В июне 2015-го в фокусе моего пристального внимания оказалось небольшое островное государство Шри-Ланка, известное многим, как остров Цейлон. Формат путешествия выбран таким же, как и в предыдущие мои поездки в Норвегию и Германию. Велосипед и палатка – это свобода передвижения, дух авантюризма и прекрасная возможность увидеть страну изнутри за минимальные деньги. Особый интерес к Шри-Ланке обусловлен моими взглядами на образ жизни и естественное питание. С точки зрения фруктоедения в последнее время мне наиболее интересны страны тропических и экваториальных широт. Шри-Ланка оказалась самой доступной: и по расстоянию, и соответственно по деньгам. Июнь – низкий сезон для этого региона. Европейские туристы предпочитают отправляться в эти края в зимнее время года. Зато июнь представляет большой интерес с точки зрения сезонности фруктов. Несмотря на близость экватора, некая сезонность фруктов здесь все же наблюдается. Меня интересовали, прежде всего, ананасы, манго, мангостины, дуриан, для потребления которых июнь является как раз подходящим месяцем.
Прямых перелетов в Шри-Ланку на этот период не предлагалось. "Моей" авиакомпанией оказалась арабская Etihad Airways (с пересадкой в Абу-Даби). В ней сошлось все, что мне было нужно: дружественные требования к перевозке велосипеда (у других авиакомпаний эти требования были малоприемлемыми для меня), наличие фруктового питания на борту, низкая цена. По акции цена билета составила всего 19500 рублей, включая 30 кг багажа, в которые я достаточно легко уложился вместе с велосипедом без всяких доплат. Причина такой низкой цены – специфическая ситуация, сложившаяся вследствие сильной турбулентности курсов рубля и валют. В зимний период произошло катастрофическое падение рубля, и последующее резкое сокращение потока туристов из России вынудило многие авиакомпании пойти на снижение цены в евро на предложения специально для России. А в дальнейшем рубль резко укрепился, и зафиксированная цена в евро привела к таким приятным итоговым ценам. Ланкийцы, кстати, тоже удивлялись такой стоимости перелета. Говорили, что перелет в Индию в течение всего часа стоит около 12 000 рублей, а тут расстояние 7000 км и 10 часов в воздухе за такие деньги!
Данная авиакомпания предложила сервис на очень высоком уровне. Персональный экран с тач-скрином не давал скучать все 20 часов в воздухе (в обе стороны): игры, фильмы на русском, аудиобиблиотека, подробная статистика перемещения, географические карты разной детализации, две видеокамеры, установленные на самолете: "глазами пилота" и "панорамная" (строго вниз). Каждому выдавались качественные наушники и плед. Вообще, за все перелеты я сталкивался с неудобствами только на территории аэропорта Домодедово. В Абу-Даби и Коломбо все прекрасно организовано!
Во время подготовки к велопоходу был изучен опыт других велопутешественников из России. Таковых набралось совсем немного, но среди них нашлись весьма качественные и подробные отчеты, которые помогли мне в подготовке и планировании. В качестве навигационного устройства я решил использовать смартфон с установленной программой Locus Pro (пожалуй, лучшая на сегодня по функционалу программа для работы с GPS и картами) и закачанной в него оффлайн-картой Шри-Ланки. В результате я остался очень довольным этой связкой, которая особенно пригодилась при ориентировании в городах.
В общем, одной из главных целей моего путешествия было сырое фруктоедение. И началось оно уже в самолете. Меня потчевали дыней, ананасом, арбузом, папайей и т.п. Перелет прошел строго по расписанию. В аэропорту с труднозапоминаемым названием Бандаранаике по прибытию я поменял 300 долларов на 39300 рупий (остаток можно было при сохранении чека вернуть по этому же курсу, но мне эта возможность не пригодилась), купил местную SIM Dialog за 500 рублей, из которых за 2 недели периодических звонков и SMS в Россию я не истратил и половины. Для большей наглядности буду указывать цены именно в пересчете на рубли. SMS в Россию стоит около 1,5 рублей, минута разговора – 4 руб.
И вот ранним утром еще затемно я ступил на землю Шри-Ланки. И сразу на меня обрушилось цунами впечатлений. Я впервые оказался на этих широтах нашей планеты, и меня накрыло ощущение совершенно иной реальности. Все здесь было совсем другим, непривычным, начиная банально с воздуха. Насыщенный ароматами, влажный, жаркий даже в темное время суток. Следующее впечатление – удивительное богатство флоры и фауны. Даже в районе аэропорта все вокруг улюлюкало, свистело, пищало, кричало. В темноте виднелись порхающие над столбами и экзотическими деревьями птицы разных размеров. Ну, и, конечно, местная публика усилила впечатление, что я на другой планете. Стоило только мне заняться сборкой велосипеда в сторонке, в укромном, как мне показалось, месте, как меня сразу же взяли в плотное кольцо с десяток любопытствующих аборигенов. Вскоре замкнулось и второе кольцо. Так мне сразу пришлось привыкать к излишней любопытности и отсутствию какой-либо стеснительности у местного населения. Надо признать, что если Вы – любитель уединения и ревностно оберегаете свое личное пространство, то в Шри-Ланке Вы можете столкнуться с определенным дискомфортом. Все путешествие я, видимо, являл собой для местных нечто экзотичное и очень притягательное, и изобилие внимания к моей персоне в течение всего пребывания на острове становилось иногда напрягающим. Хотя большую часть времени я справлялся с этим непривычным ощущением.
