным 500-600 евро за машину с водителем (возможно, есть и дешевле, данная цена была озвучена людьми, которым срочно надо было выбраться с полуострова во время шторма). Отправление парома не точное, так как многое зависит от количества груза и машин, скорости их погрузки в конкретный день. В любом случае, не раньше, чем придёт автобус из Салоников.
Часа до парома достаточно, чтобы сходить за диамонотирионом (пара кварталов от пристани (башни) в сторону, откуда приехал автобус, метров 100-200, можно и заранее слезть – водитель останавливается, если уверены, что это нужная остановка). Заплатить там за него 25 евро и вернуться ближе к пристани, где расположились с десяток кафе, магазины.
Как я уже писал, за услуги по оформлению диамонотириона с меня взяли ещё 45 евро, их я передал в аэропорту, т.к. меня встретили (эти 45 евро позже должны были уйти на счёт Русского Св. Пантелеймонова Монастыря) и проводили до Салоников, рассказав всё, что меня интересовало по поездке. В общем, советую воспользоваться услугами официальных представителей. Они же позвонили в Св. Пантелеймонов монастырь, предупредив о моём прибытии и забронировали место в Ватопеде на следующий день. Забегая вперёд, скажу, что проживание, питание и всё прочее (кроме передвижения, питания вне монастырей и сувениров) в монастырях бесплатно, однако в эти два монастыря нужно звонить заранее, т.к. наличие мест не всегда гарантированно. Ну и да, дорога от аэропорта до Салоников на автобусе 3 евро, на такси – около 20 евро.
По ассортименту в кафе около пристани мне сложно что-либо посоветовать, так как я держал пост. Разве что кофе по-гречески был здесь самый вкусный из всех тех мест в остальной Греции, где я побывал после Афона и о которых, напишу во второй части отчёта по Греции.
Кофе по-гречески (Greek Coffee) не смотря на то, что название одно и тоже в разных местах готовили по-разному, совсем по-разному. Минимум: кинуть в чашку растворимый кофе, сахар по вкусу, стакан холодной воды, взбить капучинатором (примерно так на пароме до Афона – не советую), максимум: засыпать в турку свежемолотый кофе, насыпать сахара по вкусу, варить. По-сути, мало чем отличается от турецкого, мб немного менее крепкий, но больший по объёму, подаётся со стаканом холодной воды, иногда, лукумом. На пароме 1.6 евро, в кафе около пристани 2.5 евро).
Паром Уранополис-Дафни идёт 2 часа, делая остановки на всех причалах от пункта А до пункта Б. Таких остановок 6-8. Это все монастыри, стоящие на побережье от Уранополиса до Дафни и причалы некоторых монастырей, которые стоят в глубине полуострова, но имеющие свои причалы на этой стороне (например, Хиландар, Зограф, те монастыри, которые в моём путешествии есть и ещё будут описаны). От таких монастырей, к приезду парома, ходят маршрутки, в обе стороны, бесплатно.
Маршруты по Афону. Вообще, готовых маршрутов по Афону очень много, они составлены с разной логикой, на разное количество дней и достаточно подробно расписаны. Их легко можно найти в интернете. Заранее свой маршрут я не продумывал, но проехав по нему, ничего бы не менял, даже если бы была такая возможность. Тому есть несколько причин. Во-первых, сами монастыри, три из них «иностранные» для Греции: Свято-Пантелеймонов монастырь (русский), Хиландар (сербский) и Зограф (болгарский). Это интересно и с точки зрения изучения различных ментальных особенностей наций и с духовной стороны – монастыри очень значимы и важны сами по себе. И два греческих: Ватопед и Великая Лавра, это два первых монастыря в официальной святогорской иерархии. В Ватопеде находится духовное начальство Афона, а Великая Лавра – самый старый, первый монастырь, построенный в невероятно красивом месте полуострова, между горой Афон и морем. Во-вторых, этот маршрут был пройден «по зову сердца», т.е. в каждый новый день я решал, куда ехать дальше, что я хочу увидеть и почувствовать. Для меня это крайне важно в самостоятельных путешествиях, как индивидуальных, так и в компании. Всё самое интересное и значимое видишь тогда, когда двигаешься «в слепую» (подглядывая, чтобы не упасть, конечно).
Итак, Свято-Пантелеймонов монастырь – первая ночь, Ватопед –вторая, Великая Лавра – третья, Хиландар – четвёртая, Зограф – пятая.
Касса, где можно купить билет на паром находится напротив летних кафе, между башней и офисом, где выдают диамонотирион, не найти крайне сложно. Как я уже писал, билет стоит 7 евро, в не зависимости от того, где вы будите сходить.
