Предисловие. Вообще, изначально планировалась каталка на курорте Jasna (Ясна) в Словакии, и уж там я все изучила досконально: была забронирована хорошая гостиница, изучены расписание ски-басов, цены на подъемники, отзывы о термах и т.д. К сожалению, из-за некоторых задержек с оформлением документов, сыну нельзя было выезжать за пределы Польши, а ведь это был долгожданный отпуск всем семейным составом. И вот, в последнюю неделю перед поездкой пришлось судорожно искать хоть какие-то доступные варианты в Закопане. Мы же хотим на этих каникулах кататься! Еле-еле нашли приемлемый по бюджету приличный вариант размещения – гостевой дом Willa pod Stokiem.

Оказалось, что совсем рядом (около 400 метров) с нашим домиком находится замечательный склон Harenda (Харэнда). Забегая вперед, хочу отметить, что это лучший из доступных для катания сложный склон по нашей версии: только там были черная и красная трассы.
Закопане был одним из пунктов нашего путешествия, до него мы отметили Рождество в Люблине, поскольку именно там уже 2.5 года учится наш сын. Про Люблин и другие посещенные города (Краков, Величка, Познань, Варшава) писать не стану, поскольку уже размещала здесь на форуме довольно подробный отчет о путешествии по Польше. В этот раз мы добавили к списку посещенных городов Познань, но отдельного отчета данный город, как мне кажется, не заслуживает (сугубо наше личное мнение).
Добираться до Закопане было непросто: ранним утром (практически ночью) из Люблина 5,5 часов на автобусе до Кракова, там же на авто/жд вокзале забрали арендную машину и поехали до Закопане - добирались примерно 2 часа.
Мы ехали и не знали, чего ожидать, поскольку наслышались про отсутствие снега, неразвитую инфраструктуру и слабые трассы. Складывалось впечатление, что Закопане – это для начинающих лыжников или просто для семейного отдыха. Были также опасения, что людей будет слишком много, поскольку ехали в промежутке между Рождеством и Новым годом. Из-за спешки не составила план катания по склонам, да и информации по склонам было крайне мало. На слуху были только Губалувка, Носаль, Поляна Шимашкова и Каспровый верх.
Небеса сжалились над нами и послали относительно неплохое место проживания, чистую дорогу туда и обратно и самое главное – СНЕГ! Вдобавок мы открыли для себя несколько относительно неплохих склонов, о которых и собираюсь рассказать.
Про не катание. В первый же день съездили на Gobalowka (Губалувку), где сильно расстроились - снега-то нет!
Сначала решили подняться пешком, снега до обидного мало

Вот такое месиво внизу станции

Гора Гевонт с крестом на вершине. Место паломничества.

Подъемник, довольно много народа туда помещается, ценник дороговат.

Зато детям весело кататься на ватрушках.

С тоской думала об упущенной поездке в Ясну, вспоминала обо всем, что планировали…. Но потом мы поднялись на вершину Губалувки на канатке и там увидели катающихся лыжников. "Ура!!! " воскликнули мы )) Есть жизнь на Марсе (с)



Также обязательным пунктом вне катания значилась Krupowka (Круповка) – самая туристическая улица в Закопане. Там весело и очень вкусно.


Про катание. Нам удалось добраться до следующих склонов: Gobalowka (Губалувка), Nosal (Носаль), Kasprowy Wierch (Каспровый верх), Harenda (Харэнда), Polana Szymaszkowa (Поляна Шимашкова) и Suche (Сухэ). Сначала расскажу про плохое.
Gobalowka (Губалувка). Толпы людей, выглядевший стихийным базарчик, которые располагается от моста до канатки, конские цены за подъем на вершину. Наверху нами были обнаружены лыжные подъемники, на которых было совсем немного людей. Так уж получилось, что с подъемниками типа «швабра», «бугель» и «таблетка» я не дружу, предпочитаю кресельные. Поэтому особо не рассматривала вариант катания на Губалувке (и правильно сделала, есть места лучше).
Nosal (Носаль). На этот склон у нас были больше планы, его хорошо видно из разных точек Закопане – широкий склон с приличным уклоном, заявлен как FIS. Добрались мы туда на второй день и обнаружили, что красавец FIS закрыт, а доступны куча маленьких зеленых трасс для совсем начинающих.
Вот таким нам предстал Носаль.

Kasprowy Wierch (Каспровый верх). Во-первых, до него довольно непросто добираться, причем нужно оставлять машину далеко от подъемника. Не поняла, как там вообще решать вопрос со снаряжением: тащить на себе в гору все это добро 10 раз устанешь. Зато по дороге прекрасные виды и тишина. Во-вторых, мы съездили туда аж 2 раза и оба раза не попали на подъемник, из-за погодных условий Каспровый Верх открыт далеко не в любой удобный момент. Во время нашего пребывания это был период с утра до обеда, который мы, конечно, тратили на катание. В общем, нам очень хотелось хотя бы полюбоваться видами с вершины, но не сложилось.
А теперь про хорошее.
Harenda (Харэнда). Он был самым интересным, как ранее упомянула. Склон не раскрученный, информации практически никакой, поэтому там почти совсем нет людей! Подъемники классные, кресло на 4-х. Учитывая, что у себя мы катаемся на сложных трассах (обычно ездим на Бельдерсай - кто был, тот знает, о чем речь), то считаем себя лыжниками уровня выше среднего и поэтому были приятно удивлены, обнаружив, что на Харэнде надо кататься не сломя голову. За 3 часа ноги забились по самое не хочу: в этот день еще не было снега, трасса жесткая, почти везде лед. На следующий день взяли уже вечернюю каталку - это непередаваемо здорово! Шел снег, играла музыка, на склоне около 10-15 человек, в общем, было необыкновенно хорошо. Очередей нет совсем, контингент катающих – серьезные люди, никто никому не мешает.
Схема трасс.