Итак, мой план был таков. С аэропорта около 36 км добраться до столицы Коломбо своим ходом на велосипеде, чтобы затем на поезде заброситься в высокогорную центральную часть острова. А оттуда двигаться в сторону севера через основные культурные достопримечательности острова: Нувара Элия, Канди, Дамбулла, Сигирия, Полоннарува. В основном передвижения осуществлялись с потерей высоты, что имеет особое значение для велосипедиста. В этом была идея первой части моего плана.
До Коломбо я добрался хорошо и с удовольствием. Частично по второстепенным дорожкам, частично по основной трассе. В Шри-Ланке огромное количество собак, большая часть которых праздно валяется на обочинах дорог. Причем, они и глазом не ведут, когда ты проносишься в нескольких десятках сантиметров.
Привыкнуть к левостороннему движению мне не составило не малейшего труда, если говорить о передвижении на велосипеде. Но переходя дорогу, как пешеход, я каждый раз входил в ступор, куда смотреть вначале: влево или вправо! Видимо, сказывалось, что я, вообще, очень редко перехожу дорогу, как пешеход, в т.ч. в России.
С раннего утра движение слабое, передвигаться комфортно. Вопреки опасениям, утро выдалось безоблачным. Здесь необходимо сказать несколько слов о климате острова. На Шри-Ланке ярко выраженный муссонный климат. Половину года (с ноября по апрель) дует северо-восточный муссон, половину года – противоположный юго-западный. Таким образом, одну половину года на юго-западном побережье устанавливается сухая погода и малое волнение океана, в то время как на северо-восточном муссон нагоняет с океана дожди, а океан постоянно штормит. В другую половину года – все строго наоборот. Поэтому в июне в районе Коломбо (на юго-западе) регулярно идут проливные тропические дожди (часто по несколько раз за день). И, исходя из этих особенностей климата, я сделал ставку на перемещение в основном по восточной части острова после осмотра достопримечательностей в центре. В этом была идея второй части моего плана. Надо сказать, что ставка не особенно сыграла, т.к. я принимал во внимание исключительно вероятность осадков, но совсем не обращал внимания на температуру воздуха. Вот здесь меня ожидали не самые приятные открытия, но об этом будет сказано далее.
Пока же под ласковым утренним солнцем я бегло ознакомился со столицей острова и оказался у ж/д вокзала. Интересно отметить, что согласно распространенному мнению в Шри-Ланке самые низкие в мире цены на общественный транспорт! Я склонен скорее согласиться. Мой переезд с Коломбо в центр острова оказался дорогим – 140 руб. – только потому, что я взял билеты во второй класс (в третий было бы дешевле, но там слишком большая давка), и также, потому что смотрителю на станции вздумалось с меня взять дополнительно деньги за большой багаж. Без доплаты за велосипед билет изначально стоил 75 руб. На станции пришлось попотеть. Во-первых, на входе слишком узкие турникеты, было нелегко протиснуться с багажом и собранным велосипедом, во-вторых, на перроне очень тесно. Вероятно, сказалось и то, что была суббота, и местные отправились на выходные за город. Кстати, в Шри-Ланке официальных выходных в месяц на один больше, чем у нас или в Европе. Помимо субботы и воскресенья есть так называемый день Poya, который приходится на полнолуние. Этот день посвящен медитациям. Какой замечательный обычай! Я бы от такого не отказался…
Ну, а дальше мы понеслись по острову. Состав гордо возглавлял самый настоящий ... паровоз! Крейсерскую скорость я замерил по навигатору – около 80 км/ч! Вагоны на такой скорости швыряло из стороны в сторону, вверх и вниз со страшной силой! А теперь самое пикантное – двери у вагонов закрывать не принято! Более того, из каждого дверного проема обязательно кто-нибудь свисает. Поучаствовал и я в этом аттракционе. Честно говоря, не по себе, хоть и захватывающе... Никакой техники безопасности! Хотя… С их-то перенаселением...
Как водится, в пути завязалось много знакомств. Один из попутчиков оказался очень образованным и блеснул знанием не только имени нашего президента, но и того факта, что он возглавляет рейтинг самых влиятельных политиков в мире, рассказал о дружественных дипломатических отношениях СССР и Шри-Ланки, угостил меня ананасом, приправленным солью и перцем...