Паром представляет собой вот такое судно (за котом):
Ну вот, кот ушёл:
- нижняя палуба для авто и крупногабаритных грузов, там же можно оставить рюкзак, чемодан. Вообще, я несколько раз задумывался над тем, что оставляю достаточно ценные вещи совсем без присмотра, как на пароме, так и на самом полуострове. Не знаю, личное ли это впечатление или общее у всех паломников, но уверенность в том, что люди, едущие в такое место, не способны к откровенно плохим поступкам, присутствует. По крайней мере, здесь-то они точно ничего плохого не сделают. Это не просто слепая уверенность в лучшее, я говорю о той атмосфере, которая окутывает каждого человека, который попадает на Афон. Оставленный в Дафни рюкзак, взялся охранять котейка:
-средняя палуба – большое крытое помещение со скамейками и баром. В баре продаётся невкусный кофе, чай, пиво и какие-то минимальные закуски. При солнечной погоде, многие предпочитают наслаждаться видами снаружи, либо подняться на верхнюю палубу
-верхняя палуба – идеальное место для таких поездок, опять же при солнечной погоде. Каждый коротает время, как может: кормит чаек,
встречает знакомых из прошлых поездок (таких много), спрашивает о последних новостях, составляет с помощью бывалых свой маршрут,
Да и не пропустить свой причал отсюда куда проще.
2. Свято-Пантелеймонов монастырь (русский)
Большинство русских паломников, приезжающих на Святую Гору в первый раз сходят на причале русского Свято-Пантелеймонова монастыря.
Здесь Вас обязательно встретит молодой монах и проводит на службу или трапезу, в зависимости от времени. Он же ответит на интересующие Вас вопросы, но крайне лаконично – русский монастырь отличается своей строгостью и основательностью, если можно так сказать. По крайней мере, мне показалось именно так, из пяти монастырей, которые я посетил, что-то схожее ощутил только в Великой Лавре. Опять же по внутренним ощущениям, лучше сразу прочувствовать строгость монастырских уставов, чтобы понять разницу между туризмом и паломничеством. Любой едущий на Афон, хочет получить ответы на свои вопросы, хотя ответы просты, услышать их через шум улиц, работу процессоров, гомон людей, постоянно меняющиеся события и новости бывает сложно, на Святой Горе их можно услышать, здесь тихо и спокойно именно благодаря строгим уставам.
Кроме того, этот же монах подскажет, возможно ли в этот день прикоснуться к мощам и проводит Вас к ним, при возможности.
Немного об истории и религиозной значимости монастыря. Монасты́рь свято́го Пантелеи́мона на Афоне, также известен как Ро́ссикон или Но́вый Ру́ссик. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).
Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; насельники, по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы, обязаны принимать гражданство Греческой Республики (даётся автоматически при поступлении в монастырь). В настоящее время занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей.
Первоначальное русское монашеское поселение на Афоне существовало уже в XI веке и было признано в качестве отдельного монастыря в 1169 году (обитель Фессалоникийца).
Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами.
В конце XV—XVI в монастыре жили преимущественно сербы, что засвидетельствовано документами переписки администрации обители с московскими властями того времени.
В XVIII веке монастырь пришел в такое бедственное состояние, что в 1726 году в нём, по свидетельству Василия Григоровича-Барского («первое посещение Афонской Горы»), осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. В 1735 году монастырь был объявлен греческим.
Около 1770 года греческие иноки Пантелеимонова монастыря переселились в принадлежавшую монастырю прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, где в начале XIX века году монастырь был заново отстроен господарем Валахии Скарлатом Каллимахи; а Старый Россик остался действовать как скит.
После восстановления нормального течения жизни на Афоне (с прекращением турецкой военной оккупации) в 1830 году, после Адрианопольского мира, монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги; Протат даже хотел исключить обитель из списка монастырей, но такое решение было отклонено Константинопольским Патриархом Константием I.
Игуменом с 1821 года был грек Герасим, благоволивший русскому присутствию. Русское присутствие в монастыре стало возрождаться с прибытием в него в 1830-х иеромонаха Аникиты (в миру князя Ширинского-Шахзматова) и иеромонаха Иеронима (купеческого сына Иван Соломенцов; † 1885).
После кончины 24 марта 1846 года общего духовника русских на Афоне старца иеросхимонаха Арсения отец Иероним стал преемником его по духовному влиянию на Святой Горе между русскими, и не только между ними, но даже и среди греков, болгар, сербов, и святогорцев других народностей. Отец Иероним не искал этого влияния, это было естественным плодом его подвижнической жизни, опытности духовнической и сердечного участия ко всякому нуждающемуся.
Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века значительно разросся и отстроился.
В 1861 году духовной собор старцев монастыря постановил отправить в Россию иеромонаха Арсения Минина для сбора добровольных пожертвований. В августе 1867 года он привёз в московский Богоявленский монастырь святыни из Пантелеимонова монастыря, для которых позднее, на деньги благотворителей, им была построена Афонская часовня (в 1929 году закрыта и снесена большевиками).
Первым русским игуменом стал в 1875 году архимандрит Макарий (Сушкин). Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты; русские насельники желали официального признания российской юрисдикции за монастырём, а также иными русскими поселениями на Афоне. В начале XX века российский Святейший Синод и правительство рассматривали и сам монастырь, и всех русских насельников на Афоне как находящихся также и в их юрисдикции (наряду с оттоманским подданством). Такая практика была прямо запрещена Уставом Святой Горы, принятым в 1924 году. Хотя после второй мировой войны Русская православная церковь и власти СССР числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно- или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х насельникам монастыря Константинопольским Патриархатом было прямо указано на недопустимость возношения имени Московского Патриарха на общественном богослужении.
