2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Отдых на море в Греции отзывы. Греция пляжный отдых, лучшие пляжи Греции, отдых в Греции на островах. Отзывы об интересных местах в Греции. Отпуск в Греции на море отзывы

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Сообщение: #1

Сообщение Che Kushkin » 12 авг 2012, 12:50

Некоторые сумбурные мысли на тему того, что неплохо было бы посетить «колыбель европейской цивилизации», возникли у меня лет пять назад. Под эту тему был приобретен путеводитель Дорлинг Киндерсли и проведены изыскания в интернете, по результатам которых, кстати, я открыл для себя (наряду с другими интересными ресурсами) данный форум. Тогда мы еще ездили по заграницам «пакетными» турами и о самостоятельных путешествиях даже особо не задумывались. Но вот именно применительно к Греции выяснилось, что предлагаемые туроператорами экскурсионные программы – это не то, что нам нужно. Во-первых, несуразно дорого. Во-вторых, не устраивало само содержание программ, однобоко сконцентрированных на наиболее раскрученных достопримечательностях либо античной, либо христианской тематики.
То, что нужно, нашлось в отчете Андрея Гринева. Отчет этот понравился и был принят за основу при планировании будущей поездки. Стала понятна основная концепция: летим в Афины, там берем машину и катаемся по разным интересным местам (преимущественно сконцентрированным на Пелопоннесе) с ночевками в мелких городках на маршруте и выделением нескольких дней в конце для пляжного отдыха. Место для пляжного отдыха также было позаимствовано из вышеупомянутого отчета – деревушка (скорее, курортный поселок) Толо в исторической области Арголида (поблизости от Нафплио).

Как так получилось, что от плана до практической реализации прошло пять лет – сказать сложно. За это время мы побывали в Италии, Испании, Таиланде, большом турне по центральной Европе (Австрия - Чехия – Германия). А вот до Греции все руки не доходили, пока осенью прошлого года я не наткнулся на предложение Эгейских авиалиний: билеты Москва-Афины по 230 евро туда-обратно со сборами. Прямой перелет, есть июнь, удобные даты и нормальное время вылетов. Ну, от халявы не отказываются. Билеты были закуплены на вторую половину июня на трех первоначальных участников экспедиции – меня, супругу и тестя. Почему для поездки выбрано именно это время – думаю, понятно. С одной стороны, вода в море прогревается уже достаточно для купания. С другой стороны, еще не так жарко, как в июле-августе, ландшафты не успели выгореть, покрыты зеленью и в целом выглядят более интересно. Да и народу поменьше. К тому же перенос выходных дней накануне праздничного 12 июня позволяет устроить фокус с превращением двухнедельного отпуска в почти трехнедельный.

За время подготовки к поездке произошло два выдающихся события:
1. В начале марта при отмечании дня рождения супруги количество участников экспедиции выросло до 8 человек – к нам присоединилось семейство друзей.
2. В конце марта при отмечании не знаю уж какого события руководство компании Эгейские авиалинии сильно перебрало просроченной метаксы, результатом чего явилась тотальная отмена всех авиарейсов. Причем об отмене рейсов «туда» эти забавные товарищи хотя бы предупредили по электронной почте, а обратный вылет просто аннулировался без всяких уведомлений (типа, сами должны догадаться). Замену, конечно, сделали, но не очень адекватную: на маршруте Москва – Афины появилась пересадка в промежуточных Салониках, а на обратном пути вклинилась трехчасовая стыковка на Родосе, который в общем-то в другую сторону совсем. Плюс сам обратный вылет сместился с вполне приличного дневного времени на несуразные 5-20. Все было бы неплохо, если на Родосе брать стоповер и использовать его для осмотра города-крепости. Но мы к тому времени уже сверстали маршрут, пробронировали гостиницы и самое главное – купили у тех же эгейцев билеты Афины-Родос-Афины на другой день.
Короче, получилось то, что получилось. Надо отметить, что за исключением этого кавардака с билетами, Эгейские авиалинии вполне нормально отработали.

Финальный план поездки был утвержден со следующими параметрами:
День 1 – день 2: прилет в Афины, акклиматизация и осмотр города;
День 3: Родос (без ночевки, одним днем);
День 4 – день 5: поездка в Метеоры, осмотр монастырей (1 ночевка в Кастраки и 1 ночевка в Нафпактосе)
День 6 – день 7: Олимпия и ущелье Лусио (2 ночевки в Димицане)
День 8 – день 9: Полуостров Мани, пещера Диру (Влихада), Мистрас (2 ночевки в Йитионе)
День 10 – Монемвасия (с ночевкой там)
День 11 – день 17 Толо с выездами в Микены, Тиринф, Эпидавр, Нафплио.
День 18 – день 19 возврат в Афины и вылет в Москву.
Тут, наверное, не очень понятно, откуда взялся Нафпактос в связи с Метеорами. Объяснение простое: ключевой точкой после Метеор была Димицана, но проехать весь этот отрезок одним днем с учетом планов по посещению двух пещер (Перама возле Янины и Пещеры озер возле Калавриты) абсолютно нереально, Нафпактос был выбран промежуточным местом ночевки.

Все отели были пробронированы в Москве через букинг ком. Также в Москве через - была забронирована машинка компакт-автомат «типа Fiat Grande Punto». Забегая вперед, скажу, что в реальности это оказался вот такой довольно симпатичный Мерседес:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
в хорошем состоянии. Ценник – 550 евро за 15 дней

Для навигации была скачана карта Иго8-Греция где-то 2008 года – из того большого пакета карт, который доступен в интернетах по magnet-ссылке. Ну… про карту эту и навигацию вообще потом будет поподробнее.

В завершении вводной части несколько слов о расходах и деньгах. Авиабилеты (включая внутренний перелет на Родос), отели, рентакар и визы суммарно обошлись нам чуть больше, чем в 3 тысячи евро на троих. Дополнительно к этому за поездку было потрачено порядка полутора тысяч евро (также на троих), не считая расходов на сувениры. Основные статьи расходов стандартные – бензин, оплата платных участков дорог, кабаки, билеты в музеи и прочие достопримечательности.
С собой везли наличные и банковские карты. Последние практически не понадобились. Картами можно расплачиваться на заправках если повезет (в большинстве не принимают) и один раз мне удалось расплатиться в (мини)супермаркете, при том они там долго метались и суетились с моей картой, пытаясь понять что и как нужно делать.

Ну, теперь пора переходить к собственно поездке
После всех подготовительных мероприятий 10 июня мы благополучно вылетели из Домодедово. В Афинском аэропорту на секунду заскочили в туристический офис взять бесплатную карту города и загрузились в автобус Х95. Можно было, конечно, и на метро, но: во-первых, на автобусе дешевле, во-вторых, мы все равно были обречены в дальнейшем кататься на этом автобусе, т.к. он круглосуточный, а метро ночью не работает. Ехать до центра 40-50 минут. Еще через 10 минут мы в отеле.
Отель Lion Hotel Apartments заслуживает положительной оценки. Очень удобно расположен (не более 10 минут очень неспешным шагом до станций метро Megaro Mousikis и Evaggelismos и нужной автобусной остановки, в принципе за час можно пешком и до самого центра дойти) в тихом спокойном районе (это вам не Омония). Завтраков нет, но поблизости есть улочка с разными фастфудными заведениями. Ближайший минимаркет буквально в соседнем доме. Номер очень просторный, с кухонным уголком и большим балконом. Еще в пешей доступности нижняя станция фуникулера на холм Ликабет.
Туда-то мы и отправились, поскольку время было уже позднее (темнело) и смысла вылезать в центр в этот день никакого не было. На Ликабете программа простая – попить пива и посмотреть виды ночного города. Больше там делать особо нечего. Есть какая-то церковь (Агиос Георгиос), но она ИМХО ничем не примечательна. Кстати, если у кого есть силы и энергия лазить на этот холм «на своих двоих», рекомендую фуникулер пропустить, поскольку стОит он довольно прилично (я бы даже сказал неприлично), а ничего интересного собой не представляет.

Весь следующий день у нас посвящен обязательной программе по городу. С утра доехали до Монастираки, прошли мимо библиотеки Адриана к Башне ветров, оттуда к церквям Малая Митрополия (закрыта) и Капникарея:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
Так сказать, экскурсия по старому центру. Обе церкви изящны и, безусловно, стоят осмотра, а в остальном… не понравился мне афинский центр. Античные памятники предстали перед нами в том состоянии, в каком я и ожидал их увидеть. То есть в никаком. Их практически нет. Есть отдельные фрагменты, которые не могут дать объективной картины того, остатками чего они являются. Вот, например, «храм Зевса»
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Башня ветров, правда, целая. Но она так уныло выглядит, что сразу думаешь – какой-нибудь рачительный и хозяйственный городской руководитель типа Лужкова давно бы снес эту старую развалюху (путем «реконструкции с реновацией») и построил на ее месте модный клуб или бизнес-центр.
Средневековой, ренессансной, барочной и т.п. архитектуры в Афинах нет, поскольку в соответствующие исторические периоды это был заштатный непримечательный городишко. Соответственно, нет и той атмосферы, которая ни на минуту не отпускает в исторических кварталах, скажем, Барселоны, Рима или Праги.