Наш дружный поезд, пробираясь через тесные джунгли, забирался все выше и выше. И вскоре мы оказались среди бесконечных чайных плантаций. Словосочетание "Цейлонский чай" уже давно стало нарицательным брендом, показателем качества. Действительно, для острова выращивание чая – дело номер один (опережает производство риса, корицы, текстиля, рыболовство и туризм). По количеству экспорта чая этот маленький остров уступает только двум гигантским странам – Китаю и Индии. Однако, мало кто знает, что чай здесь стали выращивать относительно недавно – около 170 лет назад. Это колонизаторы англичане сделали неожиданное открытие, что выращенный на горных склонах чай обладает невероятно ярким насыщенным вкусом. Сразу же все кофейные плантации были заменены чайными. И с тех пор остров известен на весь мир и особенно любим англичанами за самый лучший в мире черный чай.
Горный регион славится также высокими красивыми водопадами, в частности, здесь есть 3 водопада высотой свыше 200 метров! Но они были в стороне от моего маршрута, а я рассматривал вариант сойти на небольшой станции в полутора километрах от невысокого, но одного из красивейших водопадов Шри-Ланки – водопада St.Claire. Уже в пути я узнал, что за последнее время водопад стал менее красивым, т.к. сказалось недавнее возведение дамбы около него. Более того, когда я подъезжал к станции, я его прекрасно разглядел из поезда и обнаружил, что вода грязно-желтого цвета... А значит, красивых фото не получится. В общем, я окончательно укрепился во мнении, что водопад не стоит того, чтобы выходить раньше, и из-за этого впоследствии набирать высоту своими силами. И я проехал еще несколько километров до станции Нану Ойя. Это ближайшая станция к высокогорному городу Нувара Элия, расположившемуся на высоте ок. 1900 метров над уровнем моря. Мне предстояло за 8 км от станции до города набрать около 300 метров высоты. И это был единственный такой набор за все мое путешествие. Конечно, со свежими силами я решил эту задачу легко и играючи.
Двигаясь вверх по серпантину, я постоянно слышал приветственные звуковые сигналы от водителей и от всех, кто находился у дороги. Порой возгласы "Hi!", "Hello!", "How are you?", "Where are you from?", "Where are you going to?" доносились откуда-то с вершин холмов, и я даже не всегда видел, кто со мной здоровается. Вообще, это один из самых характерных моментов моего путешествия. Весь поход со мной непрерывно здоровались все подряд. При всей моей воспитанности и вежливости, признаюсь, к концу похода я настолько устал здороваться и отвечать на одни и те же расспросы, что позволял себе их игнорировать в тех случаях, когда интересующийся человек не находился в пределах видимости. Кстати, эти шаблонные вопросы вовсе не означали, что интересующийся владеет английским.
Ближе к вечеру я достиг Нувары Элии. Кстати, местные произносят название "Нурэлия", и я тоже очень быстро привык так произносить. Этот регион называют Маленькой Англией не зря. Шри-Ланка была английской колонией с конца 18 века по середину 20-го. "Город света", а именно так переводится "Нувара Элия", был построен как раз в период владычества Англии. Все здесь напоминало об Англии: английский городской сад, архитектурный стиль основных зданий в центре города, поля для гольфа и крикета, клубы верховой езды, теннисные корты. Ну, и погода... Это единственный регион острова, где климат достаточно близок к нашему: днем при солнечной погоде ок. +24, ночью ок.+16. Благодаря такой непрекращающейся весне, в городе много различных санаториев и SPA-отелей. Собственно говоря, и сама история города началась со строительства англичанами здесь санатория. Англичане, вообще, очень уважали этот самый высокогорный регион острова, т.к. только здесь климат позволял выращивать привычные для них овощи и ягоды (например, клубнику).
На подъезде к городу я начал искать место для первого своего ночлега на земле Шри-Ланки и убедился, что найти ровный плоский участок земли для установки палатки где-то в стороне от дороги просто невозможно. Я свернул с основной дороги в деревеньку, надеясь получить подсказку у местных. Здесь меня ожидал полный провал. Слетевшиеся на меня стаи деревенских совершенно не владели английским. Если слово "sleep" и соответствующий жест еще вызывали какое-то осознание, то понятие ночлега в палатке мне так и не удалось до них донести, несмотря на всю мою жестикуляцию и навыки из игры "Ассоциации"...
В общем, добрался я до самого города, где удалось довольно быстро найти ровные площадки. Я договорился с коневодами и расположился на ночлег на практически идеально постриженном английском газоне... Коневоды очень сильно волновались за мой ночлег, т.к. по их словам ночи здесь очень холодные, и я, несомненно, замерзну! Ну, конечно! Напугали ежа, сами знаете чем... Это у нас нормальная ночная температура, вообще-то...
Я позволил себе хорошо выспаться, немного помедитировать, и не спеша собрал свой лагерь в компании забавного щенка и грациозных лошадей. Отсутствие жестких планов и спешки были ключевыми организационными моментами этого похода. Таким образом, я избежал ошибок своих предыдущих походов. Зависимость от планов, жестких сроков и целей способна превратить поход в изнурительную гонку.