К концу XIX века стал самым большим монастырём на Святой Горе по площади и численности братии. К 1903 году там насчитывалось 1446 монахов, а к 1913 году — более 2000. Россикон многократно страдал от пожаров, наиболее известные случаи: в 1307 году, когда монастырь был сожжён каталонскими пиратами, и в 1968 году.
Вследствие политики Константинопольского патриархата, направленной на выдавливание русских монахов с Афона и действий властей Греции по ограничнию прибытия граждан СССР на Афон, в Пантелеимоновом монастыре в начале 1970-х годов осталось 13 монахов; в письме Патриарху Московскому Пимену от 9 сентября 1972 года схиархимандрит Гавриил (Легач) писал: «…Наш Монастырь находится в крайне затруднительном положении и, особенно из-за неимения братства. С течением времени постепенно число уменьшается — старики вымирают, а пополнения нет, такое положение и уже здесь живущих приводит в уныние и безнадежность. Мы, зная любовь Русского Народа к Святому Афону, верим и надеемся, что Вашим Святейшеством и всей Русской Церковью будут приняты все возможные меры к тому, чтобы этот русский (почти последний на Афоне) уголок с его святынями оставался и продолжал свое существование для утешения каждого верующего русского человека…».
После визита на Святую Гору Патриарха Пимена в 1972 году (первое в истории посещение Афона Всероссийским Патриархом), ситуация, при активном содействии правительства СССР, с пополнением братии стала немного улучшаться.
Первым из руководителей России, посетившим Россикон, был Владимир Путин (9 сентября 2005 года).
Монастырь отмечен подвигами ряда русских насельников, наиболее известный из которых — старец Силуан, скончавшийся здесь в 1938 году.
Сокровище монастыря — библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года, и несколько бесценных святынь, среди которых мощи Святого Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимская», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия.
Монастырская библиотека содержит более 20 000 книг и рукописей.
В XIX веке колокола монастыря считались самыми большими в Греции.
По состоянию на 2006 год братия монастыря составляла около 50 монахов и послушников.
Также монастырю Святого Пантелеимона в разное время принадлежали:
Старый Нагорный Руссик. Ныне в нём проживает один монах Иона.
Андреевский скит. После смерти последнего русского насельника, перешел к монастырю Ватопед.
Скит Новая Фиваида. В этом скиту подвизался с братией иеромонах Рафаил (Берестов).
Скит Крумница (Кормилица). Находится на границе Афона, там расположены многочисленные виноградники монастыря.
Ильинский скит. Основан Паисием Величковским, ныне приписан к монастырю Пантократор.
Скит Богородицы Ксилургу (Древодела). Древнейшая русская обитель в мире, ныне в нём проживают 3 монаха во главе с иеромонахом Николаем (Генераловым).
Монастырь имеет подворья в Москве (Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой) и в Санкт-Петербурге.
Также монастырь имеет подворье в Стамбуле. Русское подворье и действующий храм Святого Великомученика Пантелеимона находится в районе Каракёй, по адресу Hoca Tahsin Sokak, No 19, Karaköy, Istanbul
21 октября 2012 года в Киеве при храме святителя Михаила было открыто подворье Пантелеимонова монастыря.
19 июня 2014 года решением Синода УПЦ скит прп. Силуана Афонского, открытый 5 января 2013 года в с. Загребля, Житомирской области, был присоединен к Киевскому подворью Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.
При посещении монастырей, первое, что должен сделать паломник – найти архондарик. Архонда́рик - приёмная комната для гостей, либо гостиница для паломников. Грубо, можно сравнить с ресепшен в гостинице. В архондарике также ведутся духовные беседы с паломниками. Название происходит от греческого слова архонт, означающего именитого посетителя монастыря, которого принимали с особым почётом. Архондарик и кельи в русском монастыре находятся в таком здании:
Смотритель архондарика, гостиничный, называется архонда́рис. Обычно это монах принимающего монастыря. Он проверяет документы (диамонитирион на Афоне), делает запись в книге паломников и выделяет келью (место в общей келье).
В Свято-Пантелеймоновом монастыре есть как отдельные, так и общие кельи. Келья представляет собой совсем небольшую комнату, обстановка аскетичная: шкаф, кровать, тумбочка, стол и стул, слабая лампочка. На стене икона, окно (в моём случае выходило на море) занавешено плотной шторой. На столе лежит Библия. Бельё чистое, лежит плед и полотенце. Туалет и душ общие, находятся на том же этаже. Всего в архондарике, который принимает паломников, 5 или 6 этажей, стоит он на самом берегу моря, ремонт простой, но достаточно «свежий». Вообще, строений в русском монастыре много, они большие, по большей части в процессе реставрации.
В том же архондарике находится небольшая столовая, где можно выпить чай или кофе, для паломников периодически подают хлеб, апельсины и повидло (по крайней мере во время поста так). Этот перекус можно считать второй трапезой, т.к. в Свято-Пантелеймоновом монастыре во время поста одна трапеза в день. Эта трапеза проходит днём. Невозможно судить, насколько разнообразны трапезы в русском монастыре в разные дни, но т.к. вопрос питания для неопытного паломника до поездки стоит вторым, сразу после жилья, я попробую точно вспомнить, что подавали в день моего посещения. Напомню, меню строго постное: гороховый суп с овощами (наваристый и вкусный), хлеб с водой, свежие свекла и лук, что-то вроде шоколадного суфле и тоже, что и в архондарике, повидло на десерт, апельсин.