После прогулки обедаем (или завтракаем) в кебабной Афанасия (Thanasis). Место раскрученное и в целом оправдывает свою репутацию.

На площади Монастираки обратили внимание на пару лотков с фруктами. Прошли мимо, решив, что сейчас таскать лень, а разных вкусных и дешевых рынков нас в этой поездке еще ждет миллион. И были глубоко неправы в своем решении. Потому что их практически не было. Ни вкусных, ни дешевых, никаких. За всю поездку, намотав больше двух тысяч километров по всей средней и южной Греции, мы не встретили ни одного человеческого рынка. В районе Каламбаки вдоль дороги на запад несколько местных фермеров что-то такое продавали. И поблизости от Микен в апельсиновой роще абориген продавал, соответственно, апельсины – по 5 евро за десятикилограммовую авоську. И в Аркадии кое-где тоже на дорогах торгуют медом (там пасек видимо-невидимо). Вот и все. В городках встречаются изредка плодоовощные лотки, но по ценам и качеству они не сильно отличаются от московских. Это был в некотором роде шок, особенно на фоне еще свежих впечатлений от поездки в Таиланд.
В общем, на эту площадь мы вернулись уже накануне отъезда из Греции в Москву, и тогда уже «по взрослому» закупились клубникой-черешней (1 евро за кило) и наелись до отвала.

Ладно, бог с ней, с черешней. Вернемся к нашим баранам, то бишь Афинам.
От Монастираки едем на Омонию. После некоторых блужданий находим там салон Водафона и обретаем симку Vodafone International. Стоит 5 евро, на счете 5 евро (дают карту оплаты соответствующего номинала, активировать самому). Этих денег достаточно, чтобы активировать пакет «70 минут звонков в Россию». Еще полезная фишка симки – если зарегистрироваться в водафон бонус и пополнить счет на 10 евро, получаешь 2 часа бесплатных внутрисетевых звонков. Удобно.

От Омонии пешочком до национального археологического музея. Сегодня понедельник (музейный выходной), и судя по расписанию на сайте, музей открывается в 12-30. Идем как раз к этому времени.
И встречаемся с закрытыми дверями. Мало ли, что там на сайте написано. Здесь я впервые столкнулся с несоответствием фактического и заявленного времени работы разных достопримечательностей, которое (несоответствие) в дальнейшем постоянно пыталось помешать нашим планам. Во-первых, у греков какое-то странное представление о смене времен года: в середине-конце июня большинство подобных мест работало по ЗИМНЕМУ расписанию (а вы через месяц бы приходили, мы как раз на летнее перейдем к тому времени – сказали нам по этому поводу в Пещере озер). Во-вторых, и это урезанное зимнее расписание греки старательно оптимизируют в соответствии с русскими народными пословицами о работе («работа не волк, в лес не убежит» и т.п.)

Музей все-таки открылся и всего лишь на час позже, чем нужно. Художественные музеи трудно описывать, не будучи специалистом-искусствоведом, поэтому скажу просто: понравилось. Даже для людей, полностью равнодушных к античному искусству, афинский музей относится к разряду “must see” хотя бы для общего развития. Скульптуры не особо много, и состояние большинства объектов далеко от идеального, но эволюция от архаики к классике и далее к эллинистическому периоду показана очень наглядно. Из неожиданного понравилась статуя Афродиты, отбивающейся тапком от козлоногого – как-то этот сюжет мне раньше не попадался.
Еще отдельного упоминания заслуживает микенское золото. Я то думал, что Шлиман все выкопал и, скажем так, «позаимствовал». Ан нет. Разного рода ювелирные изделия микенского периода в музее представлены в изобилии и сделаны они очень искусно. Исторический штамп «златообильные Микены» здесь приобретает реальный смысл.

После музея ловим такси и едем на Акрополь. Про состояние античных руин я уже писал выше, и Акрополь в этом смысле исключением не является. Более-менее целостным выглядит только Эрехтейон с ионическими колоннами и поддельными кариатидами:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Остатки Парфенона в строительных лесах не смотрятся совсем:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

а входная группа (Пропилеи с храмом Ники) слишком облеплена туристами. На всем остальном пространстве «холма богов» абсолютно ничего нет. Правда еще интересно сверху смотрится театр Герода Аттика, прилепившийся к склону Акрополя:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Ну и вообще виды открываются впечатляющие – этого не отнимешь.

На этом наше знакомство с Афинами завершено. Возвращаемся в отель, встречаем прилетевших из Москвы друзей, некоторое время сибаритствуем на балконе с приятными напитками и – ранний отбой. Потому что завтра нам вставать аж в три часа ночи и лететь на Родос.

В Эгейских авиалиниях, конечно, окопались садисты. Сделать единственный осмысленный для однодневного визита рейс на Родос в пять утра – это жестоко и бесчеловечно. Но есть и положительная сторона – мы попали в крепость тогда, когда все еще спали и кроме нас заметно было только несколько таких же сумасшедших туристов. Если б еще в это время хоть одна общепитовская точка работала, чтобы как минимум по чашке кофе выпить – было бы вообще идеально…
Крепость была нашей основной и единственной целью на Родосе. И она полностью оправдала и ожидания, и ранний подъем, и два перелета, и некоторые связанные с этим финансовые затраты. Вроде где-то я читал, что там почти все новодельное – когда-то было разрушено и восстановлено при Муссолини. Но, однако, место имеет статус юнесковского памятника и, в конце концов, не так важна аутентичность, как атмосфера. А она там есть, и впитывать ее можно часами, просто бесцельно гуляя по улочкам старого города. Чем то напомнило мне все это Чешский Крумлов (конечно, с поправкой на культурно-исторические и географические отличия). Самый популярный элемент декора в крепости – каменные ядра.
За день мы облазили Родос вдоль и поперек и посетили два музея – археологический (бывший госпиталь) и музей Castello (он же дворец грандмастера). Оба по-своему интересны, но если между ними выбирать, рекомендую первый. Там не то чтобы экспонаты представляют особую ценность, но само внутреннее пространство замечательно организовано.

Внутренний двор в археологическом музее:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Во дворце Грандмастера оригинальная обстановка, конечно, не сохранилась. Зато в изобилии присутствуют непонятно как попавшие туда античные мозаики с острова Кос (по большей части довольно скучные).
Из мест, не столь известных, хотелось бы отметить симпатичную площадь Эврэон Мартирон (откуда взялось название – см. мемориальную табличку) с фонтаном, деревьями и лавочками, а также развалины готической церкви Девы в Бурге (Virgin of the Burg) XIV века:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
Хорошо сохранились три апсиды в алтарной части, и по ним хорошо видно внутреннее строение конструктивных элементов классического собора. Рядом с церковью – остатки византийских фортификационных сооружений и ворота, от которых открываются интересные виды на коммерческую гавань.

Для ужина выбрали Taverna Kosta по наводке трипадвайзера. Оцениваем положительно – кухня хорошая, порции большие и очень уединенно расположен. Вроде всего метрах в 10 течет непрерывный шумный поток туристов, а тут кроме нас вообще никого не было.

На следующий день с утра получаем прокатную машину. Прокатчик подогнал авто прямо к отелю в точно назначенное время, оформление заняло полчаса где-то. Немного неприятный момент – выясняется, что страховка у нас неполная, установлена франшиза 900 евро и эту сумму холдят на карте. При этом агенту (-) мы заплатили за полную страховку, т.е. в случае аварии кухня будет такая: прокатчик удерживает с нас сумму в пределах франшизы, а потом - эти деньги возмещает. По счастью, обошлось без аварий. Кстати друзья наши бронировали машину через тот же -, но получили другого прокатчика (Avis) и нормальную полную страховку. Но зато у нас мерседес, а у них форд фокус

По готовности стартуем в Метеоры. Путь неблизкий (350 км), так что времени на долгие сборы нет. До Ламии едем по хайвэю (дорога идеальная), потом сворачиваем на Karditsas и Trikala. Там дорога похуже конечно, попадаются длинные серпантинные участки. Но в целом жить можно. Общее время в пути порядка 4,5 часов. Остановок не делали. Навигатор пока ведет себя пристойно, вывел непосредственно к отелю (хотя и промахнулся на пару сотен метров).