Центр города я осмотрел поверхностно. Прикупил недорогой местный чай на развес. Высокогорный чай с региона Нувара Элия имеет наиболее яркий и насыщенный вкус среди всех цейлонских чаев. Когда я обратился к местным за советом, где выгодно купить местный чай, меня качественно проконсультировали и тут же поведали, что знают обо мне, и что я прибыл вчера поездом на станцию Нану Ойя! И это был не единственный подобный случай за время моего путешествия по Шри-Ланке.
В городе фрукты оказались дорогими, зато ассортимент рынков был очень привычным для жителя средней полосы – преобладали обычные для нас овощи. Помидорчики по 20 руб. за килограмм меня очень порадовали своим ярким вкусом и ароматом!
Рядом с городом находится наивысшая точка Шри-Ланки – 2524 метра над уровнем моря, но она охраняема и закрыта для посещения.
Дальнейшая моя дорога лежала на север в сторону города Канди. Предстоял столь сладостный для велосипедиста затяжной сброс высоты... Скоростной спуск подарил море незабываемых эмоций! Просто какое-то "Йохууу!!!" и "Вау!!!" Этот слалом очень напомнил мне горные лыжи. В крутых поворотах серпантинов я закладывал корпус так, что разве не чиркал рюкзаком по асфальту. К слову, общий вес моего груженого велосипеда составлял около 40 кг. Удивительно, но мой велосипед оказался самым быстрым транспортным средством на серпантине! Конкурировать со мной могли только мотоциклы. Легковушки, джипы, не говоря о тук-туках и грузовиках – все они оставались позади! Дело в том, что в крутые повороты они входят на очень малой скорости, мне уже удавалось за счет закладывания корпуса проходить повороты быстрее. В общем, выдалось очень техничное и спортивное катание. Техничность заключалась в том, что обгоны были очень нетривиальны. Ведь на прямой все разгонялись, поэтому обгоны были возможны в основном на поворотах, где приходилось маневрировать очень собранно, т.к., во-первых, видимость крайне ограничена, во-вторых, обгоняемые могут не ожидать обгона в таком месте и попросту не заметить меня.
В общем, шикарный аттракцион со скоростями 30-55 км/ч мне удался на все 100. До сих пор от воспоминаний дух захватывает!
По пути в горной части продавалось много авокадо по цене 40 руб. за 3 штуки. Плоды были очень крупными, но и с очень крупной косточкой. Стоит ли говорить, что они были божественного вкуса. Так же, как и везде по всей Шри-Ланке вдоль дороги постоянно продавались желтые кокосы – крайне популярное питье. Одного кокоса (15-20 руб.) хватало, чтобы напиться до отвала (около полулитра сока). Это те же самые кокосы, какие мы привыкли видеть в наших магазинах, только сорванные до того, как сформируется твердая скорлупа. Кокосы в скорлупе тоже продаются, но используются для приготовления молока с помощью специального бура для вырезания мякоти и блендера.
Вскоре я добрался до одной из самых известных высокогорных чайных фабрик с обширнейшими чайными плантациями – Mackwoods Labookelie. Здесь около фабрики нашелся и дегустационный зал, где я напился до неприличия разных сортов черного чая. К залу примыкал большой магазин. Далеко недешевый, к слову сказать... Ну, понятно, раскрученное туристическое местечко... Но здешний чай, бесспорно, поистине королевского качества, что и подтверждал своим взглядом с фотографий на стенах Его Королевское Величество Принц Уэльский Чарльз, дегустирующий горячий напиток. Представлен здесь и зеленый чай, но все же особую гордость являют собой разные сорта черного чая. Все согласно английским традициям...
По мере того, как я спускался с гор все ниже, легкость ощущения от прохладного воздуха потихоньку растворялась. Я все больше погружался в тяжелый жаркий воздух субэкваториального государства. По пути я избавился от части теплых вещей, которые были мне нужны только на время путешествия по горному прохладному региону. Вообще, одна из ярких черт Шри-Ланки – наличие на таком небольшом острове огромного количества разных климатических поясов: от плодородных ливневых джунглей до засушливых пустынь.
Ближе к Канди я выехал на очень загруженную трассу. Канди – второй по величине город острова после Коломбо. Это последняя столица сингальского государства. Первыми колонизировали остров португальцы, потом их сменили голландцы. В течение трех этих веков Канди сохранял статус столицы, поскольку колонизаторы больше интересовались побережьем, и не особенно активно претендовали на центр острова. Но в 19 веке пришли англичане и полностью подчинили остров себе. В этот момент Канди и утратил статус столицы. Местные часто называют город "Нувара", что означает просто "город". Его окрестности запомнились мне ужасным трафиком и дикой загазованностью. Такая вот самая что ни на есть перенаселенная Азия...