Одежда. Летом в Греции жарко, тем не менее на территории монастырей нельзя ходить в шортах, рубашках с коротким рукавом. Зимой вам точно понадобится теплая одежда: непромокаемая куртка, тёплые ботинки, головной убор. Лучше всего взять одежду тёмных или хотя бы не ярких тонов.
Отдельно стоит сказать о времени на Афоне. Почти все монастыри живут по византийскому времени: ежедневно в момент захода солнца стрелки монастырских часов ставятся на полночь. Летом разница между временем на Афоне и на территории остальной Греции составляет около 3-х часов, а зимой – 6-ти. Не бойтесь запутаться: часто, чтобы миряне их лучше понимали, афонские монахи называют греческое время. Переведя время в первом монастыре (опять же можно говорить о строгости правил в Свято-Пантелеймоновом монастыре), я сделал обратное действие во втором, так больше и не следил за «византийскими часами».
О будильнике в русском монастыре можно забыть, на ночную службу будят за полчаса до начала, ходя по коридору и громко звоня в колокол – бодрит сразу. В остальных монастырях, где я был, про будильник можно опять вспомнить. В них будят, громко настукивая определённый ритм в специальную палку, честно говоря, не знаю ни названия «палки», ни связан ли этот ритм с чем-нибудь. Но ходят по улице, поэтому, некоторые могут и не услышать призыва.
Свято-Пантелеймонов монастырь – последняя остановка перед Дафни, пристанью условной столицы Афона, Карье. Поэтому, паром, отправившийся из Уранополиса в 10-ть утра, прибывает сюда не раньше 11ти, на обратном пути через 40минут-час после первой остановки. В любом случае, даже если расписание изменится, об этом напомнит архондарис монастыря.
3. Дафни/Кореа
От Свято-Пантелеймонова монастыря до Дафни можно дойти пешком за полчаса. Вообще, существует такое утверждение, что на Афоне, чтобы добраться до ближайшего монастыря, скита, кельи нужно потратить максимум 2 часа. Если не учитывать иногда сложные погодные условия и местами сложный горный рельеф, могу в это поверить. В марте 2015 года, т.е. во время моей поездки периодически шёл дождь, поэтому поделиться радостью от больших пешеходных переходов, за которыми многие едут на Афон, я не могу.
Но даже из окна маршрутки природные красоты этих мест завораживают своей первозданной красотой, а ровные ряды виноградников и оливковых рощ придают ещё большее успокоение и стройность мыслям.
Итак, дождь может помешать передвигаться по Афону пешком, но многие, экономя время и силы, и без того пренебрегают этим. Альтернатива – автобус, маршрутное такси или аренда автомобиля.
Автобусы ходят от Дафни до Карье и обратно, цена билета 3.5евро, возможно, есть и ещё маршруты, не успел заметить.
Маршрутки, также ходят Дафни-Карье-Дафни, от Карье до крупных монастырей. Всего маршруток на полуострове штук 10, опять же точно сказать не могу, по наблюдениям. Работают они по принципу в любой «стандартный» конец 40 евро, цена делиться между теми, кто едет. Едет максимум 10 человек, минимума нет. При нестандартных заказах водители звонят шефу (шеф, забыл имя, сидит в Дафни, в кафе у пристани (где-то рядом с э этой толпой кошек),
за компьютером и с двумя телефонами), шеф определяет цену. Не торгуется.
Аренда машины (джип или пикап) стоит порядка 150 евро в сутки, более подробной информации не имею.
О «столице»: Карье́, Карье́с или Каре́я— административный центр Святой Горы Афон в Греции. Здесь находятся Протат и местная светская администрация. Население 233 чел. (2001). Проживают только мужчины, многие из которых монахи. Расположен в центре полуострова на высоте 370 м над уровнем моря.
История восходит к X веку. Первоначально Карея была отдельным монашеским поселением и с самого начала была торговым и ремесленным центром Афона. В начале 1280-х, в царствование византийского императора Михаила Палеолога, латинские крестоносцы напали на Святую Гору. Они подвергли пыткам Прота, которого повесили, и разграбили Протат, умертвив многих монахов. Погибшие прославлены как мученики 5 декабря (по юлианскому календарю) — преподобномученики Карейские. Перепись населения Греции в 2001 году зарегистрировала 233 жителя. Карье является крупнейшим поселением на горе Афон.
Для руководства монашеским сообществом от 19-и «правящих» монастырей (из двадцати существующих; Эсфигмен с 1974 года пребывает в схизме) избираются местные органы самоуправления: Священная Эпистасия и Священный Кинот, а также президент — Прот.
В Карье находится 19 представительств правящих монастырей (кроме Кутлумуша — ввиду его близости к Карье) — подворий антипросопов, именуемых «конаками». Здесь также находится лицей «Афониада». Главным храмом Карье служит собор Протата освященный в честь Успения Богородицы. Здесь хранится особо почитаемая икона Богородицы «Достойно есть». В оборудованной комнате в башне Протата находится книгохранилище, где, среди прочего, находится около 120 манускриптов, включая «Трагос» — оригинал первого Устава Святой Горы.
