Последние два года корабль путешествует по Балтийскому и Северному морям, участвуя в самых интересных морских событиях северной Европы.
Этот рассказ о приключениях команды «Штандарт» в первой половине лета-2011.
В самом начале июня, поздним вечером выйдя из Кильского канала в Балтику, «Штандарт» направился в датский город Сённерборг (Sønderborg), чтобы принять участие в гонке исторических парусников до города Фленсбург (Flensburg, Германия).
Оказалось, что в Данию корабль пришёл самым первым, и гонка назначена на следующий день — у команды появилась возможность сойти на берег и познакомиться с датской действительностью.
Постепенно в порт подходили и остальные корабли — участники гонки.
И вот, наутро, подняв все паруса, исторический флот вышел в море. Погода оказалась солнечной, жаркой, и абсолютно безветренной.
Моряки использовали все возможные паруса, чтобы поймать даже самые слабые движения морского воздуха.
Такой дополнительный парус на гроте называется по-немецки Wassersegel. Судно, его несущее — это морской гронингский тьялк De Albertha из Киля, построенный в 1891 году в Голландии. В XIX веке такие тьялки строились в Голландии повсеместно. Они имели характерные округлые нос и корму, плоское дно и большую грузоподьёмность. Тьялки использовались как грузовые суда, в основном перевозившие грузы по голландским каналам, морские тьялки совершали также плавания до Ирландии и Финляндии. Несмотря на внешнюю неторопливость, тьялк является довольно быстроходным судном. Обычно тьялки имели 1 мачту (хотя в XIX веке были и 2х-мачтовые), 2-3 кливера, большой грот на гафеле, и иногда использовались дополнительные паруса, такие, как Wassersegel на нашей картинке. Так как тьялки являлись плоскодонными судами с широким корпусом и малой осадкой, они имели пару боковых шверцов яйцеобразной формы, которые в случае необходимости опускались в воду. Известны тьялки были уже в XVII веке. Появившись во Фрисландии, со временем они распространились на побережья Северного и Балтийского морей. Использовались такие суда и в России. Инициатором строительства тьялков в России был, несомненно, Пётр I. Назывались такие суда тялками, или чалками, они использовались как транспорт для снабжения армии и флота.
Участники регаты использовали все способы, чтобы хоть немного выбиться вперёд.
Явное преимущество при штилевой погоде имели корабли с плоским дном, они и оказались в числе победителей.
К вечеру участники гонки подтянулись во Фленсбург, чтобы подготовиться к следующей регате — Ромовой. Особенность этого соревнования состоит в том, что борьба разыгрывается за второе место – оно является призовым (победителю достаётся бочонок рома). Ромовая регата во Фленсбурге — это самая крупная гонка исторических кораблей на Балтике.
Утром на борт «Штандарта» поднялись настоящие пираты, и ровно в 11 часов оглушительным выстрелом пушки фрегата «Штандарт» был дан старт гонке. Погода стояла тихая, дул слабый ветерок. На корабле весь день играла настоящая пиратская музыка, строились самые дерзкие планы нападения на другие корабли, рассказывались самые невероятные пиратские истории.
Команда слаженно работала с парусами, а с соседних кораблей «Штандарт» рассматривали восхищёнными взорами.
Вечером всех гостей Фленсбурга ждали прекрасная музыка в исполнении маленького оркестра, песни, вкусная еда на набережной, и конечно же, разнообразные сорта ароматного фленсбургского рома.
На следующий день для «Штандарта» наступила новая, интересная пора — съёмки фильма о Джеймсе Куке.
Фрегат исполнил в этом документальном немецком фильме роль корабля Кука «Резолюшн», а матросы петровского парусника превратились в матросов королевского флота Великобритании XVIII века.
Каждый находящийся на борту имел возможность ощутить себя на британском корабле того времени, пожать руку «почти настоящему» Джеймсу Куку. Команда мужественно терпела неудобства, возникшие во время съёмок — иногда нельзя было ходить по палубе, нередко нужно было соблюдать тишину, если шла запись звука. Кроме того, корабль специально раскачивали, чтобы передать в фильме всю полноту ощущений морского путешествия.
Джеймс Кук Фильм, съёмки которого продлились несколько дней, повествует о втором кругосветном путешествии Джеймса Кука (1772—1775). В экспедиции принимали участие немецкие натуралисты Иоганн Рейнхольд и Георг Форстеры (отец и сын), об отношениях которых с Куком и рассказывается в фильме.
Экипаж «Штандарта» очень правдоподобно сыграл в фильме роль британских матросов, испытывающих все лишения дальнего кругосветного плавания.
После окончания съёмок «Штандарт» покинул Фленсбург и отправился в Данию на фестиваль Tall Ships Fredericia.
Погода на переходе выдалась отличная, поставили паруса, и, казалось, сам корабль, так же, как и команда, радуется попутному ветру, яркому солнцу, голубому небу и легким волнам.
Во Фредерисию (Fredericia, Дания) прибыли рано утром 10 июня. Вечером того же дня состоялось торжественное открытие фестиваля. На берегу вдоль борта корабля выстроился почетный караул, команда «Штандарта» в исторической форме приветствовала гостей и организаторов мероприятия.
Открытие фестиваля посетил крон-принц Дании Фредерик.
Фредерисия оказалась небольшим и очень тихим городком с множеством низеньких фонтанов, которые буквально убаюкивают тебя на ходу.
Зато фестивальная жизнь бурлила с утра до позднего вечера.
Помимо посещения прибывших на фестиваль кораблей, гостям предлагалось множество развлечений: от полета на воздушном шаре до знакомства с «ручным» крабом, от выставки ретро-автомобилей до концертов самых разных исполнителей, в том числе мужского хора с норвежского корабля «Sørlandet», исполняющего морские песни-шанти.
Но настоящей звездой фестиваля был, несомненно, «Штандарт», и очередь желающих посетить русский корабль не таяла весь день.
В последней день фестиваля команда «Штандарта» приняла участие в турнире по волейболу среди экипажей парусников. Наша команда завоевала первое место!
Вечером 13 июня «Штандарт» вышел на завершающий парад парусов, и, дав прощальный салют, направился в Голландию.
В Голландии корабль ожидали съёмки ещё одного фильма — на этот раз об арктической экспедиции Виллема Баренца. О том, как проходили съёмки, можно прочитать здесь.
После их окончания корабль отправился через Северное и Балтийское море в польский город Гданьск, на фестиваль Baltic Sail 2011, где на борт поднялись школьники из Днепропетровска. Им предстояло вместе с командой «Штандарта» отправиться в увлекательное морское путешествие из Польши в немецкий Бремерхафен... но это уже совсем другая история.
Если вы хотите стать на время настоящим матросом деревянного парусника, и на своем опыте испытать подобные приключения, вот тут есть информация о том, как это сделать.