Проехав мимо ботанического сада, я принялся искать ночлег уже в черте города. Попадались красивые лужайки, но они оказывались в собственности каких-то департаментов да ведомств. Наивный, я пытался было договориться с охраной, но безуспешно. В общем, опять поиски ночлега затягивались. Я свернул на небольшую второстепенную улочку, надеясь найти место вдоль реки. В итоге оказался в совсем бедном районе, где и разговорился с одной местной девушкой по имени Кумари. Скоро из всех окрестных домов ко мне выбежала вся ее огромная семья. Их желание, чтобы я остался на ночлег с палаткой на их территории, меня тронуло. Спустившись по крутому каменистому склону прямо к реке, я обнаружил одну более-менее пригодную площадку для ночлега с небольшим уклоном. Еще прежде, чем я огласил решение о своей остановке здесь, они затеяли глобальную уборку, собирая мусор в окрестностях и расчищая мне площадку от веток и камней. Славные, душевные, добрые люди! Мне ничего не оставалось, как расположиться здесь... Кумари бросилась с огромным воодушевлением знакомить меня с каждым членом семьи, забавно запинаясь и путаясь в словах. "I'm your brother!", радостно сообщила мне она, указывая на молодого парня. При этом имела в виду, что он – ее брат! К счастью, в их семье нашелся молодой паренек по имени Садаруван, который более-менее сносно владел английским. Но и он каждую фразу начинал со слов "I am...". Регулярно подбегал ко мне со словами "I am help you!"
Он оказался игроком регбийной команды Канди и с гордостью продемонстрировал мне на своем смартфоне видеоклип с Фейсбука, посвященный его команде. Вообще, надо отметить, что как и в других странах, исторически тесно связанных с Англией, в Шри-Ланке огромную популярность имеет крикет. Во время всего моего путешествия я очень часто проезжал мимо полей, на которых проходили матчи по крикету. Второй по популярности вид спорта, пожалуй, волейбол.
Садаруван настойчиво вызвался проводить меня до ближайшего магазина. Супермаркет порадовал разве что кондиционированным воздухом. В остальном ассортимент был очень похож на ассортимент наших супермаркетов с дефицитом вкусных зрелых фруктов. Несмотря на то, что вся Шри-Ланка продавала на каждом углу дешевые зрелые сочные ананасы, здесь продавали такие же зеленые, какие продают у нас. Через некоторое время я заметил, что Садаруван замер с вожделением у полочки с ... яблоками. "Любишь яблоки?" "Еще бы!" – судорожно сглотнув слюну, выпалил он. Как я понял, для них это экзотика заморская!
На кассе, впрочем, я испытал некое изумление. Из чека со многими позициями суммарно на 400 руб., ок. 250 руб. пришлись на несколько яблочек. Что ж, цена только подтвердила их экзотичность. Подарил немного экзотики Кумари и Садарувану в благодарность за ночлег!
Утром я оставил вещи в палатке и налегке проехал обратно к Королевскому Ботаническому саду в Перадении. Это один из самых крупных ботанических садов во всей Азии, и бесспорно яркая достопримечательность Шри-Ланки. По парку я гулял более двух часов. Особая гордость сада – уникальная коллекция орхидей самых невероятных и причудливых расцветок и форм. Для россиян особый интерес представляет и мемориальная аллея. Здесь растут деревья, посаженные различными знаменитостями, в основном азиатскими принцами, королями, королевами, президентами. Любопытно, что на самой заре закладывания этой аллеи, второе по порядку дерево (Iron tree, Железное дерево) посадил русский принц Николай Второй (ставший царем 4 года спустя). Нашел я и дерево, посаженное Юрием Гагариным. Неказистое такое, маленькое деревцо. Говорят, что перестало расти точно в год смерти первого космонавта планеты. Несколько аллей разных видов пальм, очень красивый японский сад, заросли гигантского бамбука, уникальный 160-летний фикус Бенджамина с огромнейшей кроной, да и просто множество редких и необычных видов цветов и растений – побродить по тенистым тропинкам было приятно.
Следующая достопримечательность Канди, включенная в мою программу, – священный храм Зуба Будды. Шри-Ланка очень гордится, что обладает уникальной и, предположительно, единственной сохранившейся частицей праха великого просветленного. Зуб хранится в отдельной строго охраняемой комнате, которую иногда открывают на время молитв и подношений. Но и в это время сам зуб обычным людям увидеть не удается. Увидеть через открытую дверь можно лишь золотую ступу, в которой в шести ступах, вложенных одну в другую, и хранится реликвия. Причем, увидеть можно только двигаясь в очереди, но не останавливаясь (т.е. в течение 10-15 секунд). Интересно, что на особом положении здесь тайцы и японцы – граждане стран, которые оказали значимую финансовую помощь этого храму. Им по предварительной договоренности позволяют зайти в святую комнату.
Раз в год в июле-августе во время большого 10-дневного фестиваля реликвию выносят и торжественно провозят на слоне во время красочного шествия, в котором участвуют многие тысячи людей. У буддистов увидеть этот зуб своими глазами – истинная мечта.