4. Ватопед (греческий).
При посещении Ватопеда, самое важное, предупредить о своём прибытии заранее, если можно так сказать, забронировать место. В моём случае это сделали те же люди, что помогали мне в оформлении диамонотириона. При отсутствии мест и брони могут развернуть ещё на полпути, где-то на перевале стоит пост, где проверяют пассажиров маршрутки по спискам. Думаю, Ватопед самый посещаемый паломниками монастырь.
Ватопе́дский монасты́рь или Ватопе́д — православный греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, второй в иерархии афонских монастырей, один из самых древних, богатых и обширных. Находится на северо-восточном побережье полуострова Афон, между монастырями Эсфигмен и Пантократор.
По преданию монастырь в его нынешнем виде создан около 972—985 годов тремя богатыми и знатными людьми: Афанасием, Николаем и Антонием. Они приняли монашество и стали учениками преподобного Афанасия Афонского, который отправил их жить на то место где сейчас стоит Ватопед.
Главный собор монастыря (X век) освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому престольный праздник монастыря 25 марта по юлианскому календарю (7 апреля по новому стилю). Кроме соборного храма в обители ещё шестнадцать параклисов (небольших церквей).
В 1743—1759 годах здесь существовала знаменитая Афонская академия.
В библиотеке монастыря хранится: 1700 рукописей, 600 Кодексов на пергаменте, 25 пергаментных свитков и более 10 000 печатных изданий. Среди рукописей и знаменитая «География», со знаменитыми картами известного греческого астронома и географа Клавдия Птолемея, издание датируется XI веком, книга написана на пергаменте — длина страницы 37 см, ширина — 25 см. Книга состоит из 66 страниц с текстом и 42 страниц с цветными картами.
На Святой Горе монастырю принадлежат два скита, они посвящены святому Димитрию Солунскому и апостолу Андрею Первозванному (бывший русский Андреевский скит в Карее) и двадцать семь келий, также имеются подворья за пределами Афона. Помимо земель и построек на горе Афон, монастырю принадлежит также Андреевское подворье в Стамбуле, ранее принадлежавшее русскому Свято-Андреевскому скиту. Кроме того в собственности монастыря находится порядка 150 тыс. гектаров земли в континентальной Греции, в том числе переданное в 890 году в дар монастырю озеро Вистонида. Право собственности на озеро с 1920-х годов оспаривает греческое государство.
В монастыре хранится часть Животворящего Креста Господня, честной пояс Пресвятой Богородицы, частицы мощей святых: Григория Богослова, Андрея Критского, апостола Варфоломея, великомучеников Феодора Стратилата, Параскевы, Кирика, Сергия и Вакха, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеимона, Трифона, Иоанна Милостивого, архидиакона Стефана, великомученика Димитрия Солунского.
Среди находящихся в монастыре Богородичных икон по меньшей мере восемь почитаются чудотворными:
«Отрада» или «Утешение»
«Всецарица» («Пантанасса»)
«Елеоточивая» или «Келарница» («Элеовритисса», «Дохиарисса»)
«Ктиторская» или «Алтарница» («Виматарисса»)
«Закланная» («Эсфагмени»)
«Предвозвестительница» или «Живоприятная» («Антифонитриа»)
«Простреленная» («Пироволифиса»)
«Увещание» («Парамифия») XIV век
Святой Савва Сербский был здесь иноком в конце XII века
Около 1312 года здесь работал один из лучших мастеров своего времени, иконописец Мануил Панселин, в частности он выполнил фреску «Ведение на крест».
Преподобный Симеон Мироточивый, царь Сербский жил здесь в конце XII века.
Святитель Григорий Палама подвизался здесь в XIV веке.
Патриарх Геннадий (†1452) пришёл сюда после отречения от Патриаршего престола в середине XV века.
Преподобный Максим Грек принял здесь монашество в 1507 году.
Территория Ватопеда очень ухоженная и красивая, просто гулять по ней уже удовольствие.
В этом монастыре проживает много, относительно других монастырей, монахов. Вместе с паломниками они занимают все места в трапезной, этим же можно объяснить ограничение по свободному посещению монастыря. Отдельно стоит сказать про трапезную Ватопеда, это очень старое здание, с каменными глыбами-столами, расставленными крестом. На поверхности этих столов веками образовывались углубления от тысяч рук и столовых приборов. Такие же каменные столы тоят в Великой Лавре.
Кельи в Ватопеде, видимо, только общие, те, что я видел на 6ть человек, всё так же аскетично: кровать, вешалка, тумбочка, общий душ и туалет.
В Ватопеде, кроме всего прочего, большая церковная лавка, где можно приобрести всё, что делают монахи на Святой Горе и люди с «большой земли», от икон и чёток до местных вина, мёда, кондитерских изделий. Вообще, в каждом монастыре есть такая лавка, отличия в ассортименте и ценах. Лучший ассортимент из «моих» пяти монастырей в Ватопеде и Свято-Пантелеймоновом, но и цены здесь выше, чем в других местах. Кроме того, туже или похожую продукцию можно приобрести в Карье или Уранополисе.