Верхняя станция.

На склоне

Первый день катания, снег только начал идти. На следующий день трасса была великолепна.

Вечернее катание, фото специально, чтобы можно было оценить угол склона.

Polana Szymaszkowa (Поляна Шимашкова). Единственное место из посещенных, о котором нашла упоминание на форуме. Там довольно хорошо, два кресельных подъемника: на 4-х (для начинающих) и на 6-х (для среднего уровня). Кресло оборудовано колпаком, который спасает от ветра и снега – это очень удобно. Мы как раз катались в такую погоду, так что оценили. Людей гораздо больше, чем на Харэнде, особенно после полудня. Контингент разнообразный – от начинающих до среднего, иногда натыкаешься на группы товарищей, располагающихся прямо на трассе. Особенно это напрягает, когда вылетаешь на них после уклона – так и не поняла логику подобного поведения. Трасса по большой части – синяя, хотя заявлена как красная+синяя. Много длинных пологих участков, на которых приходится помогать себе палками, зато можно отрабатывать технику. Несмотря на валящий снег, все пушки работали на полную мощь.
Схема трасс.

Касса школы катания, сбоку от нее обычные кассы для ски-пассов.

Верхняя станция.

Непонятно, почему этот участок заявлен красным.

Один из длинных, довольно скучных выкатов.

Вот кататься в снег я люблю.

И снег валит, и пушки работают.

К полудню набирается прилично много людей.

Вторым в моем рейтинге идет Suche (Сухэ), на которым катались последний день. Там спокойная синяя трасса с красным участком в самом конце (правда, на карте она помечена как полностью синяя), снег приятный -сочетание натурального и искусственного, пушки работают. Контингент катающихся примерно такой же, как и на Поляне Шимашковой. После 12 собирается толпа, приходится стоять в очереди минут по 10, что довольно обидно – скипасс-то покупается на определенное количество часов. В отличие от Поляны Шимашковой на Сухэ нет длинных пологих участков, а практически все время небольшой уклон, в конце трассы, как уже сказала, довольно крутой спуск, на котором классно разгоняться.
Схема трасс.

Креселка.

Уклон небольшой, но приятный.

Только в начале трассы есть пологий участок.

В ясный солнечный день после двух снежных дней кататься тоже очень здорово!



Про систему ски-пасс. На Губалувке, Каспровом Верхе и Носале, по всей видимости, свои собственные карты, но ручаться не стану, поскольку мы на них не катались. А вот Харэнда, Поляна Шимашкова, Сухэ и Witow Ski (Витув Ски) объединены в единую сеть ски-пассов, то есть можно купить пропуск на любом из этих склонов и потом при необходимости докупать на них часы или дни. Есть залог за карту, который перед выездом легко вернуть в любом из этих пунктов, мы брали изначально в Харэнде, потом пополняли на Поляне Шимашковой, а депозит вернули уже в Сухэ. Катались обычно следующим образом: утром с 09:00-10:00 до 12:00-13:00. Также брали вечернюю каталку с 18:00 до 21:00. В период между 12:00 до 17:00 слишком много людей, так что мы комбинировали утреннее и вечернее катания, в промежутке отдыхали, обедали и набирались сил.
Про снаряжение. Поскольку кроме горнолыжного отдыха была запланирована куча других мест с обилием переездов, то снаряжение брать не стали (не представляю, как бы мы все это тащили на себе), а взяли только одежду: куртки, штаны, маски, перчатки и термобелье. И на склонах, и в самом Закопане огромное количество вариантов проката. Самые дорогие – при склонах. Разброс цен на любой кошелек, мы вообще нашли прокат по 15 злотых в день за лыжи+ботинки+палки: лыжи были неплохие, а вот ботинки не первой свежести. С другой стороны, все было целое, сидело хорошо, так что мы не жаловались.
Про питание. Мы жили на окраине, но все равно было несколько вариантов где покушать + магазины. Завтракали у себя в домике, обедали и ужинали уже где душа попросит. В самом центре городка, конечно, выбор огромный. В любых поездках мы предпочитаем местную кухню, так что в Закопане брали вкусную и питательную польскую еду и, конечно, гжане пиво или вино.
Такую порцию даже двоим тяжело одолеть.

Гжанэ пиво с малиновым сиропом.

Особенно хотелось бы рассказать про трафик. Дело в том, что в Закопане исключительно двух полосные дороги, очень часто можно попасть в пробку. Если жить в Поронине, а кататься ездить в Закопане (причем любой склон), то учтите, что на переезде через мост постоянно туча машин. Удовольствие сомнительное. С другой стороны, несмотря на постоянную загруженность главной дороги, вас обязательно пропустят, если вы пытаетесь въехать на нее с второстепенной, то есть ждать практически не придется. Культура вождения приятная, никто не подрезает, не лезет – это большой плюс.
В целом, нам очень понравилось, тем более сказочно повезло с погодой: снег шел во все дни нашего катания, а вот в дни переездов дороги были чистые. И по дороге в Закопане, и обратно в Краков дорога была свободна, зато навстречу ехала плотная колонна. То есть период между праздниками – оптимальный вариант.
Закопане рекомендую однозначно! Задавайте вопросы, буду стараться оперативно отвечать.