Однако, на самом деле, история с зубом вовсе неоднозначна. После кремирования тела Будды в Индии в 6 веке до н. э. одному из его учеников удалось выкрасть из праха зуб, и со временем, спрятанный в волосах принцессы, зуб переехал в Шри-Ланку в Анурадхапуру. Впоследствии, зуб немало попутешествовал, в частности побывал в 12-м веке опять в Индии, но, в конечном счете, оказался в Канди. Зуб становился все более значимым, как символ суверенитета. Ему приписывалась волшебная сила. Считалось, что владелец реликвии может править островом. Этакое кольцо всевластия. Но в 16-м веке, будучи в дурном настроении, колонизаторы-португальцы вторглись в храм и захватили этот зуб, после чего вывезли его в Индию и там назло сингалам ликвидировали в католической печи... Но на это сингалам нашлось, что ответить! Спустя некоторое время, они заявили, что португальцы отобрали у них не настоящий зуб Будды, а его копию! И настоящий зуб якобы до сих пор хранится у них...
В 1998-м году группировкой «тамильских тигров» был организован теракт у входа в храм, но я не увидел никаких признаков этого. Все было аккуратно восстановлено. Правда, теперь храм обнесен дополнительным забором с металлодетектором на КПП.
Ходить по территории храма в обуви запрещено, можно босиком или в носках. Обязательно должны быть прикрыты колени и плечи. Это общие правила посещения всех храмов в Шри-Ланке. Охрана меня на КПП еле пропустила из-за того, что на ногах под шортами были компрессионные тайтсы, которые она никак не хотела принимать за брюки. Ну, в общем, с горем пополам все-таки пустили... Тем более, я приврал, что обычных брюк у меня нет, а посетить такое святое место мне очень хочется.
У кассы ко мне привязался личный гид. Вообще, таких гидов и всяческих помощников слоняется в местах туристической активности по всей Шри-Ланке в избытке. И я старался обходиться без их помощи. Но в этот раз я не стал отказываться от услуг, и веселый мужичок много чего рассказал мне об истории здешних мест, а еще анекдот про Обаму.
Храм большой и очень красивый. Его значимость для буддистов Шри-Ланки переоценить невозможно. Считается, что за свою жизнь каждый буддист должен совершить хотя бы одно паломничество к храму.
Интересно, что в непосредственной близости расположены индуистский храм и католическая церковь. В этом вся Шри-Ланка. Ведь и на государственном флаге разные цвета означают разные религии. А вообще, гораздо чаще государственного на глаза попадался полосатый буддистский флаг.
После осмотра храма я за один присест проглотил два спелых ананаса средних размеров, после чего несколько дней не мог на них смотреть.
Около храмового комплекса я заглянул в местный ДК, где ознакомился с местной самодеятельностью. Какого-то невероятного впечатления национальные танцы в национальных костюмах на меня не произвели. Хотя номера с огнем, наподобие хождения по огню, смотрелись интересно!
После концерта меня встречали незнакомые мне люди, которые уже знали многое обо мне и моих планах. Шептали на ухо предложения угоститься марихуаной.
Вот так пролетел весь световой день. Ночевать в центре Канди в мои планы совсем не входило. И мне надо было, во что бы то ни стало, выбираться из города. Потемну, маневрируя в пробках и задыхаясь в выхлопных газах, я не без труда выехал из города. Добрую службу сослужил смартфон с Locus Map Pro! И даже с ним пришлось немного поплутать, т.к. движение в городе сложно организовано. Много дорог с односторонним движением. Светофоры с нагрузкой не справляются, поэтому на всех значимых перекрестках стояли полицейские-регулировщики. Еще интересно отметить, что повсеместно на острове не принято пропускать пешеходов на «зебре».
Пока ехал в интенсивном трафике, проблемы освещения не возникало, но оказавшись за несколько километров от города в полной темноте, я понял, что передний свет у меня не достаточный, чтобы безопасно ехать дальше. И здесь мне неожиданно подвернулся вариант с ночевкой в буддистском храме! Монахи оказались очень гостеприимны, и я расположился прямо в центре просторного храма пред светлым ликом Будды. Еще одна преисполненная аутентичного эксклюзива ночевка! В благодарность подарил монахам большой ананас.
Следующий день был посвящен переезду в Дамбуллу, еще один значимый с точки зрения культурного наследия город. Здесь тоже был сброс высоты, только постепенный: с 500 до 200 метров над уровнем моря. Дорога, конечно, была относительно загружена, но не так, как в окрестностях Канди.