Именно Ватопед пришёлся мне больше всего по душе, об этом же говорили все мои попутчики, с которыми я об этом говорил. Есть в нём и какие-то неуловимые сила и дух.
Маршрутка из Ватопеда в Карье отправляется в 10 утра (время может меняться). Однако перед входом всё время дежурят одна-две машины.
5. Великая Лавра (греческий).
Великая Лавра один из наиболее удалённых от центра (Карье) монастыря, поэтому паломников там не бывает очень много. Во время моего приезда набралось бы человек 15-20. Цена переезда Ватопед-Великая Лавра 70 евро с машины. По дождливой погоде переезд занял примерно 1.5 часа.
Пешком, по ощущениям, до Лавры можно добраться разве что за день.
Лавра Святого Афанасия или Великая — первенствующий монастырь на Святой Горе Афон. Находится на небольшом плато на юго-востоке полуострова в получасе пути пешком от моря.
Престольный праздник — 5 июля (по юлианскому календарю), в день преподобного Афанасия Афонского.
Лавра основана в 963 году св. Афанасием Афонским, выходцем из Каппадокии, который привнёс в пещерное и отшельническое монашество систему общежития (киновии), которая впоследствии стала преимущественным монашеским образом жизни как на Афоне, так и иных монастырях на востоке.
Основной ансамбль монастырских построек был сооружен на пожертвования императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия.
Обитель долгое время процветала, постепенно накапливая большое количество владений. Кроме ежегодного подаяния золотом, установленного императорами Фокой и Цимисхием, Василий II подарил монастырю остров. Один за другим монастыри Гомат, Моноксилит и Амалфитянский отходили во владение Лавры вместе с монастырями Каликас и Ксирокастрон, что подтверждено императорскими грамотами (хрисовулами) Андроника II и Димитрия Палеолога (1453—1465). Щедрые пожертвования делал сербский правитель Стефан Душан.
Однако пиратские набеги, землетрясения, налогообложение, возложенное на монастыри во времена турецкого ига, способствовали нарастанию кризисного состояния монастыря.
Монастырь держался киновийного устава вплоть до XIV века. Преобразование Лавры в XIV веке в особножительный привело к установлению Типика (устава). В 1574 году Патриарх Александрийский Сильвестр возвратил монастырь к общежитию. Спустя почти 100 лет, в 1670 году, Лавра вновь стала особножительной. С 1980 года — общежитие.
В Лавре находится Соборный храм (кафоликон) в честь Благовещения (X век) с фресками XVI века работы Феофана Критского. Кафоликон имеет два придела. Северный посвящён сорока Севастийским мученикам, а южный — святителю Николаю Мирликийскому. В северном приделе расположена гробница преподобного Афанасия, день памяти которого — особо почитаемый праздник Лавры.
Среди многих драгоценных реликвий и даров византийских императоров хранятся: крест и жезл св. Афанасия; две чудотворные иконы: «Экономисса» (поставлена в память явления св. Афанасию Богоматери на месте, где находится живоносный источник) и «Кукузелисса», находящаяся в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы; части животворящего древа Креста Господня в драгоценных оправах; мощи св. Василия Великого, св. Михаила Синадского, св. апостола Андрея Первозванного, св. Ефрема Сирина и многих других святых.
В трапезной сохранились фрески XVI века. В лаврском дворе, перед входом в кафоликон, установлена мраморная чаша для освящения воды, рядом с ней растут два тысячелетних кипариса.
Библиотека Лавры насчитывает примерно 2 116 рукописей, 20 000 печатных книг и 100 манускриптов на иностранных языках, 8 карт с Коаленовского кодекса (VI век), Афонский кодекс Великой Лавры, кодекс 049, 0167.
В Лавре, несмотря на её статус и размеры, не очень много монахов и паломников, поэтому есть ощущение покинутого места, хотя жизнь в нём несомненно поддерживается.
Стоит отметить, что расположение Великой Лавры – в тени горы Афон, т.е. здесь всегда холоднее, чем в монастырях на открытом пространстве. На Зограф солнечных лучей тоже попадает меньше, он находится в ущелье. Поэтому, в Великой Лавре прямо в храме установлены две печки-буржуйки, которые, впрочем, не сильно помогают при ночных службах. В Зографе же буржуйка стоит прямо в келье. В кельях Лавры буржуек нет, есть батареи, которые, впрочем, ночью выключают.
На Афоне есть две вертолётные площадки, одна в Свято-Пантелеймоновом монастыре, другая в Великой Лавре. Поэтому, среди паломников ходит слух, что построили их именно для русских почётных гостей. В разговоре я выяснил, что почётный гость из России №1 был на Афоне последний раз 3 года назад, но ездит он только в Ватопед и в русский монастырь. Поэтому вертолётная площадка в Великой Лавре сделана всё же из принципов безопасности и скорой эвакуации больных вертолётом, исходя из пресловутой удалённости. Но тот же монах поведал о подарке от первого лица РФ для великой лавры «большой золотой крест с голубыми камнями».
6. Хиландар (сербский).
Чтобы добраться из далёкой Лавры до Хиландара, как, впрочем и до большинства монастырей, нужно доехать до Карье (40 евро с маршрутки). Там, в обратном порядке: автобус, паром. Автобус всё теже 3.5 евро, а вот за передвижение на пароме в пределах Афона 2.5 евро (если не путаю).