В Кастраки был забронирован Hotel Sydney. Отель этот явно построили по проекту какого-то древнеспартанского архитектора – номер маленький, балкон тесный, все утилитарно и несколько аскетично. Но зато 45 евро на троих. Для одной ночевки вполне годится. Бонус – большая и комфортная общая терраса, на которой приятно посидеть вечером под бутылочку-другую немейского красного. Про завтраки можно сказать: скромно, но со вкусом.
Кстати говоря, я вообще первоначально планировал расположиться в Каламбаке. Она более известна, поскольку мест размещения там гораздо больше и основная часть приезжающих останавливается именно там. Отель в Кастраки попался на глаза случайно. Так вот: только (!!!) Кастраки. Здесь на порядок уютнее.
Хозяин заведения – кенгуру-австралиец, ему тут видимо очень скучно. Поэтому болтлив до чрезвычайности. Ну… тоже часть местного колорита. В данный момент мы выспрашиваем расположение монастырей (получили ксерокопированную карту с нужными пометками) и где бы тут пообедать. Вообще-то у всех сиеста, но г-н Анжело (вроде так звать хозяина) созванивается с соседней таверной, и там нам на скорую руку что-то организовывают.
Торопливо обедаем, чтобы сегодня что-нибудь успеть посмотреть. Во время обеда разглядывали скалы и монастыри. И козлов. Козлы совершенно непостижимым образом разгуливали по отвесным скалам, как по английскому газону, и, по-видимому, не испытывали никаких неудобств.

Что такое Метеоры и монастыри Метеор, я, наверное, рассказывать не буду. Об этом все знают, наверное, а кто не знает – описаний и фотографий этих мест есть великое множество. У меня даже документальный фильм есть минут на 50. Ну и, наверное, не надо говорить о том, что никакие информационные материалы не заменят прямого контакта и непосредственного восприятия. Аура божьих скал волшебна и непередаваема. Пожалуй, из всего виденного в Греции Метеоры произвели наибольшее впечатление (дальше будет еще ущелье Лусио, но это отдельная песня). Причем хочу отметить, что впечатлили они не только меня, но и моего тестя, который к религиозным артефактам совершенно равнодушен. Здесь имеет значение не христианская тематика, а необыкновенная природная красота, на фоне которой едва различимые снизу монастырские комплексы только расставляют акценты чего-то возвышенного и величественного, делая всю картинку внутренне гармоничной и завершенной:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Немного о практических аспектах. Монастырей функционирующих и открытых для доступа всего шесть. Раньше их было гораздо больше. На некоторых скалах видны остатки каких-то строений, не относящихся к шестерке действующих монастырей. Но попасть туда КМК будет крайне непросто (поскольку и к действующим монастырям лестницы организованы сравнительно недавно, а раньше на веревке подниматься нужно было). Есть еще несколько смотровых площадок (в частности, над монастырем Русану). Возможно, интерес представляют еще отдельные скиты (гроты в скалах), но мы там не были, и я про них толком ничего не знаю.
Расписание монастырей у меня было, но совпадений с реальностью в нем практически не оказалось. То есть с утра с 9-00 все монастыри нормально открыты для доступа (если только у монастыря не «выходной» день). А режим работы во второй половине дня выясняется только опытным путем, даже местные жители тут мало помогут.

По расположению монастыри можно разделить на три пары; Русану и Николая Анапавсаса; св. Стефана и св. Троицы; Варлама и Мегало Метеор. Последняя группа – главная, входящие в нее монастыри значительно больше остальных и содержат внутри много интересного (типа музеев монастырской утвари, культовых предметов, икон, рукописей и т.п).
Мегало Метеор:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
Монастырь Варлама:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
Для осмотра остальных монастырей достаточно в принципе 15 минут на каждый без учета времени подъема/спуска по лестнице. Дорога от Кастраки идет сначала к первой группе, а потом к развилке. От развилки вторая группа – в одну сторону, третья – в другую. Расстояния все невелики и на машине преодолеваются очень быстро. Карту или точные гпс-координаты иметь в высшей степени желательно (указатели есть, но свернуть куда-нибудь не туда очень даже можно).
К пяти монастырям ведут довольно-таки серьезные лестницы ступенек на 150 – человеку не в лучшей физической форме потребуются немалые усилия, чтобы преодолеть этот препятствие. Единственное исключение – монастырь св. Стефана:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
он элементарно доступен по мостовому переходу без всяких лестниц.

Во всех монастырях есть вода, а у парковок перед крупными монастырями есть еще палатки с водой/пивом/снеками. И последнее из справочно-информационного - если кто забыл про подобающую форму одежды (колени и плечи закрыты), в монастырях нужные тряпки выдадут.
В день приезда мы успели только в монастырь Русану, еще четыре монастыря смотрели на следующий день. Монастырь св. Троицы остался необследованным и был назначен поводом вернуться туда когда-нибудь.

Вечером нашли в Кастраки минимаркет, закупились тем самым немейским красным. Деревенька очень маленькая, вся жизнь крутится вокруг центральной площади (однозначно идентифицируется по наличию на ней церкви). Там же нашлось заведение, рекомендованное трипадвайзором на предмет поужинать, - Таверна Gardenia при гестхаусе Plakias. Рекомендовалось оно конкретно за бараньи стейки (lamb chops) и в ответ на вопрос об этих стейках официант характерным движением показал, что, типа, это у нас высший класс. Не обманул. Действительно вкусно.

День следующий у нас был самым напряженным в смысле переездов. Хотя общее расстояние от Кастраки до Нафпактоса (порядка 300 км) было меньше вчерашнего отрезка Афины – Кастраки, но при этом бОльшая часть пути в Дорлинг Киндерсли была обозначена как живописный маршрут, что означает: серпантин, запрет обгонов, постоянные ограничения скорости. После осмотра четырех монастырей выехали где-то в час дня и направились в сторону Иоаннины к пещере Перама. Это место я обнаружил в последний момент перед отъездом, как то путеводители не уделяют ему должного внимания. Находится пещера в одноименной деревушке (Perama), найти легко. Сложно запарковаться. Парковки есть при гестхаусах, но туда не пускают чужих даже за деньги. После некоторых метаний нашли парковку у какого-то продуктового магазина (парковаться разрешают, если что-нибудь у них купить). Выясняем, где пещера. Нам показывают направление (идти от центра всего ничего), но предупреждают: 800 ступенек!!! Ого. На такое я немного не рассчитывал. В результате большая часть экспедиции осталась в деревне изучать сувениры (там всякие серебряные штуки продают типа местного производства), а в пещеру отправились трое самых стойких и выносливых. Оказалось не всё так страшно. Заявленное количество ступенек там наверное есть, но это не единый какой-то подъем, а всего на маршруте. Примерно половина ведет вниз, а подъемы/спуски перемежаются ровными участками.

Пещера клевая. Огромные подземные залы с гигантским количеством сталактитов/сталагмитов самых причудливых форм и размеров.
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Местная фишка – сталагмит в форме креста. Выход из пещеры находится довольно далеко от входа и оттуда открывается неплохой вид на озеро Янина.

После обеда-ужина едем дальше. Общее направление – Арта (древняя Амбракия), Амфилохия, Мессолонги. Пейзажи здесь дивно красивые. Дорога идет по межгорным ущельям, потом вдоль Артского залива и еще каких-то водоемов. К сожалению, у нас уже цейтнот, поэтому едем без остановок, фоток не осталось. И Арту проехали мимо, хотя там есть что посмотреть.
Амфилохия и окрестности (Историческая область Акарнания) меня заинтересовали на будущее. Судя по всему, путеводители и туристы не особо жалуют эти места. Про Амфилохию, скажем, в интернете вообще практически ничего найти не удалось (в то время, как, скажем, на полустрове Мани подробно описаны каждая церковь и каждая деревенька). При этом тут есть пляжи, виды, места для прогулок и вообще все, что нужно для спокойного релакса вдали от (относительной) цивилизации.

В районе Мессолонги с дороги видны бассейны, в которых добывают морскую соль. Примерно оттуда начинается хайвей. И очень вовремя, потому что мы уже порядком устали. Кстати где-то там же нас единственный раз за всю поездку остановили местные гайцы. Ничего не хотели, проверили права и доки на машину и отпустили.