Автобус на дорогах Шри-Ланки – это царь и Бог. Носятся они на каких-то нереальных скоростях, постоянно вылетая на "встречку", непрерывно сигналят, распугивая всех и вся. Двери, разумеется, не закрываются, как и в случае с поездами. Интересно, что автобусам не свойственно останавливаться на остановках, если только там не стоит женщина. Процесс посадки в автобус мужской части населения выглядит так. Автобус скидывает скорость около остановки. После того, как открытая дверь проезжает мимо стоящих на остановке пассажиров, они делают рывок за автобусом, постепенно набирая его скорость. Как только они догоняют открытый дверной проем, резво хватаются за поручень и запрыгивают внутрь! Скорость автобуса при этом никак не 5 км/ч, а раза так в 3 выше. Много встречается и школьных автобусов. Существует обязательная школьная форма для детей. Верх всегда белый, а низ либо белый, либо синий (шорты мальчиков). Образованию в Шри-Ланке уделяется очень большое внимание.
Постоянное использование звукового сигнала – особенность, характерная не только автобусам. В городах творится настоящее безумие. Очень редко бывает, что в течение 10 секунд ты не слышишь ни одного звукового сигнала. Особенно с учетом того, что каждый обгон (в том числе велосипедиста) они обязательно сопровождают звуковым сигналом.
Вдоль дороги часто встречаются сады специй (Spice gardens), куда меня постоянно зазывали.
Ближе к Дамбулле на "кокосовом пит-стопе" я случайно разговорился с водителем одной легковушки, который выглядел довольно респектабельно. Он оказался адвокатом и с интересом расспросил меня о путешествии, поинтересовался впечатлениями и поделился своим мнением: "Наша страна очень счастливая, мы небогаты, но везде ты видишь улыбки, искренних людей, красивую природу. Здоровье нации становится все лучше...". Стоит отметить, что, вообще, все ланкийцы – большие патриоты и стремятся так же привить другим любовь к своей стране.
Адвокат почему-то предположил, что я француз. За оставшуюся часть похода меня еще один раз предположительно назвали голландцем, 4 раза – японцем, и 2 раза попали прямо в точку.
В Дамбуллу я приехал задолго до темноты, но поздновато для осмотра основной достопримечательности – Золотого храма Будды и комплекса пещерных храмов. Заехал поглубже в частный сектор, где и познакомился с замечательной женщиной по имени Кэндини. Она позволила мне комфортно расположиться у нее в саду. В моем распоряжении оказался и уличный душ, которым я с удовольствием воспользовался. Вода в нем была достаточно теплой, соответствующей температуре окружающей среды. Интересно, кто-нибудь в Шри-Ланке знает о существовании водопровода с горячей водой? Туалет в Шри-Ланке представляет собой отверстие в полу, выведенный сбоку невысоко над полом кран и ведро. Никакой туалетной бумаги я ни разу не видел (ну, номера отелей и гестхаусов я не учитываю, конечно).
Кэндини все беспокоилась, комфортно ли мне и не нужно ли чего... Дважды приносила мне бутылку с водой из холодильника. Кстати, о воде. Местные смело пьют водопроводную воду. Однако, ее вкусовые характеристики хуже некуда – присутствует отчетливый привкус хлора. Поэтому после того, как я покинул горный регион с чистой водой в ручьях, старался пить бутилированную воду.
После душа я познакомился и был просто очарован племянницей хозяйки – 14-летней Лимейшей. С ней мы проболтали не менее часа. Открытость, искренность, столь характерная для детей любознательность – это вдохновило меня на долгий разговор. Лимейша углубленно изучает английский, поэтому общалась с упоением, и никак не отпускала меня в палатку. Расспросила обо всех друзьях и родственниках, о России, в свою очередь поведала мне, что на моем пути будет национальный парк Миннерия, и в том районе вдоль дороги в вечернее время есть шанс увидеть диких слонов. Надо сказать, что слоны – это отдельный и особенный пункт в моей программе. Одной из моих целей было непременно повидать слона в диких условиях. Вот и известный путеводитель Lonely planet, закачанный мной в электронную книгу, подтвердил, что Миннерия славится большой популяцией диких слонов, оленей и аистов.
Кэндини и Лимейша так и остались единственными за весь мой поход ланкийцами, которые стремились к правильному английскому произношению. В целом, население либо совсем не владеет английским, с чем я постоянно сталкивался впоследствии в бедном восточном регионе, либо владеет, но c таким ужасным произношением, что понять было проблематично.
Ранним утром состоялось мое знакомство с Золотым храмом, над которым возвышалась грандиозная статуя сидящего Будды. Богатая отделка этого храма состоялась благодаря финансовой помощи Японии. Местные утверждают, что это крупнейшая статуя Будды в мире, но авторитетное издание Lonely planet беспристрастно указывает, что это преувеличение. От храма по длинной лестнице я поднялся к вершине горы (150 метров над храмом). Перед КПП на вершине местные дельцы организовали бизнес: заставляют каждого иностранца разуться, а обувь сдать на платное хранение. Причем, разуться и оставить обувь без присмотра или взять с собой категорически не разрешают. Я заранее знал об этой хитрости и провернул свой трюк: снял обувь и убрал в рюкзак метров за 30 до этого места. Местный смотритель за обувью настолько этого не ожидал, что все равно громко меня, босого, окликнул и недовольно потребовал, чтобы я незамедлительно снял обувь и сдал ему.