Как я уже отмечал, паром останавливается на каждом причале, как в сторону Дафни, так и на обратном пути. Всегда можно спросить причал какого монастыря следующий, но причал Зографа перепутать с другим невозможно из-за довольно крупного укрепления. Это строение в данный момент отреставрированно, но не заселено монахами из-за их нехватки. В летнее время в этих зданиях проживают сборщики урожая и прочие помощники.
Причал Хиландара тоже большой, он идёт сразу после зографского (если ехать из Дафни) и, соответственно, перед ним ( если ехать в Дафни).
На причале Хиландара ждёт бесплатная маршрутка до монастыря.
Хиланда́р (серб. Хиландар, греч. Χιλανδαρίου) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 4-е место. Состоит в юрисдикции Константинопольского патриарха, но духовно поддерживается Сербской православной церковью, являясь одной из величайших сербских религиозных святынь. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова.
Монастырь основан в 1198 году сербским архиепископом Св. Саввой и его отцом, сербским князем Стефаном Неманей.
В 2004 году монастырь сильно пострадал от пожара, уничтожившего почти половину строений обители (за исключением библиотеки, ризницы и четырёх из 8-ми часовен), в связи с чем в настоящее время в монастыре проводятся восстановительные работы.
В настоящее время в монастыре проживает около 70 сербских монахов.
Библиотека монастыря содержит 181 греческих, 809 славянских рукописей и более 20 000 печатных книг (из них 3 000 греческих).
Реликвии:
Икона Божией Матери «Троеручица»;
Акафистная икона Божией Матери;
Икона Божией Матери «Млекопитательница»;
икона Богородицы «Вразумившая экклисиарха»;
икона Богородицы «Попская»;
жезл Саввы Освященного;
частицы реликвий Страстей Христовых: Животворящего Креста, тернового венца, крови Господней, трости и пелен Христовых;
мощи святых Евтихия патриарха Цареградского, преподобного Симеона Столпника, Григория Богослова, святой Марины, патриарха Никифора, св. Пантелеимона, пророка Исаии, Иоанна Предтечи и других.
Не смотря на то, что Хиландар не так давно горел, его уже успели восстановить. Этот монастырь производит впечатление очень большого и живого. Так оно и есть на самом деле. Сербское гостеприимство славится среди паломников, а условия проживания считаются одними из самых комфортных. Тут несколько келий. Но есть основная, человек на 50. Однако, весь архондарик свежеотремонтирован и достаточно просторный, чтобы не ощущать каких-либо неудобств при проживании.
После вечерней трапезы вас обязательно отведут в музей, где выставлены старые иконы и элементы убранства храма, периода от 9 века до наших дней.
В монастыре Хиландар плохая сотовая связь, если нужно позвонить или отправить смс, придётся сходить ближе к морю. Впрочем, этот поход можно назвать отдельным маленьким приключением. Я имею в виду поход к восточному побережью, противоположному к причалу и паромному сообщению.
Идти нужно будет в сторону монастыря Эсфигмен, пройдя обширные виноградники, оливковые рощи, вдоль горной реки, старой большой оборонительной башни, в общем, красота.
Преподобный Антоний Киево-Печерский принял монашеский постриг и подвизался в монастыре Эсфигмен, откуда принес на Русь традиции монашеского благочестия. Его келья с построенной над ней церковью во имя преподобного Антония возвышается на склоне одной из скал рядом с монастырем.
Туда можно подняться, что и делают многие паломники из России. Кроме всего прочего, оттуда открывается замечательный вид.
У этого монастыря очень сложные отношения с Константинопольским Патриархатом. Первая трещина в отношениях возникла в начале 1960-х годов, когда Римский папа встретился с патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру) для совместной молитвы. В ответ на это зилоты Эсфигмену в своем Воззвании открыто обвинили Патриархат в связях с Ватиканом и экуменизме.
С 1974 года братия монастыря отказывалась возносить имя Константинопольского Патриарха Димтрия (правящего епископа всех афонских монастырей), обвиняя его в экуменизме (прежде всего встречах с римскими понтификами) и отсутствии своего представителя в Киноте (правительстве Афона).
11 марта того же года Патриарх Константинопольский Димитрий написал письмо Афонскому Священному Киноту, в котором извещал о наложении прещений на непоминающих его святогорцев. В их число входили архимандрит Афанасий, игумен Эсфигмену, два эпитропа и секретарь монастыря, которые должны были быть немедленно изгнаны со Святой Горы (они поминали старостильного «флоринского» архиепископа Авксентия (Пастраса)); архимандрит Евдоким и игумен Ксенофонт подлежали низложению и изгнанию из своего монастыря, но с дозволением жить в какой-либо другой афонской обители. Игумены двух других братств — архимандриты Дионисий Григориатский и Андрей Святопавловский — подлежали низложению, если в течение двух месяцев они не возобновят поминовение патриаршего имени. По получении патриаршего письма полиция обрезала телефонную линию в Эсфигмену и выставила оцепление снаружи монастыря. Между тем, монахи заперли монастырские врата и вывесили со стены большой черный транспорант с надписью «Православие или смерть». Они предупредили гражданского губернатора Афона, что окажут сопротивление любой попытке войти в монастырь силой. В своей декларации внешнему миру они заявили, что продолжают считать себя каноническим субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в настоящее время патриарший престол, поскольку «он — враг Православия». К наступлению Страстной седмицы монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него".
Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции.
В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за которой признано право на обладание монастырём. Настоятелем легитимной общины был утверждён архимандрит Хризостом (Катсулиерис) († 3 октября 2013 года).
В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь. В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю. Позиция мятежной братии вызывает сочувствие и поддержку в некоторых кругах Русской Церкви.
24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, а 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил всех упоминаемых монахов к 6 месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». Периодически, с 2012 года, греческая полиция производит рейды по штурму или блокаде монастыря.
Утром, от Хиландара, уже к западному побережью, к приезду парома, отправляется паром. Впрочем, если есть желание и погода, можно прогуляться до Зографа пешком.
Я же, за отсутствием сухих дорог выбрал дорогу «через море», однако, от причала Хиландара до причала Зографа решил всё же прогуляться – обидно было ни разу не пройтись пешком, побывав в таком красивом месте. Однако, путешествие с тяжёлым рюкзаком по галечному пляжу всё же сомнительное удовольствие. Пока шёл я, шёл и паром. Запаса времени по маршруту причал Зографа-Дафни-причал Зографа часа два, это и есть запас, чтобы добраться до причала и до монастыря идти не пешком, а на маршрутке. Впрочем, при всём неудобстве ходьбы по берегу с грузом, на это ушло минут 40, с остановкой и пробой моря (холодное).
7. Зограф (болгарский)
Маршрутка у болгарских монахов представляет собой грузовую «газель» французского (вроде бы) производства. В кузове приспособлена пара скамеек. Причал Зографа:
Зогра́ф — православный болгарский монастырь на Святой Горе Афон, посвящён св. Георгию Победоносцу. Девятый в иерархии афонских монастырей; один из трёх традиционно славянских по составу насельников.
Расположен в западной части полуострова, в 3 км от моря, в живописном заросшем лесом ущелье. Ближайшим соседним монастырем является Костамонит, расположенный в 3 км от Зографа. Существующие теперь здания сооружены преимущественно в XVIII — XIX веках.
Название Зограф значит Живописец. Основан в царствование Льва Философа тремя братьями, уроженцами города Охрид в Болгарии: Моисеем, Аароном и Иоанном. Они расселились вначале в кельях, на отдельных столпах, но потом соорудили общий храм, получив в молитве откровение посвятить его имени великомученика Георгия, лик которого сам изобразился на доске, приготовленной для иконописи. Своего покровителя, чудесно изобразившего себя, основатели назвали живописцем и от иконы прозвался сам монастырь, куда стали приходить богомольцы, привлеченные слухом о чуде, особенно, когда из Палестины достигла до столицы молва об исчезновении изображения св. Георгия, в монастыре близ Лидды. Тамошние монахи пришли на Афон и признали образ в Зографе тождественным с изображением, бывшим у них. Лев Философ и царь болгарский Иоанн тоже привлечены были молвой на поклонение в Зограф чудотворному изображению св. Георгия и пожертвовали значительные вклады на достройку обители.
При Михаиле Палеологе Зограф, как отказывающийся присоединиться к унии, был разорен. 10 октября 1276 года в башне монастыря латинянами были сожжены 26 преподобномучеников, воспротивившихся унии с Римом.
Монастырь был возобновлен молдавским воеводой Стефаном III Великим только в 1502 году.
В июле 1913 года, в ходе Второй Балканской войны, монастырь, в котором находился болгарский военный отряд, был взят штурмом греками; болгарские же солдаты как военнопленные были увезены в Грецию.
Архитектура и реликвии:
Икона «Образ Святой нашей Церкви» (Православной), или Корабль спасения. 19 век.
соборный храм, в котором находятся три иконы великомученика Георгия разного времени, построен в 1801 году, на месте более древнего храма.
древнейшая чудотворная икона св. Георгия помещена у колонны правого клироса храма, а две копии с неё, поступившие в обитель из других мест, считаются, по легендам о них, чудотворными; вторая икона, по сказанию, приплыла морем из Аравии, а третья — Стефана Душана, найденная им по видению и сопутствовавшая ему в боях.
икона Пресвятой Богородицы, именуемая Акафистной.
Зографское евангелие, преподнесено монахами Александру II, который передал его в Императорскую публичную библиотеку.
Вид на монастырь Зограф, при подъезде к нему, создаёт грандиозное ощущение.
Вообще, всё ущёлье, где построен монастырь – очень живописное место.
Как я уже говорил, в кельях монастыря холодно, стоят печки, да и нельзя сказать, что они особо комфортные – много двухъярусных кроватей, плотно стоящих друг к другу.
В целом, с бытовой точки зрения, монастырь вызывает противоречивые ощущения, с одной стороны величие и красота, с другой некоторая неуютность.
Обратно до пристани рекомендую прогуляться – очень живописная дорога.
Чем ближе паром подходит к Уранополису, тем беспокойней становятся мысли. Аура Святой Горы рассеивается, но навсегда остаётся где-то внутри, в каждом. А ты уже включаешь телефон, интернет, звонишь домой...