В Нафпактосе у нас впервые закозлил навигатор, упрямо загоняя на дорогу со встречным движением в запрещенном направлении. Немного понервничали – темнеет, улицы узкие, движение, несмотря на позднее время, интенсивное, припарковаться чтобы собраться с мыслями негде. Карты нет и точного адреса нет, потому что в таких мелких городках греки не утруждают себя адресацией зданий. И нам еще с друзьями по разным отелям разъезжаться, т.к. не смогли найти нужный комплект номеров в одном месте. Когда уже были близки к точке кипения и полной дезориентации, увидели таки отельную вывеску. Отель Akti. Далеко не новый и не блестящий (на ковре в номере было пятно такого вида и размеров, как будто там кто-то ящик красного вина разбил). Но номер просторный, мебель вся из себя с претензией, ванна есть настоящая.
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Балкон, интернет и толковый менеджер – в комплекте. Пляж в двух шагах. За свои деньги – пять с минусом (за ковер).
Особо нас впечатлил завтрак. Это что-то с чем-то. Минут, наверное, двадцать служащий таскал к нашему столу тарелки с всякими разными вкусностями, и когда сказал «я все» - стол буквально ломился. Мы хоть и были голодные, поскольку из-за позднего приезда ужин пропустили, съесть смогли далеко не все.

К концу завтрака подъехали друзья, малость ошеломленные впечатлениями от своего отеля. Им достался звездный бутик с фарфоровой посудой и всем причитающимся пафосом. Причем поселили в номере для новобрачных. Почему номер для новобрачных четырехместный (их двое взрослых и двое детей), осталось для меня загадкой.

В Нафпактосе есть крепость (венецианская), пляж, памятник Сервантесу и вид на мост Рио-Антирио:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
Пляж довольно странный, ибо пустой - народу никого вообще. И вскоре я выяснил почему – вода ледяная, скорее всего из-за впадающей рядом горной речки. Может надо было отойти от нее подальше, но… там и отходить как-то некуда. Символически я, тем не менее, выкупался, открыл, так сказать, пляжный сезон 2012 года. Больше желающих лезть в воду не нашлось.
Осматривать памятник Сервантесу нам стало лениво, а в крепость слазили. Ничего выдающегося там нет, но погулять вполне можно. Чем-то похожа на Судакскую (генуэзскую) крепость в Крыму, что понятно – они относятся к одному времени и обе построены итальянцами. К крепости есть удобный подъезд (парковка непосредственно у входных ворот). Денег за вход не берут.

А это наши друзья, пляж и вид на крепость Нафпактоса:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Есть еще рядом с Нафпактосом большое (крупнейшее в Греции) и (говорят) красивое озеро – Trichonida. Но туда мы не поехали – программа и так достаточно напряженная.

После осмотра венецианской крепости едем на Пелопоннес. В смысле транспорта сегодня совсем не наш день. Сначала на съезде с моста Рио-Антирио ошиблись на развязке и уехали по хайвею в противоположную сторону. Пока нашли разворот и вернулись на нужную дорогу, полчаса пролетело. Но это цветочки, ягодки начались после Диакофто. Дорога там и так представляет из себя жесткий серпантин, но наш навигатор решил еще срезать «по кратчайшей» и сэкономить нам пару километров. Кто-то из путешествовавших здесь раньше свой навигатор назвал «дочь дикой козы». Очень точно подмечено. Кратчайшая сначала побыла просто плохой и узкой асфальтовой дорогой, а потом взлетела по склону поближе к вершинам и превратилась в убитую проселочную грунтовку, зайцем петляющую по задворкам каких-то полузаброшенных хозяйственных построек. Проехать здесь можно разве что на хорошем внедорожнике. Поняли, что мы сейчас либо заблудимся и застрянем, либо машину изуродуем. Пришлось возвращаться.

Дальше проехали мимо монастыря Мега Спилеон (поглазели издали)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
(это не сам монастырь, а какой-то скит рядом)

и направились к Пещере озер, которая недалеко от деревеньки Kastria. В Калаврите навигатор продолжал развлекаться вовсю. Главная дорога ему категорически не нравилась, зато внутридворовые проезды с уклоном под 45 градусов влекли неудержимо. Прокляли все на свете. Слава богу, появились указатели на пещеру, по ним уже нормально доехали.

И едва успели. Пещера формально работает до 17-00, мы приехали на час раньше и нам были не очень рады. Устали местные служащие уже, работа то у них тяжелая – в кассе сидеть билеты продавать да по пещере группы водить. Гид наша по этой пещере только что не бежала, чтобы побыстрее закончить с этой тягомотиной и сбежать по своим делам. И очень расстраивалась, что мы не хотели бегать за ней и шли в своем темпе. Напоследок предложила приезжать через месяц – тогда, говорит, будет у нас летнее расписание, и я буду ходить помедленнее.
Пещера сравнительно небольшая (протяженность освещенной и оборудованной части метров 500) и не такая богатая на карстовые натеки, как Перама или Диру, но вполне рекомендуется к посещению. Сталактиты тут необычной формы – похожи на окаменевшие тряпки с множеством складок. При хорошем воображении можно нафантазировать себе в интерьерах разные сказочные или магические или демонические картинки.
И действительно имеется каскад разноуровневых подземных озер, что необычно. Только имхо при наличии водных «зеркал» там с освещении можно было бы что-нибудь более интересное придумать.

К вечеру доезжаем до Димицаны. Селимся в гестхаусе Kazakou, в котором когда-то останавливался Андрей Гринев. Место атмосферное, но несколько запущенное и обветшалое. Главная фишка – романтичный закрытый внутренний двор, отделенный воротами от окружающей территории. Но при этом в номерах нет балконов.

Вообще на мой субъективный взгляд какой-то налет обветшалости и заброшенности – визитная карточка всей Димицаны. Кажется, что это место знавало лучшие времена и теперь живет исключительно надеждой, что эти времена когда-нибудь вернутся. Городок невольно вызывает ассоциации с замком Горменгаст Мервина Пика: отрешенный, местами полуразрушенный, погруженный в тень. При всем при том пейзажи здесь живописны, а домики, улочки и церквушки – по-своему элегантны:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

А вот цены в кабаках у них грабительские. Разглядывая меню, начинаешь задумываться, а не телепортировался ли ты случайно в Монте-Карло или еще какую Марбелью. С трудом нашли более-менее устроившее нас заведение.

Небольшое нелирическое отступление.
Вообще за эту поездку у меня набрался ворох претензий к греческой кухне и греческому общепиту. В принципе вкусно, но дорого и однообразно. Меню таверн преимущественно сводится к жареному мясу с жареной картошкой. А иногда супчика хочется. Рыба даже в рыбацких городках на побережье – 45-60 евро за кг (в тавернах). Так она в Москве столько стоит, если не дешевле. Овощи-фрукты – проблема. Про отсутствие рынков я уже писал выше, но вот даже например во время поездки в Чехию-Германию-Австрию в любом отеле завтрак (каким бы бедным он не был) обязательно включал в себя огурцы-помидоры. Тут этого нет. А тарелка греческого салата с этими самыми огурцами-помидорами в любой таверне стоит 4-5 евро минимум. Совсем негуманно.


На этом завершаю первую часть отчета, продолжение (оно же окончание) следует.
Che Kushkin
активный участник
 
Сообщения: 537
Регистрация: 16.08.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 155 раз.
Возраст: 49
Отчеты: 4
Пол: Мужской
виды отдыха в греции

Re: 2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Сообщение: #2

Сообщение hennessy-polka » 12 авг 2012, 15:03

Очень интересно, продолжайте, пожалуйста!!
Фото зачетные!!

Мдя, а я в Грецию собиралась, никак не думала, что с фруктами там беда.
Вообще в Греции так что ли, или исключительно вам повезло...
hennessy-polka
активный участник
 
Сообщения: 736
Регистрация: 27.05.2012
Город: Алматы
Благодарил (а): 262 раз.
Поблагодарили: 67 раз.
Возраст: 42
Страны: 14
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: 2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Сообщение: #3

Сообщение Салли » 13 авг 2012, 09:57

В июне были в Греции, думала объемся черешней насмерть - фигушки. Фрукты-овощи покупали в Lidl. А в Болгарии, откуда мы ехали зеленчуци на каждом шагу. В Метеоре кстати тоже останавливались в отеле Sidney. Вид с балкона сногсшибательный. Так хочется туда вернуться...
Аватара пользователя
Салли
новичок
 
Сообщения: 30
Регистрация: 09.12.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 26 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Возраст: 57
Пол: Женский

Re: 2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Сообщение: #4

Сообщение Che Kushkin » 13 авг 2012, 11:14

hennessy-polka писал(а) 12 авг 2012, 15:03:Очень интересно, продолжайте, пожалуйста!!