На вершине в скале расположены в ряд 5 пещер с многочисленными фресками и статуями Будды. Пещеры отличались только размерами и, соответственно, количеством статуй. В каждой из пещер находилась большая статуя лежачего Будды. Суммарное количество статуй Будды впечатляет – около 150! Интересно, что в пещерах можно найти и статуи индуистских богов, в частности, Вишну и Катарагамы. История пещер отсчитывается с 1 века до нашей эры. С тех пор пещеры пополнялись экспонатами при участии правителей разных эпох.
Отсюда на горизонте отчетливо просматривалась гора Сигирия с хорошо узнаваемым профилем – плоской наклоненной вершиной. Именно она и была следующим объектом моего интереса. Из Дамбуллы до Сигирии я очень удачно проехал совершенно пустой узкой дорогой с шикарным асфальтом. Впервые встретил велотуриста на своем пути. К моей радости он оказался швейцарцем! (Со Швейцарией меня связывают особые отношения.) Сигирия – настоящий символ и гордость Шри-Ланки, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Действительно, исключительно необычное место. Над равниной на 200 метров возвышается скала, которая являет собой не только впечатляющее геологическое образование, но и представляет высочайший археологический интерес. На плоской вершине находятся развалины древнего храма, а вокруг скалы раскинулся Королевский сад, состоящий из водных и каменных садов и террас.
Правительство Шри-Ланки придерживается политики высоких входных цен для иностранцев и за последние годы несколько раз поднимало цену в долларах. Ощущения не самые приятные, когда видишь разницу входного билета для местного и иностранца в 80(!) раз. Так, вход в Сигирию местному обходится в 20 руб., а мне обошелся в 1600 руб. И это только вход, безо всякой экскурсии.
Правда, в охране комплекса есть одна брешь, которой воспользовались и которую описали в Интернете некоторые наши соотечественники, попавшие в Сигирию бесплатно. Я так же решил попробовать пройти этот квест. Самое уязвимое неохраняемое место обозначено несколькими знаками об опасности. На одном из них забавное предупреждение, что здесь можно наткнуться на крокодила!
Мимо призраков крокодилов, как и описано предшественниками, я смог проникнуть на территорию за первый кордон охраны. Однако, в итоге оказался на дороге, где, видимо, туристы пешком редко ходят, и сразу же привлек внимание первого же проезжающего мимо на скутере охранника. В общем, меня вежливо проводили на выход. Как известно, лучшая оборона – нападение, и я обрушился на охранника с суровой критикой их ценовой политики. На купленном позже билете я обнаружил надпись «Спасибо Вам за столь щедрый вклад в поддержание и развитие мирового достояния». «Да, пожалуйста!... Чего уж там… Обращайтесь…»
На вершину ведет каскад лестниц. Подъем на 200 метров под жарким солнцем всем без исключения давался нелегко. На полпути к вершине есть часть скалы, на которой хорошо сохранилась пара десятков древних фресок, на которых изображены дородные полуобнаженные женщины. На самой же вершине остались только многочисленные фундаменты различных сооружений. Место, разумеется, богато на всякие легенды. Основная легенда гласит, что здесь были крепость и дворец. А Lonely planet рассказывает, что археологи всю эту красивую историю признали мифом, т.к. никаких признаков крепости и дворца не обнаружили. Очевидно, здесь просто когда-то находился буддистский храм. Так же и с фресками. По легенде это наложницы короля, однако, более реалистична версия, что корни здесь религиозные и ведут в индуизм. Известно, что в Индии тоже есть древние фрески, на которых изображены эти же персонажи.
Прогуливаясь среди развалин на вершине, я не без удовольствия услышал русскую речь. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что эта пара, Сергей и Женя – мои земляки из Тулы! Да еще и общие знакомые нашлись. Воистину мир тесен!
Спустившись, я быстренько посетил музей и направился из Сигирии дальше по маршруту – в направлении Полоннарувы.
По узкой однополосной дороге с идеальным асфальтом я выехал из окрестностей Сигирии. Вначале я миновал ряд небольших деревушек. Как раз в тот момент, когда я понял, что надо останавливаться на ночлег, населенные пункты закончились, и дорога пошла через джунгли. Некоторое время вдоль дороги я еще видел колючую проволоку под напряжением, но вскоре и она закончилась. Темнота наступала с той быстротой, которая характерна только лишь экваториальным широтам. Неожиданно я увидел, как в лес уводит грунтовка, и что-то меня дернуло свернуть на нее. Я почему-то предполагал, что она меня быстро приведет к какой-нибудь постройке. Густая крона деревьев надо мной мгновенно сомкнулась. Меня подбрасывало на многочисленных торчащих корнях, то и дело приходилось наклоняться и уворачиваться от ветвей, которые норовили меня сбросить с велосипеда. Наступающая ночь обдавала меня своим жарким дыханием, а джунгли принимали в свои плотные объятия... И вдруг в ужасе я экстренно ударил по тормозам и замер в оцепенении...