Если в горы, то только в Альпы! – так решила в прошлом году после поездки в Австрию. В этот раз выбор был сделан в пользу Швейцарии, регион Юнгфрау, что в районе Интерлакена. Дело в том, что поездка в этот регион было давнишней мечтой, еще, пожалуй, до того, как встала на лыжи, но сложилась поездка только сейчас.
По организации поездки. Перелет в Цюрих. Потом на поезде куда угодно Мой отель был расположен в деревне Гриндельвальд. Поезд едет прямо из аэропорта с пересадками в Берне и Интерлакене. Поезда в Швейцарии меня не разочаровали, в отличие от Австрии по ним действительно можно сверять часы, все комфортно, расписание согласовано, где только можно. Билет купила заранее на сайте - http://www.sbb.ch/en/ хотя это было лишним, вполне можно было купить и на месте. Билет действителен в определенный день, но время конкретное не указывается, что очень удобно при стыковке с самолетом.
Регион Юнгфрау – это регион катания в районе гор Eiger, Monch и Jungfrau, который включает в себя 3 зоны катания: First, Kleine Scheidegg-Mannlichen и Murren – Schilthorn. Впрочем всю информацию можно посмотреть на сайте http://www.grindelwald.travel/en/welcome.cfm? Скипасс можно купить только на одну зону или на все сразу, кроме того есть вариант First и Kleine Scheidegg- Mannlichen. Подъемники на First находятся в самом Гриндельвальде (2 мин пешком от моего отеля), на Mannlichen идет скибасс, собственно это тоже в Гриндельвальде, только ж/д станция ближайшая Grund. Kleine Scheidegg – это ж/д станция в горах, туда идет поезд из Гриндельвальда – проезд на поездах включен в стоимость скипасса, и на этом поезде едет много лыжников, ехать 30 мин. Там, во-первых, так же есть склоны для катания, кроме того, оттуда идет поезд на Top of Europe. В стоимость скипасса не входит, но билет продают за 50%, если есть скипасс. Билет дорогой, полная стоимость что-то вроде 112-120 CHF, ехать 30 мин. Schilthorn – это место съемок фильма про Джеймса Бонда На секретной службе ее Величества, из Гриндельвальда ехать долго и муторно – через Kleine Scheidegg, потом еще час до Lauterbrunnen, там на автобусе ехать минут 10 до подъемника. Если кататься там, то селиться нужно соответственно или в Lauterbrunnen, или Wengen – из Wengen можно ездить и в Kleine Scheidegg и в Mannlichen есть подъемник, или в Murren – это вообще очень прикольная деревня, которая находится уже практически на горе, и там нет машин – но я видела только из кабинки подъемника, с точки зрения логистики показалось не очень удобно.
Общее впечатление от катания и инфраструктуры: все как и в Австрии, но дороже. Рестораны в самом Гриндельвальде в общем сопоставимы по цене с Австрией, но вот столовки самообслуживания на горе реально дороже. Собственно какие-нибудь спагетти с томатным соусом – 15 CHF, фастфуд с картофелем фри в районе 20 CHF, чай 5 CHF и т.д. Это все именно в столовке, не рестораны. Есть в Гриндельвальде супермаркет. Жила в отеле, который по уровню сопоставим с Австрийским, однако было большое преимущество, что находился в самом центре, рядом с подъемником. А по цене раза в 3 дороже. Очень простой номер, в номере туалет и раковина, а душ на этаже общий – стоил 85 CHF за одноместный номер. Правда в Австрии мне случайно удалось найти такой халявный отель, а в Швейцарии не получилось. По магазинам не ходила. В остальном скипассы, билеты и т.д. особой разницы с Австрией не почувствовала, хотя точных цен уже не помню и не сравнивала. Еще особенность. Швейцария больше заточена под туристов, а не лыжников. Можно подняться на самый верх без лыж. В Австрии с самого верха (где смотровые площадки и пр.) только на лыжах. В Швейцарии много людей катается на санках. Ну и на Top of Europe и Schilthorn едут просто туристы.
По катанию. Мне понравилось катание на First и Mannlichen – там и каталась в основном. Для начинающих и среднего уровня вполне себе ничего. В Schilthorn очень красивые горы – вообще пока туда ехала, в какой-то момент пожалела, т.к. много времени на дорогу, а мысль была – что я там нового увижу (уже после Top of Europe, например), - увидела! Реально очень красиво и как-то по-другому. По впечатлению места кажутся более дикими, и удаленно-нереальными что ли.. Не такими облагороженными. Я там вообще каталась мало, а просто сидела на террасе с кружечкой глинтвейна и медитировала. Недостаток, что подъемник с кабинкой, в которую набивается много людей (в т.ч. и просто туристов) сколько влезет и подниматься стоя, еще и с пересадками на промежуточных станциях. На First и Mannlichen такого нет. Поэтому впечатление двоякое – я бы в другой раз, может быть, и поехала бы туда, чтобы жить рядом и кататься, но не люблю такие кабинки. Поэтому не поеду, лучше в Гриндельвальд. Но на день вполне интересно получилось. С самого верха только одна черная трасса кстати – посмотрела на нее, оценила, и каталась ниже по синей
В Гриндельвальде рядом с ж/д станцией есть спортивный центр и информационный центр. Есть интернет, на сайт Гриндельвальда бесплатный – я там погоду смотрела. Много всяких буклетов, расписаний и пр. Есть какое-то спа или бассейн – не ходила, не вникала. Очень большой закрытый каток.
Теперь лирика
В первый день была отвратительная погода, туман, снег, ничего не видно. На трассах много снега, я еще и уехала куда-то, куда никто не ездил. Получила свою дозу адреналина, я такое люблю. Именно на First трасса, она не сложная, т.к. синяя, но снега казалось по колено, палок обозначающих трассу почти не видно из-за тумана и людей вообще никого. Мысли были, как бы не сбиться с трассы, да когда же она закончится, а не сойдет ли тут случайно лавина откуда-нибудь, откуда должна сойти лавина видно не было, горы вообще не просматривались. В принципе в Австрии я каталась и в еще более жестких условиях, но не в первый же день по незнакомой трассе! Ну ни че, вроде жива пока Потом ехала там же в более благоприятных условиях с прекрасной видимостью и сбилась-таки с пути, свернув на черную 14, но одумалась вовремя. Судя по следам лесенкой наверх сбилась я не первая. На второй день на Mannlichen туман начал рассеиваться, и на третий день в горах была отличная солнечная погода до конца поездки, при том что в самом Гриндельвальде было то пасмурно и дымка, то вроде солнце. Лично мне очень понравились трассы 1 на First и 3 на Mannlichen.
Второй день на Манлихен. Туман рассеивается и открываются горы.


First










Top of Europe ИМХО чисто для туристов развлечение, для лыжников такое можно увидеть не только там, в Австрии виды на леднике были не хуже. Дорога идет в туннеле – так что во время движения ничего не видно, только две остановки с обзорными площадками делает поезд и все. На верху, конечно, очень красиво было, ощущения присутствия на небе, море облаков и над ними горы, уходящий вдаль горизонт. Ледник прикольный - голубой - можно рассмотреть под снегом (ледник Алеч). Есть Ice Palace.
Kliene Scheidegg




Вершина Европы
...птички



...небо

...ледник





Фото Гриндельфальда
ж/д станция



Шилторн