Я старался:) Сегодня-завтра выложу остаток. И фоток еще будет.
С фруктами действительно плохо. Не знаю как на островах, а у нас на маршруте было так. Может если местных попытать можно какие тайные места найти, но изобилия вот не наблюдается.
Che Kushkin
активный участник
 
Сообщения: 537
Регистрация: 16.08.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 155 раз.
Возраст: 49
Отчеты: 4
Пол: Мужской

Re: 2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Сообщение: #5

Сообщение Che Kushkin » 13 авг 2012, 22:49

Продолжение/окончание отчета

На следующий день мы разделились. Все мои спутники поехали в Олимпию, а я отправился покорять ущелье Лусио (ради которого, собственно, и была включена в маршрут Димицана). Про Олимпию ничего писать не буду (поскольку не был) а на ущелье остановимся поподробнее.

Информация об этом месте довольно скудна не только в рунете, но и на англоязычных форумах. В путеводителях оно «в общем» описано и в некоторых отзывах упоминается, но вот логистика прохождения из конца в конец осталась мне не до конца понятной до самой экспедиции, в связи с чем прохождение приобрело несколько экстремальный характер. Следуя рекомендациям с форума tripadvisor, я решил идти с юга на север против течения реки.

До начальной точки довезла супруга на машине. Точка эта отлавливается следующим образом. Едем по дороге Димицана – Стемница по верхней кромке ущелья. Не доезжая нескольких километров до Стемницы, съезжаем вправо на дорогу, ведущую к деревне Эллинико. Там есть указатель – толи Luissios trails, то ли Ancient Gortis. Дорога эта на google maps выглядит страшновато – участок от съезда почти до самой точки назначения похож на пилу с довольно острыми и неприятными зубьями. По факту все не так плохо. Асфальт есть везде кроме пары маленьких участков в несколько метров каждый. Для опытного водителя ехать тут сложно, но не опасно. Единственная проблема – разъехаться с встречной машиной, ежели таковая встретится (нам не встретилась). Когда дорога спускается на самое дно ущелья, от нее отходит правый поворот, также обозначенный указателями. Этот поворот вскорости заводит в тупик, в котором имеются парковочная площадка, восстановленный старый мост, и спуск к реке. Сразу за мостом – небольшая часовня святого Андрея:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Отсюда начинаются две тропы. Одна ведет к руинам древнего Гортиса, вторая – к монастырям Продрому и Философу. Гортис я решил пропустить, поскольку и без него предстояло пройти пешком не менее 17 километров.
Первый участок пути – переход до Мони Продрому. Тропа довольно приличная, но я совсем не пожалел о том, что озаботился нормальными кроссовками. В сандалиях тут было бы не комфортно, поскольку покрытие представляет собой крупные осколки битого камня. Монастырь не на дне ущелья, а высоко на правом (с моей стороны) склоне. Приходится карабкаться, вариантов обойти по низу нет. Тут меня встретила первая неприятность в лице толпы козлов. Четвероногих и рогатых. Может у них были самые лучшие намерения, но когда на тебя сверху под треск ломающихся веток и стук осыпающихся камней с веселым блеянием ломится дюжина этих копытных, становится немножко не по себе. Кстати кто-то из ранее путешествующих их уже встречал и ЕМНИП именно здесь. Пришлось сойти с оккупированной превосходящими силами противника тропы и продираться через заросли в обход местного ручья. Перемазался прилично, но в общем этот квест был пройден без потерь.

Сам монастырь какой-то негостеприимный. Ни на территорию монастыря, ни внутрь рядом стоящей церкви попасть не удалось. Ну, снаружи посмотреть тоже интересно. Монастырь отшельнический, типа скит-переросток:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
Я хоть верующим человеком себя не считаю, но к таким проявлениям религиозности отношусь с глубоким почтением. Потому что оно искреннее и настоящее. Нужно было действительно обладать горячим религиозным чувством, чтобы от мирской суеты уйти в эту глушь, отстроиться здесь и посвятить себя служению Богу.

Дальше от монастыря тропинка спускается опять вниз ущелья, проходит по мосту и карабкается вверх уже по противоположному склону. Здесь два монастыря Философу – старый и новый (на приличном расстоянии друг от друга). Сначала дошел до старого. Он полностью заброшен и сильно разрушен:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Самым интересным тут для меня было увидеть большую колонию летучих мышей. Они облюбовали церковь:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
устроившись под самым куполом там, где по идее должен быть лик Пантократора:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
Ходить по монастырю нужно аккуратно, потому что никаких страховочных сеток или ограждений нет, а падать вниз – перспектива так себе.

Следующая цель – Неа Мони Философу. Исключительно светлое и приятное место. Ухоженный дворик:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

симпатичная церковь:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
Одним словом – благодать. Единственный монах приветливо встречает всех путников, угощает ключевой водой и лукумом. Даже немного говорит по-английски.

Выйдя из монастыря, я глубоко задумался. Потому что здесь перед монастырем тропа, по которой я шел с самого начала, закончилась. А мне надо в Димицану, и туда точно должен быть путь, только я его не вижу. Решив, что пропустил какое-то ответвление тропинки, я пошел назад и таким образом прошел обратно полпути до Мони Продрому, оказавшись опять на дне ущелья. Никаких других тропинок кроме тех, по которым я уже ходил, не наблюдалось. Ситуация переставала быть томной. Прошло, грубо говоря, полдня, а до финала пути мне как до луны пешком и я не особо представляю в какую сторону. Плюс запас воды стал заканчиваться.

Возвращаюсь в Неа Мони Философу и спрашиваю дорогу у монаха. Это надо было сразу сделать. А вон, – говорит, – в дальней стене монастырской ограды калитка. Поди догадайся. Прохожу через калитку и оказываюсь на асфальтовой дороге. Неожиданно. Дорога узкая (в одну машину), но покрытие в прекрасном состоянии. Потому что по ней никто практически не ездит. До Димицаны 11 км.
Идти по асфальту не так интересно, как по тропе, но значительно быстрее. Сначала кажется, что дорога вскоре выведет из ущелья наверх по левому склону, но в реальности через некоторое время она опять спускается вправо-вниз. Кстати, река Лусио практически на всем протяжении течет по глубокому каньону с отвесными практически каменными стенами:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
так что посмотреть и послушать ее можно, а вот водички набрать в высшей степени проблематично. По счастью водой я запасся у монаха.

Дорога ведет на мост и далее на противоположный склон. С моста вижу Димицану. Далековато и (главное) высоковато. Но ничего, прорвемся… думаю я и совершаю стратегическую ошибку. Дело в том, что после моста дорога круто меняет направление и идет практически в противоположную сторону. Понятно, что ей так надо, чтобы избежать слишком крутых уклонов. Но нельзя ли срезать? Вроде, можно. В месте изгиба дороги от нее отходит нахоженная и размеченная тропинка. То, что нужно. Иду по ней. Вверх, естественно. Мой тесть сформулировал интересную топологическую гипотезу, что в Греции, куда бы ты ни шел, ты всегда идешь вверх. И вот километра через три, когда я уже прикидываю, что идти осталось всего ничего и через час с небольшим я буду дома, тропа делает ход конем и финт ушами: она кончается. Там, где была тропа, теперь ручей. Несколько десятков метров я проскакал по камням вверх по течению этого паскудного ручья:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
в надежде, что тропа вернется на место, но быстро понял, что занимаюсь фигней: резиновыми сапогами и водонепроницаем сумкой я не озаботился, не хватает еще здесь поскользнуться и намочить телефон, он же навигатор. Ясно, что надо возвращаться. Но ужасно не хочется. И ведь дорога должна быть где-то рядом, чуть выше меня максимум в паре сотен метров, по навигатору я ее вижу. И я решил попробовать подняться напрямую по склону через заросли.

Докладываю. Местная растительность настроена крайне недружественно. Даже, не побоюсь этого слова, агрессивно-враждебно настроена. При каждом шаге десятки разнокалиберных и очень колючих веточек обвивают тело со всех сторон, пытаясь разодрать одежду, уронить и уколоть побольнее. Еще отобрать рюкзак или, в крайнем случае, выпотрошить его содержимое. Пока отпутаешься от одной ветки, с другой стороны прицепится еще парочка. В таких условиях и по ровной местности без мачете передвигаться сложно, а по уклону более 45 градусов – вообще жесть. Причем как вверх, так и вниз. Мои льняные штаны не выдержали и пяти минут этого противостояния.

Не меньше получаса я потратил на бесплодные попытки прорыва. Продвинулся метров на сто, наверное, и сдался. День клонился к вечеру, и у меня появлялась реальная перспектива не успеть вернуться до темноты. Возвращаюсь. При спуске назад к ручью какая-то ветка все-таки меня подсекла. Упал и довольно сильно разбил колено. У ручья новая напасть – змеи (я как ручей увидел, сразу подумал, что им тут хорошо должно быть). Но я уже был слишком злой, чтобы пугаться – быстро прошел мимо, стараясь держать дистанцию.

В итоге вместо запланированного маршрута в 17 километров я прошел все 30. Где-то за 11 часов. Последние 10 км шел «на морально-волевых». Высчитывая оставшиеся глотки воды и выбирая в плеере треки поэнергичнее. Отдыхать не останавливался, потому что боялся – организм расслабится и откажется двигаться дальше. По счастью разбитая коленка прониклась серьезностью ситуации и никак о себе не напоминала. Продуктов я никаких с собой не брал и завтрак с утра был скромным, но есть совершенно не хотелось. А вот пива холодного, кажется, выпил бы залпом целый ящик. Когда вернулся, с трудом мог говорить, потому что мысли путались, а язык не слушался.
Тем не менее, я остался доволен. Во-первых, план был выполнен. Во-вторых, оно того стоило. Красиво там, в ущелье. Я понимаю, что слово «красиво» встречается в этом отчете избыточно часто. Но что поделать. Горная природа в практически первозданном состоянии не может не быть красивой:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
(на последней фотке – не я, а тесть. на том самом мостике в начале маршрута)

Ко времени возврата в Димицану моя команда успела уже приехать из Олимпии. Остались довольны, хотя не все успели посмотреть (ох уж это зимнее расписание). Еще надо заметить, что, хотя расстояние между Димицаной и Олимпией невелико, дорога там – один сплошной «живописный маршрут», т.е. времени тратится прилично.

На следующий день едем в Мистру. Пытаемся еще в Димицане заглянуть в музей мельниц, но не судьба – у греков выборы, и по этому поводу они не работают. Через некоторое время после отъезда замечаю, что навигатор взбесился окончательно и ведет нас куда-то совсем к чертям на куличики. Приходится переходить на полуручной режим – смотрю по карте ближайший город, через который нам по моему представлению надо проехать, и ввожу в шайтан-девайс соответствующие координаты. На подъезде ввожу координаты следующего населенного пункта, и т.д. Дело пошло веселее, хотя все равно поплутали. Только от Триполи выехали на магистральную трассу (к Спарте), и здесь уже у навигатора особо поводов козлить не было.
Мистра, естественно, тоже закрыта в честь выборов. Никаких особых планов на этот день у нас больше не было, поэтому поехали сразу к месту ночевки в Йитион. Тут интересно получилось. Мы когда бронировали в Москве отели, я слегка перепутал даты, поэтому у нас перед Толо оказалась непонятная дырка в один день. Пораскинув мозгами, решили добавить лишнюю ночь в Йитионе, и вот теперь это пригодилось – иначе мы бы Мистру вообще посмотреть не успели.

Говорим Йитион, подразумеваем Паралия Мавровуни – пляжно-курортно-отельный пригород. Здесь не так колоритно, как в старом городе (где остров Кранея, на котором Парис с Еленой Троянской впервые кололи орехи и ели сердцевины). Зато есть хороший песчаный пляж и отели существенно дешевле. Наш – Demestihas Studios – стоит непосредственно на пляже. Отельчик понравился – просторно, чистенько, большой балкон с видом на море, есть все что нужно (только пляжные полотенца пытались зажать). Впервые нормально выкупались. Народу, конечно, и в воде и на берегу много. Выход – выползать на пляж ранним утром с рассветом, тогда здесь практически пусто.
Ужинать поехали в город. Тут мы в первый и последний раз поели местной рыбки. Потому что когда я разглядывал эту рыбу и спросил сколько стоит, местный ресторатор уверенно ответил: sixteen. Я еще пару раз переспросил и сильно удивился, потому что рыбка тянула на килограмм и что-то это подозрительно дешево. Дальше понятно. Рыбка была нежной, вкусной, без костей и вполне нас радовала до тех пор, пока не принесли счет с суммой в 60 евро. Не то чтобы это были фантастические деньги, но запомнили мы эту историю надолго.
После ужина прошлись по Йитиону. Город на один раз посмотреть – симпатично, но не более. Набережную в основном занимают кабаки и сувенирные лавки.

Следующий день у нас посвящен пещерам Диру и полуострову Мани.
Полуостров Мани знаменит благодаря своеобразным и жестоким нравам его обитателей (маниотов), помешанных на чести и гордости. Никаких иностранных завоевателей тут никогда не признавали, и в XIX веке властям уже независимой Греции пришлось приложить немало усилий, чтобы навести какой-то порядок. Маниоты считают себя потомками спартанцев, и единственным достойным мужчины занятием на полуострове долгая время была кровная месть. Этой страсти жители предавались с поистине невиданными энергией и энтузиазмом, устраивая многолетние разборки с десятками трупов по самым незначительным поводам (типа неосторожного жеста на деревенской дискотеке). Чтобы повысить свои шансы на выживание в таких суровых условиях, маниоты строили в изобилии многоэтажные башни с толстыми стенами (в некоторых деревнях такие сооружения исчисляются десятками). А чтобы хоронить тех, кто не сумел воспользоваться своим шансом, были построены церкви, также многочисленные (как правило, при кладбищах). Самые знаменитые маниоты – герой греческой войны за независимость Петробей Мавромихалис и его родственники, которые зарезали первого президента Греции Каподистрию (потому что новые власти Греции первым делом на всякий случай упрятали героя за решетку, а такое оскорбление, понятное дело, можно смыть только кровью).
Собственно, видели мы на Мани крайне немного, потому что у меня в тот день разболелась нога, а моя команда уже видимо притомилась от впечатлений и перемещений и предпочитала любым руинам и достопримечательностям спокойный пляжный кверхупопинг. Осмотрели башню клана Sklavounakos:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
(она практически в деревне Диру находится) как образец местных башен и церковь возле деревеньки Glezos (посвященную, вроде, Архангелу Михаилу), как образец местных церквей:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
Последние не поражают воображение декором и убранством, но интересны в двух аспектах. Во-первых, церкви просто старые (11й - 14й век) и кое-где даже сохраняют остатки фресок того периода. При этом для строительства использовались фрагменты и обломки более ранних зданий, так что в каменной кладке нередко просматриваются античные барельефы и прочие подобные штуки:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
Во-вторых, странно ощущается отсутствие людей – как служителей, так и прихожан. Какие-то энтузиасты в сохранившихся действующих церквях поддерживают порядок и ухаживают за обстановкой (удивительно как никто все это не разграбил, там относительно ценные на вид вещи встречаются). Но внутри пусто. Дверь либо просто притворена, либо закрыта на замок и тогда нужно в ближайшей деревне искать «хранителя ключа».

Ну и конечно пещеру мы пропустить не могли. Правильное ее название – Влихада (Vlihada caves), но и Диру местные тоже понимают (это название ближайшей к пещерам деревеньки). Кстати в деревеньке на перекрестке стоит монумент Пиргосской Амазонке в память о событиях времен войны за независимость, когда группа мирно, хм, собиравших урожай местных жительниц разгромила внезапно высадившийся внушительный десант из войск Али-Паши. При том в качестве оружия барышни располагали только серпами, ножами и камнями. Серьезные люди.
Пещера морская. Только вход на суше, дальше основная часть пути проходит на лодке. Редкий случай – здесь разрешают фотографировать, а поскольку мне удалось устроиться на носу лодки, получилось много всего интересного. Путеводители утверждают, что согласно верованиям древних греков здесь находился вход в царство мертвых:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
(последний кадр – это мой фотоаппарат решил снять что-то одному ему ведомое. будем считать, что это мистический портал куда-нибудь)
Посещать однозначно стОит.

На этом наше знакомство с Мани закончилось, а в принципе тут можно на подольше останавливаться. Дня два-три точно есть чем заняться. Распечатка с инфой о местных достопримечательностях (нашел на каком-то англоязычном ресурсе – крепости, церкви, пляжи, античные руины, деревни с домами-башнями) у меня получилась в 7 страниц мелким шрифтом, а там еще далеко не все.

На следующий день (это 10й день нашей экспедиции) едем в Монемвасию через Мистру (Мистрас). В Мистре самое главное – правильно разобраться с логистикой перемещений. Если от нижних ворот (где основная парковка) подниматься вверх до Агии Софии и замка Виллардуэнов – то это с ума сойдешь. Потому что территория города находится скорее в вертикальной, чем в горизонтальной плоскости, и расстояния там не маленькие. Поэтому правильно будет верхний город осматривать от верхних ворот (там также есть парковка и билетная касса, билет единый – дважды платить не придется). При том даже оттуда к замку Виллардуэнов подниматься довольно далеко и высоко. При дефиците времени можно его пропустить – ничего сверхинтересного мы там не обнаружили. Вообще верхний город Мистры основательно разрушен (видимо, он был раньше заброшен). Из цельных построек сохранился только Дворец деспотов, но он закрыт на реставрацию. Также в верхнем городе заслуживают внимания Агия София и еще одна церковь, но над ними обеими время основательно поработало.
В нижнем городе много всего интересного и в прекрасном состоянии. Поскольку Мистра – юнесковский памятник и описаний ее и в инете, и в путеводителях предостаточно, обойдемся без подробностей. Для особо заинтересованных есть целая книга: Медведев И. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города (в интернете ищется). На неспешный осмотр всего в Мистре нужно часа 4 минимум.
Фотки:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

После Мистры едем в Монемвасию.
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
(это просто апельсиновая роща по дороге. Типичный ландшафт равнинных участков южной Греции. Цитрусовых здесь даже больше, чем традиционных олив)

Не помню где я читал, что в Монемвасии нужно непременно останавливаться в крепости. Это действительно так. Средневековый византийско-венецианско-турецкий город-крепость, приютившийся у подножья острова-скалы – место совершенно исключительное, и этим надо проникнуться. Единственная проблема – парковка. В крепость вообще въезжать нельзя, перед ней парковка запрещена знаками. Ближайшее место – открытый паркинг на дамбе, соединяющей остров-скалу с материком. Пешком оттуда до нашего отеля было минут 20.
Каких-то конкретных целей в Монемвасии нет (кроме Агии Софии – о ней дальше). Смысл пребывания здесь просто в том, чтобы гулять по улочкам, впитывать атмосферу и наслаждаться жизнью. Дополнительный колорит городку придают кошки – они тут везде и кажется их больше, чем людей (вроде постоянное население здесь – всего 7 человек). Теоретически можно купаться, но море как-то не располагает:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Отель у нас тут тоже получился необычный – Teophano Art Hotel. На полу – каменная мозаика, в стене – кусок «древней» кладки, ванная вся в мраморе (тем не менее ванны нет, только душевая кабина). Сплошное эстетство, одним словом.
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
(это общий вид завтрачной залы)
К этому прилагается колоритная хозяйка, которая обожает Достоевского и трещит без умолку, не переставая. Но завтрак более чем скромен – джем, мед, булки и на этом все.
Кабаки местные избалованы и испорчены туристами, но Matoula Restaurant показался более-менее ничего.
Кстати Монемвасия еще оказалось довольно интересной в плане сувениров и прочего шопинга. Нам там ничего не приглянулось, а друзья купили дизайнерское платье, набор каких-то цацок и еще вроде детям чего-то.

На следующее утро в программе естественно Агия София. Тут диспозиция такая. В Монемвасии изначально возник верхний город, который размещался наверху скалы и был гораздо более безопасен в силу естественной почти неприступности. Потом к верхнему городу добавился нижний припортовый город типа «посад», который и является сегодняшний Монемвасией. С течением времени лень победила и верхний город полностью забросили. В силу различных естественных и неестественных причин (в т.ч. военных действий) от построек верхнего города практически ничего не осталось. Сохранились только частично стены (их прекрасно видно снизу) и собор Агия София, который задумывался как реплика константинопольского софийского собора, а при турках служил мечетью. Так и стоит она там, наверху, в гордом одиночестве:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Хотя снизу кажется, что скала гигантская, подъем наверх не представляет особых сложностей и занял у меня минут 20. Только обувь желательно иметь нормальную. Собор закрыт, можно только снаружи посмотреть и полазить по окрестным развалинам. Еще неплохо сохранились ворота, через которые идет тропа наверх. И естественно, что с верхнего плато открываются интересные виды и на нижний город, и на все прочие окрестности.
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Выписавшись из Монемвасии, едем уже к месту постоянной дислокации в Толо. Тут у нас приключился долгий диспут с штурманом второй машины на тему того, как ехать. Я предлагал по прямой, а он - по автостраде через Триполи. В итоге уже после достижения финишной точки мне пришлось согласиться с ним (что по автостраде гораздо быстрее), а ему – со мной (что напрямик через горы гораздо интереснее). Поехали через горы. По дороге заехали в деревеньку Kosmas:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
на предмет пообедать. Местечко приятное во всех отношениях, кто будет проезжать мимо – не проезжайте мимо. Особо нас тут впечатлила козлятина, вареная в травах. Это блюдо присутствует в меню многих греческих таверн (ехать сюда специально за этим не стоит  ), но почему-то только здесь решили попробовать. И не разочаровались. Как я уже писал, у греков вообще с первыми блюдами беда. А тут то, что нужно – вкусное довольно нежное мясо в ароматном бульоне.

От Космаса до Нафплиона (через Леонидио) – длинный участок непрерывного серпантина. Ехать тяжеловато. Я устал даже на пассажирском сиденье, а водителю здесь совсем некогда разглядывать окрестности. Маршрут представляет из себя постоянное чередование возвышенных участков с понижениями (долины, овраги, ущелья), так что к петлянию дороги добавляются резкие перепады высот. Но посмотреть есть на что и в районе Леонидио:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
и дальше уже когда впереди постепенно начинает открываться панорама Аргосского залива. Места здесь дикие и почти не населенные. При подъезде к Нафплио горы кончаются, и дальше до Толо ведет нормальная дорога.

В Толо нам приглянулся Viaros Hotel Apartments. Находятся эти апартаменты далековато от моря и прилично так на холме (хотя все не столь ужасно, как в случае с соседней Панорамой), однако по соотношению цена/качества вариант показался оптимальным. Двухкомнатный номер с двумя балконами и отдельной кухней обошелся в 60 евро в день на троих. А на пляж (когда лениво было пешком ходить) ездили на машине, как это не смешно звучит. Благо там парковка есть. Друзья взяли трехкомнатный номер и, пожалуй, не прогадали – помимо трех отдельных комнат там был еще здоровый каминный зал. Ну и балкон… в футбол там наверное играть все-таки тесновато будет, а дискотеку при желании (и согласии соседей) устроить можно было запросто. Инет (wi-fi), естественно, в наличии. Бассейн маленький и в вечерне-ночное время не работает, но пару раз мы им воспользовались. Завтраки посредственные.

Нормальный пляж в Толо находится в левой (если лицом к морю стоять) части поселка – там, где заканчивается отельная линия. Пляж песчаный, вход в воду нормальный. Есть платные лежаки/зонты, но можно устроиться просто на своей циновке и никому ничего не платить (только солнце убийственное, поэтому для нас этот вариант был чисто теоретическим). Народу умеренно, русская речь и на пляже, и в поселке звучит постоянно. За время нашего пребывания море редко бывало совсем спокойным, но волнение не сильное, т.к. Толо находится в глубине Аргосского залива. На пляже предлагаются напрокат лодки и катамараны. Море в день приезда было прохладным, потом быстро прогревалось и на момент отъезда стало уже даже слишком теплым.
Общий вид пляжа:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Впечатления от поселка как такового в основном положительные. Чистенько, много зелени. Есть прачечная самообслуживания и ассортимент продуктовых и сувенирных магазинов. Некоторое время потратили на поиски подходящей едальной точки. Кабаков конечно много, а вот ценники в них в основном не радуют. В итоге приглянулась таверна «У Ильяса». Разумно бюджетно (палка шашлыка – 1,5 евро, ½ курицы гриль – около 7 евро), и вполне вкусно. Только с меню лучше не выпендриваться, а спрашивать у хозяина чего сегодня есть. Заказал я один раз по меню баранину – получил тарелку практически костей. Видимо, не сложилось в этот день с бараном. Про комплименты в этом заведении не забывают – ежевечерне к нашему ужину добавлялись тарелки с фруктами и по рюмке самогона. Один раз с самогоном что-то не задалось, так на следующий день хозяин выставил бутылку 0,7 ракии, чем нас окончательно покорил. Кстати я на эту бутылку сначала с ужасом посмотрел и подумал, что пить мы ее будем оставшиеся три дня (команда подобралась малопьющая, а жара не располагает к крепкому алкоголю). Но ничего, через полчаса уже в бутылке чуть-чуть на донышке плескалось.

Это вот сам Ильяс. По центру в зеленой майке:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Еще в Толо оценили вариант местного фастфуда – пита с сувлаки. Это сдобная лепешка, в которую складывается палка шашлыка (есть вариант с шавермой – гиросом), небольшая порция картошки фри, лук, помидоры, соус цацики. Одна такая штука в принципе заменяет завтрак, а две – ужин. И стоит что-то вроде 1,8 евро.

Из Толо у нас было две большие вылазки – в Нафплио и в Микены-Тиринф-Эпидавр.

В Нафплио три крепости:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
(это вид из крепости Паламиди на крепости Акронафплия и Бурдзи)
но нас хватило только на одну – Паламиди. Это довольно обширное сооружение бастионного типа, построенное в начале 18го века. К крепости есть нормальный подъезд, подниматься снизу по лестнице из 999 ступенек совсем не обязательно. Местная достопримечательность – каземат (фактически каменный мешок) в котором в начале 30х годов 19-го века 11 месяцев отсидел герой греческой революции Теодор Колокотрони.

Небольшое историческое отступление. С греческой историей получается интересная ситуация. Мы знаем хорошо Грецию древнюю, еще из школьных учебников. Истории о том, как Демосфен жевал камни, Диоген сидел в бочке, а немощные спартанские мальчики выбрасывались в пропасть, входят в культурный багаж любого минимально образованного человека. Однако с концом античной эпохи древнегреческая история заканчивается, и потом (для меня, по крайней мере) – сплошное белое пятно. А ведь потом было много всего, и в частности – греческая революция (война за независимость). Кое-что о ней известно, поскольку она пересекалась с российскими событиями (Ипсиланти, Наваринское сражение и т.д.). Еще Байрон умер в Мессолонги. Но для нас это дальняя периферия исторического процесса. А для греков – ключевой и важнейший период, поскольку именно тогда сформировалось современная государственность. А ведь при чуть-чуть другом развитии событий этой государственности могло не быть вовсе.
Это я все вот к чему. Сталкиваясь с непонятными мне именами и географическими названиями, относящимися к революционной эпохе (та же улица Бубулинас в Толо), я немного почитал про те события. И хочу сказать, что это грандиозно. В небольшой период времени уместилось какое-то невероятное количество романтических, героических и трагических эпизодов. Изумляет и концентрация ярких и харизматичных личностей, творивших историю того времени. Я не буду пересказывать здесь прочитанное (это не соответствует формату отчета), но если кто заинтересуется, рекомендую почитать хотя бы в вики: про третью осаду Мессолонги («Зная, какая участь уготована турками для женщин и детей, военачальники, опустив головы, единогласно уже приняли решение перебить детей и женщин…»), Ласкарину Бубулину (в «Мертвых душах» Гоголя на стене в доме Собакевича висел портрет «героини греческой Бобелины, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные»), Теодора Колокотрони («за участие в противоправительственном заговоре и приговорен к смертной казни, но… через год совершенно освобожден и даже восстановлен в чине генерала и пожалован орденом»), осаду Триполицы («Командир маниотов, видя число турок, воскликнул «мы пропали», но убедившись в том, что окружен, он же воскликнул: «мы спасены». Оставалось или победить или погибнуть»).


Помимо крепостей, в Нафплио еще видимо-невидимо кафе-мороженых. Одно из таких заведений - Antica Gelateria di Roma - оченно хвалят на трипадвайзоре. Заглянули туда, порадовали себя и детей. И мороженое вкусное, и место интересное – этакий маленький осколочек Италии посреди греческого города. А вот с винным магазином Koronis, который должен располагаться на улице Amalias и предлагать богатый выбор немейского красного, вышел облом. Закрыт магазин, вероятно кризис его доконал.
Еще в Нафплио можно просто гулять по улицам и заглянуть в местный археологический музей. Была также мысль навестить бывший домик бывшего городского палача (крепость Бурдзи, которая на острове), но что-то я не обнаружил никаких следов сообщения между городом и островом.

Ну и напоследок немного про Тиринф с Микенами. Тиринф расположен в непосредственной близости от Аргоса. Может показаться, что смотреть там нечего – вряд ли за 3,5 тысячи лет могло сохраниться что-нибудь, достойное внимание. И действительно кроме «построенных циклопами» стен там ничего нет. Однако сами стены вполне достойны осмотра, потому что они действительно, похоже, построены какими-то великанами из гигантских блоков грубоотесанного камня без применения какого либо связующего раствора. В одном месте даже сохранилась (восстановлена) непонятного назначения арочная галерея из этих блоков:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

В Микенах есть Львиные ворота:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
и гробница Атрея/Агамемнона, про которые все знают. Остальное – зона археологических раскопок, интересная, на мой взгляд, разве что профильным специалистам. Еще есть музей. Не богатый и не обширный, но заглянуть вполне можно.
Да, еще на микенском холме есть какой-то лаз. Вообще-то он перекрыт столбиком и веревочкой, но если их сдвинуть (типа, так и было), можно спуститься глубоко вниз. Только фонарик нужен, там реально совсем темно.

Если Микены с Тиринфом находятся от Толо совсем близко, то Эпидавр – чуть подальше. Ехали мы туда сильно на авось, потому что времени шел пятый час и, судя по предыдущему опыту, все уже должно было быть закрыто. Однако повезло – Эпидавр оказался едва ли не единственным памятником с нормальным и соответствующим заявленному режимом работы.
В Эпидавре есть древнегреческий театр и археологическая зона. В театре есть неплохо сохранившийся амфитеатр и нет совсем не сохранившейся скены. Амфитеатр практически целый (за это он даже включен в список всемирного наследия), но видно, что значительные фрагменты – результат современной реставрации. Ну, можно попробовать себе представить, как две с половиной тысячи лет назад здесь ставили Эсхила, Софокла и Еврипида.
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

В археологической зоне есть остатки асклепийона и еще каких-то неведомых сооружений в абсолютно разрушенном состоянии. Тем не менее тут что-то вроде парковой зоны, туристов немного и погулять вполне можно. Есть в классической живописи такой популярный сюжет – пейзаж с руинами. Вот тут этого пейзажа – гектары и километры:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

А это мы с ионической колонной:
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

В целом можно отметить, что хотя по отдельности каждый из трех памятников (Тиринф, Микены, Эпидавр) не поражает воображение, но вместе они собираются довольно интересную и немного познавательную «экскурсию».

Долго ли, коротко ли, а наша поездка приближается к концу. В круиз на острова Гидра и Спецес мы не поехали. Он есть (этот круиз), стоит около 35 евро, отправляется из Толо 2-3 раза в неделю и занимает целый день. Цена во всех агентствах Толо одинаковая. Вроде и надо было бы, но как-то оно все откладывалось и в результате не состоялось. На самом деле наступило некоторое пресыщение от впечатлений. Перспектива осматривать акрополи Коринфа и Аргоса тоже уже не вызывала энтузиазма.

Последний день у нас выдался очень нескладным. С утра выкупались, выписались из отеля и поехали в Афины. Навигатор (он же коммуникатор) у меня к тому времени сломался, ехали за машиной друзей, а они чего-то решили гнать без остановки. Опасались, что могут не успеть сдать прокатную машину. Определенный резон в этом был, но мы проехали коринфский канал. Мимо проехали, практически и не заметив его. Обидно, блин.
В Афинах остановились в том же Лионе, причем решили номер не брать, а зависнуть у друзей (они на день позже вылетали). Вроде не было нам резона платить за сутки, потому что в 3 ночи все равно сваливать. Отельный менеджер несколько удивился этому раскладу. Типа гостей можно только до 9 вечера и все такое. С трудом объяснились и договорились. Попутно встал вопрос со сдачей машины. Без навигатора и с не очень понятным адресом гнать ее в прокатную контору было проблематично. Для себя сделал вывод, что нужно более внимательно относиться к моменту сдачи и либо сдавать там же, где брал, либо заранее что-ли съездить к прокатчикам на сдаточный пункт, чтобы избежать потом нервотрепки. Наш прокатчик, кстати, изначально сказал, что машину можно бросить у отеля. Однако не сказал, что это обойдется нам в лишних 20 евро. Ладно, деньги небольшие, решили не усложнять себе жизнь и вызвать прокатчика к отелю. В результате получилось только хуже, потому что греки люди неспешные и ждали мы агента черт знает сколько времени. И! За всей этой прокатно-отельной суматохой я забыл о самом главном. О парковке. Ведь было же написано в брони букинга, что парковки у отеля нет. В результате пока мы ждали у моря погоды машина украсилась штрафом-квитанцией на 80 евро. В общем, я этот штраф все равно не заплатил и платить не собираюсь, но настроение под финал было испорчено капитально. Правда в положительную сторону после этого сыграл поход на Монастираки, где удалось удачно закупиться фруктами и комплектом обязательных сувениров.
На этом все. Тут отчету конец, а если кому-нибудь вышеизложенное пригодится – буду рад.

Напоследок – еще три фотки. Из серии животный мир Эллады:

Козы в крепости Нафпактоса
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Кошки Мони Продрому
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)

Осёл из Мистраса
2000 км на авто по континентальной Греции (июнь 2012 г.)
Che Kushkin
активный участник
 
Сообщения: 537
Регистрация: 16.08.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 155 раз.
Возраст: 49
Отчеты: 4
Пол: Мужской




Список форумовЕВРОПА форумГРЕЦИЯ форумОтдых в Греции отзывы. Греция отдых на море



Включить мобильный стиль